Урок по ментальной математике. Тема: Знакомство с аббакусом
Оценка 5

Урок по ментальной математике. Тема: Знакомство с аббакусом

Оценка 5
docx
31.01.2024
Урок по ментальной математике. Тема: Знакомство с аббакусом
урок по ментальной м..docx

План урока №1.

Цель: Познакомить с абакусом. Научить детей работать на счетах.

Задачи:

1)      Образовательные:  Познакомиться со счетами. Научить считать на абакусе.

2)      Развивающие: Развивать мелкую моторику, внимание, память, пространственное мышление, воображение, устную речь.

3)      Воспитательные: Формировать позитивное отношение к учебному труду,  формировать саморегуляцию, мотивацию, положительную самооценку.

Ход занятия:

1)      Организационный:

Здравствуйте ребята. Сегодня вы пришли на первое занятие по ментальной математике.  Скажите пожалуйста, до скольки вы умеете считать? (ответы детей)

Давайте посчитаем от1 до 5. И обратно от5 до 1.

Кто из вас умеет считать до 10?.Давайте посчитаем?

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на наших занятиях?

(Учиться считать)

Совершенно верно. Мы будем учиться считать быстро и правильно.

На занятиях вам будут помогать в работе тетради и учебник.

2)      Знакомство с абакусом.

Посмотрите ребята счеты, которыми мы будем пользоваться называются абакус.

На абакусе есть косточки. Эти косточки легко передвигаются. Давайте попробуем.

Но их нельзя просто так передвигать, мы должны следить за своей ручкой и поднимать и опускать косточки. Нижние косточки, до разделительной черты, мы будем поднимать большим пальцем, а опускать указательным. Покажите мне большой палец у вас на руке. Покажите указательный.

 Давайте попробуем. Взяли 2 косточки – подняли большим, опустили указательным. Давайте сделаем так на всех спицах абакуса. Сначала везде подними 2 косточки, а потом опустим тоже две косточки. Привести абак в исходное положение можно так:  провести по разделительной полсе указательным и большим пальцем сложенным вместе. (Показ учителя)

 Давайте поднимем 3 косточки и сделаем это на всех спицах. И опустим одну косточку указательным на всех спицах.

 Кто заметил, с какой косточкой мы не поработали? (С верхней)

 Верно. Эту косточку тоже можно передвигать. Но ее можно передвигать только указательным пальцем. Давайте попробуем. Это косточка волшебная.

 

3)      Отработка навыка работы с косточками.

Поднимем 3,  опустим 2, поднимем 1. Сбросили.

Сколько у вас получилось?

(2). Верно!

Продолжим.

Поднимим 4, опустим 2, опустим 1.

Сбросили.

 Сколько у вас получилось?  (1)

4)      Знакомство с 5.

Ребята, кто может посчитать, сколько косточек внизу на абакусе,

(4)

 Верно. Давайте все вместе посчитаем. 1,2,3,4… А что же делать дальше, как же мы будем считать? На абакусе можно считать дальше до 10, смотрите как : 1,2,3,4,  5-это  верхняя косточка, мы ее еще называли волшебная, дальше если мы к 5 прибавим одну нижнюю косточку, то получится 6, на счетах ее откладываем клювиком(одновременно берем 5и 1 )А убирать будем тоже клювиком, только он будет раскрываться.

Отложите у себя 6, и уберите. Дальше 7 –Это пятерка и две единицы. Берем одновре менно - клювик сжимаем, убрали 7 – клювик разжали. Сделайте 7 и уберите 7.  Дальше 8- это «Пятерка и три косточки»    9- Пятерка и 4 косточки. Взяли 9-клювик сжали, убрали 9 клювик раскрыли.

Посчитайте на абакусе от 1 до 9 сами. Я буду вам помогать, если нужна будет помощь.

Давайте посчитаем при помощи абакуса простые примеры:

Работаем только двумя пальцами большим и указательным

3+1-2=2

Подняли 3косточки,добавили еще одну, опустили две. Какой ответ получился?

