Великая Отечественная война в цифрах и фактах.
Интегрированный урок истории и математики
в 7 классе
учитель математики Лычагина Л.Н., учитель истории Соломатина Л.А.
Тип урока: интегрированный урок истории и математики.
Цели урока:
1) Систематизация и закрепление знаний обучающихся по темам: «Великая Отечественная война», «Проценты»;
2) Развитие умения решать задачи, анализировать, сравнивать, рефлексировать;
3) Воспитание личности обучающихся, уважительного отношения к истории своей страны и ветеранам.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Технологии, методы и приемы
Технологии |
Методы и приемы |
Технология критического мышления, технология проблемно-диалогового обучения, информационные компьютерные технологии |
Восстановление хронологической цепочки, когнитивные методы, герменевтические методы, экспрессивные методы, оценка альтернативных точек зрения |
Ожидаемый результат (на уровне обучающихся)
Знать/понимать |
Уметь |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для |
хронологические рамки и периодизацию Великой Отечественной войны |
решать практические задачи на проценты |
формирования ключевых компетенций современного общества |
основные битвы войны |
формулировать собственную позицию |
осознания себя патриотом России |
итоги войны для СССР |
активно участвовать в разных формах работы |
выработки собственной жизненной позиции |
технологию решения задач на проценты |
оценивать качество своих знаний |
развития ценностных ориентаций личности |
Учебное оборудование
1) Карта «Великая Отечественная война»
2) Карточки рефлексии (на каждого обучающегося на красной бумаге) (см. Приложение )
3) Карточки с событиями Великой Отечественной войны (на каждую парту) (см. Приложение 1)
4) Листы для решения задач (на каждого обучающегося) (см. Приложение )
5) Магниты
6) Презентация « Великой Отечественной войны в цифрах и фактах»
7) Слайдпроектор
8) Указка
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые ресурсы |
1. Организационный момент (3 минуты).
|
Учитель истории: Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Надеемся, что мы плодотворно поработаем и достигнем того результата, который нас удовлетворит. Мы просим вас быть активными, работать на уроке. Учитель математики: Итак, как вы могли уже увидеть, тема нашего урока – «Великая Отечественная война: страницы истории». Кто может сказать, почему данная тема особенно актуальна в 2020 году? Учитель истории: Мы все хорошо знаем, что можно легко совместить историю и обществознание, русский язык и литературу, физику и математику. А как вы думаете, можно ли совместить историю и математику? Учитель истории: Есть ли другие мнения? Какой же тогда спорный вопрос мы с вами можем поставить?
|
Предполагаемый ответ обучающихся: В 2020 году исполняется 75 лет Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Предполагаемые ответы обучающихся: Да, можно, потому что… Нет, нельзя…, так как… Предполагаемый ответ обучающихся: Вопрос будет звучать следующим образом: либо история и математика совместимы, либо история и математика несовместимы.
|
Презентация сл.1
Сл. 2
сл. 3 |
2. Этап вызова (5 минут)
|
Учитель математики: Давайте сначала выясним, какие у нас представления имеются по заявленной теме. Посмотрите на слайде представлены 6 событий из истории Великой Отечественной войны. У вас на скрепке есть набор карточек с данными событиями для каждой парты (см. Приложение 1). Вам нужно сначала обсудить последовательность событий в парах. Затем на партах необходимо восстановить цепочку событий в хронологической последовательности – от самого раннего события к самому позднему. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто будут готовы первыми. У вас 1 минута. Учитель истории: Итак, ваше время истекло. Первыми справились… Выйдите, пожалуйста, к доске и при помощи магнитов выстроите из своих карточек правильную на Ваш взгляд последовательность. Учитель истории: Спасибо. Садитесь, пожалуйста. Давайте проверим, какая цепочка у нас получилась. Учитель истории комментирует цепочку, не называя правильный ответ.
Имеются ли другие мнения? В конце урока мы узнаем, чья последовательность оказалась верной. Давайте теперь попробуем вместе сформулировать цель урока. Что мы должны изучить? Что нас будет интересовать с точки зрения истории, что с точки зрения математики? Учитель математики: Итак, цель урока – изучить основные вехи истории Великой Отечественной войны сквозь призму числовых данных. Для достижения данной цели мы будем решать задачи, смотреть фильм, рассуждать. |
Обучающиеся из карточек выстраивают последовательность на партах.
