Тема урока: Угол. Виды углов.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: познакомить учащихся с понятием «угол», сформировать представление о видах угла: «прямой, тупой, острый»
Задачи урока:
образовательные:
- систематизировать и расширить представления детей о геометрических фигурах;
- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
- формировать познавательный интерес к математике.
развивающие:
- развить познавательные процессы (особенно, внимание, восприятие, мышление);
- развить эмоциональную сферу;
- развить коммуникативные умения;
- развить мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и другие).
воспитательные:
- воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга;
- способствовать сплочению классного коллектива.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся определять с помощью модели угольника виды углов (острый, прямой, тупой);
распознавать геометрические фигуры (многоугольники, углы, лучи, точки;
проверять правильность выполнения сложения, используя взаимосвязь сложения и вычитания;
составлять условие и вопрос задачи по заданному решению;
объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи;
работать в парах;
выполнять задания творческого и поискового характера;
контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- развивать моторику руки, аналитическое мышление, образное воображение.
Регулятивные УУД:
- самоконтроль деятельности;
-самооценка результатов работы.
Познавательные УУД:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- расширить кругозор учащихся,
- умение строить речевые высказывания;
- формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- умение работать в паре;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Методы обучения:
- репродуктивные: словесные, наглядные, практические;
- продуктивные: проблемный, частично-поисковые.
Формы обучения: фронтальная работа, парная, индивидуальная.
Оборудование:
Карточки с числами, рисунок фигуры, карточки с геометрическими фигурами, плакат с замком, индивидуальные карточки.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||
1. Орг.момент |
Итак, друзья, внимание, Ведь прозвенел звонок! Садитесь поудобнее - Начнём скорей урок. - Сегодня мы отправимся в путешествие по очень интересной стране. |
|
||||||
2. Включение в учебную деятельность |
- Чтобы подготовиться к путешествию, посчитаем устно. - Выберите нужные ответы по заданию. 1. В каком числе 7 дес. 2 ед.? 2. Сумма чисел 8 и 7 3.Из 16 вычесть 8 4. Назовите число, которое стоит перед 37 5. Назовите число, которое стоит после 48 6. Разность чисел 27 и 6 7. Если к 5 дес прибавить 2 дес, 8. Какое число больше 42 на 5 9. Какое число меньше 59 на 6 - Расставьте числа в порядке убывания, уменьшения. Что это значит – в порядке убывания? - Если карточки расставлены правильно, то должно будет получиться слово. Перевернём карточки, какое слово получилось? - Что изучает данный раздел математики? |
Учащиеся по очереди выходят к доске и выбирают карточку с правильным ответом. (Карточки с ответами заранее прикреплены к доске в разнобой и с дополнительными ответами)
- 72, 15, 8, 36, 49, 21, 70, 47, 53
- От самого большого числа к самому маленькому.
Геометрия
- Фигуры. |
||||||
3. Актуализация знаний |
- В пути по стране Геометрии нам предстоит преодолеть много испытаний. И чтобы точнее выстроить маршрут путешествия, изучим чертёж. Какие фигуры вы видите на этом чертеже? (Рисунок на карточке)
- Найдите треугольники. Сколько их? - Сколько одинаковых треугольников? - Сколько квадратов? Они одинаковые? - Есть ли здесь ещё фигуры? Какие? Сколько всего фигур? - Мы готовы к путешествию, отправляемся в путь. |
-Четырёхугольники, треугольники. (Учащиеся выходят к доске и считают фигуры, показывая их.)
- 6
-2
- 14 |
||||||
4. Самоопре-деление к деятельности |
- Внимание! Первое испытание. Впереди таинственный город. Чтобы войти в него, надо рассказать, какие дома в нём построены. (Карточки с фигурами на доске)
- На какие две группы можно разделить фигуры на доске? (Убрать фигуры без углов.) На какие три группы можно разделить оставшиеся фигуры?
- Что общего у фигур каждой группы?
- Сколько углов у этих фигур?
- Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше путешествие в страну геометрии? - Проверьте свои предположения. Откройте учебник на стр. 8, прочитайте тему и задачи урока. |
- Фигуры, имеющие и не имеющие углы.
-Треугольники, четырёхугольники, пятиугольники. - Количество углов и сторон. - У пятиугольников 5, у четырёхугольников 4, у треугольников 3.
