Урок по химии в 8 классе
Оценка 5

Урок по химии в 8 классе

Оценка 5
docx
06.07.2023
Урок по химии в 8 классе
урок по химии8-а.docx

План-конспект урока по теме: «Амфотерные оксиды и гидроксиды».

Класс 8

Учитель химии, биологии: Ребракова Т.А.

МОУ «СШ №1 им. А.А. Драгомировой»

 

Цель урока: систематизировать знания учащихся о гидроксидах металлов; начать формировать понятие «амфотерность»; научить доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов.

Основные понятия. Амфотерность. Амфотерные оксиды. Амфотерные гидроксиды.

Планируемые результаты обучения.

Предметные. Уметь экспериментально доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов.

Метапредметные. Развивать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, формулировать выводы; развивать умения и навыки составлять уравнения химических реакций.

Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, коммуникативную компетентность в общении со сверстниками.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесные (рассказ, беседа), игровые, частично-поисковые, демонстрационные.

Демонстрации: взаимодействие гидроксида цинка и алюминия с кислотами и щелочами.

 

 

Структура урока

1.     Организационный момент…………………………………………..1 мин.

2.     Проверка домашнего задания………………………………………5 мин.

3.     Актуализация опорных знаний…………………………………….5 мин.

4.     Изучение нового материала…………………………………………20 мин.

5.     Физкультминутка……………………………………………………..2 мин.

6.     Закрепление знаний…………………………………………………..10 мин.

7.     Домашнее задание…………………………………………………….1 мин.

8.     Подведение итогов урока. Рефлексия………………………………1 мин.

 

 

Ход урока

 

1.     Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих, готовность к уроку)

 

2.     Проверка домашнего задания

Выполнить тестовые задания

1 вариант                                                                                        2 вариант

1.     К оксидам относят следующий ряд веществ:               гидроксидам

А) CuO, CuOH, Na2O;        Б ) NaOH, Ba(OH)2, KOH;     В) Na2O, SO2, NO

2.     Укажите формулу гидроксида железа (III)       гидроксида железа (II)  

   А) FeOH;                Б)Fe(OH)2;              В) Fe(OH)3       

3.     Какой оксид относится к основным                               к кислотным

             А) CaO;                    Б) SO2;             В) CO

4.     Укажите нерастворимое основание                                    растворимое

А) гидроксид натрия;      Б) гидроксид кальция;    В) гироксид бария

5.     Установите соответствие:

1)    Na2O     А) Mg(OH)2                         1) SO2            А) H2SO4

2)    CaO       Б) Cu(OH)2                        2) CO2            Б) H3PO4

3)    MgO       В) CuOH                           3) P2O5           В) H2CO3

4)    CuO        Г)NaOH                             4) SO3           Г) H2SO3

               Д) Ca(OH)2                                              Д) HNO3

Допишите уравнения химических реакций

NaOH  +  H2SO4  =……+…… ;               Mg(OH)2   = …+…….

CaO +  H2O = …. ;                                   NaOH  + Mg2SO4  =……+…… ;                          

3.     Актуализация опорных знаний

Ребята, сегодняшний урок мы начнем со встречи с необычным животным. Я буду называть его признаки, а попробует догадаться о ком речь:

1.     Не очень красивое, но очень важное в природе животное?

2.     Если весной, ты услышал его голос, значит, будет тепло или пойдёт дождь?

3.     Живет в двух средах обитания  живых организмов?

4.     Название класса этого животного получил самолет приземляющийся на воду, и машины высокой проходимости?

5.     Эта подсказка, самая лёгкая: Консумент 2-го порядка, съевший консумент 1 –го порядка (зелененького цвета)?

Конечно же, я веду речь о лягушке. Принадлежащей к классу Амфибий или Земноводных.

Земноводные

Данное слово образовано путем сложения двух слов.  Каких?

         Или другой пример из истории, у древних греков были особые кувшины, в них они хранили вино или прах умерших, или использовали как декоративные вазы. Как же назывались эти сосуды?

 

 

Совершенно верно. Амфоры. Как вы думаете почему эти сосуды так назвали? Могли ли они стоять самостоятельно?

АМФИБИИ, АМФОРА, Что же обозначает приставка ?.....

АМФО - (гр. amphi вокруг, около, собеих сторон, оба)- приставка обозначающая –двоякий.

Возникает вопрос,  а при чем здесь химия? Может уже кто-то догадался?

Сегодня мы познакомимся с веществами, которые обладают и кислотными, и основными свойствами, проявляя их в зависимости от того с чем реагируют.

 Но сначала давайте вспомним,  на какие классы делятся вещества? (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли)

Выполните следующее задание. Назовите вещества, а правильно ли вы указали класс,  определит компьютер.  По этой схеме, цвета у веществ, соответствуют цвету класса к которому относится вещество записанное на формуле.

