Урок по литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России»
Тема: А.С. Пушкин «Зимнее утро»
Тип: изучение нового материала
Задачи:
Межпредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст»; музыка, изобразительное искусство – тема «Картина родной природы»
Ресурсы урока: портрет А.С. Пушкина, учебник, презентация к уроку, словарь Даля или словарь Ожегова, карточки (текст речевой разминки и т.д.).
Планируемые результаты:
Предметные: |
Метапредметные: |
Личностные УУД: |
–
развивать навыки беглого, выразительного чтения с постепенным переходом
на чтение про себя; |
Регулятивные
УУД: |
–
проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов; |
1. Организационный момент
- Ребята, давайте что-нибудь подарим друг другу. Я вам подарю этот урок. А что можете подарить вы? (улыбки, хорошее настроение…)
- Я увидела, что вы с хорошим настроением и с желанием работать на уроке, мне это приятно.
2. Мотивация
-Сегодня на уроке мы опять ловим снежинки. Выбираем снежинки только тогда, когда считаем, что мы справились с задачей урока, довольны своей работой.
3. Речевая разминка
–
На уроках литературного чтения мы учимся не только правильно читать, но и
правильно и грамотно говорить.
– О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других?
– Проведем речевую разминку. Представьте, что на наши ладошки упали снежинки.
Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух.
Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.
– Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.
– А
сейчас прочитайте так, чтоб увеличивался темп чтения.
– Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией (еще: с веселой
интонацией, с грустной.)
– Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл всей загадки.
Слайд 3:
На
деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. (Снежинки)
4. Актуализация знаний. Целеполагание
Постановка проблемы
Звучит
музыка Антонио Вивальди «Времена года» (слайд 4)
– Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка? Почему?
– Да, слушая эту музыку, мы представляем сильный ветер, сильный снегопад,
метель. Композиторы при помощи музыки могут передать то, что видят и хотят
донести до своего слушателя.
– Что вы можете сказать об этих явлениях природы?
– Как думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить на уроке?
Работа
в парах
–
На каждой парте лежит задание, расшифруйте тему сегодняшнего урока (задание на
снежинках)
– Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким
названием?
–
Сегодня мы познакомимся со стихотворением
Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро».
Произведения А. С. Пушкина обладают интересным свойством: чем больше читаем их, тем больше открываем для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни.
3. Первичное восприятие произведения.
- Как вы думаете, а какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Высказывания учащихся.)
- Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.
(Звучит аудиозапись. Видеоряд.)
4. Обмен впечатлениями.
- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.
весёлое
восторженное
грустное
мечтательное
печальное
радостное
спокойное
тоскливое
шутливое
СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ
бодрое
тревожное
- Какое настроение хотел передать поэт? (Дети высказывают различные точки зрения.)- Какие же настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе.
Физминутка
Не
боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!
Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
- При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения.
(Чтение учащимися про себя.)
Словарная работа
В стихотворении много слов, которые требуют объяснения. Давайте попытаемся их объяснить.
1. Северная Аврора. Северная Звезда.
2. Аврора — древнеримская богиня утренней зари.
3. Северная звезда — планета Венера. Венера — древнегреческая богиня красоты.
4. Лежанка — длинный выступ (у печи, у стены) для лежания.
5. Вечор
6. нынче
Анализ лирического стихотворения.
- Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки.
- Стихотворение делится на части – строфы. Сколько строф в стихотворении? (5)
- В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?
- Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. (Чтение про себя.)
- Как герой обращается к своей собеседнице? («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)
- Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице? (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.)
- Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости.)
- Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена? (Жужжащее чтение.)
- Каким настроением окрашена вторая строфа? (Печальное, тревожное.)
- Докажите словами из текста. («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)
Настроение
радостное печальное
бодрое тревожное
- Как называется этот приём, используемый автором?
- Герой наблюдает за природой из окна. Прочитаем следующую строфу. (Читает ученик.)
- Какое настроение у героя? (Радостное, весёлое.)
- Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы. (Олицетворение, сравнение.)
- Приведите примеры.
Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.
- Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженное.)
- Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные.
- Как понимаете «янтарный блеск»? (Тёплый, уютный, жёлтый свет.)
- Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте:
Весёлым треском
Трещит затопленная печь…
- Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч)
- Кто помнит, как называется этот литературный приём? (Звукопись)
- Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? (Ответы детей.)
- Волнует ли героя то, что чувствует героиня?
- Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней?
- Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.)
- Какой вывод можно сделать:
· это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?
–
Как это помогает передать его настроение?
Поработайте в парах. Прочитайте друг другу выразительно. А теперь прочитайте
выразительно всему классу.
(Выразительное чтение стихотворения. Для слабых учеников используем прием
«Магнитофон включен», когда сильный ученик читает стихотворение, а слабый
следует за ним (как бы записывает на пленку). Затем учитель говорит: «Магнитофон
выключен». Слабый ученик должен сам прочитать это стихотворение).
Закрепление полученных знаний
–
Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам надо
нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы
правильно выбрать цвета (слайд 34).
– Почему выбрали именно эти цвета?
Ответы:
1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу
северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря –
розовый цвет)
2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно»,
«сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные
цвета)
3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес
один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит»
(чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)
4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет),
«кобылку бурую» (коричневый)
5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые»,
«леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота)
Домашнее задание
- Какое домашнее задание вам хотелось бы выполнить?
- Предлагаю на выбор:
1) подготовить выразительное чтение стихотворения, передавая настроение героя;
2) выучить наизусть;
3) нарисовать иллюстрацию;
4) сочинить своё стихотворение «Зимнее утро».
Итог урока
- Чем запомнился урок?
- Что показалось вам важным?
Рефлексия
Выберите уголок класса и разместите свои снежинки.
Посмотрим. Они отображают вашу работу на уроке.
Возьмите самую большую снежинку и подарите её тому, чья работа на уроке для вас была значима, чем-то вас удивила, заставила задуматься.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.