Открытый урок по математике в 3 классе
Учитель: Чапарова Цибац Керимовна
Тема: «Путешествие в Страну Умножения. Закрепление таблицы умножения и деления».
Цель: Закрепление и применение знаний таблицы умножения и деления в игровой и практической ситуации.
Задачи:
· Образовательные: Закрепить знание таблицы умножения и деления; совершенствовать вычислительные навыки; отрабатывать умение решать задачи на умножение и деление.
· Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес к математике, умение работать в парах и группах.
· Воспитательные: Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность, интерес к предмету.
УУД (Универсальные учебные действия):
· Познавательные: поиск и выделение информации, анализ, установление причинно-следственных связей.
· Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка, коррекция.
· Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
· Личностные: мотивация учения, осознание ответственности за общий результат.
Оборудование:
· Для учителя: интерактивная доска (или обычная доска/флипчарт), презентация (опционально), карта «Страны Умножения», карточки с заданиями, мел/маркеры.
· Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, набор геометрических фигур (квадраты, треугольники), индивидуальные карточки для рефлексии («светофор» или смайлики).
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 минуты)
· Приветствие.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть ваши умные и внимательные глаза. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок с хорошим настроением. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.
II. Мотивация и постановка цели (3-4 минуты)
· Создание проблемной ситуации.
Учитель: Ребята, сегодня к нам пришло необычное письмо. (Показывает конверт). Его прислал Король страны Математики. Давайте прочитаем!
«Дорогие третьеклассники! В моей стране, Стране Умножения, случилась беда! Коварный Злодей-Забывайка украл все числа и знаки. Жители страны в панике! Помогите, пожалуйста, вернуть всё на свои места! В награду я открою вам свой главный секрет. Ваш Король Математики».
· Постановка цели.
Учитель: Ну что, поможем Королю?
Ученики: Да!
Учитель: Тогда отправляемся в путешествие! Чтобы справиться со всеми трудностями, что нам понадобится?
Ученики: Наше знание таблицы умножения и деления, внимание, смекалка и дружба!
Учитель: Верно! Значит, цель нашего урока – показать, как хорошо мы умеем применять таблицу умножения и деления, чтобы победить Забывайку.
III. Актуализация знаний. «Разминка для ума» (5 минут)
Учитель: Первое препятствие – Река Быстрых Вычислений. Чтобы её перейти, нужно правильно решить цепочку примеров.
Задание на доске (или на слайде):
48 : 8 → ... + 13 → ... : 5 → ... * 4 → ... - 19 = ?
· Ученики решают цепочку в тетрадях (можно с комментированием).
· 48 : 8 = 6
· 6 + 13 = 19
· 19 : 5 – Стоп! А тут можно разделить? (Нет, 19 на 5 не делится). Значит, Злодей Забывайка уже здесь постарался! Давайте исправим ошибку. Может быть, должно быть +12?
· 48 : 8 = 6
· 6 + 12 = 18
· 18 : 3 = 6
· 6 * 4 = 24
· 24 - 19 = 5
Учитель: Молодцы! Мы исправили козни Забывайки и перешли реку! Отправляемся дальше.
IV. Основная часть. «Испытания Страны Умножения» (25 минут)
1. Станция «Лес Задач» (Работа в парах)
Учитель: В лесу живут сказочные существа, которые не могут решить свои задачи без нашей помощи.
Задача 1 (базовый уровень):
Винни-Пух купил 4 горшочка мёда по 7 рублей каждый.Сколько денег он заплатил за всю покупку?
Задача 2 (повышенный уровень):Для праздника Мудрая Сова разложила 36 пирожных на тарелки,по 4 пирожных на каждую. Пятачок принёс ещё 12 пирожных. Сколько тарелок понадобится теперь, если на каждую тарелку по-прежнему класть по 4 пирожных?
· Ученики решают задачи в парах, обсуждая решение.
· Проверка: одна пара объясняет решение первой задачи, другая – второй.
· Акцент на том, какое действие выбрали и почему (умножение или деление).
2. Станция «Горы Логики» (Групповая работа или фронтально)
Учитель: Чтобы перейти через горы, нужно найти закономерность и заполнить пропуски.
