Министерство образования Ставропольского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кисловодский государственный многопрофильный техникум»
Разработка урока по истории.
Тема: «Древняя Русь в эпоху политической раздробленности»
Подготовила и провела
преподаватель истории
И.А. Яковенко
15 марта 2023г.
Тема: Древняя Русь в эпоху политической раздробленности
Цели
уроков: определение
причин политической раздробленности Руси, сравнение их с причинами политической
раздробленности стран Западной Европы; выявление последствий политической
раздробленности Руси и характеристика их влияния на развитие страны;
характеристика особенностей географического положения, природных условий,
социальной структуры и системы управления в отдельных русских землях.
Термины и понятия уроков
Боярская республика —
Новгородская республика, где высшим органом власти стало собрание свободных
горожан — владельцев дворов и усадеб в городе — вече. Оно собиралось
или на Софийской площади, или на Ярославовом дворище Торговой стороны. Вече
было гласным. На нем очень часто присутствовала масса городского населения
(феодально-зависимые, кабальные люди), не имевшего права голоса. Эти люди бурно
реагировали на прения по тем или иным вопросам. Эта реакция оказывала на вече
давление, иногда достаточно сильное. Вече обсуждало вопросы внутренней и
внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече избирался
посадник, тысяцкий, архиепископ.
Политическая раздробленность —
процесс дробления земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих
вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя. На Руси
политическая раздробленность наступила во второй четверти XII в., после
окончательного распада Киевского государства. Продолжалась до конца XV в.
Является показателем зрелости феодального общества.
Посадник — глава
Новгорода, ведавший управлением и судом, контролировавший деятельность князя.
Тысяцкий — начальник
новгородского ополчения.
Уделы — совокупность
земель, удельных имуществ и доходов.
План изучения нового материала:
1. Причины распада единого государства.
2. Результат политического дробления Руси.
3. Развитие
отдельных русских земель в период политической раздробленности.
Во вступительном слове учитель предлагает
учащимся вспомнить и дать характеристику ключевого термина этих уроков —
«политическая раздробленность». Моделируя обстановку политической
раздробленности, школьники отмечают, что подобный период развития государства
переживала не только Русь, но и западные державы, и приводят примеры из истории
западных стран, подтверждающие это.
Далее учитель объясняет значение и цели
изучения темы урока, предлагает вспомнить причины раздробленности в странах
Европы. Учащимся предлагается заполнить соответствующую таблицу.
Причины политической раздробленности стран
Русь |
Германия |
Франция |
1. Рост
городов, развитие хозяйства. |
1. Отсутствие
экономического центра (немецкие города из-за географического положения были
ориентированы на внешнюю транзитную торговлю и не были связаны друг с
другом). |
1. Малочисленность
земельных владений короля, значительная часть которых была роздана феодалам,
предопределила слабость королевской власти. |
Раздробленность —
показатель зрелости феодального общества. Основанием для начала политической
раздробленности обычно является формирование крупных земельных владений
феодалов, полученных ими на основе безусловного владения.
Переходя к подробному разбору причин
политической раздробленности Руси, учитель отмечает, что она стала новой формой
организации русской государственности в условиях освоения территории страны и
ее дальнейшего развития по восходящей линии.
Далее целесообразно привести мнения
историков по вопросу о причинах распада Киевской державы на небольшие
княжества. По мнению В. О. Ключевского, процесс распада был вызван
существовавшим порядком престолонаследия. Княжеский престол передавался не от
отца к сыну, а от старшего брата к среднему и младшему. Это порождало распри в
роду и борьбу за раздел вотчин. Определенную роль сыграли внешние факторы:
набеги кочевников разорили южнорусские земли и прервали торговый путь по
Днепру.
В рамках формационно-классового
подхода в историографии раздробленность получила определение феодальной.
