урок по химии 9 класс

урок по химии 9 класс

docx
10.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

х9.docx

Краткосрочный план урока №

 

Раздел .

Школа:

 

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 9

Количество

присутствующих: 

Количество отсутствующих:

Тема урока

Аммиак

 

Цели обучения

9.1.4.6 записывать молекулярную, электронную и структурную формулы аммиака

9.2.1.41 знать физические свойства аммиака и составлять уравнения реакций, отражающие его химические свойства

9.2.1.42 знать способы получения аммиака в промышленности и в лаборатории, подтверждать их уравнениями реакций

Цель обучения учащихся

изучить состав и  строение молекулы аммиака, его физические и химические  свойства,  способы получения в лаборатории и промышленности, применение; познакомить с водородной связью и донорно-акцепторным механизмом образования ковалентной связи.

 

Критерии успеха

Изучат строение, физические, химические свойства аммиака; использование аммиака в народном хозяйстве;

 знает  физические свойства аммиака и составлять уравнения реакций, отражающие его химические свойства

 

 

Языковая цель

Учащиеся смогут:

- Аммиак реагирует с кислородом;

        а)без катализатора: 4NH3  +  3O2 =  2N+  6H2O

        б)с катализатором (платиновая спираль):4NH3  +  5O2 = 4NO + 6H2O

 

Предыдущее обучение

 

План

Планируемое время

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало:

10 минут

Психологический настрой.

Игра с мячом: «Я желаю тебе сегодня …» Ученик и учитель бросают мяч друг другу с пожеланием чего-либо приятного на сегодняшний день …

Устный опрос (фронтальная работа с классом).

.

Вопросы - и задания для фронтальной проверки.

1. Характеристика азота по положению в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева  

2.  Модель атома азота

3. Простое вещество азот   

4.  Почему молекулярный азот химически инертен, а атомарный – химически активен?

5. Азот в природе.

6. Какова схема круговорота азота в природе?

7. Расскажите о двойственном названии элемента №7.

8. Кто и в каком году открыл азот?

 

 

 

Стратегия

«Один лишний»

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формула аммиака – NH3, т.е. это водородное соединение азота.

Объяснение:

Атом азота образует с атомами водорода 3 ковалентные полярные связи (т.к. электроотрицательность азота больше, чем у водорода) за счет своих трех неспареных электронов; Неподеленная электронная пара атома азота способна участвовать  в образовании четвертой ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму с атомами, имеющими вакантную орбиталь;

Механизм донорно-акцепторной связи:

H3N: +    H+ = [NH4]+    образуется ион аммония

Для молекул аммиака характерно связывание их между собой в ассоциации за счет водородных связей

                                                  

Л.о № 1. Моделирование молекулы аммиака  (из стержневых шариков)

U03_15

Ответьте на вопрос:

·         Какую пространственную форму имеет молекула аммиака? (Молекула аммиака имеет форму правильной пирамиды: в углах треугольника находятся атомы водорода, а в вершине пирамиды – атом азота. Угол  между связями Н-N-Н равен 107.)

Физические свойства:

 Изучите запах аммиака в склянке.

·         Имеет ли раствор специфический запах? (Характерный резкий запах)

·         Какого цвета исследуемый раствор? (Аммиак бесцветный газ)

      Температура кипения аммиака -  -33.40С, он сжижается, а при-77.80 С превращается в твёрдое белое вещество

Аммиак хорошо растворим в воде: при 20 С в 1 объёме воды растворяется до 700 объёмов аммиака.

Д.О. «Фонтан»  При растворении в воде образуется гидроксид аммония – основание, поэтому фенолфталеин окрашивает раствор в малиновый цвет.

 

 

 

 

 

Постановка проблемы. Почему аммиак очень хорошо растворяется в воде?

Учащиеся выписывают из учебника определение водородной связи

и примеры веществ

Аммиак – ядовит.

Химические свойства:

  1. Демонстрационный эксперимент:

Проводят опыт, потирая друг о друга стеклянные палочки, одна смочена раствором аммиака, а другая – раствором соляной кислотой. Что вы наблюдаете?( Дым.)

Теперь бы вы смогли объяснить англичанам, почему между кораблем и судном противника появился едкий «дым», образовался хлорид аммония.