(Ответы детей) |
||||||
Физминутка |
|
Проводится стоя. |
||||||
5. «Открытие» нового знания. |
1) Чертёжная работа. - Мы прошли город Геометрических фигур. Далее по маршруту лабиринт Углов. Для того чтобы не заблудиться, надо выполнить чертёж выхода из лабиринта. Он дан на полях на стр. 8 - Прочитайте и выполните задание к чертежу. (Чертит на доске) Подумайте и скажите, а как же получить угол, как же он образуется? Угол – это фигура, состоящая из 2 лучей, проведённых из 1 точки. Лучи угла называются сторонами. А точка, в которой соединяются лучи – вершиной. Подведем итог: Угол – это… 2) Практическая работа - Три коридора лабиринта мы преодолели. Впереди самый главный. Он заканчивается дверью. Открыть её мы сможем, выполнив следующее задание. - Сейчас каждый из вас из листа бумаги сделает модель прямого угла. Как это сделать, подскажет учебник. - Прочитайте следующее задание на стр. 8. (Учащимся, которые затрудняются, оказывается помощь.) - Покажите все модель прямого угла. - Разверните лист, как на рисунке 3. Покажите стороны угла и вершину. - Прочитайте, как определить, какой угол начерчен. - Покажите угольник – модель прямого угла на ваших партах. - Найдите на нём с помощью своей модели прямой угол. (Показать, как это сделать на чертеже на доске.) - Сколько прямых углов образовали линии сгиба на вашем листе? Рассмотрите чертёжный треугольник. Вы уже убедились, что у него один угол прямой. С помощью модели угла узнайте, будут ли прямыми остальные углы этого треугольника. - Какие у вас получились углы? - Прочитайте, как называется угол, который меньше прямого. - Как называется угол, который больше прямого? - Подпишем названия углов под чертежами. - Молодцы, дверь из лабиринта открыта. Мы продолжаем путешествие. |
(Чертят углы в тетрадях)
(Выполняют самостоятельно, следуя инструкции в учебнике)
(Работа по учебнику)
- 4
- Меньше прямого.
- Острый угол.
- Тупой угол.
(записывают в тетрадь) |
||||||
6. Первичное закрепление. |
- Мы оказались у леса Многоугольников. Пройти через этот лес нам поможет наш проводник – модель прямого угла. -№ 1 стр. 9 (Аналогичный чертёж заранее выполнен на откидной доске.) - Определим вид каждого угла у первой и второй фигуры. Запишем в тетрадь.
- Найдите острые, прямые и тупые углы у третьей фигуры самостоятельно. - Проверьте работу в парах.
|
(Первое задание выполняют устно.) П.- 2, 4, 7 О.- 1, 3, 5 Т.- 6
(П.-8, 12. О.-10. Т.- 9, 11) |
||||||
7. Закрепление пройденного |
1) Составление задач по выражениям. - Впереди по маршруту Водопад Задач. Чтобы перейти его, надо перекинуть на другой берег страховочный канат. - Сначала потренируемся. - Составьте задачи по выражениям 9+7, 12+8.
- А сейчас можно переправляться. Прочитайте задание в учебнике стр.9 №4
2) Письменные приёмы вычислений. - Привал. Можно заняться любимым делом - решением примеров в столбик. Стр. 9 №2
|
(Предлагают свои задачи, следят за правильностью ответов товарищей.)
(Предлагают варианты задач.)
( Двое учеников работают у доски, трое человек на карточках.) |
||||||
8. Подведение итогов |
- Итак, мы разобрались, какие бывают углы. Предлагаю 1варианту найти острые углы, а 2 варианту – тупые углы на стр. 9 - Оцените свою работу. - Вот и закончилось наше путешествие по стране Геометрии. Мы добрались до замка короля. (Плакат с рисунком закрепляется на доске.) - Из каких геометрических фигур он состоит? - Сколько всего треугольников? - Сколько всего четырёхугольников? - Сколько кругов? - Кто может показать с помощью угольника, какие углы в нём прямые. |
(Работа по вариантам)
|
||||||
9. Рефлексия
|
- Какие задачи мы ставили? - Удалось ли достичь этих задач? - Возникали у вас затруднения? - Вы смогли их преодолеть? - Чем интересен был сегодняшний урок? - Оцените свою работу на уроке! Выберите соответствующую фигуру. |
(Жёлтый пятиугольник, зелёный квадрат или красный треугольник) |
||||||
10. Домашнее задание |
Нарисуйте многоугольник и укажите виды углов. Спасибо за урок. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.