Конструкт урока по литературе
Класс: 4
УМК: «Школа России»
Тема урока: В.Я. Брюсов «Опять сон»
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; обучающиеся осознают цель выполняемых действий; читают в соответствии с целью чтения (выразительно); оценивать работу в соответствии с заранее выработанными критериями; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; находят в литературных текстах эпитеты, метафоры и олицетворения; участвуют в диалоге.
Предметные: обучающиеся знают биографию В.Я. Брюсова, знакомы с его произведением «Опять сон», умеют воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием, знают образные средства, умеют выбирать при выразительном чтении правильную интонацию, темп, паузы; умеют находить в тексте художественные средства выразительности.
Цель: формировать навыки выразительной речи посредством знакомства со стихотворением В.Я. Брюсова «Опять сон».
Задачи:
Воспитательная: воспитывать желание принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Коррекционно-развивающая: развивать умение осуществлять волевую саморегуляцию; осознавать цель выполняемых действий; читать в соответствии с целью чтения (выразительно); оценивать работу в соответствии с заранее выработанными критериями; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; находить в литературных текстах эпитеты, метафоры и олицетворения; участвовать в диалоге.
Задачи коррекционной работы: корректировать слуховое восприятие; корректировать зрительное восприятие на основе упражнений во внимании; формировать умения работать по словесной инструкции, алгоритму; развивать фонетико-фонематическую сторону речи посредством артикуляционной гимнастики.
Образовательная: познакомить с биографией В.Я. Брюсова, познакомить с его произведением «Опять сон», научить воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием, актуализировать знания об образных средствах, научить выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, паузы; находить в тексте художественные средства выразительности.
Принципы обучения и воспитания:
Принципы воспитания
· Принцип гуманистической направленности в воспитании
· Принцип стимулирования активности
· Принцип учета личностных характеристик и возможностей детей
Принципы обучения
· Принцип наглядности
· Принцип деятельности
· Принцип систематичности и последовательности
· Принцип доступности
Методы воспитания и обучения:
Методы воспитания:
Методы эмоционального стимулирования
· создание ситуации успеха
· поощрение
Методы развития познавательного интереса
· Формирование готовности к восприятию
Методы обучения:
· Словесные (беседа, рассказ)
· Практические (упражнения)
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная
Обеспечение урока:
Информационное обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки
Российской Федерации. Документ с изменениями внесенными: приказом Минобрнауки
России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
3. Комплект примерных рабочих программ обучения детей с задержкой психического развития.
4. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014. —128 с. — ISBN 978-5-09-031513-5.
5. Литературное чтение. 4 класс: 2 часть / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованов – М.: Просвещение – пресс, 2015. – 223 с.
Тип урока: урок открытия нового знания
Этапы урока (40 минут):
1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. (10 мин)
3. Решение проблемы (6 мин)
4. Первичное закрепление знаний (10 мин)
5. Физминутка (1 мин)
6. Самостоятельная работа (5 мин)
7. Рефлексия учебной деятельности (5 мин)
2 Оборудование:
2.1 Демонстрационное: мультимедийная презентация «Поэтическая тетрадь»
2.2 Индивидуальное: задания на платформе learning.apps.
Оформление учебного кабинета, макет
доски:
|
16 февраля
|
Ход урока:
Этапы урока, задачи работы |
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя и обучающихся
|
Планируемый результат, в том числе метапредметный, личностный, предметный |
1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. |
Методы воспитания: · Формирование готовности к восприятию Методы обучения: · Словесные (беседа) |
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Никитична, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. - Сегодня мы откроем новый раздел учебника. Как он называется? (Поэтическая тетрадь) - Верно, новый раздел называется «Поэтическая тетрадь», а значит здесь мы рассмотрим произведения в жанре поэзия – стихотворения. Скажите, чем стихотворения отличаются от прозы? (у них есть рифма) *работа со страницей учебника* - Посмотрите на разворот нового раздела. - Чему мы научимся в этом разделе? - Чему будем учиться? - С творчеством каких поэтов мы познакомимся? - Посмотрите на слайд. Какой теме будут посвящены произведения поэтов?
