Урок №18.Решение задач
Цель урока. Закрепить знания при решении задач, сформировать навыки расчета количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества.
Содержание опроса. 1. Объясните процесс плавления кристаллического тела на основе учения о молекулярном строении вещества. 2. Как рассчитать количество теплоты, необходимое для того, чтобы нагреть тело до точки плавления, а затем полностью его расплавить? 3. Что называют удельной теплотой парообразования? 4. Как рассчитать, какое количество теплоты выделит пар, если его обратить в жидкость, а затем охладить эту жидкость до комнатной температуры? 5. Решить задачу 6 из упражнения 16.
Содержание нового материала. Решение задач на расчет удельной теплоты парообразования, количества теплоты, отданного (полученного) телом при конденсации (парообразовании). Подготовка к контрольной работе.
Домашнее задание. Повторить § 18, 20. Подготовиться к лабораторной работе № 3. Решить задачи 779, 787, 795, 827, 838, 842 из Сборника.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть регулятивными универсальными действиями при решении задач на нахождение удельной теплоты парообразования, количества теплоты, отданного (полученного) телом при конденсации (парообразовании), развивать монологическую и диалогическую речь, применять теоретические знания при решении задач, воспринимать, перерабатывать информацию в словес- ной и символьной формах, работать в группе.
Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о количестве тепло- ты, отданного (полученного) телом при конденсации (парообразовании), удельной теплоты парообразования и практической значимости изученного материала, сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения при нахождении количества теплоты, отданного (полученного) телом при конденсации (парообразовании), удельной теплоты парообразования, развивать уважительное отношение друг к другу, к учителю.
Общие предметные: применять знания об удельной теплоемкости, массе тела, температуре, удельной теплоте парообразования, удельной теплоте плавления при решении задач на расчет количества теплоты, объяснять полученные результаты и делать выводы, кратко и четко отвечать на вопросы.
Частные предметные: объяснять явление нагревания, плавления и кристаллизации тел, рассчитывать количество теплоты при нагревании тел, плавлении и кристаллизации, использовать знания о расчете количества теплоты в повседневной жизни.
Методическое руководство.
Урок посвятить обобщению знаний учащихся об изменении агрегатных состояний вещества. При разборе условий задач и их анализе используют молекулярно-кинетическую теорию для описания механизма и закономерностей агрегатных превращений.
Задачи
В комнату внесли 5 кг льда при температуре –10 °С. При этом лед растаял, а полученная вода нагрелась до комнатной температуры (20 °С). Постройте график процесса и определите количество теплоты, полученное водой и льдом от окружающего воздуха.
После решения задачи учащимся предлагаем ответить на вопрос: почему удельная теплоемкость одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях различна? Учащиеся обсуждают в парах возможный ответ, а затем всем классом анализируют результаты задачи и делают вывод.
Для получения льда в холодильных машинах испаряют жидкий аммиак. Какое количество аммиака надо испарить, чтобы из 10 кг воды при температуре 20 °С получить 10 кг льда при 0 °С?
Далее решим графическую задачу.
График какого процесса приведен на рисунке 4 — плавления или отвердевания? Как называется это вещество?
![]() |
Рис. 4
Затем разобререм несколько качественных задач.
Чем объяснить, что продолжительность варки картофеля, начиная с момента закипания, не зависит от интенсивности нагревания?
Одинаковое ли количество теплоты потребуется, чтобы превратить в пар 1 кг воды при температуре 100 °С и 1 кг воды при температуре 35 °С. Ответ обоснуйте.
В конце урока обсудить сообщения, викторины, электронные презентации, опыты. Сделаем анализ и выводы. Если не хватит времени, перенесем их на зачет.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.