Урок природоведения по программе
А. А. Плешакова «Окружающий мир»
2 класс (1 – 4)
Урок – эксперимент по теме:
«Из чего что сделано».
Цели: 1. Развивать навыки познавательной деятельности:
- работа с информацией ( систематизация , использование )
- навыки организации рабочего пространства и рабочего времени.
2. Развивать коммуникативные навыки:
- навыки диалогового общения (прием и передача вербальной
информации).
3. Учить презентировать результаты своей работы.
4. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Оборудование:
В игровой организована выставка шерстяных и глиняных изделий, собранная совместно с детьми и родителями.
1 группа. Свойства шерсти:
- натуральная шерсть, шерстяные нитки, изделия из шерсти;
- таблица «свойства шерсти»;
- свеча, спички, лупы, пинцеты, ножницы, блюдце;
- книги Н. Смирнова, М Константиновский «Как ткани ткут и нити прядут», Е. Пермяк «Пропавшие нитки», Азбука вязания, Учебник «Окружающий мир» 2 класс.
2 группа. Этапы.
- коллекция шерсти, шерстяные нитки натуральные и цветные;
- книги «Все обо всем» Т 5, Т 10, очевидец Обо всем на свете «Костюм», учебник «Окружающий мир» 2 класс;
- рисунки с изображением этапов работы, ткацкого станка, пряхи и стригаля;
- прялка, веретено, корсажки (чески для вычесывания шерсти)
3 группа. Свойства глины.
- 2 вида глины: жирная (рудник) и тощая (окраина города);
- таблица «свойства глины»;
- лупа, баночки с водой, листы, карандаши;
- книги Т. Д. Нуждина Энциклопедия для малышей «Чудо-Всюду мир машин и вещей», история вещей «Я познаю мир», Н. Н. Алексахин Волшебная глина», Г. Федотов «Глина и керамика».
4 группа. Этапы.
- глина (как в 3 гр.);
- книги как в 3 группе;
- рисунки с изображением видов работ, гончарного круга и муфельной печи
1. Организационный момент.
Сбор на ковре в игровой.
2. Сообщение темы урока.
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое – в глубинах земли затаится,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Так может сегодня, друзья, на уроке
Мы сможем ответить на эти вопросы?
- Ребята, а вы согласны?
- Тогда не забудьте о правилах дружной работы. (Один говорит – все слушают).
- Скажите, что привлекло ваше внимание, когда вы вошли в игровую?
(Различные предметы быта: одежда, посуда).
- Можем ли мы в природе увидеть данные предметы или не можем и почему?
( Не можем, т. к. они сделаны руками человека).
- Да, ребята, это предметы, выполненные руками человека, которые мы совместно с родителями приготовили для нашего урока. Все эти предметы изготовлены из природных материалов, но чтобы природный материал превратился в изделия, нужны знания и большой труд. Вот об этом мы и поговорим, и постараемся найти ответ на один из таких вопросов.
Из чего что сделано? Он и является темой нашего урока.
- Сегодня мы будем работать в центрах чтения и науки. До урока мы разделились на группы, в каждой группе есть помощники, это Надежда Валерьевна (мама Саши Базарова), Ольга Александровна (мама Любы Прилучной), и Елена Николаевна. Пройдите, пожалуйста, в класс и займите свои места. Работая в группах, не забывайте о правилах дружной работы.
(правила разработаны совместно с детьми и находятся на стенде)
3. Знакомство с новым материалом (работа в центрах).
У вас на партах находятся различные предметы.
ЗАДАНИЕ 1. Разделите все предметы на группы так, чтобы в каждой группе
все предметы были сделаны из одного природного материала.
(По окончании работы подайте сигнал).
Молодцы, ребята. Сегодня на уроке мы будем работать с глиной и шерстью.
На уроке вы будете исследователями. Ведь прежде, чем эти материалы прев- ратились в изделия, людям необходимо было узнать их основные свойства, чтобы изделия были прочными и красивыми, а также мы проследим за этапами, которые проходят глина и шерсть, чтобы стать предметами необходимыми в жизни человека.
Группа №1 будет изучать свойства шерсти.