Приводим абакус в рабочее положение

Решаем на центральной спице

4-3+1=2

Взяли 4, убрали 3, добавили1 какой ответ получился ?

2

Теперь мы попробуем использовать 5 при решении примеров. Помним, что ее мы поднимаем и опускаем одним указательным пальцем.

3+5-5=3

Взяли 3, добавили 5, убрали 5. какой ответ получился? (3)

Взяли 5, добавили 2, убрали 1. Какой ответ получился? 6. Правильно! 5 да 1 это 6.

Взяли 4, добавили 5, убрали 2 Какой ответ получился? 7. Правильно. 5да 2 это 7.

5)      Решение примеров без зарисовок.

Сейчас начнем делать это немного быстрее, т. е с ускорением.

Беру 1, беру3, убираю 2 Сбросили. Сколько  получилось ? (2)

 Беру 3, Убираю 2, беру 5. Сбросили. Сколько получилось ?  (6)

Беру 3, беру 5, уберу 5, Сбросили . Сколько получилось ? (3)

Беру 5, беру 3, уберу 1. Сбросили. Сколько поучилось (7)

Физминутка

 

6)      Упражнение «Круг»

Пример 3+5-1

Проговариваем , сначала каждое действие на всех спицах абакуса производим одной рукой. Затем тоже самое другой рукой.  Затем двумя руками одновременно.

Пример 2-2+5

 

7)

Считалочка №1

Записываю на доске цифровые пары. У ребят карточки на столе.

Это пары состав числа 10.

Ребята число 10 можно получить, если к 1+9, или к 9+1, 2+8, 3+7, 4+6,5+5.

Поэтому мы говорим, что 10 это 9и1, 8и 2, 7и3, 6и4, 5и5

Давайте назовем все пары числа 10.( Делаем 3 раза )

Сейчас мы будем заполнять пустые клетки в тетради на стр3. Вы можете пользоваться своими табличками подсказками. Первую таблицу заполняем вместе со мной, вторую попробуете заполнить самостоятельно.

А сейчас закрасим пару 5и5 желтым цветом, 4и6  и 6 и4 красным, 2и 8 и 8 и2 з3леным, 3и 7 и 7и3 синим и тд.

 

Физминутка

8)Работа с учебником.

Откроем стр. 3

На этой странице нам нужно будет использовать цветные карандаши.

Нам нужно соединить букву с животным которое начинается с этого звука. (это задание для 7 летних), а для 5лет выполняем задание на стр 2.

 

.

9) Решение примеров с зарисовкой в тетради для практики.

Ребята, я вас сейчас научу правильно держать карандаш, чтобы быстро переходить от письма к счету.

Мы берем карандаш в правую руку, зажимаем его  тремя пальцами так, чтобы большой и указательный были свободными.

 Откроем тетрадь  №1.

Мы видим с вами на стр 3 линии. Две вертикальных и одна горизонтальная. Вертикальные спицы это спицы абакуса, а горизонтальная это разделительная полоса.

На центральной спице нарисован кружок. А левая спица для десятков.

 На них мы будем зарисовывать ответ  в виде косточек на абакусе.

 А сверху будем писать ответ.

Приготовили абакус в исходное положение. Провели пальчиком по верхнему ряду

Начинаем решать

Взяли 2, убрали 1, добавили 3,   получилось 4. Ответ записали в прямоугольнике. Теперь будем зарисовывать в виде кружочков. На спице с точкой зарисовали ниже горизонтальной линии 4 кружочка и раскрасили желтым.

Решим первый пример:

4-3+1=2

Взяли 4,убрали 3, добавили1, получили 2

Карандаш держим правильно. Не забываем об этом.

Зарисовываем  под чертой 2 косточки. Закрашиваем только 2 косточки желтым.

Следующий пример:

5+1-1=5

Помним, что 5 не закрашиваем. Она остается пустой.

3-1+5 =7

Взяли 3, убрали 1, добавили5. Получилось 7. Сбросили ответ. Запомнили , записали в прямоугольнике. Зарисовали на спице и закрасили нижние кружочки желтым цветом.

