Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей « Специальная (коррекционная) школа-интернат п. Целинные Земли».
Тема: Александр Невский и новгородская дружина
7 класс
Учитель: Т.М. Ерошенко
Тема: Александр Невский и новгородская дружина.
Цель: раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию полководца Александра Невского.
Задачи: - формирование образного представления об Александре Невском -крупнейшем государственном и военном деятеле Древней Руси; учить учащихся понимать действия и поступки людей в прошлом;
- продолжать развивать умения поддерживать беседу по оценке исторического деятеля;
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма.
Обрудование: карта, портрет, карточки-задания.
Структура урока.
I Оргмомент.
II Повторение пройденного.
БЕСЕДА:
- Какой век русской истории мы изучаем? - Как представить Русь того времени? В каком облике? А представить надо в облике пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его встревожен. Два всадника - с востока и с запада-устремились на него. Один на приземистой лошади, со щитом из бычьей кожи с натянутым луком и каленой стрелой, другой - с тяжелым копьем, одетый в рыцарские доспехи. Труднейшие обстоятельства. В них решалось - быть России или не быть. Какой же враг наступал с юго-востока?
1. Самостоятельная работа: Задание: какие даты, связанные
с
нашествием монголо-татар в XIII веке, можно составить из
данных цифр.
А)1.- 1,3,5,7,9,2,4,6,8,0
2. Стрелкой соотнеси понятие и его определение:
Баскаки верховный правитель у монголов
Хан народы, жившие в степях
Кочевники сборщики налогов
Б) 1. Задание: какие даты, связанные с нашествием монголо-татар в XIII веке, можно составить из данных цифр.
1,9,3,0, 7, 2, 4, 5, 6,8
2. Стрелкой соотнеси понятие и его определение:
Золотая Орда народное собрание
Вече тяжёлый гнёт
Иго государство, созданное монголами
на захваченной территории
В) 3. Задание: какие даты, связанные с нашествием монголо-татар в XIII веке, можно составить из данных цифр.
- 4,2,8,6,0,9,1,3,5,7
2. Стрелкой соотнеси понятие и его определение:
Дань кочевой народ
Монголы жилище монголов
Юрта ежегодный налог
- А какой же враг угрожал на северо-западе?
- Какое государство создали рыцари-крестоносцы? Кто им управлял?
III Изучение нового материала.
1. Вводное слово учителя: на предыдущем уроке вы узнали, что немецкие и шведские рыцари - крестоносцы готовились напасть на Русь и в первую очередь на богатые новгородские земли. Давайте вспомним, чем отличалось правление в Новгороде от правления в других русских княжествах?
(Князя приглашали.) Главным занятием князя были военные дела. Его власть была не наследственной. Так кого же пригласили новгородцы и почему выбрали именно его, мы и узнаем сегодня на уроке.
2.Запишите тему «Александр Невский и новгородская дружина.» 3. История русского народа знает немало славных борцов за независимость Руси, замечательных государственных деятелей и полководцев. Александр Ярославович - один из самых почитаемых героев древней Руси.
Александр Ярославович (1220-1263г.г.)
Александр Ярославович был младшим сыном Великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича. Отец дал ему в удел небольшое Переяславль-Залесское княжество. 4.Работа с учебником самостоятельно - стр.248, абзацы с первого по пятый включительно.
- Почему новгородцы пригласили Александра Ярославовича? Беседа по прочитанному:
- Сколько лет было Александру Ярославовичу, когда новгородцы пригласили его к себе?
- Найдите в тексте описание внешнего вида князя.
- Портрет - рассматривают.
- Найдите в тексте факты, подтверждающие образованность князя.
- Сразу ли Александр согласился княжить в Новгороде?
- Как называлась дружина, которой руководил князь?
- Из кого состояло ополчение, и кто его возглавлял?
5. Обобщение: Высокий рост, красивая внешность, голос который «гремел перед народом, как труба» (летопись) сочетались в Александре с большими способностями государственного деятеля, мудростью дипломата и талантом полководца.
6. Изложение учителем: К этому времени рыцари стали нападать на приграничные русские города. Построили даже новые города-крепости: Ригу, Таллин. Захватили и Псков т.к. предатель из бояр открыл рыцарям городские ворота.
Русские князья, как и с монголами, так с рыцарями боролись в одиночку.
7. Вспомните и расскажите, как были вооружены рыцари-крестоносцы.
8. А как был вооружен русский дружинник, мы узнаем на стр.250, 2-ой абзац. А теперь сравните.
9. 3-ий абзац: какая угроза
нависла над Новгородом?
10.Первые победы Александра - Псков и Изборск
IV Закрепление:
Назовите полное имя и отчество князя.
Почему новгородцы именно Александра позвали на помощь?
Что вы можете рассказать об Александре?
V Д/3: перечитать текст, ответить на вопросы, выполнить творческую работу. Инд-но: Ивану, Павлу перечитать с первого по пятый абзацы, все об Александре Невском.
Итоги урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.