Группа №2 будет изучать свойства глины.
Группа №3 проследит за этапами превращения шерсти в предмет одежды.
Группа №4 проследит за этапами превращения глины в предмет посуды или сувенир.
Материалы, необходимые вам в работе, находятся на партах. Помощники вам все объяснят. Время работы 12 мин. Не забывайте об одном из правил дружной работы. (Активно работай в группе). Приступайте к работе.
4. Самостоятельная работа в центрах.
Учащиеся работают под контролем помощника, который направляет действия детей, помогает отобрать и систематизировать необходимый материал. Старается, чтобы каждый ребенок принимал активное участие в работе группы. В процессе работы выбирают одного или нескольких учеников, которые будут презентировать работу центра.
(Работа центров представлена в приложении).
5. Физкультминутка.
(проводит один из учеников, который заранее ее подготовил)
Шел козел по лесу, по лесу, по лесу.
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
В ладоши похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
6. Презентация работы центров.
Итак, ребята, поделитесь с нами тем, что вы узнали. Если из других групп кто-нибудь сможет дополнить рассказ, то не стесняйтесь, нам будет интересно выслушать вас. Не забывайте о правилах дружной работы.
(Один говорит – все слушают)
Выступление 1 группы. (см. приложение)
Выступление 2 группы. (см. приложение)
- Ребята, как назывались приспособления, с помощью которых в старину расчесывали и пряли пряжу? (корсажки, прялка, веретено)
- А как называли женщину, которая пряла пряжу? (пряха)
Выступление 3 группы. (см. приложение)
- Что такое «живая глина»? (Глина, которая находится в естественном состоянии).
- Что такое жирная и тощая глина? (Глина, где мало песка – тощая, а наоборот – жирная).
Выступление 4 группы. (см. приложение)
- Как называется самая чистая глина? (Каолин или «китайская глина»)
- Кто самые лучшие мастера? (китайцы).
Спасибо за интересные рассказы.
7. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы начали знакомство с шерстью и глиной, но на этом наша работа не заканчивается. Знания, полученные сегодня, помогут нам на уроках труда. Возможно, многие из вас станут заниматься в кружках при ДК и ДДТ, в которых работают прекрасные педагоги, которые научат вас изготавливать прекрасные изделия из глины, а также научат вязать шерстяные вещи, теплые, мягкие и пушистые, которые согреют вас зимой. И следующая наша встреча с миром волшебной глины состоится в студии «Изопластика» при ДК под руководством Некрасовых, где вы изготовите, возможно, самое первое в своей жизни глиняное изделие, это свистульку.
На этом наш урок заканчивается. Не забудьте о третьем правиле дружной работы. (Поработал – убери рабочее место).
Урок окончен.
Спасибо за урок.
РАБОТА В ГРУППАХ
2 ГРУППА
Свойства глины. (центр науки)
Ребята, нам необходимо выявить основные свойства глины. Но сначала давайте узнаем, что такое глина? Прочитайте выдержки из статьи «Как делаются кирпичи?
- Что вы узнали? (ответы детей)
Давайте продолжим знакомство с глиной? (чтение статьи «Как появился глиняный кувшин».)
- Сколько типов глины используют в керамике? (6)
- Как называется самая чистая глина? (каолин или китайская глина)
- Какой самый древний материал строительный из глины? (кирпич)
Ну а сейчас мы приступаем к самому главному. Выявим основные свойства глины.
Для этого обратите внимание на глину, которая находится на ваших рабочих местах. Эта глина с рудника (жирная) и глина с окраины города (тощая).
А что это такое, я попрошу вас прочитать.
- Что вы узнали о жирной и тощей глине? (ответы детей)
Сейчас мы заполним таблицу по свойствам глины. (табличку заполняют дети)
таблица «Свойства глины»
Цвет
|
Красно - коричневый, светло - коричневый |
Вес
|
Тяжелый |
Пластичность
|
Очень пластичный, можно придать любую форму |
Запах
|
Имеет запах |
Растворимость
|
Растворяется в воде, вода становится мутной |
4 ГРУППА
Этапы превращения глины в изделия. (центр чтения)
Цель нашей работы – это проследить путь, который проходит глина, чтобы превратиться в изделие. Но сначала давайте узнаем, что такое глина? Прочитайте выдержки из статьи «Как делаются кирпичи?