(записываем в опорный конспект и оформляем на доске химическое уравнение между соляной кислотой и аммиаком)

 NН3 +НСI         NН4 СI  (образование солей аммония, удобрения)

  1. Взаимодействие с оксидами ( Н2О) Оформление в опорном конспекте и оформление на доске.

 NН3  +НОН         NН4 ОН   Нашатырный спирт

  1. Взаимодействие с серной кислотой (оформление опорного конспекта и оформление на доске)

NН3     +    Н2 SО4          N Н4 НSО4    Недостаток   гидросульфат аммония

  1. Аммиак горит в кислороде (оформление опорного конспекта и оформление на доске)

NН3      +  3О2           2N2 + 6Н2О   

Применение:

·         Производство азотной кислоты.

·         Для получения аммиачной воды.

·         Производство азотных удобрений.

·         В медицине, в быту.

·         В холодильных установках.

·         Для паяния.

·         Взрывчатых веществ.

Работа в парах

1) Аммиак ____________ растворяется в воде. 
2) Раствор аммиака в воде называют ___________ водой или ___________ спиртом.
 
3) Под действием аммиака влажная фенолфталеиновая бумажка меняет свою окраску на ________________.
 
4) При взаимодействии аммиака с концентрированной соляной кислотой образуется вещество в виде клубов белого дыма, называемого _______________.
 
5) Аммиак в реакциях проявляет ______________ свойства.
6) На каких свойствах аммиака основаны методы борьбы с его утечкой?
7) На каких свойствах аммиака основано его применение в медицине, в холодильных установках?

2

1)Молекула аммиака имеет неподелённую электронную пару:

А. Одну. Б. Две. В. Три. Г. Пять.

2) Какое вещество является восстановителем в реакции

NH3 + O2 –> N2 + H2O

А. Аммиак Б. Кислород В. Азот Г. Вода

3) Аммиак не взаимодействует с:

А. Серной кислотой Б. Соляной кислотой В. Гидроксидом натрия Г. Водой

 

 

 

ФО: - самопроверка и самооценка по листу самооценки

и вставляют карточку на место нужного цвета).

 

Индвидульное работа

1.      При синтезе аммиака промышленным способом, азот объёмом 50 л. (н.у.) прореагировал с водородом, взятом в избытке. Выход продукта составил 50%. Рассчитайте объём и массу полученного аммиака.

2.      Какая масса хлорида аммония получится при взаимодействии 3 моль аммиака с соляной кислотой?

3.      Какой объём кислорода потребуется для сжигания 34 г. аммиака?

4.Азот        аммиак         оксид азота (II )          нитрат аммония         аммиак         азот

5.Напишите четыре уравнения химических реакций, в результате которых образуется аммиак.

6.  Составьте уравнения следующих реакций и назовите продукты:

ü  2NH3 + H2SO4

ü  NH3 + H2SO4

¨                  NH3 + H3PO4

¨                  2NH3 + H3PO4

¨                  3NH3 + H3PO4

Ответ:

ü    2NH3 + H2SO4 →(NH4)2SO4

 сульфат аммония

ü    NH3 + H2SO4 →NH4НSO4

гидросульфат аммония

¨                  NH3 + H3PO4 →NH4Н2РO4

дигидрофосфат аммония

¨                  2NH3 + H3PO4 →(NH4)2НРO4

гидрофосфат аммония

¨                  3NH3 + H3PO4 →(NH4)3РO4

 

 

Применение

(дифференциация)

 

 

3 текста с интервью

(для чтения  учителем)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица из учебника на А4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия «Назовите 10 слов,  

относящихся к…»

 

 

 

 

 

 

 

Конец

. Рефлексия деятельности« Лестница успеха»

1.Уверен в своих силах.

2. В основном уверен.

3.Нужно еще повторить.

4. Нуждаюсь в помощи

 

 

 

 

 

Стратегия «Светофор»

Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

 

 

К концу урока учащиеся научатся:

Проведите работу по самооцениванию учащихся спомощью Лестницы успеха в рабочей тетради.

 

Столько и подпрыгнем раз.

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

 

№2

На носочках ходят мыши.

Так, чтоб кот их не услышал.

 

 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)