(детство, мир глазами ребенка) - Верно, в данном разделе мы познакомимся со стихотворениями, в которых поэты делятся своими воспоминаниями о своем детстве и о том, переживаниях, чувствах и о том, как они видели мир, будучи детьми. Авторы старались передать все свои чувства и эмоции в этих произведениях! |
Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: актуализировать знания, выявить проблему и причины затруднения, поставить тему урока и цель, составить задачи
|
Методы воспитания: · создание ситуации успеха · поощрение · формирование готовности к восприятию Методы обучения: · Словесные (беседа, рассказ) · Практические (упражнение)
|
- Когда поэт пишет о своих чувствах, своих воспоминаниях, то с помощью чего ему удается передать все свои эмоции, впечатления? (с помощью слов, образных средств) - Свои эмоции и чувства авторам удавалось передавать с помощью различных образных средств. Вы согласны? (да) - Какие образные средства вам известны? (олицетворение, эпитеты, метафоры, сравнение) - Я предлагаю вам вспомнить определение этих образных средств. Для этого перейдите по ссылке и выполните задание. Вам необходимо соотнести средство и определение. Если у вас есть трудности, то можете навести на специальный значок и увидеть подсказку. Задание: https://learningapps.org/watch?v=p7jkhte4522 - Вижу все закончили. …, прочитай первое образное средство и его определение. У всех так? …, прочитай второе образное средство и т.д. (обучающиеся читают, я на экране выполняю задание) - Итак, что мы только что делали? (вспоминали образные средства и их определение) - Для чего авторы используют образные средства? (чтобы передать свои чувства и эмоции, сделать стихотворение более красочным) - Благодаря образным средствам, произведения становятся красивыми, красочными и мы можем лучше понять то, что хотел нам сказать автор. - Одним из таких авторов является Валерий Яковлевич Брюсов. Как вы думаете, о чем писал Брюсов? (о своем внутреннем мире, о жизни, чувствах) - Брюсов писал о природе, о вселенной, о своём внутреннем мире. Были также и стихотворения о детском мире, детском мироощущении. Одним из них является стихотворение «Опять сон», с которым мы познакомимся сегодня. - Как будет звучать тема урока? (В.Я. Брюсов «Опять сон») - Какую цель мы можем поставить перед собой? С чем мы познакомимся? (познакомиться со стихотворением В.Я. Брюсова) - Чтобы достигнуть цели, необходимо поставить перед собой задачи. - Посмотрите на слайд и продолжите фразы: 1) Познакомиться …. 2) Проанализировать … 3) Выразительное … Ответ: 1) Познакомиться с биографией В.Я. Брюсова. 2) Проанализировать стихотворение «Опять сон». 3) Выразительное чтение стихотворения «Опять сон». - Молодцы! Как звучит первая задача? (Познакомиться с биографией В.Я. Брюсова). - Что вам уже известно об этом поэте? (ответы обучающихся) Хотели бы вы узнать больше об этом поэте? - Я предлагаю вам перейти по ссылке на задание «Биография». Я вам буду рассказывать о Брюсове, а ваша задача – вставить пропущенные слова. Перед тем как начать, предлагаю прочитать слова, которые вам необходимо вставить (восемь, историческое, Николая Некрасова, Шедевры, А.А. Блок, первым русских поэтом, мастера, Пушкина, литературно-художественный институт) - Внимательно слушайте рассказ и вставляйте соответствующие слова. БИОГРАФИЯ Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 г. в Москве в купеческой семье. Писать стихи начал в восемь лет. Брюсов окончил историческое отделение университета. Уже в студенческие годы он заявил о себе как о поэте. Валерий Брюсов являлся большим почитателем творчества Николая Некрасова. В 1895 году выходит первый сборник стихов Брюсова «Шедевры». Поэтические сборники Брюсова 1890-х гг. завоевали признание публики. А.