Урок по литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России» Тема: А.С. Пушкин «Зимнее утро»
Оценка 4.7

Урок по литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России» Тема: А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русская литература
9 кл—10 кл
28.10.2020
Урок по литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России» Тема:  А.С. Пушкин «Зимнее утро»
Урок формирующий устойчивый интерес к книге, умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, формирующий опыт творческой деятельности учить читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение; • учит определять настроение стихотворения на основе ключевых слов; • учит видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство создания картин в уроке используются межпредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст»; музыка, изобразительное искусство – тема «Картина родной природы»
Урок по литературному чтению в 3 классе УМ1 зимнее утро.docx

Урок по литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России»

Тема:  А.С. Пушкин «Зимнее утро»

 

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • учить читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение;
  • учить определять настроение стихотворения на основе ключевых слов;
  • учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение,  звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство создания картин

Межпредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст»; музыка, изобразительное искусство – тема «Картина родной природы»

Ресурсы урока: портрет А.С. Пушкина, учебник, презентация к уроку, словарь Даля или словарь Ожегова, карточки (текст речевой разминки и т.д.).

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные  УУД:

– развивать навыки беглого, выразительного  чтения с постепенным переходом на чтение про себя;
– развивать  словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную  доказательную речь;
– находить средства художественной выразительности в читаемом тексте.

Регулятивные УУД:
– умение планировать свою деятельность (ставить цель, задачи  и их реализация) и выбирать виды деятельности;
– умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Познавательные УУД:
– формировать умение анализировать текст и находить, выделять необходимую информацию в читаемом тексте;
– добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, словари;
– через  лирическое  произведение, его прочтение и анализ видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение зимы на картинах, в музыке, через фотографию.
Коммуникативные УУД:
– научить определять главную мысль(идею) произведения;
– формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретно – речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание;
– развивать умение слушать собеседника и вступать в диалог;
– развивать умение работать в парах, группах.

– проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;
– учить «видеть», «открывать» для себя многоцветие мира, эмоционально отзываться на ее красоту, устанавливать связь между поэзией и музыкой;
– гордиться своей природой, страной, людьми, проживающими   на ее территории, их талантом;
– воспитывать нравственные качества личности: способность к взаимопониманию, уважению к мнению других, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.

 

1.      Организационный момент

- Ребята, давайте что-нибудь подарим друг другу. Я вам подарю этот урок. А что можете подарить вы? (улыбки, хорошее настроение…)

- Я увидела, что вы с хорошим настроением и с желанием работать на уроке, мне это приятно.

2. Мотивация

-Сегодня на уроке мы опять ловим снежинки. Выбираем снежинки только тогда, когда считаем, что мы справились с задачей урока, довольны своей работой.

3. Речевая разминка

– На уроках литературного чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить.
– О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других?
– Проведем речевую разминку. Представьте, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.
– Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.

– А сейчас прочитайте так, чтоб увеличивался  темп чтения.
– Прочитайте стихотворение  с вопросительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с грустной.)
– Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл всей загадки.
Слайд  3:   

На деревья, на кусты 
С неба падают цветы. 
Белые, пушистые, 
Только не душистые. 
(Снежинки)

4. Актуализация знаний. Целеполагание

Постановка проблемы

Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года» (слайд 4)
– Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка? Почему?
– Да, слушая эту музыку, мы представляем сильный ветер, сильный снегопад, метель. Композиторы при помощи музыки могут передать то, что видят и хотят донести до своего слушателя.
– Что вы можете сказать об этих явлениях природы?
–  Как думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить на уроке?

Работа в парах
– На каждой парте лежит задание, расшифруйте тему сегодняшнего урока (задание на снежинках)
– Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием?

– Сегодня мы познакомимся со стихотворением
Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро».

Произведения А. С. Пушкина обладают интересным свойством: чем больше читаем их, тем больше открываем для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни.

3. Первичное восприятие произведения.

- Как вы думаете, а какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Высказывания учащихся.)

- Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.

(Звучит аудиозапись. Видеоряд.)

