Урок по литературному чтению по теме " И. В. Крылов "Ворона и лисица"
Оценка 5

Урок по литературному чтению по теме " И. В. Крылов "Ворона и лисица"

Оценка 5
docx
22.11.2019
Урок по литературному чтению по теме " И. В. Крылов "Ворона и лисица"
ХОД УРОКА Ворона и Лисица.docx

ХОД УРОКА

I. Мотивация учащихся

Учитель:

-Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Наше путешествие продлится целый урок, на нашем пути будут встречаться препятствия и интересные задания.

Стадия вызова. (слайд 2)

Приём «Корзина идей»

– Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?

    Эзоп                   Лафонтен                   Крылов

    Др. Греция         Франция                    Россия

    VI век до н. э.    XVII век                     XIX век

 

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. Подведение итогов работы групп. Высказывания учащихся записываются на доске.

Итог работы. Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим  баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский.

 

Учитель:

 -Как вы думаете, кто такие баснописцы?

– Как вы думаете, что такое басня? (Ответы детей)

– Найдите в толковых словарях, какое определение дают С.И. Ожегов и В.И. Даль.

(Слайд 3)

Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

Басня (по В.И. Далю) – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными

 

– Сравним эти два определения? Что общего? Чем отличаются?

– Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человека сочинили бы басню? (Ответы детей.)

II. Знакомство с творчеством И.А. Крылова

Учитель:

 -Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен И.А. Крылова. Но прежде давайте посмотрим фильм о творчестве И.А. Крылова.

 

(Слайд 4) Фильм о И.А.Крылове

Учитель:

-А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию  о творчестве И.А. Крылова.

(Слайд 5) Приём «Верные и неверные утверждения» (слова да – нет появляются по щелчку мыши).

1.      Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года. да

2.       Он родился в городе Самаре.          нет

3.       Его семья жила бедно. да

4.       Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.       да

5.       Он работал продавцом.          нет

6.       Крылов выучил несколько языков. да

7.       Он начал писать в 16 лет.       нет

8.       Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками.   да

9.       В первой книге Крылова  были рассказы.          нет

10.     Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит  Гоголю.     да

 

III. Знакомство с басней

Учитель:

 -Познакомиться с новой басней И.А. Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню «Ворона и Лисица».

– Что знаете об этих животных?

(Слайд 6) Показ изображений вороны и лисицы. (Ответы детей.)

Учитель:

- А вот что рассказал о них И.А. Крылов, вы узнаете сейчас сами.

(Слайд 7)

Стадия осмысления

а) Первичное знакомство с басней.

Учитель:

- А сейчас я вам предлагаю посмотреть рисованный фильм к басне.

– Понравилась вам басня?

– Какая же история приключилась с Вороной? (Ответы детей.)

 

Словарная работа (слайды 8-9)

-Объяснение лексического значения слов.

Толкование значения слов с помощью Толкового словаря.

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.

Гнусный – отвратительный, омерзительный.

Не впрок – не на пользу

Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.

Пленить – очаровать, покорить чем – либо.

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Ангельский (голосок) – нежный, добрый.

Царь – птица – главная среди птиц.

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.

 

Задание (Фразеологические обороты)

-замените следующие словосочетания из басни  подходящими по смыслу:

     глаз не сводит  – смотрит пристально, не отрываясь;

    на цыпочках подходит подходит тихо, осторожно;

    вскружилась головаутратила способность здраво рассуждать;

    во всё горлокаркнула очень громко;

    была такова – исчезла, скрылась;

    дыханье спёрлотрудно стало дышать;

    бог послал – нашёл случайно, без особого труда.

б) Повторное чтение басни  учащимися («жужжащее» чтение.)

в) Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Учитель:

-Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?

– Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.

– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?

– А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.

– Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?

– А что говорила о голосе Вороны Лиса?

– Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.

– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?

– Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.

– Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?

-Что вы можете сказать про ворону? А почему?

-А про лису? А чем вызваны у вас такие впечатления?

-Какие отрицательные черты характера высмеивает автор в образе вороны?

-А в образе лисы?

-Благодаря чему лисе удалось завладеть сыром?

