Урок по изобразительному искусству 2 класс.
Тема: «Сказочная птица». Изображение и фантазия.
Учитель: Петрюк Елена Владимировна
учитель начальных классов
высшей категории
филиал МОУ «СОШ № 17» –« СОШ № 3» г. Карталы
Вид занятия: рисование по памяти и представлению.
Цели
и задачи: знакомство с образом
сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира; закрепление знаний о
жанре анималистки; повтор изученного о «тёплых» и «холодных» цветах, цветов
круге, контрастных цветах; закрепление умения пользоваться палитрой, техникой
мазка, линией, пятном; развитие эстетического отношения к действительности,
фантазии и умения творчески преображать формы реального животного мира в
условно – декоративные.
Оборудование
урока: гуашь, кисти, бумага,
фотографии, изображения птиц, игрушки.
Зрительный
ряд: изображения реальных и
фантастических животных и птиц в русской деревянной и каменной резьбе, в
европейском и восточном искусстве; М. Врубель «Царевна-Лебедь».
Литературный
ряд: А. С. Пушкин «Сказка о
Золотом Петушке», стихотворения, фольклор.
Музыкальный
ряд: фантастические образы
из музыкальных произведений на темы сказок.
Ход урока
1.Организация
класса.
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
2.Сообщение
темы урока.
На фоне музыкального произведения звучит
стихотворение о сказке.
Унеси
меня в сказку волшебную,
Где за окнами кружит весна,
Где глаза твои добрые — нежные,
Бесконечно ласкают меня.
Где цветы ароматные, яркие,
Где печали и горечи нет,
Твои губы до одури жаркие,
На щеках оставляют свой след.
Где луна отражается в озере,
Серебром проходя по окну,
Где возможное и невозможное,
Где с тобой я остаться хочу.
Там, где голуби кружат счастливые,
Все довольны и всем хорошо,
Облака разбегаются дивные,
В небе синем, воздушно — легко.
- Какие вы можете вспомнить образы сказочных
птиц? (Финист – ясный сокол, Золотой Петушок, Царевна – Лебедь, Конёк –
Горбунок, птица Феникс, Сова и мн. др.)
Чтение отрывка:
Петушок
с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку:
Царствуй, лёжа на боку!».
«Сказка о золотом петушке»
- Давайте рассмотрим иллюстрации, на которых
изображены сказочные птицы:
В народном календаре, обычаях и обрядах народа
образ птицы неотделим от начала весны. Один из обычаев был печь «жаворонки» -
вкусные булочки в форме птичек, так отмечали начало весны. А ещё весной
выпускали на волю птиц, проживших в доме человека зиму. Был обычай, весело
заклиная птиц, петь песенку про птиц (закличка – просьба замкнуть зиму,
отомкнуть лето):
Ой
вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое — коровье.
Второе — овечье,
Третье — человечье.
Жавороночки,
Прилетите к нам!
Принесите нам
Теплу лётушку!
Нам зима-то надоела,
Весь хлебушек поела,
И соломку подбрала,
И мякину подмела.
- Давайте рассмотрим иллюстрации, где изделия,
изображении вещей, украшенных стилизованными рисунками птиц:
Приамурские узоры
Скопинские гончарные изделия
Дымковская игрушка
Филимоновская игрушка
Птицы из щепы Архангельской области
Вот так украшают полезные в быту вещи.
Наглядно раскрыть принцип творческой переработки
реальных форм в декоративные с помощью методических таблиц, фотографий живых
птиц и изображений птиц.
- Ребята, птица будет выполнена нарядно,
выразительно и привлекательно, если вами будут учитываться гармоничные
сочетания цветов в росписи. Нужно правильно положить «холодные» и «тёплые»
цвета.
3.Выполнение упражнений на основе «тёплых» и «холодных» цветов.
-
Давайте, вспомним радугу.
- Из скольки цветов она состоит?
Расположите свои цветные карандаши в порядке
расположения цветов у радуги.
- Разделите на 2 группы:
- Какую краску нужно добавить к краскам, чтобы
высветлить цвет, сделать его более нежным? (Белый)
- А какой цвет добавляем, чтобы приглушить
яркость? (Чёрный, чуть-чуть и очень осторожно.)
4.
Работа над заданием.
Самостоятельная работа учащихся: Птица –
фантазия «Сказочная птица».
Рекомендации учителя. Особое условие при
выполнении работы: вы изображаете свою птицу либо в холодном, либо в тёплом
колорите. Значит, вы должны выбрать те краски из 7 цветов радуги, которые вам
подойдут, и дополнительно получить смеси цветов на их основе.
5.
Итог урока.
- Давайте расположим свои работы на коллективном
панно, так как нам эти иллюстрации пригодятся на внеклассном чтении.
- Молодцы, поймайте свою птицу за хвост. Я вам дарю
магниты с птицами на удачу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.