А. Блок называл Брюсова «первым русским поэтом». В нем видят мастера, восстановившего позабытое со времен Пушкина благородное искусство просто и правильно писать. Впоследствии он возглавил президиум Всероссийского союза поэтов, организовал высший литературно-художественный институт, был его первым ректором. Задание: https://learningapps.org/watch?v=p1suap9z322 - Чтобы проверить задание, нажмите на знак проверки в задании. Правильные ответы станут зелеными, а неправильные – красными. Поднимите руку те, у кого всё верно. Молодцы! - Что интересным вам показалось в биографии Брюсова? Что запомнилось больше всего? (ответы детей) - Какую задачу мы выполнили? (познакомится с биографией Брюсова) |
Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося; Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; обучающиеся осознают цель выполняемых действий участвуют в диалоге. Предметные: обучающиеся знают биографию В.Я. Брюсова, знают образные средства. |
3. Решение проблемы Задача: организовать выход из проблемной ситуации, организовать прослушивание стихотворения
|
Методы воспитания: Формирование готовности к восприятию Методы обучения: · Словесные (беседа, рассказ) |
- Как звучит вторая задача? (Проанализировать стихотворение «Опять сон») - Прежде чем прослушать стихотворение и проанализировать его, я предлагаю разобрать следующие слова: дебри, гиппопотам, утёс, ворох, сумрачны (сумрак), виденья, затмить. Знакомы ли они вам? (ответы детей) - На слайде я буду показывать определение слов (с иллюстрациями), а вы по очереди будете читать. Дебри – место, заросшее непроходимым лесом. Гиппопотам – бегемот. Утес – высокая скала. Ворох – куча, груда. Виденья – что-то, возникшее в воображении. Сумрачны(сумрак) – охвачены сумраком (неполная темнота). Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо. - Зная эти слова, мы сможем лучше понять смысл произведения. - Глядя на эти слова и на название стихотворения, как вы считаете, о чем оно? (ответы детей) - Сейчас я предлагаю вам закрыть глаза, чтобы они отдохнули от компьютера. Я буду вам читать стихотворение, а вы постарайтесь представить себе то, что в нем описывается. Чтение стихотворения учителем: Мне опять приснились дебри, Предо мной стволы упрямо На утесе безопасен, Крылья огненного змея Из камней не выйдет
вдруг ли Месяц вышел. Громче шорох. Дали сумрачны и глухи. |
Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося; Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; обучающиеся осознают цель выполняемых действий; участвуют в диалоге. Предметные: обучающиеся знают знакомы с произведением «Опять сон», умеют воспринимать на слух художественное произведение. |
4. Первичное закрепление знаний Задача: организовать первичное закрепление, посредством анализа стихотворения
|
Методы воспитания: · создание ситуации успеха · поощрение Методы обучения: · Словесные (беседа) · Практические (упражнения) |
- Откройте глаза. Правильны ли были ваши предположения? Какие картины вам представились? - Сюжет произведения весьма оригинален: поэту снится сон. Во сне он видит следующую картину: пустынные африканские дебри и мощного льва, подкрадывающегося к наивной зебре. Герою видятся стволы высоких деревьев и слышится громкая поступь гиппопотама. Герой сидит на высоком утёсе, увлечённо вспоминая сюжеты старинных басен. Мысли его всецело заняты огненным змеем, шустрыми карликами, выходящими из-за камней, и грозным пожаром, охватившим лес. Над утёсом поднимается яркий месяц, зебра убегает прочь от льва, который, в свою очередь, отправляется к речке. Чуткий слух лирического героя улавливает странные шорохи, происхождение которых ему неясно. Возможно, это какие-то духи, либо медведь… Сюжет этого странного стихотворения повествует читателям о пугающей