- Что вы узнали? (ответы детей)
Используя литературу, мы проследим этот путь. Для этого прочитаем статьи и, отобрав самое главное, составим рассказ. (дети читают 4-5 мин)
- Как добывают глину?
- К кому попадает глина? (к мастерам на заводы)
- Что добавляют в глину? (воду и дают постоять)
- Что дальше делают с глиной? (откидывают на решетку, напоминающую сито и дают вылежаться)
Чем дольше глины вылеживается, тем она становится лучше.
- Что необходимо сделать, чтобы начать лепить изделие? (тщательно перемять глину, чтобы удалить пузырьки воздуха)
- Что делают после того, как изделие вылепят? (сушат)
Раньше использовали гончарные круги, но и сейчас изделия, выполненные вручную, очень ценятся. (Иллюстрация в учебнике)
- Что делают, чтобы сухое изделие стало гладким и ровным? (его заглаживают влажной тряпкой)
- В какую печь попадает изделие? (в муфельную печь)
- Что нужно сделать, чтобы изделие стало красочным и ярким? (расписывают)
- Где мы можем приобрести глиняное изделие? (приобрести в магазине или сделать сами)
В нашем городе есть педагоги Некрасовы, которые смогут помочь вам овладеть этим мастерством.
1 ГРУППА
Свойства шерсти. (центр науки)
- Что такое шерсть? (ответы детей)
Давайте проверим, правильно ли вы понимаете значение этого слова.
Для этого прочитаем статьи, в которых сообщается, что такое натуральная шерсть и какие виды шерсти бывают. (3 мин)
Учащиеся используют распечатки из книг «Технология обработки тканей» и «Все обо всем» Т5, 10
Что же вы узнали?
Шерсть бывает обыкновенная (овечья), верблюжья и мохер (ангорская коза)
Сегодня нам необходимо выявить основные свойства обыкновенной шерсти (показ коллекции)
У вас есть образцы натуральной шерстяной нити. Нам необходимо заполнить таблицу «свойства шерсти». (заполнение таблицы)
Можно использовать в работе свечу, пинцеты, лупу. При работе с огнем помните о правилах безопасности.
таблица «Свойства шерсти»
Отличительные признаки |
шерсть |
1. Внешний вид |
|
А) цвет |
Белая, черная, серая |
Б) длина волокон |
Длинная и короткая |
В) толщина |
Толстая и тонкая |
2. На ощупь |
Мягкая, пушистая |
3. Характер горения |
Горит, а при горении пахнет перьями жжеными |
4. Сминаемость |
Не сминается |
5. Прочность |
Прочные (толстые) Не прочные (тонкие) |
3 ГРУППА
Этапы превращения шерсти в изделия. (центр чтения)
Задача нашей группы состоит в том, чтобы узнать, какие этапы проходит шерсть, чтобы превратиться, например, в носочки или теплую кофточку.
Но прежде рассмотрим, что такое шерсть? (читают выдержки из книг, рассматривают иллюстрации и образцы шерсти и изделий из нее)
Откуда мы получаем шерсть? (от коз, овец, верблюдов)
Как называют людей, которые стригут шерсть? (стригаль)
Как сейчас стригут животных? (используют специальные машинки)
Что потом происходит с шерстью? (ее вымачивают, так как она имеет специфический запах, сушат и вычесывают)
Чем вычесывали шерсть раньше? (с помощью корсажек или чесок)
Как очищенная шерсть превращается в нитки? (раньше ее пряли, для этого использовали прялку и веретено)
Как называли женщину, которая этим занималась? (пряха)
Что происходит после того, как спряли нитки? (раньше на станках вывязывали изделия, а сейчас на ткацких фабриках на станках более современных и более сложных)
В ваших семьях кто-нибудь занимается вязанием и нужны ли им станки? (вяжут на спицах и крючком, некоторые мамы имеют вязальные машины)
Обобщаются ответы и выстраиваются в логическую цепочку)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.