Задание на доске:
Пример 1 Пример 2 Пример 3
6 * 4 = 24 7 * 5 = 35 8 * ... = ...
4 * 6 = 24 5 * 7 = 35 ... * 8 = ...
24 : 6 = 4 35 : 7 = 5 ... : ... = ...
24 : 4 = 6 35 : 5 = 7 ... : ... = ...
· Вопрос: Что вы заметили? (От перестановки множителей произведение не меняется. Если произведение разделить на один множитель, получится другой множитель).
· Ученики самостоятельно заполняют третий столбик.
3. Станция «Поле Геометрических Загадок» (Связь с геометрией)
Учитель: На этом поле нужно собрать «урожай» геометрических фигур.
· Задание 1: Начертите прямоугольник, длина которого 6 см, а ширина 3 см. Найдите его периметр.
· Вариант решения: P = (6 + 3) * 2 = 18 (см). Или P = 62 + 32 = 18 (см).
· Задание 2 (практическое): Используя 12 одинаковых квадратов (или счетных палочек), составьте все возможные прямоугольники и запишите их площадь (в квадратных клетках).
· (1х12, 2х6, 3х4).
V. Физкультминутка (2-3 минуты)
· Проводится тематическая физкультминутка на внимание и счёт.
· «Встаньте столько раз, сколько будет 3 * 2» (6 раз).
· «Наклонитесь вперед столько раз, сколько будет 12 : 3» (4 раза).
· «Присядьте столько раз, сколько будет 24 : 8» (3 раза).
VI. Закрепление изученного. «Сражение с Злодеем-Забывайкой» (5-7 минут)
· Интерактивная игра на интерактивной доске или на карточках.
· Вариант 1: «Найди лишнее». Даны 4 примера, один из которых решен неверно или не подходит по смыслу.
· 7 * 4 = 28
· 6 * 5 = 30
· 8 * 3 = 26 (Лишнее, т.к. 8*3=24)
· 9 * 2 = 18
· Вариант 2: «Расшифруй слово». Решите примеры и составьте слово из букв, соответствующих правильным ответам.
· 72 : 9 (К) = 8
· 5 * 6 (О) = 30
· 42 : 7 (М) = 6
· 4 * 8 (П) = 32
· 27 : 3 (Ь) = 9
· 9 * 9 (О) = 81
· 36 : 4 (Т) = 9
Ответ: МОЛОДЦЫ!
Учитель: Ура! Мы победили Забывайку! Все числа вернулись на свои места!
VII. Подведение итогов. Рефлексия (3-4 минуты)
Учитель: И вот, Король Математики открывает нам свой секрет (открывает на доске плакат): «Тот, кто знает таблицу умножения, всегда обладает великой силой – силой знания!»
· Итог:
· С каким настроением вы заканчиваете путешествие?
· Какое задание было самым интересным?
· Какое показалось самым трудным?
· Где в жизни нам могут пригодиться знания таблицы умножения? (При расчете в магазине, при планировании времени, в строительстве и т.д.)
· Рефлексия «Светофор»:
· На партах у детей три кружка: красный, желтый, зеленый.
· Красный – «Я еще сомневаюсь в своих силах, мне нужно потренироваться».
· Желтый – «Я хорошо справился, но есть небольшие ошибки».
· Зеленый – «У меня всё получилось, я уверен в своих знаниях!»
Дети поднимают соответствующий кружок.
VIII. Домашнее задание (1 минута)
· Задание творческое и дифференцированное.
1. Обязательное: составить и красиво оформить 2-3 задачи для соседа по парте на умножение или деление.
2. По желанию: нарисовать рисунок или комикс с помощью примеров на умножение (например, «Математический зоопарк», где у слона 4 ноги, а всего слонов 3, сколько всего ног?).
Учитель: Спасибо вам за урок, за вашу активность и смекалку! Король Математики и я вами очень довольны! Урок окончен.
---
Примечание для учителя:
· Следите за временем, основной упор сделайте на этапы IV и VI.
· Будьте готовы гибко менять задания в зависимости от темпа работы класса.
· Создавайте доброжелательную атмосферу, поощряйте даже небольшие успехи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.