Урок по формированию функциональной грамотности на тему "Англия на пути к индустриальной эре"
Оценка 4.9

Урок по формированию функциональной грамотности на тему "Англия на пути к индустриальной эре"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
7 кл—8 кл
09.02.2023
Урок по формированию функциональной грамотности на тему "Англия на пути к индустриальной эре"
Формирование знаний о становлении новой индустриальной эры в истории на примере Англии XVIII в.
Технологическая карта урока. Матюхина В.О..docx

Технологическая карта урока по предмету «Всеобщая история. История Нового времени» в 8 классе на тему «Англия на пути к индустриальной эре»

Учебный предмет

Всеобщая история. История Нового времени.

Класс

8

Учебник

Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс : учеб. для общеобразоват. Организаций / [А.Я. Юдовская и др.] ; под ред. А.А. Искендерова.

Тема

«Англия на пути к индустриальной эре»

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Формирование знаний о становлении новой индустриальной эры в истории на примере Англии XVIII в.

Задачи урока

Обучающие

 

Познакомиться с развитием экономики в Англии в XVIII в., причинами роста продуктивности сельского хозяйства; сформировать представление о закономерности перехода от

мануфактурного к фабрично-заводскому производству, научиться

обосновывать свои суждения, приводить доказательства, делать выводы на основании конкретных фактов.

 

Воспитательные

 

Вызвать у обучающихся положительное отношение к культурному прошлому, способствовать формированию у обучающихся нравственных ценностей.

 

Развивающие

 

Формировать и развивать познавательный интерес в прошлому, создать условия для развития навыков, излагать и аргументировать свою точку зрения.

Формирование УУД

1. Предметные

 

Способность применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия сущности и значения Новой истории для исторической и культурной сфер в глобальном и локальном масштабах (на примере темы «Англия на пути к индустриальной эре»)

 

2. Метапредметные

 

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать точку зрения другого, выражать свои мысли, корректировать и изменять свою точку зрения, осуществлять сотрудничество с одноклассниками и учителем.

 

Познавательные УУД: делать предположения об информации, необходимой для решения учебной задачи.

 

Регулятивные УУД: решать проблемы творческого и поискового характера, использовать дополнительные средства получения информации.

 

3. Личностные

 

Проявлять устойчивый и широкий интерес к учебной дисциплине «История», адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности и других учеников, осознавать социальную роль ученика, проявлять положительное отношение к урокам истории, давать оценку и самооценку результатам учебной деятельности.

Основные понятия

Аграрная революция, промышленный переворот, фабрика, луддизм

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная (организационный этап, этап мотивации на учебную деятельность)

 

Индивидуальная (выполнение заданий по тексту учебника)

Методы обучения

Наглядные (использование технических средств), словесные (беседа, рассказ- изложение), практические (практические задания), частично- поисковый,

Средства обучения

Проектор, раздаточный материал, учебник

 

План урока:

1. Организационный этап. Вводное слово учителя (2 мин)

2. Актуализация опорных знаний (5 мин)

3. Постановка цели и задач урока (4 мин)

4. Усвоение новых знаний (11 мин)

5. Включение учащихся в активную деятельность (11 мин)

6. Физкультминутка (3 мин)

7. Информация учащихся о домашнем задании (2 мин)

8. Рефлексия (2 мин)

 

2. Содержательная часть технологической карты урока

Этап урока, цель урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап. Вводное слово учителя (2 мин)

 

Цель:

подготовить учащихся к учебной деятельности.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

Организация своей учебной деятельности.

Личностные:

Мотивация учения

Вводное слово учителя. Учитель организует учащихся для работы на уроке, проверяет готовность класса.

- Ребята, я очень рада видеть всех вас на сегодняшнем уроке истории. Начать мне его хочется со слов французского философа Ж.Ж. Руссо: "Вы - талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…" Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в этих словах, ведь вас ждёт открытие новых знаний при изучении нового материала. 

Слушают учителя. Готовятся к уроку.

2. Актуализация опорных знаний (5 мин)

 

Цель:

создание для выполнения учащимися пробного учебного действия.

