Урок по математике 5 класс "Натуральные числа"

  • doc
  • 20.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1 урок.doc

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

Предмет

Математика

Класс

5

В

 

Тема урока

Натуральные числа

 

Тип урока

Урок изучения нового материала

 

Планируемые образовательные результаты

 

Предметные

Метапредметные

Личностные

 

1.    Понимать понятия десятичная позиционная система, разряд, класс.

2.    Проверить навыки определения классов натуральных чисел.

3.    Правильно употреблять в речи математические термины;

4.    Научится записывать и читать многозначные числа

5.    Представлять число в виде разрядных слагаемых

1.    Расширение кругозора

2.    Самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы

1. Развивать трудолюбие, дисциплинированность, уважение к одноклассникам, формировать интерес к математике.

2.  Воспитывать интерес к математике как к науке.

3. Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний;

 

 

 

Оборудование:

·       Бунимович Е.А. «Математика Арифметика Геометрия 5 класс»

·       Бунимович Е.А.  «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс. Задачник.»

·       Бунимович Е.А. «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс. Тетрадь-тренажер.»

·       Раздаточный материал.

·       Интерактивная доска.

·       Чертёжные инструменты.

 

 

 

 

Основные понятия

Десятичная позиционная система, сумма разрядных слагаемых, классы, разряды

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

1. ЭТАП  Организационный момент

Цель – активизация учащихся.

 

 

Приветствие учителя. Проверка посещаемости

Проверка готовности класса к уроку (наличие тетрадей, учебников и др.).

 

Встать для приветствия

Подготовить рабочий стол к уроку. Готовность показать.

Формирование УУД

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Личностные УУД (самоопределение)

 

2. ЭТАП  Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

 

Деятельность учителя      

                                 

Чтобы проверить как вы готовы к уроку я предлагаю вам математическую разминку.

Устный счет (слайд 1)

 

 

Деятельность учащихся

 

Внимательно слушать

Спрашивать, если не понятны какие-то моменты

Пробовать отвечать на опросы учителя

Формирование УУД

Познавательные УУД :

(Анализ объектов с целью выделения признаков)

Личностные УУД: (Формулировать собственное мнение и аргументировать его.)

Коммуникативные: вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме

 

3 ЭТАП. Целеполагание и мотивация. Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

 

 

Практическая деятельность потребовала от человека не только умения считать, но и умения записывать числа. В старину для записи натуральных чисел использовались и особые рисунки, и чёрточки, и буквы, и т. п.

У разных народов в разное время употреблялись различные системы счисления (нумерации). У первобытных народов не существовало развитой системы счисления. Ещё в XIX веке у многих племён Австралии и Полинезии было только два обозначения — для числа «один» и для числа «два». Эти обозначения они комбинировали. Число «три» они называли «два и один», число «четыре» — «два и два», число «пять» — «два, два и один», число «шесть» — «два, два и два». А числа, большие шести, они не различали и называли словом «много».

- Прочитайте числа 380; 907; 60239; 102 400; 999 999.

- Чтобы прочесть число, то что необходимо знать?

- Какова же цель урока?

 

Внимательно слушать

Спрашивать, если не понятны какие-то моменты

Пробовать отвечать на опросы учителя

Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования к познавательной задаче.

 

 

4 ЭТАП. Изучение нового материала. Опыты.                                                                                                                                                

Цель – познакомить учащихся с понятиями «десятичная система счисления», «классы», «разряды».

 

 

В настоящее время принята десятичная система записи чисел (десятичная система счисления), в которой числа записывают при помощи десяти знаков (цифр): 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. (СЛАЙД 2) Эти знаки называют цифрами.

Натуральные числа, записанные одной цифрой, называют однозначными, двумя цифрами – двузначными и т. д. все числа, кроме однозначных, называют многозначными

При этом одна и та же цифра имеет различное значение в зависимости от того места (позиции), где она расположена в записи числа. Например, в записи числа 777 первая справа цифра 7 означает семь единиц, вторая — семь десятков, третья — семь сотен.

Поэтому десятичную систему счисления называют позиционной.

Важную роль в десятичной системе счисления играет число 10. Десять единиц называют десятком, десять десятков — сотней, десять сотен — тысячей и т. д.

1 – единица

10 – десять

100 – сто

1000 – тысяча

10 000 – десять тысяч

100 000 – сто тысяч

1000 000 – миллион

10 000 000 – десять миллионов

100 000 000 – сто миллионов

1000 000 000 - миллиард

Первая цифра справа в десятичной записи числа называется цифрой первого разряда, вторая цифра справа — цифрой второго разряда и т. д. Каждые 10 единиц любого разряда составляют одну единицу следующего (более высокого) разряда. Разрядов три.

Первую цифру слева в записи натурального числа называют цифрой высшего разряда. Она всегда отлична от нуля.

Чтобы прочитать многозначное число, цифры в его записи разбивают справа налево на группы по три цифры в каждой. Эти группы называют классами. (СЛАЙД 4).

 В каждом классе цифры справа налево обозначают единицы, десятки и сотни этого класса.

Первый класс справа называют классом единиц, второй — классом тысяч, третий — классом миллионов, четвёртый — классом миллиардов и т.д.