Обучающиеся при помощи магнитов выстраивают последовательность из карточек на доске.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Обучающиеся предлагают варианты формулировки цели
|
Сл. 4
Сл. 5 |
3. Этап итогового осмысления и закрепления ранее изученного материала (25 минут)
|
Учитель истории: 22 июня 1941 года. Выпускники советских школ встречают рассвет. И в это время германская армия без объявления войны обрушивается на советскую землю.
Учитель истории: Великая Отечественная война прошла в своем развитии 3 периода: начальный (с 22 июня 1941 года по 18 ноября 1942 года, во время этого периода советские войска отступали), коренной перелом (с 19 ноября 1942 года до конца 1943 года, когда стратегическая инициатива в войне перешла к Советскому Союзу) и завершающий этап (с 1944 года по 9 мая 1945 года, во время этого периода страны Европы были освобождены от фашизма). (Слайд 7) Учитель математики: На слайде зашифровано ключевое слово, которое имеет прямое отношение к началу войны. Вам необходимо выполнить задания и записать в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам. У каждого из вас на партах имеется лист с заданиями (см. Приложение). Расчеты можно делать на свободном месте листа. Выполните, пожалуйста, задание № 1, вписывая в клетки необходимые буквы. Каждой букве (Б, А, С, Р, О) соответствует определенный набор чисел. Например, если ответ в таблице соответствует заданию под буквой С, то тогда вам нужно вписать во все клеточки с данным ответом букву С. На выполнение задания у вас 2 минуты. Итак, какой же ответ у нас получился? Давайте проверим. Учитель истории: Слайд 9. Итак, действительно, зашифрованным оказалось слово Барбаросса. Какое отношение имеет это слово к Великой Отечественной войне? Что это такое? План Барбаросса – это немецкий план блицкрига, то есть молниеносной войны против Советского Союза. В соответствии с этим планом были созданы 3 группы армий – «Север», которая должна была захватить Ленинград, «Центр», целью которой была Москва и «Юг», целью которой был Киев. Реализация плана Барбаросса началась успешно. К сентябрю первого года войны фашистские армии далеко продвинулись вглубь советской территории. Учитель истории: Скажите пожалуйста, какой город оказался в кольце блокады? Учитель математики: Слайд 11. Главным ужасом блокады стал голод. До войны в городе проживало 3 миллиона человек. Успели эвакуировать 1 миллион жителей. 1 миллион погиб. Чтобы решить продовольственный вопрос была введена карточная система. Норма хлеба снижалась до 250 граммов для рабочих, а для служащих и детей – еще меньше. Нам нужно решить задачу № 2 на ваших карточках. Посчитайте, пожалуйста, сколько граммов хлеба давали ленинградским детям на 1 день (см. Приложение 2, стр. 12-14). На выполнение задания у вас 1 минута. Итак, каков же ваш ответ? Учитель математики: Действительно, в день ленинградским детям давали 125 граммов хлеба. Кто может сказать, какое сражение стало первой крупной победой советских войск над фашистскими захватчиками? Учитель истории: Первой крупной победой советских войск в войне стала битва за Москву, которая продолжалась с 30 сентября 1941 года до января 1942 года. Сначала для Москвы сложилась критическая ситуация. Однако советские войска сумели выстоять и отбросить врага от Москвы. Учитель математики: Слайд 13. Под Москвой действовали 3 советских фронта: Западный, Резервный и Брянский. Нам необходимо решить задачу № 3. Вам необходимо определить общую численность войск всех советских фронтов и общее число потерь в процентном отношении (см. Приложение ). На выполнение задания у вас 2 минуты. Итак, ваше время истекло. Какова же была численность советских войск под Москвой? Сколько процентов от численности составили потери? Учитель математики: Действительно, общая численность советских войск составила 1261000 человек, а потери - 48 %. Учитель истории: Вторым этапом войны стал коренной перелом. Кто может сказать, какие битвы ознаменовали коренной перелом в войне? Коренной перелом ознаменовали битва за Сталинград, Курская битва и битва за Днепр. Учитель истории: Итак, коренной перелом начался со Сталинградской битвы, которая продолжалась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Советским войскам удалось удержать Сталинград, а с 19 ноября 1942 года начать контрнаступление. Закреплен коренной перелом в Курской битве 5 июля – 23 августа 1943 года. В результате данной битвы от немцев были освобождены Орел, Белгород и Харьков. Учитель математики: Слайд 15. т.