Конспект урока по математике
В 1 «Б» классе на тему «Решение задач»
Педагог: Симагина Яна Сергеевна
Автор учебника: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова
1.Мотивация к учебной деятельности.
-Прозвенел звонок и смолк. Какой начался урок? (Математика)
-Сегодня у нас гости. Повернитесь к нашим гостям. Поздоровайтесь.
На экране 1 слайд
Ум и разум нынче в чести.
С ними дружбу поведешь –
И нигде не пропадешь!
- Итак, с каким же девизом мы сегодня отправимся на урок? Прочитайте его на слайде.
- Как вы его понимаете? Почему ум так ценится? (Если ты будешь умным, то ты нигде не пропадешь, ты будешь все знать)
-Относится ли этот девиз к нашей работе на уроке?
-Как нужно работать на уроке, чтобы обрести знания? (На уроке надо быть внимательными, активными и сообразительными)
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку. Пожелаем друг другу удачи. За работу! В добрый час!
2. Актуализация знаний. Устный счет.
- Но путь в сказку извилистый, а тропинка постоянно меняет свое направление. Объясните, в каком направлении нужно двигаться по тропинке, чтобы попасть гости к сказке.
(На слайде изображение поля с тропинкой.
Проверяется умение ориентироваться в пространстве)
- Вот и добрались мы до нашей цели. Посмотрите, кто встречает нас на крыльце? (Бабушка и Дедушка)
- Кто вспомнит, из какой сказки эти герои? (Курочка Ряба)
- У бабушки и дедушки сегодня настоящее счастье, ведь их Курочка снесла им яички. Да не простые, а золотые. Чтобы не перепутать, бабушка написала на каждом яичке номерок. Посмотрите на свои парты. (Перед детьми круги желтого цвета с цифрами)
- Да только вредная мышка решила перепутать все яички и переставила их местами. Работая в паре, выложите перед собой яички в порядке возрастания.
- Покажите домик, кто закончит первым.
- Поднимите руку те, кто считает, что числовой ряд неправильный. Почему? (Пропущено число 5)
- Мышка успела одно яичко забрать себе.
-Проверим. Алина, назови яички в порядке возрастания.
- Теперь переложите их в порядке убывания.
- Покажите соседей числа 3. (Дима)
- Число, предшествующее числу 8 (Лика)
- Число, которое меньше 8 на 2 (Алиса)
- Чему равна сумма чисел 4 и 2(Максим М.)
- Поднимите число, которое больше 6, но меньше 8(Ваня Б.)
- Молодцы, помогли бабушке разложить все яички.
3. Постановка темы и цели урока.
- На волшебном пути нам встретилась математическая загадка. На доске записаны числовые выражения, а под ними – перемешались буквы. Ваша задача – прочитать выражение правильно, найти верный ответ и переместить букву в окошко с ответом.
5 |
8 |
7 |
8 |
10 |
8 |
|
|
|
|
|
|
6+2 |
2+3 |
9+1 |
5+3 |
5+2 |
4+4 |
А |
З |
Ч |
А |
Д |
А |
-Что вам необходимо было знать при решении этих выражений? (Состав чисел)
- Какое слово у вас получилось? (Задача)
- Для чего нужно уметь решать задачи?
- Сформулируйте тему урока (Решение задач)
- Скажите, это новая тема для нас? Умеем мы уже решать задачи?
- Подумайте, какова цель урока (Проверить себя, как мы умеем решать задачи)
- А помогать нам решать задачи будут сказочные герои и волшебный рабочий лист, на котором мы будем выполнять задания.
4.
-Вспомните, чем математическая задача отличается от остальных заданий по математике? Из чего обязательно должна состоять задача? (Вывешиваю карточки)
- Предлагаю вам не просто решить задачу, а сделать это вместе с дедушкой и бабушкой.
(Решение задачи сопровождается наглядными действиями детей)
Выбор действующих лиц при помощи именных палочек.
- Снесла однажды Курочка Ряба яички. Да непростые, а волшебные. Решили старички собрать эти яички. (Дети встают рядом с тарелками)
- Бабушка собрала 4 яичка. Выложи перед собой столько яичек, сколько положила бабушка.
