Урок по окружающему миру "Из чего что сделано"
Оценка 4.7

Урок по окружающему миру "Из чего что сделано"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
DOC
окружающий мир
2 кл
11.03.2024
Урок по окружающему миру "Из чего что сделано"
конспект урока из чего что сделано.DOC

 

 

 

 

 

Урок природоведения по программе

А. А. Плешакова «Окружающий мир»

 2 класс (1 – 4)

 

 

Урок – эксперимент по теме:

«Из чего что сделано».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели: 1. Развивать навыки познавательной деятельности:

-         работа с информацией ( систематизация , использование )

-         навыки организации рабочего пространства и рабочего времени.

           2. Развивать коммуникативные навыки:

-         навыки диалогового общения (прием и передача вербальной

информации).

           3. Учить презентировать результаты своей работы.

           4. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

 

Оборудование:

В игровой организована выставка шерстяных и глиняных изделий, собранная совместно с детьми и родителями.

 

1 группа. Свойства шерсти:

 

             -  натуральная шерсть, шерстяные нитки, изделия из шерсти;

- таблица «свойства шерсти»;

- свеча, спички, лупы, пинцеты, ножницы, блюдце;

-         книги Н. Смирнова, М Константиновский «Как ткани ткут и нити прядут», Е. Пермяк «Пропавшие нитки», Азбука вязания, Учебник «Окружающий мир» 2 класс.

 

2 группа. Этапы.

-         коллекция шерсти, шерстяные нитки натуральные и цветные;

-         книги «Все обо всем» Т 5, Т 10, очевидец Обо всем на свете «Костюм», учебник «Окружающий мир» 2 класс;

-         рисунки с изображением этапов работы, ткацкого станка, пряхи и стригаля;

-         прялка, веретено, корсажки (чески для вычесывания шерсти)

 

3 группа. Свойства глины.

-         2 вида глины: жирная (рудник) и тощая (окраина города);

-         таблица «свойства глины»;

-         лупа, баночки с водой, листы, карандаши;

-         книги Т. Д. Нуждина Энциклопедия для малышей «Чудо-Всюду мир машин и вещей», история вещей «Я познаю мир», Н. Н. Алексахин Волшебная глина»,  Г. Федотов «Глина и керамика».

 

4 группа. Этапы.  

-         глина (как в 3 гр.);

-         книги как в 3 группе;

-         рисунки с изображением видов работ, гончарного круга и муфельной печи      

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

   Сбор на ковре в игровой.

 

2. Сообщение темы урока.

  Когда в школу утром идешь с рюкзаком

  Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

  Одно «почему» меж деревьями мчится

  Летит по пятам за неведомой птицей,

  Другое – в глубинах земли затаится,

  А третье – лягушкою скок в ручеек.

  Так может сегодня, друзья, на уроке

   Мы сможем ответить на эти вопросы?

- Ребята, а вы согласны?

- Тогда не забудьте о правилах дружной работы. (Один говорит – все слушают).

- Скажите, что привлекло ваше внимание, когда вы вошли в игровую?

(Различные предметы быта: одежда, посуда).

- Можем ли мы в природе увидеть данные предметы или не можем и почему?

( Не можем, т. к. они сделаны руками человека).

- Да, ребята, это предметы, выполненные руками человека, которые мы совместно с родителями приготовили для нашего урока. Все эти предметы изготовлены из природных материалов, но чтобы природный материал превратился в изделия, нужны знания и большой труд. Вот об этом мы и поговорим, и постараемся найти ответ на один из таких вопросов.

Из чего что сделано? Он и является темой нашего урока.

- Сегодня мы будем работать в центрах чтения и науки. До урока мы разделились на группы, в каждой группе есть помощники, это Надежда Валерьевна (мама Саши Базарова), Ольга Александровна (мама Любы Прилучной), и Елена Николаевна. Пройдите, пожалуйста, в класс и займите свои места. Работая в группах, не забывайте о правилах дружной работы.

(правила разработаны совместно с детьми и находятся на стенде)

 

3. Знакомство с новым материалом (работа в центрах).

У вас на партах находятся различные предметы.

ЗАДАНИЕ 1. Разделите все предметы на группы так, чтобы в каждой группе      

                        все предметы были сделаны из одного природного материала.

 (По окончании работы подайте сигнал).

Молодцы, ребята. Сегодня на уроке мы будем работать с глиной и шерстью.

На уроке вы будете исследователями. Ведь прежде, чем эти материалы  прев-  ратились в изделия, людям необходимо было узнать их основные свойства, чтобы изделия были прочными и красивыми, а также мы проследим за этапами, которые проходят глина и шерсть, чтобы стать предметами необходимыми в жизни человека.

 

Группа №1 будет изучать свойства шерсти.