к. завершающим сражением стала битва за Днепр Переходим к задаче № 4. Вам необходимо определить время переправы 80 танков через реку (см. Приложение 2, стр. 12-14). У вас 2 минуты. Ваше время истекло. Какой ответ у вас получился? (400 мин) Учитель истории: На завершающем этапе Великой Отечественной войны была освобождена территория Советского Союза и стран Восточной Европы. С 16 апреля по 2 мая 1945 года продолжалась битва за Берлин. 30 апреля Егоров и Кантария водрузили Знамя Победы над рейхстагом. 8 мая 1945 года в местечке Карлхорст под Берлином был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Учитель математики: Слайд 18 Война обернулась для Советского Союза огромными потерями. Для определения данных потерь мы предлагаем вам решить задания 5 задачи и заполнить пропуски в тексте. Каждому пропуску соответствует рисунок, которым обозначено задание. Когда вы получаете ответ на задание, то вписываете в текст свой ответ (см. Приложение ). Итак, ваше время истекло. Прочитайте текст, вставляя в пропуски необходимые числа. Слайд 19
Учитель истории: Всё верно. |
Смотрят видеоролик
Выполняют задания
Отвечают: Барбаросса
Предположения учеников.
Ответы учеников. Сообщение учащегося (блокада Ленинграда) (слайд 10, на фоне рассказа идет видео без звука)
Решают задачу. Предполагаемый ответ обучающихся: 125 граммов
Предполагаемый ответ обучающихся: Битва за Москву Сообщение ученика (Битва за Москву, на фоне идет видеоролик без звука) Слайд 12.
Решают. Предполагаемый ответ обучающихся: Численность советских войск составляла 1261000 человек, а потери – 48 % от численности.
Ответы учеников, предположения. Сообщение (Сталинградская битва, на фоне идет видеоролик без звука) Слайд 14
Решают задачу, один ученик решает на доске.
Слайд 16,17
Решают задачу. Предполагаемый ответ обучающихся: Война длилась 1418 дней и ночей, было разрушено 1710 городов и поселков, 70000 сел и деревень, 32000 заводов и фабрик, погибло 26500000 человек, от Москвы до Берлина пройдено 1600 километров. И если за каждого погибшего советского война объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет.(проверяют на слайде)
|
Просмотр видеоролика Слайд 6
|
4. Рефлексия (7 минут)
|
Учитель истории: А теперь давайте вернёмся к хронологической последовательности. Желаете ли вы изменить предложенную вами в начале урока последовательность событий войны?
Учитель математики: Итак, правильная последовательность событий выглядит следующим образом: нападение Германии на Советский Союз, битва за Москву, Сталинградская битва, битва за Курск, освобождение всей территории Советского Союза, битва за Берлин
Учитель истории: Теперь нам необходимо вернуться к тому вопросу, который мы поставили в начале урока. Кто может его сформулировать?
Учитель истории: Действительно, вопрос звучал следующим образом: либо история и математика совместимы, либо история и математика несовместимы. Сейчас мы предлагаем вам обратиться к карточкам рефлексии (см. Приложение). Карточки подписывать не нужно. На карточках вам необходимо ответить на данный вопрос. Для этого нужно обвести близкую вам формулу. Учитель математики: Ваше время истекло. Кто хотел бы озвучить то, что он написал?
Учитель истории и учитель математики: Мы предлагаем завершить наш урок минутой молчания. Спасибо всем большое!
|
При необходимости обучающиеся изменяют последовательность на доске и на партах.
Предполагаемый ответ обучающихся: Либо история и математика совместимы, либо история и математика несовместимы
Высказывают свои предположения. Вывешивают на доску свои версии.
Чтение стихотворения по четверостишию (каждый читает и встает - по завершению прочтения встают все) (Стихотворение) |
Слайд 20
Слайд 21.
На фоне, видеоролик. |
Список использованной литературы:
1. Страницы истории Великой Отечественной войны
2. Сообщение “Битва за Москву”
3. Сообщение “Сталинградская битва”
4. Сообщение “Блокада Ленинграда”
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.