- Дедушка собрал на 3 яичка больше, чем бабушка. Что означает выражение «больше на 3»?
-Сколько яичек ты положишь? (Столько же, да еще 3)
-Как называется та часть задачи, которую мы сейчас выполнили? (Условие)
- Какой вопрос предлагаете составить к задаче? Что нужно найти в задаче? (Сколько яичек собрал дедушка?)
- Что необходимо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Решить задачу)
- Решение задачи выполнит бабушка, а дедушка потом запишет ответ.
-(Все остальные) В рабочих листах найдите первое задание.
- Что нам помогает решить задачу? (Схема)
- Изобразите при помощи геометрических фигур, сколько яичек собрала бабушка, а сколько дедушка, а затем запишите решение.
- Дедушка собрал больше яичек?
- Можем ли мы это найти? Составь математическое выражение.
Письменное решение у доски – 2 чел.
4. Физкультминутка.
Путь наш долгий, поэтому пора отдохнуть. Физкультминутка у нас необычная – математическая. Слушайте мои задания внимательно и выполняйте их.
- Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки
- Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов
- Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас
- На носочки встанем, потолок достанем
- Наклонились столько раз, сколько уточек у нас
- Сколько покажу кружков, столько выполним прыжков
5. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
- Вспомните, какая беда приключилась у бабушки и дедушки в сказке? (Яичко разбилось)
- Кто разбил яичко?
- Посмотрите на рисунок и составьте по нему новую задачу самостоятельно.
«Снесла однажды Курочка Ряба 7 золотых яичек. Мышонок пробежал, разбил, и их стало на 3 меньше. Сколько яичек осталось целыми?»
- Что вы только что составили? (Задачу)
- Докажите, что это задача? (Есть условие, вопрос – указываю на карточки)
- О ком говорится в условии задачи? (О курочке и о мышонке. Мышонок пробежал и разбил яички)
- Можем ли мы ответить сразу, сколько яичек осталось целыми?
- Что необходимо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Решить задачу)
- Решите задачу самостоятельно в рабочем листе. (Задание 2)
Письменное решение у доски – 1 человек.
- Что нам помогает решить задачу правильно? (Составление схемы)
- Что будем изображать? (Яички)
- Покажи, сколько Курочка снесла яичек, а затем обозначь, что с ними стало.
- Что значит «на 3 меньше»? (Столько же, но без 3)
- Яичек осталось больше или меньше? Какой знак будем использовать?
- Составь математическое выражение к схеме.
- Запиши ответ.
- Курочка решила утешить стариков и пообещала снести к лету новые яички.
- Посчитайте, сколько простых яичек снесла Курочка летом? (6)
Снесла она 6 яичек и стала их насиживать. Вывелось у Курочки несколько цыплят. Сколько цыплят еще не вылупилось?
- Поднимите руку, кто считает, что эта задача составлена неверно и ее нельзя решить.
- Почему вы так думаете? (В задаче неизвестно, сколько вылупилось цыплят)
- Сколько данных в задаче должно быть известно, чтобы мы смогли решить эту задачу? (Хотя бы 2)
- Дополним ее. Сколько цыплят могло вылупиться? (3)
- Остались ли яйца, из которых никто не вылупился? (Да)
-Найдем, сколько яиц осталось целыми. Решим задачу
Далее производится письменное решение задачи и запись ответа
(У учителя в руках корзина)
- Герои сказки благодарят вас за работу на уроке и хотят, чтобы вы запомнили сегодня все самое полезное. Подумайте, какие математические слова звучали на уроке сегодня чаще всего (Задача, числовой ряд, больше на…, меньше на.... и т.д)
7. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.
- Какова была цель этого урока? (Проверить себя, как мы умеем решать задачи, исправить свои ошибки)
-Достигли ли вы этой цели? Докажите. Все ли правильно ты выполнил в своем рабочем листе?
-Кого бы вы похвалили сегодня за работу на уроке?
-Кому было легко решать все задания?
- Кто испытывал затруднения?
На ваших партах Курочка Ряба оставила вам волшебные яички. Нарисуйте на нем свое настроение, с которым вы работали сегодня на уроке и положите свои ответы в корзинки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.