Группа №2 будет изучать свойства глины.

Группа №3 проследит за этапами превращения шерсти в предмет одежды.

Группа №4 проследит за этапами превращения глины в предмет посуды или сувенир.

Материалы, необходимые вам в работе, находятся на партах. Помощники вам все объяснят. Время работы 12 мин. Не забывайте об одном из правил дружной работы. (Активно работай в группе). Приступайте к работе.

 

4. Самостоятельная работа в центрах.

Учащиеся работают под контролем помощника, который направляет действия детей, помогает отобрать и систематизировать необходимый материал. Старается, чтобы каждый ребенок принимал активное участие в работе группы. В процессе работы выбирают одного или нескольких учеников, которые будут презентировать работу центра.

(Работа центров представлена в приложении).

 

5. Физкультминутка.

(проводит один из учеников, который заранее ее подготовил)

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу.

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

В ладоши похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

 

6. Презентация работы центров.

Итак, ребята, поделитесь с нами тем, что вы узнали. Если из других групп кто-нибудь сможет дополнить рассказ, то не стесняйтесь, нам будет интересно выслушать вас. Не забывайте о правилах дружной работы.

(Один говорит – все слушают)

Выступление 1 группы. (см. приложение)

Выступление 2 группы. (см. приложение)

- Ребята, как назывались приспособления, с помощью которых  в старину расчесывали и пряли пряжу? (корсажки, прялка, веретено)

- А как называли женщину, которая пряла пряжу? (пряха)

Выступление 3 группы. (см. приложение)

- Что такое «живая глина»? (Глина, которая находится в естественном состоянии).

- Что такое жирная и тощая глина? (Глина, где мало песка – тощая, а наоборот – жирная).

Выступление 4 группы. (см. приложение)

- Как называется самая чистая глина? (Каолин или «китайская глина»)

- Кто самые лучшие мастера? (китайцы).

Спасибо за интересные рассказы.

7. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы начали знакомство с шерстью и глиной, но на этом наша работа не заканчивается. Знания, полученные сегодня, помогут нам на уроках труда. Возможно, многие из вас станут заниматься в кружках при ДК и ДДТ, в которых работают прекрасные педагоги, которые научат вас изготавливать прекрасные изделия из глины, а также научат вязать шерстяные вещи, теплые, мягкие и пушистые, которые согреют вас зимой. И следующая наша встреча с миром волшебной глины состоится в студии «Изопластика» при ДК под руководством Некрасовых, где вы изготовите, возможно, самое первое в своей жизни глиняное изделие, это свистульку.

На этом наш урок заканчивается. Не забудьте о третьем правиле дружной работы. (Поработал – убери рабочее место).

Урок окончен.

Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОТА В ГРУППАХ

2 ГРУППА

Свойства глины. (центр науки)

 

Ребята, нам необходимо выявить основные свойства глины. Но сначала давайте узнаем, что такое глина? Прочитайте выдержки из статьи «Как делаются кирпичи?

- Что вы узнали? (ответы детей)

Давайте продолжим знакомство с глиной? (чтение статьи «Как появился глиняный кувшин».)

- Сколько типов глины используют в керамике? (6)

- Как называется самая чистая глина? (каолин или китайская глина)

- Какой самый древний материал строительный из глины? (кирпич)

Ну а сейчас мы приступаем к самому главному. Выявим основные свойства глины.

Для этого обратите внимание на глину, которая находится на ваших рабочих местах. Эта глина с рудника (жирная) и глина с окраины города (тощая).

А что это такое, я попрошу вас прочитать.

- Что вы узнали о жирной и тощей глине? (ответы детей)

Сейчас мы заполним таблицу по свойствам глины. (табличку заполняют дети)

 

таблица  «Свойства глины»

 

Цвет

 

Красно -  коричневый, светло - коричневый

Вес

 

Тяжелый

Пластичность

 

Очень пластичный, можно придать любую форму

Запах

 

Имеет запах

Растворимость

 

Растворяется в воде, вода становится мутной

 

 

 

4 ГРУППА

 

Этапы превращения глины в изделия. (центр чтения)

 

Цель нашей работы – это проследить путь, который проходит глина, чтобы превратиться в изделие.  Но сначала давайте узнаем, что такое глина? Прочитайте выдержки из статьи «Как делаются кирпичи?

- Что вы узнали? (ответы детей)

Используя литературу, мы проследим этот путь. Для этого прочитаем статьи и, отобрав самое главное, составим рассказ. (дети читают 4-5 мин)

- Как добывают глину?

- К кому попадает глина? (к мастерам на заводы)

- Что добавляют в глину? (воду и дают постоять)

- Что дальше делают с глиной? (откидывают на решетку, напоминающую сито и дают вылежаться)

Чем дольше глины вылеживается, тем она становится лучше.