Познавательные: структурирование собственных знаний, общеучебные

(умение видеть проблему)

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Фронтальный опрос (по ранее изученному материалу- работа с текстом учебника)

1. Каковы итоги и результаты «славной революции»?

2. Какими причинами был вызван процесс огораживания в Англии? Какие он имел последствия?

3. Когда и как возникло мануфактурное производство?

4. О каких новых явлениях в развитии общества свидетельствует появление мануфактур?

Отвечают на вопросы учителя. Работают с текстом предыдущего параграфа учебника.

3. Постановка цели и задач урока (4 мин)

 

Цель:

определить тему предстоящего урока.

Познавательные:

приобретают умение ориентироваться в учебнике

Регулятивные:

принимают учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные:

проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу

Сегодня мы продолжим изучение истории Нового времени и непосредственно истории Англии! И так, что же нам предстоит сегодня изучить?

Сформулируйте цель и задачи урока, работая с текстом параграфа 8.

 

Целью нашего урока является изучение особенностей экономического развития английского королевства, в частности развития сельского хозяйства и промышленности.

План урока:

1.Ганноверы на троне. Власть у парламента. Тори и виги.

2.Британская аграрная революция.

3.Промышленный переворот. Условия и ход.

4.Положение рабочих.

Дети формулируют цель и план урока (работа с текстом учебника по плану)

4. Усвоение новых знаний (11 мин)

 

Цель:

формирование знаний о становлении новой индустриальной эры в истории на примере Англии XVIII в.

Коммуникативные:

умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.

Предметные:

Умение ориентироваться в содержании предмета

Познавательные:

формирование познавательного интереса к истории

1. Ганноверы на троне. Власть у парламента. Тори и виги.

Ребята, давайте приступим к изучению первого пункта нашего параграфа. Для этого вам необходимо самостоятельно поработать с текстом учебника и записать основные тезисы. Далее мы с вами вместе прокомментируем ваши записи в тетради.

 

 

 

 

 

2. Британская аграрная революция.

Вспомним, какие процессы происходили в сельском хозяйстве Англии в XVI—XVII вв. и чем они были вызваны?

Начнем с британской аграрной, или сельскохозяйственной революции. В XVI веке в Англии получили распространение огораживания, в XVII–XVIII веках они только усилились, несмотря на протесты крестьянского населения.

Огораживания начались из-за роста цен на английскую шерсть. Лендлорды – владельцы земель – оценив выгоду увеличения числа овец, стали превращать земли в пастбища. Участки отбирали у всех категорий крестьян. Коттеры – безземельные или малоземельные крестьяне – лишались общинных полей. Для лизгольдеров – тех, кто платил аренду за пользование землей – поднималась плата. Недовольных копигольдеров, пользовавшихся землей по договору, лишали участков.

Массовые сгоны крестьян привели практически к исчезновению мелких земельных собственников. Появлялась категория людей, владевших крупными участками. Богатые крестьяне арендовали земли у лендлордов и становились фермерами. При этом были крестьяне, оставшиеся без земли, и, соответственно, без средств к существованию. Они шли к фермерам и нанимались к ним на работу. Таким образом, капиталистические отношения постепенно проникали в английскую деревню, фермерское хозяйство вытесняло крестьянское. Складывалась своеобразная пирамида этих отношений. Верхнюю ступень занимал владелец земель – лендлорд, за ним следовал арендатор-фермер, а на низшей ступени находились батраки – наемные работники.

Задание:

Ребята, работая с параграфом 8 учебника (с. 84- 96), дайте определение понятия «революция» и определите, почему изменения в сельском хозяйстве Англии в XVIII в. можно считать аграрной революцией?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аграрная революция имела как преимущества, так и недостатки. Положительным результатом стало то, что фермеры для получения большей выгоды использовали максимально рациональные методы ведения хозяйства. Они применяли лучшие удобрения и способы обработки земли, увеличивали количество высаживаемых культур. Деревня стала приносить доход, выгодный правительству.

К тому же производимая продукция стала в бо́льших количествах и по меньшей цене поступать в город. Таким образом, рос внутренний рынок. 