4. Обмен впечатлениями.

- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.

весёлое

восторженное

грустное

мечтательное

печальное

радостное

спокойное

тоскливое

шутливое

СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ

бодрое

тревожное

- Какое настроение хотел передать поэт? (Дети высказывают различные точки зрения.)- Какие же настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе.

Физминутка
Не боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!

Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

- При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения.

(Чтение учащимися про себя.)

 

Словарная работа

В стихотворении много слов, которые требуют объяснения. Давайте попытаемся их объяснить.

1. Северная Аврора. Северная Звезда.

2. Аврора — древнеримская богиня утренней зари.

3. Северная звезда — планета Венера. Венера — древнегреческая богиня красоты.

4. Лежанка — длинный выступ (у печи, у стены) для лежания.

5. Вечор

6. нынче

Анализ лирического стихотворения.

- Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки.

- Стихотворение делится на части – строфы. Сколько строф в стихотворении? (5)

- В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?

- Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. (Чтение про себя.)

- Как герой обращается к своей собеседнице? («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)

- Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице? (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.)

- Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости.)

- Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена? (Жужжащее чтение.)

- Каким настроением окрашена вторая строфа? (Печальное, тревожное.)

- Докажите словами из текста. («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)

Настроение

радостное              печальное                

бодрое                    тревожное

- Как называется этот приём, используемый автором?

- Герой наблюдает за природой из окна. Прочитаем следующую строфу. (Читает ученик.)

- Какое настроение у героя? (Радостное, весёлое.)

- Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы. (Олицетворение, сравнение.)

- Приведите примеры.

Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.

- Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженное.)

- Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные.

- Как понимаете «янтарный блеск»? (Тёплый, уютный, жёлтый свет.)

- Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте:

Весёлым треском

Трещит затопленная печь…

- Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч)

- Кто помнит, как называется этот литературный приём? (Звукопись)

- Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? (Ответы детей.)

- Волнует ли героя то, что чувствует героиня?

- Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней?

- Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.)

- Какой вывод можно сделать:

  • это стихотворение о красоте зимнего утра;

·         это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?

– Как это помогает передать его настроение?
Поработайте в парах. Прочитайте друг другу выразительно. А теперь прочитайте выразительно всему классу.
(Выразительное чтение стихотворения. Для слабых учеников используем прием «Магнитофон включен», когда сильный ученик читает стихотворение, а слабый следует за ним (как бы записывает на пленку). Затем учитель говорит: «Магнитофон выключен». Слабый ученик должен сам прочитать это стихотворение).

Закрепление полученных знаний

– Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам надо нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета (слайд 34).
– Почему выбрали именно эти цвета?
Ответы:
1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)
2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)
3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес
один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)
4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый)
5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота)

Домашнее задание

- Какое домашнее задание вам хотелось бы выполнить?

- Предлагаю на выбор:

1) подготовить выразительное чтение стихотворения, передавая настроение героя;

2) выучить наизусть;

3) нарисовать иллюстрацию;

4) сочинить своё стихотворение «Зимнее утро».

 

Итог урока

- Чем запомнился урок?

- Что показалось вам важным?

Рефлексия

Выберите уголок класса и разместите свои снежинки.

Посмотрим. Они отображают вашу работу на уроке.

Возьмите самую большую снежинку и подарите её тому, чья работа на уроке для вас была значима, чем-то вас удивила, заставила задуматься.


 

Урок по литературному чтению в 3 классе

Урок по литературному чтению в 3 классе

Регулятивные УУД: – умение планировать свою деятельность (ставить цель, задачи и их реализация) и выбирать виды деятельности; – умение контролировать и оценивать свою работу и…

Регулятивные УУД: – умение планировать свою деятельность (ставить цель, задачи и их реализация) и выбирать виды деятельности; – умение контролировать и оценивать свою работу и…

Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием? –

Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием? –

Аврора — древнеримская богиня утренней зари

Аврора — древнеримская богиня утренней зари

Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? (

Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? (

Итог урока - Чем запомнился урок? -

Итог урока - Чем запомнился урок? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2020