красоте африканской природы. Красота Африки будоражит воображение романтического героя, заставляя его вспоминать древние предания. Поэт с упоением рассказывает увиденный во сне сон, в котором он, расположившись на безопасном утёсе, осуществляет наблюдение за различными дикими животными. Мы, читая произведение, будто бы оказываемся вместе с героем посреди африканской пустыни. При этом мы чётко осознаём, что герой испытывает реальный страх от всего увиденного. - Как вы думаете, почему в названии используется слово «опять»? (потому что автору снится этот сон не в первый раз) - Какие чувства испытывал рассказчик? Боязнь, страх, радость, опасность, грусть? Почему? - Какие слова помогают это понять (возмущают слабый дух, страшно). - Согласны ли вы, что автору удалось передать свои чувства с помощью образных средств? (да) - Предлагаю перейти к построфному анализу стихотворения. - Произведение состоит их семи четверостиший. 1) – Прочитайте про себя первую строфу, о чем она? Первая строфа – происходит схватка льва с несчастной, ничего не подозревающей, зеброй. 2) Прочитайте про себя вторую строфу, о чем она? Вторая строфа – лирический герой замечает ворочающегося среди густых зарослей бегемота. - Найдите в двух первых строфах образные средства и назовите их (эпитеты: желтый лев. Олицетворение: стволы…ветви вознесли). 3) Прочитайте про себя третью строфу, о чем она? Третья строфа – поэт сообщает о старинных преданиях, сюжет которых ему напоминает происходящее вокруг. 4) - О чём беспокоится автор в 4, 5 строфе? Через что он передает это? (через вопросы) - Четвёртая и пятая строфа – герой не знает, что его ждет впереди, поэтому он задает себе вопросы о том, что будет дальше. - Найдите в этих строфах образные средства и назовите их (метафора: крылья огненного змея. Олицетворение: лес не встанет) 6) - Прочитайте 6 строфу про себя. О чём она? - Шестая строфа – лирический герой описывает окружающую природу: где-то слышится непонятный шорох и становится по-настоящему страшно. - Назовите образное средство (олицетворение: месяц вышел) 7) Седьмая строфа – заключительная. О чем она? Поэт в смятении и в ужасе задаётся единственным вопросом: кто издаёт пугающий шум: медведь или злые духи? - Найдите образные средства в последней строфе (эпитет: дали сумрачны и тихи. Сравнение: пещеры царь-медведь) - Вся композиционная организация стиха посвящена увлекательному описанию фантастического приключения, случившегося с лирическим героем во сне. Мы видим, что у героя буквально дух захватывает от увиденного сновидения: он боится и, вместе с тем, жадно интересуется всем происходящим. Постепенно герой обживается внутри своего сновидения, и больше уже не страшится, что случится «опять сон». - Давайте определим, как меняется настроение стихотворения. В этом нам поможет колесо эмоций.
- Какое настроение у автора в начале стиха? (безмятежность, восхищение) Значит какую интонацию мы выберем? (повествовательную) - Как меняется настроение в 4 и 5 строфе? (настороженность, тревога) Значит какая будет интонация? (настороженная) - Какое чувство испытывает автор стихотворения? (страх, тревога) Значит какая будет интонация? (тревожная) - Итак, какую задачу мы выполнили? (проанализировать стихотворение «Опять сон») - Как звучит следующая задача?(выразительное чтение стихотворения «Опять сон») |
Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; обучающиеся осознают цель выполняемых действий; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; находят в литературных текстах эпитеты, метафоры и олицетворения; участвуют в диалоге. Предметные: обучающиеся знакомы с произведением «Опять сон», умеют размышлять над содержанием, знают образные средства, умеют находить в тексте художественные средства выразительности.
