Урок по физике "Планетарная модель атома"
Оценка 4.7

Урок по физике "Планетарная модель атома"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
11 кл
19.10.2024
Урок по физике "Планетарная модель атома"
Цели: раскрыть последовательность развития учения о строении атома. Рассмотреть опыт, подтверждающий сложность строения атома (опыт Резерфорда). Задачи урока: сформировать у обучающихся интерес по теме: Планетарная модель атома; продолжить формирование познавательного интереса; активизация мыслительной деятельности, формирование мышления; развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.
Урок по физике Планетарная модель атома.docx

 

Урок по физике (11 класс)

Тема: Планетарная модель атома

Цели: раскрыть последовательность развития учения о строении атома. Рассмотреть опыт, подтверждающий сложность строения атома (опыт Резерфорда).

Задачи урока:

сформировать у обучающихся интерес по теме: Планетарная модель атома;

продолжить формирование познавательного интереса;

активизация мыслительной деятельности, формирование мышления; развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: компьютеры, подключенные к Интернету, учебники, карточки-задания.

План

1.     Изучение нового материала

Проработка теоретического материала

2.     Закрепление нового материала

3.     Подведение итогов урока

4.     Рефлексия

5.     Домашнее задание

 

1. Изучение нового материала

Просмотреть видео: https://youtu.be/ckkkXcvFp1o

1. Развитие взглядов на строение атома.

Долгое время, физика накапливала факты о свойстве вещества для полного представления о строении атома. И только в XIX веке изучение атомического строения вещества существенно сдвинулось с точки покоя.

Большую роль в развитии атомистической теории сыграл выдающийся русский химик Дмитрий Иванович Менделеев, разработавший в 1869 году периодическую систему элементов, в которой впервые был поставлен вопрос о единой природе атомов.

Важным свидетельством сложной структуры атомов явились исследования спектров, излучаемые веществом, которые привели к открытию линейчатых спектров атомов. В начале XIX века в излучении атома водорода были открыты спектральные линии в видимой части спектра.

Идеи электронной структуры атома теоретически и гипотетически формулировались учёными. В 1896 году Хендрик Лоренц создал электронную теорию о том, что электроны являются частью атома. Эту гипотезу в 1897 году подтвердили эксперименты Джозефа Джона Томсона. Им был сформулирован вывод о том, что существуют частицы с наименьшим отрицательным зарядом - электроны и они являются частью атомов.

По мысли Томсона, положительный заряд занимает весь объём атома и распределён он в этом сферическом объёме равномерно. У более сложных атомов в положительно заряжённом шаре есть несколько электронов, так что атом подобен кексу, в котором роль изюма играют электроны. Распространённый термин этой модели - «Пудинг с изюмом» или «Булочка с изюмом».

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3910/20190204174509/OEBPS/objects/c_phys_11_24_1/d910a568-dff8-486d-b34b-e44d9aa55a7a.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3910/20190204174509/OEBPS/objects/c_phys_11_24_1/69150eac-8aa9-442b-9da8-03336dab7f82.png

Таким образом, к началу XX века учёные сделали вывод о том, что атомы материи имеют сложную внутреннюю структуру. Они являются электрически нейтральными системами, а носителями отрицательного заряда атомов являются лёгкие электроны, масса которых составляет лишь малую долю массы атомов. Однако модель атома Томсона находилась в полном противоречии с экспериментами по изучению распределения положительных зарядов.

Электрон – наименьшая электроотрицательная заряжённая элементарная частица

Масса покоя электрона m= 9,1·10-31кг;

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3910/20190204174509/OEBPS/objects/c_phys_11_24_1/d8ab2351-4e9c-4d17-a150-bd348eea4523.png - отношение заряда электрона к его массе.