Записываем в тетради тему нашего урока: «Амфотерные оксиды и гидроксиды».

 

4.     Изучение нового материала

Вам предстоит серьёзная работа, а в качестве помощников мы используем систему цветных символов и схемы, отражающие химические свойства веществ.

В основе системы цветных символов лежит способность человека запоминать понятия и термины, ассоциируя их с цветом. Вспомните цветовые схемы разных типов реакций.

Давайте вспомним, какой цвет приобретают кислоты и основания, если к их растворам добавить лакмус? (красный, синий)

Поэтому кислоты( кислотные оксиды) мы будем изображать красным цветом, а основания- щелочи  и основные оксиды- синим.

Теперь на доске  записаны схемы правил ( в тех же цветовых решениях), а вы постарайтесь подобрать примеры  уравнений реакций. Работаем в группах (парах), потом 2 человека выполняют задание у доски.

 

Основной оксид  + Кислота  =  Соль   + Вода

       CaO       +    2HCl      =      CaCl H2O 

 

 

Кислотный  оксид   +    Основание = Соль  + Вода

       CO2       +    2NaOH     =   Na 2CO3    H2O 

Не случайно центральная часть доски у нас пока пустует. Там осталось место для особых соединений, их название произошло от греческого слова amphoteros, означающего « и тот и другой».

Амфотерность - способность соединений проявлять либо кислотные либо основные свойства, в зависимости от того с чем они реагируют.

Амфотерных соединений довольно много.  Вы уже знаете амфотерные оксиды.

Амфотерные оксиды образованы металлами, находящимися в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева либо в главных подгруппах вблизи диагонали бор–астат, например Аl2О3, либо в побочных подгруппах.

Все амфотерные оксиды – твердые вещества. 

На доске и в тетрадях записываем столбиком  формулы амфотерных оксидов.  

Напротив каждой из формул запишем соответствующие основания.       

Как же распознать, что соединение является амфотерным? Опытным путем проверить является ли вещество амфотерным.

Демонстрации.

Получение и свойства амфотерного гидроксида.

 Проверка правильности  написания уравнений  на доске.

ZnSO4 + 2NaOH= Na2SO4    +Zn(OH)2

              Zn(OН)2 + 2HCl= 2H2O  + ZnCl2

              Zn(OН)2 + 2NaOH= Na 2 [Zn(OH) 4]

                                 Тетрагидроксоцинкат

                                       натри ( комплексная соль)

Al2 (SO4)3 + 6NaOH= 3Na2SO4    +2Al(OH)3

              Al(OН)3 + 3HCl= 3H2O  + AlCl3

              Al(OН)3 + 3NaOH= Na 3 [Al(OH) 6]

                                 Тетрагидроксоалюминат

                                       натрия ( комплексная соль)

 

Оксиды и гидроксиды, которые способны реагировать и с кислотами, и со щелочами, называют АМФОТЕРНЫМИ.

К числу амфотерных оксидов, помимо оксида цинка и алюминия, также относятся:

Ø оксид хрома (III), Cr2O3;

Ø оксид берилия BeO;

Ø оксид свинца(IV) PbO2;

Ø оксид марганца (IV) MnO2.

 

5.     Физкультминутка (видео-фрагмент)

6.     Закрепление знаний

Выполнение задания учебника №3, с.148.

А) Al2O3 + 3SO3 =  Al2 (SO4)3

Б) Al2O3 + CaO =  Ca (AlO2)2

Игра «ВИСЕЛИЦА» по теме: «Амфотерные оксиды и гидроксиды»

Игра «Крестики-нолики»

7.     Домашнее задание

Параграф 43, выучить правила. с.148 тесты, задания №4

8.     Подведение итогов урока. Рефлексия.

Согласны ли вы с утверждением. Кто согласен, необходимо повторить личный результат.

Я могу экспериментально доказать амфотерный характер гидроксида.


 

План-конспект урока по теме: «Амфотерные оксиды и гидроксиды»

План-конспект урока по теме: «Амфотерные оксиды и гидроксиды»

Выполнить тестовые задания 1 вариант 2 вариант 1

Выполнить тестовые задания 1 вариант 2 вариант 1

Совершенно верно. Амфоры. Как вы думаете почему эти сосуды так назвали?

Совершенно верно. Амфоры. Как вы думаете почему эти сосуды так назвали?

Кислотный оксид + Основание =

Кислотный оксид + Основание =

Б ) Al 2 O 3 + CaO = Ca (AlO 2 ) 2

Б ) Al 2 O 3 + CaO = Ca (AlO 2 ) 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2023