Минусом стало то, что в Англии увеличилось количество безземельных крестьян, лишенных возможности работать. Фермерские хозяйства не могли принять всех желающих работников. Периодически вспыхивали восстания. Но крестьяне, лишенные земли, больше не были привязаны к какому-то конкретному месту. Формировался рынок рабочих, столь необходимый капиталистическому государству. Большинство крестьян уходили в город. Например, в Шеффилде в конце XVII века жило 4 тысячи человек, а ко времени начала промышленной революции, то есть меньше чем через 70 лет, – 25 тысяч.

Итак, что же такое аграрная революция?

 

3. Промышленная революция. Условия и ход.

Проблемный или частично поисковый метод 

Для успешного развития капиталистического производства нужны три условия: накопление богатств и потребность в создании крупных предприятий; свободные люди, лишенные средств производства; рынок сбыта товаров. Подумайте, имелись ли эти условия в Англии в XVIII в. Для аргументации своей точки зрения используйте фактический материал.

 

Задание:

Работая, с текстом учебника, выписать условия, необходимые для промышленного переворота.

 

Задание:

Работая с текстом учебника, заполнить таблицу «Важнейшие изобретения в период промышленного переворота» (раздаточный материал).

Комментирование текста учебника. Работа с текстом учебника (конспектирование основных тезисов подпункта учебника, а также их обсуждение с учителем).

 

 

 

 

Дети отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерное содержание ответа детей:

Революция - это коренной переворот в области мировоззрения, культуры, экономики; резкое изменение существующего общественно-политического устройства.

Изменения, произошедшие в XVIII в. в сельском хозяйстве Англии:

1) складывание крупной земельной собственности с капиталистическим укладом;

2) применение удобрений, производство кормовых культур, увеличение производства зерна и мяса;

3) увеличение товарооборота между городом и деревней.

Использование в сельском хозяйстве труда наемных работников и исчезновение крестьянства, рост продуктивности сельского хозяйства получили название аграрной революции.

 

Дети отвечают на вопрос учителя- это сосредоточение земли в руках крупных собственников, использование в сельском хозяйстве труда наемных работников и рост продуктивности сельского хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выписывают основные положения в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети заполняют таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Включение учащихся в активную деятельность (11 мин)

 

Цель:

включить учащихся в учебную деятельность.

Познавательные:

структурирование собственных знаний.

Коммуникативные:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные:

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

4. Положение рабочих.

Именно появление класса рабочих стало одним из первых последствий промышленной революции. Ими становились не только безземельные крестьяне, но и бывшие ремесленники, которые не могли конкурировать с набиравшими мощь фабриками.

Социальный класс – это группа людей, которые различаются по владению собственностью, способам получения дохода и ролью в обществе. Класс рабочих по собственности и доходу можно противопоставить владельцам фабрик. Появление рабочего класса говорило об углублении капиталистических отношений в Англии.

 

Самостоятельная работа учащихся

Итак, ребята, работая с параграфом учебника, расскажите об особенностях положения рабочих в Англии?

 

Луддиты

Постоянное усовершенствование машин и станков приводило к сокращению работников на фабриках. Так, например, одна прялка «Дженни» лишала работы 5 прядильщиков. Это, а также низкая заработная плата и плохие условия труда, вызывало недовольство рабочих, которое вылилось в движение разрушителей машин. В первую очередь к нему присоединились те, кто работал в текстильной промышленности, так как работники добывающей отрасли от появления машин только выигрывали, они облегчали труд рабочих. 

Участники движения называли себя луддитами, в честь Неда Лудда, который первым разбил два чулочных станка. Неизвестно, существовал он на самом деле или нет, однако среди рабочих ходили легенды о том, что он подобно Робину Гуду скрывается в Шервудском лесу. Письма с угрозами, которые получали владельцы фабрик, были подписаны именем Нед Лудд, а обратным адресом обозначен Шервудский лес. Луддиты действовали в трех графствах – Ноттингемшир, Ланкашир и Йоркшир.

Наибольшее распространение движение получило в 1811 году. Луддиты врывались на фабрики и разбивали станки, уничтожали произведенную продукцию. Они считали свои действия законными, так как новшества на некоторых фабриках снижали качество продукции, а они боролись против плохого товара. Парламент признал их действия преступлением, наказанием за которое должна была служить смертная казнь. Однако это не остановило луддитов. Хозяева фабрик как могли усиливали охрану, оставляли ночью на фабриках работников. Это заканчивалось большим количеством жертв при оказании сопротивления нападавшим.