Немецкий физик Филипп фон Ленард в 1903 году проводил опыты, в которых пучок быстрых электронов легко проходил через тонкую металлическую фольгу. На основании этого Ленард предположил, что атом состоит из нейтральных частиц или нейтральных дуплетов с совмещённым положительным и отрицательным зарядами, рассредоточенными в атоме, где большая площадь представляет собой пустоту.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3910/20190204174509/OEBPS/objects/c_phys_11_24_1/1698c31e-f13b-4787-aa6e-ca4491d10825.png

В 1904 году японский физик Хентаро Нагаока выдвинул гипотезу о том, что атом состоит из тяжелого положительно заряженного ядра, окруженного кольцами из большого числа электронов, колебания которых и являются причиной испускания атомных спектров, по аналогии с теорией устойчивости колец Сатурна.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3910/20190204174509/OEBPS/objects/c_phys_11_24_1/e5fba927-d936-445e-86b7-db73faf3c614.png

Но в физике уже более 200 лет существует главное правило: окончательный выбор между гипотезами может быть сделан только на основе опыта. Эксперименты, проведенные в первый раз Эрнестом Резерфордом, сыграли решающую роль в понимании структуры атома.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3910/20190204174509/OEBPS/objects/c_phys_11_24_1/df8f3db2-c840-456a-bfb4-83b99140be0b.png

30.08.1871 г. – 19.10.1937 г.

Эрнест Резерфорд

Британский физик новозеландского происхождения

Лауреат Нобелевской премии по химии 1908 года

Для экспериментального изучения распределения положительного заряда, а значит, и массы внутри атома Эрнест Резерфорд в 1906 г. предложил применить зондирование атома α-частицами, скорость которых составляет 1/15 скорости света.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3910/20190204174509/OEBPS/objects/c_phys_11_24_1/906a6292-d44d-4c83-b798-d82bb20e2752.png

Эти частицы возникают при распаде, например, радия и некоторых других радиоактивных элементов. Сами же α-частицы – это ионизированные атомы гелия, положительный заряд гелия в два раза больше заряда электрона +2He. Этими частицами Резерфорд бомбардировал атомы тяжёлых элементов (золото, медь и др.). Если бы электроны были равномерно распределены по всему объёму атома (по модели атома Томсона), электроны не могли бы заметно изменять траекторию α –частиц, так как размеры и масса электронов в 8000 раз меньше массы α-частиц. Точно так же камушек в несколько десятков граммов при столкновении с автомобилем не может изменить его скорость.

Изменение направления движения α-частиц может вызвать только массивная часть атома, при этом положительно заряжённая. Весь прибор размещался в сосуде, из которого был откачан воздух. Радиоактивный препарат, помещался внутри свинцового цилиндра, вдоль которого был высверлен узкий канал. Пучок α -частиц из канала падал на тонкую фольгу из тяжёлого металла. После рассеяния α-частицы попадали на полупрозрачный экран, покрытый сульфидом цинка. Столкновение каждой частицы с экраном сопровождалось сцинтилляцией (вспышкой света), которую можно было наблюдать в микроскоп.

Чтобы обнаружить отклонение α-частиц на большие углы Резерфорд окружил фольгу экранами. Сотрудники Резерфорда вели счёт α-частиц, попадающих в регистрирующее устройство при отклонении их на от первоначального направления на определённый угол φ (фи). Данные из серии опытов, за определённый период времени, приведены в таблице:

Угол отклонения α-частиц φ, °

15

60

105

150

180

Число частиц N

132000

477

70

33

1-3

Отсюда можно сделать вывод: такое поведение α-частиц возможно только в том случае, если они упруго взаимодействуют с массивным положительно заряжённым телом малых по сравнению с атомом размеров.

Позднее Резерфорд признался, что, предложив своим ученикам провести эксперимент по наблюдению за рассеянием α-частиц, он сам не верил в положительный результат. Он сравнил такой эффект с 15-дюймовым снарядом, как если бы его выстрелили в кусок тонкой бумаги, а снаряд возвратился бы и нанёс обратный удар.

Резерфорд понял, что α-частица могла быть отброшена назад лишь в том случае, если положительный заряд атома и его масса сконцентрированы в очень малой области пространства. Так Резерфорд пришел к мысли о существовании атомного ядра.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3910/20190204174509/OEBPS/objects/c_phys_11_24_1/e6c7fa8c-f6cf-4ef7-8b3b-bc04700358cb.png

Подсчитывая число α-частиц, рассеянных на различные углы, Резерфорд смог оценить размеры ядра. Оказалось, что ядро имеет диаметр порядка 10-12-10-13 см (у разных ядер диаметры различны). Размер же самого атома 10-8 см, то есть от 10 до 100 тысяч раз превышает размеры ядра. Впоследствии удалось определить и заряд ядра.