Советская историография трактовала раздробленность как форму государственной
организации, а главные причины раздробленности сводила к экономическим: господство
замкнутого натурального хозяйства — отсутствие у непосредственных
производителей заинтересованности в развитии рыночных товарно-денежных
отношений; развитие в Киевской Руси феодальной вотчины. Выделение этих причин
из многосложного причинно-следственного комплекса было связано с традицией
советской историографии унифицировать русскую историю с историей Западной
Европы.
С оригинальным объяснением
раздробленности Киевской Руси выступил Л. Н. Гумилев. По его мнению,
она стала результатом спада пассионарного напряжения2
в системе древнерусского этноса. Проявления этого спада он усматривал в
ослаблении общественных и внутригосударственных связей вследствие победы
узкокорыстных интересов и потребительской психологии, когда государственная
организация воспринималась обывателями как обуза, а не как гарантия выживания,
стабильности и защиты.
Анализируя мнения историков и материал
учебника, учащиеся называют причины раздробленности на Руси (см. таблицу на с.
76). Учитель также отмечает, что снижению роли Киева как центра государства
способствовало перемещение торговых путей и набеги кочевников. В результате
упадка Киева в Южной и Юго-Западной Руси возвысилось Галицко-Волынское
княжество, в северо-восточной части Руси — Ростово-Суздальское
(впоследствии Владимиро-Суздальское) княжество, а в Северо-Западной Руси —
Новгородская боярская республика, из которой в XIII в. выделилась
Псковская земля.
2. Вопрос о последствиях
процесса политической раздробленности для истории Русского государства
школьники изучают самостоятельно по учебнику. По окончании работы ученики
должны сформулировать следующие последствия процесса политической
раздробленности:
1) развитие крестьянского хозяйства,
освоение новых пахотных земель;
2) рост городов, развитие ремесла и
торговли, промыслов;
3) расцвет культуры;
4) снижение обороноспособности страны.
Особое внимание учащихся следует обратить
на текст учебника, выделенный жирным шрифтом. Школьники должны усвоить, что уже
в изучаемый период формировались предпосылки для образования централизованного
государства. В этом процессе особую роль сыграют политические предпосылки,
а именно борьба с внешней опасностью.
3. Вопрос о развитии отдельных
русских княжеств школьники изучают самостоятельно по материалам учебника и
исторической карте этого периода. В процессе работы желательно заполнить
сравнительную таблицу.
Вопросы
|
Киевское |
Галицко- |
Владимиро- |
Новгородская |
Особенности географического положения |
Юго-Западная Русь |
Юго-Западная Русь, на границе с Польшей и Венгрией в предгорьях Карпат, поблизости от Византии, Балкан, дунайского торгового пути |
Северо-Восточная Русь, междуречье Оки, Волги и Клязьмы |
Северо-Западная Русь |
Природные условия |
Плодородные земли |
Наиболее плодородные земли на Руси |
Умеренный климат, лесная полоса |
Благоприятные для развития торговли |
Система управления |
Князь |
Власть князя ограничивалась боярами |
Сильная власть князя |
Аристократическая республика |
Особенности хозяйствования |
Пашенное земледелие, развитое ремесло |
Пашенное земледелие |
Земледелие, скотоводство, промыслы |
Ремесло и торговля |
Анализируя
данные таблицы, учащиеся отвечают на вопросы: 1. Сравните географическое
положение и природу крупнейших земель периода политической раздробленности.
Какими преимуществами расположения, природными богатствами можно объяснить их
возвышение? 2. Какие факторы способствовали усилению власти князя во
Владимиро-Суздальской Руси? 3. Почему процесс централизации начинается
именно в Северо-Восточной Руси?
По окончании обсуждения учащиеся называют
следующие факторы, способствовавшие тому, что процесс централизации начался
именно в Северо-Восточной Руси: сильная княжеская власть, относительная
удаленность от Степи и стран Запада, торговый путь из Новгорода к Волге.
Подводя итоги урока, учителю важно еще раз
обратить внимание учащихся на заключительный абзац § 16, где указывается
на необратимость процесса централизации. В ходе этих двух уроков учащиеся
должны усвоить, что в самом процессе политической раздробленности заложены
предпосылки для последующего объединения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.