- Что необходимо сделать, чтобы начать лепить изделие? (тщательно перемять глину, чтобы удалить пузырьки воздуха)

- Что делают после того, как изделие вылепят? (сушат)

Раньше использовали гончарные круги, но и сейчас изделия, выполненные вручную, очень ценятся. (Иллюстрация в учебнике)

- Что делают, чтобы сухое изделие стало гладким и ровным? (его заглаживают влажной тряпкой)

- В какую печь попадает изделие? (в муфельную печь)

- Что нужно сделать, чтобы изделие стало красочным и ярким? (расписывают)

- Где мы можем приобрести глиняное изделие? (приобрести в магазине или сделать сами)

В нашем городе есть педагоги Некрасовы, которые смогут помочь вам овладеть этим мастерством.

1 ГРУППА

Свойства шерсти. (центр науки)

- Что такое шерсть? (ответы детей)

Давайте проверим, правильно ли вы понимаете значение этого слова.

Для этого прочитаем статьи, в которых сообщается, что такое натуральная шерсть и какие виды шерсти бывают. (3 мин)

Учащиеся используют распечатки из книг «Технология обработки тканей» и «Все обо всем» Т5, 10

Что же вы узнали?

Шерсть бывает обыкновенная (овечья), верблюжья и мохер (ангорская коза)

Сегодня нам необходимо выявить основные свойства обыкновенной шерсти (показ коллекции)

У вас есть образцы натуральной шерстяной нити. Нам необходимо заполнить таблицу «свойства шерсти». (заполнение таблицы)

Можно использовать в работе свечу, пинцеты, лупу. При работе с огнем помните о правилах безопасности.

таблица «Свойства шерсти»

Отличительные признаки

шерсть

1. Внешний вид

 

А) цвет

Белая, черная, серая

Б) длина волокон

Длинная и короткая

В) толщина

Толстая и тонкая

2. На ощупь

Мягкая, пушистая

3. Характер горения

Горит, а при горении пахнет перьями жжеными

4. Сминаемость

Не сминается

5. Прочность

Прочные (толстые)

Не прочные (тонкие)

 

 

3 ГРУППА

Этапы превращения шерсти в изделия. (центр чтения)

 

Задача нашей группы состоит в том, чтобы узнать, какие этапы проходит шерсть, чтобы превратиться, например, в носочки или теплую кофточку.

Но прежде рассмотрим, что такое шерсть? (читают выдержки из книг, рассматривают иллюстрации и образцы шерсти и изделий из нее)

Откуда мы получаем шерсть? (от коз, овец, верблюдов)

Как называют людей, которые стригут шерсть? (стригаль)

Как сейчас стригут животных? (используют специальные машинки)

Что потом происходит с шерстью? (ее вымачивают, так как она имеет специфический запах, сушат и вычесывают)

Чем вычесывали шерсть раньше? (с помощью корсажек или чесок)

Как очищенная шерсть превращается в нитки? (раньше ее пряли, для этого использовали прялку и веретено)

Как называли женщину, которая этим занималась? (пряха)

Что происходит после того, как спряли нитки? (раньше на станках вывязывали изделия, а сейчас на ткацких фабриках на станках более современных и более сложных)

В ваших семьях кто-нибудь занимается вязанием и нужны ли им станки? (вяжут на спицах и крючком, некоторые мамы имеют вязальные машины)

Обобщаются ответы и выстраиваются в логическую цепочку)

 

 

 

 

 

 

 

 


Урок природоведения по программе

Урок природоведения по программе

Цели: 1. Развивать навыки познавательной деятельности: - работа с информацией ( систематизация , использование ) - навыки организации рабочего пространства и рабочего времени

Цели: 1. Развивать навыки познавательной деятельности: - работа с информацией ( систематизация , использование ) - навыки организации рабочего пространства и рабочего времени

ХОД УРОКА 1. Организационный момент

ХОД УРОКА 1. Организационный момент

Группа №1 будет изучать свойства шерсти

Группа №1 будет изучать свойства шерсти

Подведение итогов урока. Сегодня на уроке мы начали знакомство с шерстью и глиной, но на этом наша работа не заканчивается

Подведение итогов урока. Сегодня на уроке мы начали знакомство с шерстью и глиной, но на этом наша работа не заканчивается

РАБОТА В ГРУППАХ 2 ГРУППА Свойства глины

РАБОТА В ГРУППАХ 2 ГРУППА Свойства глины

ГРУППА Этапы превращения глины в изделия

ГРУППА Этапы превращения глины в изделия

ГРУППА Свойства шерсти. (центр науки) -

ГРУППА Свойства шерсти. (центр науки) -

ГРУППА Этапы превращения шерсти в изделия

ГРУППА Этапы превращения шерсти в изделия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2024