Со временем движение луддитов пошло на убыль, но иногда вспыхивали очаги протеста в отдельных частях Англии.

Учитель: Молодцы, ребята! Давайте вместе сформулируем вывод нашего сегодняшнего занятия.

 

Выводы

1. В ходе промышленной революции в Англии произошли изменения в экономике. Производство товаров из мануфактурного стало фабричным, что увеличило количество продукции и снизило ее стоимость;

2. Изменились отношения в обществе. В английской деревне практически исчезло крестьянство. Теперь главную роль там играли фермеры, использовавшие труд наемных работников;

3. В городах с увеличением количества фабрик преобладающим слоем населения становились рабочие. А основные капиталы скапливались в руках все меньшего количества людей;

4. Англия ступила на путь создания индустриального общества.

Дети работают самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети формулируют выводы.

6. Физкультминутка (3 мин)

Личностные:

развитие навыка самоорганизации

Приступаем. Для начала

Только корпусом вращаем.

Повторяем упражненье,

Все знакомые движенья. (Вращение туловищем вправо и влево.)

Разминаем наши плечи,

Руки двигаем навстречу:

Вверх летит одна рука,

А другая вниз пока. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Раз, два, три,

Корпус влево поверни.

И руками помогай,

Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)

А теперь прыжки у нас.

Дружно скачет целый класс.

За прыжком — ещё прыжок,

Прыг да скок, прыг да скок. (Прыжки.)

Выполняют упражнения физкульминутки.

7. Информация учащихся о домашнем задании (2 мин)

 

Цель:

организовать д/р

Личностные:

развитие навыка самоорганизации

Домашнее задание

Параграф 8-читать, понимать смысл параграфа, выучить изученные на уроке термины, подготовить сообщения на тему «Джеймс Уатт», «Джеймс Харгривс», «Научные открытия 18 века».

Записывают д/р, внимательно слушают учителя.

8. Рефлексия (2 мин)

 

Цель:

создание условий для рефлексии

Регулятивные:

оценка собственной деятельности на уроке

Учащиеся работают с карточками рефлексии (Р-1)

Учитель предлагает ученикам закончить предложения:

Учитель предлагает оценить свою работу и результаты.

Обучающиеся осуществляют рефлексию.

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока по предмету «Всеобщая история

Технологическая карта урока по предмету «Всеобщая история

Формирование УУД 1. Предметные

Формирование УУД 1. Предметные

Усвоение новых знаний (11 мин) 5

Усвоение новых знаний (11 мин) 5

Познавательные: структурирование собственных знаний, общеучебные (умение видеть проблему)

Познавательные: структурирование собственных знаний, общеучебные (умение видеть проблему)

Предметные: Умение ориентироваться в содержании предмета

Предметные: Умение ориентироваться в содержании предмета

Таким образом, капиталистические отношения постепенно проникали в английскую деревню, фермерское хозяйство вытесняло крестьянское

Таким образом, капиталистические отношения постепенно проникали в английскую деревню, фермерское хозяйство вытесняло крестьянское

Аграрная революция имела как преимущества, так и недостатки

Аграрная революция имела как преимущества, так и недостатки

Для успешного развития капиталистического производства нужны три условия: накопление богатств и потребность в создании крупных предприятий; свободные люди, лишенные средств производства; рынок сбыта товаров

Для успешного развития капиталистического производства нужны три условия: накопление богатств и потребность в создании крупных предприятий; свободные люди, лишенные средств производства; рынок сбыта товаров

Комментирование текста учебника

Комментирование текста учебника

Неизвестно, существовал он на самом деле или нет, однако среди рабочих ходили легенды о том, что он подобно

Неизвестно, существовал он на самом деле или нет, однако среди рабочих ходили легенды о том, что он подобно

В городах с увеличением количества фабрик преобладающим слоем населения становились рабочие

В городах с увеличением количества фабрик преобладающим слоем населения становились рабочие

Рефлексия (2 мин) Цель: создание условий для рефлексии

Рефлексия (2 мин) Цель: создание условий для рефлексии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2023