4+3-5

Взяли 4, убрали 3добавили 5. Ответ 6.

Сбросили ответ. Записали его в окошечке для ответов, и зарисовали на спицах полученный ответ.

Закрасили только нижнюю бусинку.

 

10) Ментальный счет с зарисовкой.

А сейчас мы будем считать ментально. Это значит будем считать при помощи пальцев рук в воздухе. У нас на листе еще остались пустые спицы. Начнем с того, что поставим букву М красным карандашом. Это значит, что будем считать ментально. То есть считать в уме.

Начинаем!

Представим  абакус в нашем воображении.  Мы уже очень много примеров решили на абакусе, и можем легко представить его у себя в воображении.

Давайте попробуем. Решать будем на центральной спице. Значит правой рукой. Представили центральную спицу. Давайте начнем  вместе со мной. Считать будем представляя косточки абакуса.

Взяли 2, опустили 1, добавили 2. Получилось 3.

Зарисовываем на центральной  спице 3 косточки. Раскрашиваем желтым.

Взяли 5, добавили2, опустили1 косточку. Получилось 6. Записали ответ в прямоугольнике, зарисовали косточки на центральной спице. Раскрасили желтым. Верхнюю косточку 5 не закрашиваем.

Взяли 2, добавили 1, добавили 1, Получилось 4.Записали ответ,  зарисовали на центральной спице 4 желтые бусинки.

Подняли 4 косточки, опустили 3,добавили 5.Сколько получилось? 6 

Записали ответ в прямоугольнике. Зарисовали  на центральной спице 6 бусинок. Закрасили 1 нижнюю бусинку.

11)Решение примеров на абакусе из тетради для практики

Откроем тетрадь на стр 4.

Решаем первую таблицу при помощи абакуса вместе со мной,  и записываем ответ в пустую клетку.5+1+1=7

7-5+2=4

8+1-3=6

4-3+1=2

2+2-3=1

1+2-1=2

5+1+3=9

8-2+1=7

4-3+7=8

9-4+3=8

3+1-4=0

4+5-1=8

 

Давайте подведем итог. Чему мы научились на этом этапе урока?

 

Физминутка.

12) Работа с флешкартами.

Сейчас поработаем с флешкартами «Умножение» Сначала показываю 15 карт с ответами, (Умножение на 2) Выбрать только парные карты.

2 раз с ускорением, 3 раз : Учитель показывает карточку , ученик дает ответ.

2 и 6, 6 и 2, 2  и 5, 5 и 2 , 2 и 3 , 3 и 2, 2 и 9 , 9 и 2, и т д.

Флешкарты «Косточки абакуса»

15 карточек. Первый раз с названием количества косточек.

2 раз немного быстрее. 3 раз быстро. Дети называют хором число косточек.

 Флешкарты «Прилагательные»

15 карточек.  Первый раз показываем, учитель сам называет прилагательные.

 2 раз показываем, сами дети называют прилагательные.

 3 раз с ускорением показываем. Дети быстро называют.

Составление рассказа.

Карточка «Отзывчивый»

13) Разбор домашнего задания. Родителям показываю как правильно делать упражнение «Круг»

На примере 3+5-1. Сначала упражнение делаем правой рукой, затем левой, затем двумя руками.

 

 


 

План урока №1. Цель: Познакомить с абакусом

План урока №1. Цель: Познакомить с абакусом

Ребята, кто может посчитать, сколько косточек внизу на абакусе, (4)

Ребята, кто может посчитать, сколько косточек внизу на абакусе, (4)

Упражнение «Круг» Пример 3+5-1

Упражнение «Круг» Пример 3+5-1

Приготовили абакус в исходное положение

Приготовили абакус в исходное положение

Зарисовываем на центральной спице 3 косточки

Зарисовываем на центральной спице 3 косточки

Учитель показывает карточку , ученик дает ответ

Учитель показывает карточку , ученик дает ответ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2024