УМК, предмет, класс: Л.Ф. Климанова «Школа России», литературное чтение 2 часть, 3 класс
Тема: К. Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"
Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств при работе с художественным текстом.
Цель: Расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя; совершенствовать умение давать характеристику персонажа; учить понимать поступки и состояние героев
Планируемые результаты:
Предметные:
-воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся;
-осмысленно правильно читать;
-отвечать на вопросы;
-соотносить пословицу с темой урока;
-давать оценку героям и их поступкам.
Метапредметные:
Познавательные:
-анализировать, сравнивать характеристики героев и их поступка.
Регулятивные:
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться высказывать свое предположение.
Коммуникативные:
-оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-высказывать свою точку зрения на события;
-договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.
Оборудование: презентация, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, аудиозапись музыки С. Прокофьева к балету «Золушка», карточки для работы в
парах и в группах, учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф.
Тип урока: урок исследование.
Технология: использование элементов технологии критического мышления.
Методы и приемы: монолог, диалог, выборочное чтение, «Птичьи рифмы», «Буксир»,«Чтение, суммирование в парах», «Партнерство», «Синквейн».
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте!
Были-были-небылицы
Продолжаем изучать.
Будем четко ход событий
В произведениях отмечать.
II. Актуализация знаний. Речевая разминка.
1. Игра «Птичьи рифмы».
В забавные рифмы со мной поиграйте,
Я начинаю, а вы продолжайте:
Сегодня дятел без очков,
Не видит дятел… (червячков). (слайд 1)
Тает снег, бегут ручьи,
В гости к нам спешат… (грачи). (слайд 2 )
От важности слегка надут,
Гуляет по двору… (индюк). (слайд 3)
На кур он смотрит с высока,
Не замечает … (петуха). (слайд 4)
Слетелись к кормушке разные птички,
Среди них есть и … (синички). (слайд 5)
2. Игра «Произнеси верно»
Замени первый звук в словах на звук (Р)
кот –рот нога-… сок - … кучка - …
Хобот-… мак-… пыжик -…
Пугать -… танец -… козы-…
Мычать -… высь-… мука -…
Какие изученные орфограммы встретились в данных словах. ( ЧК-ЧН, ЖИ-ШИ. ЧА-ЩА, безударная гласная)
3.
Работа с загадкой. Послушайте загадку, отгадайте
ее.
Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это….( ворона)
- Произнесите отгадку с вопросительной интонацией.
-
Произнесите отгадку с восклицательной интонацией.
По каким признакам вы узнали, что речь идет о
вороне?
4. Работа со скороговоркой.
Три вороны спозаранку подрались из-за баранки.
• Чтение про себя
• Чтение хором
• Чтение по рядам
• Чтение индивидуально
5. Вводная беседа.
- Отгадайте загадку:
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
- Воробей. ( Рисунок)
III. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы с вами будем читать рассказ К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей» (слайд №1).
- К. Г. Паустовский родился в Москве, в 1892 году (слайд №2).
(Доклад учащегося о К.Г. Паустовском)
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного служащего. Семья была большая. Детство Константин Георгиевич провел на Украине и бабушки и дедушки. Учился в Киевской гимназии, поступил в Киевский университет, однако закончить его не смог в связи с переездом в Москву.
Всю свою жизнь Паустовский любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.
С 1921 года Паустовский активно начинает заниматься писательским трудом. Творчество писателя отличается жанровым многообразием: он создавал повести и рассказы, сказки и пьесы. Любимый жанр Паустовского - короткий рассказ. Во всех его произведениях - любовь к родной земле, людям, живущим нам ней. Паустовский никогда не считал себя детским писателем, хотя специально для детей им были написаны сказки «Теплый хлеб», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко».
Книги К.Г.Паустовского переведены на многие иностранные языки.
Учитель: На всю жизнь писатель запомнил слова отца : «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трем основным темам – людям, искусству и природе.
IV. Физкультминутка
- Давайте мы с вами немного отдохнем.
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте – левой, правой,
Раз два, раз и два.
Прямо спину все держите,
Раз, два, раз, два!
И под ноги не смотрите,
Раз, два, раз, два.
Руки в стороны держите, друг на друга посмотрите,
Раз, два, раз, два!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!
- Молодцы! Садитесь.
V. Знакомство с новым текстом.
- К.Г.Паустовский назвал свое произведение «Растрепанный воробей». Как вы думаете, почему?
- Постарайтесь перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно станьте не только наблюдателями, но и участниками событий. Подумайте, так ли все было? Что все же могло быть в реальном мире? Сказка ли это или что - то иное?
Ребята, сейчас мы с вами будем читать текст, и делить его на части. Потом каждой части дадим название, и у нас получится небольшой план к прочитанному отрывку.
• Чтение по частям отрывка до слов «Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке».
• Коллективная работа по оглавлению кадров.
- С чего начинается сказка? (Она начинается с описания стенных часов. Они необычны.)
- Прочитайте описание кузнеца .
Часть 1. Старые стенные часы (слайд №3).
- Как зовут девочку? (Маша)
- Как зовут нянюшку? (Нянюшка Петровна)
- Почему эпизод грустный (Они остались дома одни, без мамы.)
Часть 2. Одни дома (слайд №4).
Часть 3. Большой театр (слайд №5).
Машина мама работала в Большом театре, сейчас его называют Государственный Академический Большой театр.
- С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала? (Со стеклянным букетом.)
Часть 4. Разговор с букетом (слайд №6).
- Как назовем этот кадр?
- Перечитайте абзац , начинающийся со слов : «В этот вечер букет лежал за спиной у Маши…»
- Как вы поняли предложение «Не спали только Маша, отопление и зима»?
( Автор все эти предметы одушевляет.)
- Прочитайте в сказке эти слова. ( Отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.)
- Почему мы сразу из первой части узнаем, что мы попали в сказку? ( Все предметы одушевляются , описываются так, что они живые).
Часть 5. Зимний вечер (слайд №7).
- Кто был у окна? (Это была ворона.)
Часть 6. Ворона (слайд №8).
• Выборочное чтение.
- Кого должна была танцевать Машина мама? ( Прочитайте об этом)
- Прочитайте о душевном состоянии мамы в последние дни перед спектаклем.
- Почему же Машин папа не мог успокоить маму, помочь ей справиться с душевным волнением. (Папа был далеко, на Камчатке).
- Прочитайте, как об этом сказано у К.Г. Паустовского.
- Почему же стеклянный букетик (брошь) был так дорог маме, прочитайте.
А сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма, который проанализировали на уроке.
7. Итог урока.
- С каким писателем мы сегодня познакомились?
- Какое произведение начали читать? О чем оно?
- Посмотрите на слайд (слайд №9) и скажите, какие книги еще написал К.Г. Паустовский?
8. Взаимооценка и самооценка
- Оцените свою работу на уроке и работу своего соседа по парте.
( разноцветные кружки, выбрать для себя и для соседа по парте)
Отлично хорошо не очень хорошо
9. Домашнее задание.
— Прочитать до слов «Должно быть, ворона воровала...» (с. 19) и подготовить пересказ.
- Найти материал о жизни и творчестве К. Паустовского.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.