Литературное чтение
Урок 10.
Тема: О МЛАДШИХ СЕСТРЁНКАХ И БРАТИШКАХ (рассказ В. Драгунского «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я. Аким «Мой брат Миша»).
Цели:
– формируем сознательное, правильное чтение;
– формируем умение разъяснять заглавие текста;
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение различать рассказы и стихотворения.
Оборудование: «Толковый словарик» к учебнику «Капельки солнца». (Используется по усмотрению учителя.)
Символы:
Этапы урока |
Ход урока
|
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. |
Проверка домашнего задания. 3 1 Пересказы по иллюстративному плану. |
Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. |
Ι. В. Драгунский «Сестра моя Ксения». 1 7 1 2 2 1 1. Работа с текстом до чтения. Дети читают заглавие, фамилию автора, рассматривают иллюстрации на с. 74, 78, 82 и высказывают свои предположения о содержании рассказа.
2. Работа с текстом во время чтения. а) Первичное чтение текста учителем. Дети следят по учебникам. б) Работа с текстом по заданиям учебника и «Тетради по чтению»: – Прочитайте вопрос 1, с. 83 учебника. Ответьте на него. – Прочитайте задание II.2. – Работая в парах, выберите наиболее точное заглавие к каждой части. Проверка с самооценкой. – Прочитайте вслух задание II.3. – Что нужно сделать? – Выполните его самостоятельно. Проверка с самооценкой. Фронтальная работа. – Прочитайте задания III.4, 5 – размышления о главной мысли рассказа и вопрос 2, с. 83 учебника. в) Повторное чтение. – Приготовьтесь читать по ролям диалог из ч. 4. Обозначьте буквами реплики героев (М – мама, П – папа, Д – Дениска). Обратите внимание, что рассказ ведётся от лица Дениски (задание 4, с. 83 учебника). Чтение текста по ролям. – С каким текстом мы сейчас познакомились? – Что узнали? – Чему научились? ΙΙ. Агния Барто «Две сестры глядят на братца». Яков Аким «Мой брат Миша». 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте название следующих двух стихотворений.
– Как вы думаете, о чём они? – Попытайтесь догадаться с помощью картинки. 2. Работа с текстом во время чтения. Чтение стихотворения А. Барто детьми про себя. – Какие чувства испытывают девочки, глядя на братца? – Во втором стихотворении – «Мой брат Миша» Якова Акима – появляются новые чувства. Какие? – Ответим на этот вопрос после чтения стихотворения. Читает учитель. Вопросы после чтения: – Какие чувства испытывает старший брат? – А сестрёнки из стихотворения А. Барто? Физминутка «Попрыгать, поиграть». – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выражали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? |
2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре и в группах. Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙΙ. Применение нового знания. |
Работа с текстом после чтения. Работа в тетради. 3 – Прочитайте вопрос задания II.3, с. 21 в тетради. – Как его нужно выполнить? – Соедините стрелками. Проверка. Гордость – братик ему подражает – и радость от того, что братик есть. Терпение, сдержанность. – Все эти стихи и рассказ В. Драгунского написаны с любовью к младшим в семье. – Какие чувства испытывали вы сами, читая сегодняшние тексты?
|
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
|
ΙV. Итог. |
– Есть ли у вас друзья? – Чем они вам дороги? – Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот текст? 4
|
4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
V. Домашнее задание (по желанию).
|
1) Читать стихи (с. 84–85), подготовить их выразительное чтение. 2) Задание 5, с. 83 учебника.
|
|
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые хорошо пересказали текст.
ΙΙ. Совместное открытие знаний
Работа в учебнике
* Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы.
ΙΙΙ. Применение нового знания
Работа в тетради
* Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетради.
* Отметить учеников, которые хорошо выполняли задания в группе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.