Планетарная модель атома Резерфорда: в целом атом нейтрален, в центре атома расположено положительно заряженное ядро, в котором сосредоточена почти вся масса атома. Число внутриатомных электронов, как и заряд ядра, равны порядковому номеру элемента в периодической системе Д. И. Менделеева.

Электроны движутся вокруг ядра, подобно тому как планеты обращаются вокруг Солнца.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3910/20190204174509/OEBPS/objects/c_phys_11_24_1/f3f8ede8-4dcb-4ae0-9da2-29d8a36ddc60.png

Такой характер движения электронов определяется действием кулоновских сил притяжения со стороны ядра.

Закон Кулона:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3910/20190204174509/OEBPS/objects/c_phys_11_24_1/f31ae204-0422-43b9-9902-74b91d79d460.png

qα — заряд α-частицы;

q — положительный заряд атома;

r — его радиус;

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3910/20190204174509/OEBPS/objects/c_phys_11_24_1/afafa128-3c62-490c-acc7-d1a14a2a54e7.png— коэффициент пропорциональности.

Ядро атома водорода имеет положительный заряд, который по модулю равен заряду электрона, и массу, примерно в 1836,1 раза больше массы электрона.

Размер атома водорода — это радиус орбиты его электрона

Простая и наглядная планетарная модель атома имеет прямое экспериментальное обоснование. Она кажется совершенно необходимой для объяснения опытов по рассеиванию α-частиц. Но на основе этой модели нельзя объяснить факт существования атома, его устойчивость. Ведь движение электронов по орбитам происходит с ускорением. Ускоренно движущийся заряд должен излучать электромагнитные волны с частотой, равной частоте его обращения вокруг ядра. Электроны должны приближаться к ядру, подобно тому как спутник приближается к Земле при торможении в верхних слоях атмосферы. Атом должен прекратить свое существование. В действительности ничего подобного не происходит. Атомы устойчивы и в невозбужденном состоянии могут существовать неограниченно долго, совершенно не излучая электромагнитные волны

Резерфорд создал планетарную модель атома: электроны обращаются вокруг ядра, подобно тому, как планеты обращаются вокруг Солнца. Эта модель проста, обоснована экспериментально, но не позволяет объяснить устойчивость атома.

2. Закрепление нового материала

Ответить на вопросы:

1.     Какой ученый первым изучил состав атома?

2.     В чем заключается суть планетарной модели атома?

3.     Какая модель строения атома была предложена Резерфордом

Рефлексия:  

Я на уроке

1. работал 1. понял материал

2. отдыхал 2. узнал больше,

чем знал

3.помогал другим 3. не понял

 

Домашнее задание: Учить § 74, написать конспект,

Информационные источники (основные учебники по предмету)

1.                 Мякишев Г.Я. Физика. 11класс. Учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. Н.А. Парфентьевой – М.: Просвещение, 2016. – 432 с.: ил. – (Классический курс).

2.                 https://cknow.ru/knowbase/336-521-planetarnaya-model-atoma.html

3.                 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3910/conspect/48346/


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок по физике (11 класс)

Урок по физике (11 класс)

Идеи электронной структуры атома теоретически и гипотетически формулировались учёными

Идеи электронной структуры атома теоретически и гипотетически формулировались учёными

В 1904 году японский физик Хентаро

В 1904 году японский физик Хентаро

Эти частицы возникают при распаде, например, радия и некоторых других радиоактивных элементов

Эти частицы возникают при распаде, например, радия и некоторых других радиоактивных элементов

Подсчитывая число α-частиц, рассеянных на различные углы,

Подсчитывая число α-частиц, рассеянных на различные углы,

Но на основе этой модели нельзя объяснить факт существования атома, его устойчивость

Но на основе этой модели нельзя объяснить факт существования атома, его устойчивость
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2024