|
5.Физминутка Задача: снять мышечное напряжение обучающихся |
Методы воспитания: Формирование готовности к восприятию |
- Предлагаю отдохнуть. Я по Африке иду, замечаю на ходу (хотьба на месте) Как над морем буйных трав шею вытянул жираф (рукм вверх, потягивание) У меня над головой пальма зашуршит листвой (наклоны в стороны с поднятыми руками) Но придется приседать, чтобы фиников набрать. (приседания) Вот вельвичия, турист. (руки вытягивают впред) Правый лист и левый лист (руки отводят в стороны) А огромный серый слон (круг руками) Посылает нам поклон (наклоны вперед). Мы прогулку завершим (ходьба на месте) И за парты поспешим. - Молодцы! |
Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию |
6. Самостоятельная работа Задача: организовать самостоятельную работу с целью проверки полученных знаний (выразительное чтение и оценка про критериям) |
Методы воспитания: · создание ситуации успеха · поощрение Методы обучения: · Словесные (беседа) · Практические (упражнения) |
- Итак, последней нашей задачей остается выразительное чтение. - Перед тем как оценивать чтение, что мы должны составить? (критерии оценивания) - Какие критерии мы можем выделить? - Если критерий соблюден, то за него ставим 1 балл. Баллы будем выставлять в карточках взаимооценки. Критерии: 1.Соблюдал верный темп 2. Соблюдал паузы 3. Верно подобрана интонация 4.Верно сделаны логические ударения 5. Соблюдал орфоэпические нормы - Кто желает выразительно прочитать стихотворение «Опять сон»? *обучающиеся по желанию выразительно читают стихотворение. Остальные обучающиеся оценивают про критериям читающего* - Поднимите руку те, кто поставил 5 баллов? 4 балла? Ниже 4х баллов? |
Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; читают в соответствии с целью чтения (выразительно); умеют оценивать работу в соответствии с заранее выработанными критериями; Предметные: обучающиеся знакомы с произведением «Опять сон», умею воспринимать на слух художественное произведение, умеют выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, паузы… |
7. Рефлексия учебной деятельности Задача: оценить результаты деятельности.
|
Методы воспитан · создание ситуации успеха · поощрение Методы обучения: · Словесные (беседа) |
- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. - Какая была тема урока? (В.Я.Брюсов «Опять сон») - Какую цель мы ставили перед собой? (познакомиться с творчеством В.Я.Брюсова) - Достигли ли мы цели? (да) - Чтобы достичь цели, мы составляли задачи. - Как звучит первый пункт плана? (Познакомиться с биографией В.Я. Брюсова) Выполнили ли мы ее? (да) Что мы для этого делали? (вставляли слова в текст, слушали рассказ) - Прочитайте второй пункт плана (проанализировать стихотворение «Опять сон»). Выполнили ли мы его? (да) Что мы для этого делали? (слушали стихотворение, отвечали на вопросы) - Какой раздел мы сегодня открыли? (Поэтическая тетрадь) - Вернитесь к первой странице раздела. Чему мы сегодня научились? (читать и обсуждать прочитанные поэтические произведения в классе, понимать особенности поэтического текста и выражать свои чувства) - Поднимите руку те, кто научился определять тему, объеденяющую стихи разных поэтов. - Поднимите руку те, кто умеет понимать особенности поэтического текста и умеет выражать свои чувства при чтении стиха.
- Что наиболее интересным вам показалось на сегодняшнем уроке? - Ребята, я видела, что каждый из вас старался, был внимательным и активным. - Я хочу похвалить ….за активную работу на уроке, за старательность, за правильные ответы, за умение работать в паре, за внимательность, за выразительное чтение. - Спасибо вам большое за урок. Я желаю вам успехов и хорошего настроения! |
Личностные: обучающиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; обучающиеся осознают цель выполняемых действий; участвуют в диалоге. Предметные: обучающиеся знают биографию В.Я. Брюсова, знакомы с его произведением «Опять сон». |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.