-А почему лиса осталась без завтрака?

-Какие чувства испытывает лиса? А ворона? А автор?

-Совпадают ли ваши чувства с чувствами автора.?

-Среди кого ещё можно встретить такие отрицательные черты характера?

-Как вы думаете, для чего это делает автор?

-Можно ли дальше развивать события? Оправдался ли ваш прогноз?

 

д) Работа над моралью басни.

Учитель:

– В басне И.А.Крылова отсутствует мораль? Где же она?

– Чем интересна эта мораль?

– Как звучит мораль этой басни на современном языке? (Ответы детей.)

Учитель:

- Прочитайте басню от имени одного из главных героев.

– Прочитайте басню от лица, который наблюдал эту сцену со стороны. (3-4 учащихся.)

 

Приём «Перевёрнутые логические цепочки» (слайд 10)

Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

а) ворона нашла кусочек сыру;

б) лиса близёхонько бежала;

в) ворона каркнула;

г) лисица говорит сладкие слова вороне;

д) плутовка подходит на цыпочках;

ж) лисица схватила сыр и убежала;

к) сыр выпал.

(Слайд 11)

IV. Стадия рефлексии: (cлайды 12-13)

Творческая работа

А) Подобрать прилагательные к образу лисы.

Б) Подобрать прилагательные к образу вороны.

В) Составление по желанию синквейна «Ворона» или «Лисица» (групповая работа)

 Под музыку учащиеся составляют  синквейны.

Темы даются на выбор : «Плутовка», «Хитрость», «Ворона», «Лесть».

В результате получились такие пятистишия.

Плутовка

Хитрющая, коварная.

Крадётся, вынюхивает, обманывает.

Не жди от неё ничего хорошего.

Лиса-воровка.

 

Плутовка

Предусмотрительная, льстивая.

Лицемерит, обдуривает, ворует.

Держи с ней ухо востро.

Подвох.

 

Плутовка

Двуличная, лживая.

Мошенничает, надувает, объегоривает.

Обводит всех вокруг пальца.

Лохотронщица.

 

Ворона

Неуклюжая, тщеславная.

Слушает, радуется, восхищается.

Прежде думай, потом делай.

Глупость.

 

Ворона

Глупая, бездарная.

Не думает, доверяет, обольщается.

Сначала думай – потом делай.

Бедолага.

 

Лесть

Приятная, опасная.

Ласкает, обезоруживает, слепит.

Лесть лестью,а честь честью.

Горький сахар.

Лесть.

 

Сладкая, коварная.

Заблуждает, обманывает, удивляет.

Лучше горькая правда, чем лесть.

Двуличность.

Г)Театральная постановка  басни по ролям.

 

 

-Напиши телеграмму соседу, используя одно из начала предложения

 

Было интересно …

Сегодня на уроке я узнал, что …

Я хотел узнать  ещё  о  баснях…

Больше всего мне понравилось…

Новым для меня стало …

V.Домашнее задание

1. Выразительное чтение басни стр. 137-139

2. Задание по выбору учащихся:

      чтение  басни по ролям;

      инсценировка  басни;

      выучить басню наизусть;

 

 

 

Урок по литературному чтению по теме " И. В. Крылов "Ворона и лисица"

Урок по литературному чтению по теме " И. В. Крылов "Ворона и лисица"

Урок по литературному чтению по теме " И. В. Крылов "Ворона и лисица"

Урок по литературному чтению по теме " И. В. Крылов "Ворона и лисица"

Урок по литературному чтению по теме " И. В. Крылов "Ворона и лисица"

Урок по литературному чтению по теме " И. В. Крылов "Ворона и лисица"

Урок по литературному чтению по теме " И. В. Крылов "Ворона и лисица"

Урок по литературному чтению по теме " И. В. Крылов "Ворона и лисица"

Урок по литературному чтению по теме " И. В. Крылов "Ворона и лисица"

Урок по литературному чтению по теме " И. В. Крылов "Ворона и лисица"

Урок по литературному чтению по теме " И. В. Крылов "Ворона и лисица"

Урок по литературному чтению по теме " И. В. Крылов "Ворона и лисица"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2019