 

Давайте выполним следующие задания. (СЛАЙД 5-12)

Прочитать числа

ФИЗМИНУТКА

 

Слушают внимательно учителя

Выполняют задание.

 

Выделим в нём классы: 148 951 784 296 и прочитаем число единиц каждого класса слева направо:

148 миллиардов 951 миллион 784 тысячи 296.

 

1) 3 278 = 3 1000 + 2 100 + 7 10 + 8 1;

2) 5 031 = 5 1000 + 0 100 + 3 10 + 1 1 = 5 1000 + 3 10 + 1 1;

3) 3 700 = 3 1000 + 7 100 + 0 10 + 0 1 = 3 1000 + 7 100.

Формирование УУД КоммуникативныеУУД (Постановка вопросов)

Познавательные УУД (самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели)

Проводят наблюдение и эксперимент под руководством учителя, анализируют, сравнивают, обобщают факты и явления.

Познавательные: (эмпирический эксперимент, формулируют выводы наблюдений, сравнивают).

Познавательные:

применение полученных знаний в решении практической задачи.

 

5 ЭТАП.  Усвоение новых знаний

Цель – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: «Как записывают и читают числа?».

 

На доске проецируется таблица разрядов.

Проверим, как внимательно вы слушали новый материал. Ответьте на мои вопросы:

­   Сколько знаков используется для записи натуральных чисел в десятичной системе? Как называются эти знаки? (СЛАЙД 14)

­   Какие натуральные числа называют однозначными? Двузначными? Трёхзначными? Многозначными?

(СЛАЙД 15)

­   Как называют запись натурального числа, которой мы пользуемся?

­   Сколько разрядов имеет каждый класс?

 

Слушают объяснение

Отвечают на поставленные вопросы.

- 10; цифра

- числа, записанные одной цифрой, двумя цифрами, тремя цифрами; все остальные, кроме однозначных

- десятичной

- 3

Формирование УУД Познавательные:

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы.

 

Развитие навыков нахождения закономерностей.

 

6 ЭТАП. Организация первичного закрепления

Цель - Установление правильности и осознанности восприятия темы «Как записывают и читают числа?».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

 

Открываем Учебники на странице 28. Решаем устно задания №55, №58, №60

 

Решаем письменно номера на странице 28 №61(а),  №62(а, в),  №63(а), №69(а-в), №71(а)

 

Ребята выполняют работу сначала устно, потом в своих тетрадях, сверяются и советуются с соседом по парте.

 

Коммуникативные:

Формулировать свои мысли в устной форме, уметь взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи.

 

7 ЭТАП. Организация первичного контроля

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: «Как записывают и читают числа?»

 

А теперь попробуйте выполнить самостоятельную работу.                                                 На экране проецируется слайд «Самостоятельная работа».

https://fs01.infourok.ru/images/doc/64/79488/img10.jpg

 

Выполняют самостоятельную работу в тетрадях.

Проверяют друг у друга результаты решения. В случае ошибки – помогает разобраться соседу по парте.

Аргументируют свое решение на основании знания новых терминов.

 

Формирование УУД                           

Регулятивные:                                           

Выделяют в условии данные, необходимые для решения задачи, строят логическую цепочку рассуждений, сопоставляют полученный результат с условием задачи. Сличают свой способ действия с эталоном.

Коммуникативные:

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Личностные:

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом

 

8 ЭТАП Подведение итогов урока                                                                                                                                   

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

 

 

- Что изучали сегодня на уроке?

- Перечислите классы, которые сегодня узнали

- Почему десятичную систему счисления называют позиционной?

 на уроке изучали цифры и десятичную систему счисления

-  Первый класс справа называют классом единиц, второй — классом тысяч, третий — классом миллионов, четвёртый — классом миллиардов и т.д.

-  цифра имеет различное значение в зависимости от того места (позиции), где она расположена в записи числа.

Формирование УУД

Познавательные:

Обобщают полученные знания.

Регулятивные:

Структурируют знания, в диалоге с учителем совершенствуют самостоятельно выбранные критерии оценки.

 

9 ЭТАП. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

 

Оцените свое отношение к уроку и насколько комфортно вы себя чувствовали на нем. Поднимите вверх руку и покажите столько пальцев, сколько вы поставите себе за всю проделанную работу на занятии.

 

Дети поднимают вверх руку и показывают от 1 до 5 пальцев. Сами пытаются поставить себе оценку за урок.

 

 

 

 

 

 

Формирование УУД

Личностные. Сформировать рефлексивную самооценку деятельности на уроке, развивать        умение выражать настроение, анализировать его изменение в течение урока.

 

10 ЭТАП Домашнее задание.

Открываем дневники, записываем домашнее задание: страница 26-27 глава п.5 читаем параграф и учим новые определения

Упражнение на странице 28-29 устно: №59. Письменно №61(б), №62(б, г) №69(г, д), №70(а), №71(б)

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.    Планируемые результаты. Система заданий. Математика 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Изд. «Просвещение» Москва 2013г.

2.    «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс.»  Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. и др. 2014г.

3.    http//www.school-collection

4.    Картинки    http://office.microsoft.com/ru-ru/clipart

http://www.it-n.ru/profil.

 

 

 

 

Конспект разработан

Беспаловой Н.В.


Скачано с www.znanio.ru