Урок по литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России» Тема: Знакомство с А.С. Пушкиным. Лирические стихотворения . конспект урока
Оценка 5

Урок по литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России» Тема: Знакомство с А.С. Пушкиным. Лирические стихотворения . конспект урока

Оценка 5
Работа в классе
docx
русская литература
28.10.2020
Урок по литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России» Тема: Знакомство с А.С. Пушкиным. Лирические стихотворения . конспект урока
Урок формирующий устойчивый интерес к книге, умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, формирующий опыт творческой деятельности; на уроке используется проблемное обучение, метод проектов, использование ИКТ, организация учебного сотрудничества на уроках, приём ученики в роли учителя, метод организации фронтальной деятельности обучающихся: словесный ( эвристическая беседа, вопросы педагога и ответы детей), наглядный метод, методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха, практический метод и частично-поисковый, здоровьесберегающая технология представлена физминутками.
Урок по литературному чтению в 3 классе УМ1 Детство.docx

Урок по литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России»

Тема: И.Суриков «Детство»

 

Тип урока:  творческое исследование, погружение в тему.

Цели урока: 1. Обучающая: познакомить с произведением И. Сурикова            « Детство».

 2.Развивающая: развитие внимания, логического мышления,                                     умения сопоставлять, классифицировать, «погружаться в тему».

 3.Воспитательная: формирование умения сочувствовать,  сопереживать; воспитание  любви к искусству: живописи, музыке, художественному слову, патриотизма к малой   родине.    

Задачи урока: осмысление художественного пространства

Использование современных технологий и методов обучения: проблемное обучение, метод проектов, использование ИКТ, организация учебного сотрудничества на уроках, приём ученики в роли учителя, метод организации фронтальной деятельности обучающихся: словесный ( эвристическая беседа, вопросы педагога и ответы детей), наглядный метод, методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха, практический метод и частично-поисковый, здоровьесберегающая технология представлена физминутками

 

1.      Организационный момент. Настрой  на работу.

Улыбнулись друг другу, пожелали удачи.

2.      Речевая разминка

 

Вез на горку Саня

За собою сани.

Ехал с горки Саня,

А на Сане сани.

- Прочитаем хором.

- Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?

(Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются).

- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

 (Дети читают).

- Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.

- Прочитайте скороговоркой друг другу в парах, оцените (5 баллов – безошибочно, в темпе, выразительно, 4 балла – 1-2 ошибки, 3 балла – 3-4 ошибки.)

3. Актуализация знаний

Дома вы разведали, в какие игры зимой играли ваши родители и ваши бабушки и дедушки.

Расскажите.

Как вы думаете это было счастливое для них время? Почему? Это было детство.

Мотивация

А вы сегодня на уроке будете собирать снежки, в том случае, когда вы будете довольны своей работой. А потом пойдём играть в снежки на улицу!

3.      Целеполагание. Ввод в новую тему.

 

Чтобы узнать, какое произведение мы будем читать, отгадайте загадки в маршрутном листе.

1. Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит. (Снег.)

3. Что можно увидеть с
закрытыми глазами? (Сновидение.)

4. Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица. (Вьюга.)

2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму –
Никто не поднимает.
Весна придет –
Он сам уйдет. (Сугроб.)

– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков) Откройте учебники на странице 72, узнайте и на свободной строке запишите имя отчество поэта.

Рассказ о поэте:

Будущий поэт родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, жил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

Но до 8 лет, пока была жива его мама, ему жилось хорошо. И своё детство он считал счастливым.

                     Детства прошлого картины!

                     Только вы светлы:

                     Выступаете вы ярко

                     Из сердечной мглы.

                     Время детства золотое.

                     Юность без тревог!

                     Хоть бы день из этой жизни

                     Возвратить я мог!

                     Детство, нет тебе возврата!

                     Пронеслось, прошло;

                     Только в памяти живёшь ты

                     Ярко и светло.

Прослушивание стихотворения в записи.

Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение «Детство».

В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов.

(Слайд 6 -10)

Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

Прялка – приспособление для ручного прядения.

- Слушайте  стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства.

Беседа по содержанию:

- Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?

- Похожи ли  зимние забавы крестьянских детей на ваши?

- Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.

Конечно, семейный  вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

8. Словарная работа в парах.  Словарная работа будет проводиться следующим образом:  В маршрутном листе под цифрой 3  слева   записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией  карандашом.

САМОПРОВЕРКА (1 балл за каждый правильный ответ)

Физминутка (музыкальная)

Работа с текстом.  - Прочитаем 1 часть на стр. 72.

 - Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

-  А где происходило событие?

 -  Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами  знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.

 – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

 -  И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

 Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

“Мне в сугробе горе, 
                 А ребятам смех!..”

 - А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

 -  И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

 -  Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

 Да, конечно!

Читаем дальше. 2 часть

 А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.)

 А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”) (Слайд 12)

 -  А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

 – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?

– Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

 – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно...
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

Учитель. А откуда вы узнали, что речь похожа на ручеёк? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

 Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке.

Учитель. Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?

 – О плавной и красивой...
– О тихой и приятной...
– О правильной, ровной, связной.

Вторую часть прочитайте самостоятельно.

- Как можно озаглавить эту часть?

- Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?

– А мальчик любил слушать сказки? Найдите подтверждение в тексте.

“И начну у бабки
Сказки я просить...”

Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)

Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.

Учитель. А как надо эти слова понимать?

 – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.

Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

Итог урока

- Чем отличается ваше детство от описанного в стихотворении?

Рефлексия

Посчитайте свои снежки.

Посмотрим. Они отображают вашу работу на уроке.

Возьмите самый большой комок и подарите его тому, чья работа на уроке для вас была значима, чем-то вас удивила, заставила задуматься.


 

Урок по литературному чтению в 3 классе

Урок по литературному чтению в 3 классе

Выгляну в оконце Лежит белое суконце

Выгляну в оконце Лежит белое суконце

Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась? -

Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась? -

А в трубе сердито Ветер злой поет”? –

А в трубе сердито Ветер злой поет”? –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2020