Урок по окружающему миру "Разнообразие животных"

  • Работа в классе
  • docx
  • 06.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок разработан для совместной деятельности детей норма и ОВЗ. Урок был проведен на городском семинаре педагогов.
Иконка файла материала Открытый урок.docx

Открытый урок

Окружающий мир в 1 классе

УМК «Гармония»

 

Тема Урока: «Разнообразие животных»

Цели:

1.   Формировать представления о многообразии животного мира;( насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные)

-

2.   Формировать понятия: способ питания, среда обитания, способ защиты, охрана животных.

-особенности их внешнего вида, питания( на примере животных, обитающих в данной местности).

Вырабатывать умения распознавать существенные отличительные признаки каждой группы животных;

3.   Развивать коммуникативные способности (работа в парах, проявление уважения к ответам других, умение отстаивать свою позицию);

4.   Развивать речь, память, наблюдательность. ( работа над объединением однородных объектов в группы по существеннным признакам).

5.   Формировать основы экологической культуры (бережное отношение к животным, знакомство с Красной книгой, значение животных для природы и человека);

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- Узнать группы животных ( по 2-4 представителя млекопитающих, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся)

-уметь различать группы животных, называя некоторые внешние отличительные признаки.

- сравнивать, анализировать, обобщать, , выделять связи между животными и растениями.

 

Цели: ДЛЯ ОВЗ

  • Дать классификацию животных по простейшим признакам.
  • Развивать память, внимание, логическое мышление, монологическую речь.
  • Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
  • Формировать умение работать коллективно, сотрудничать, вести позитивный диалог на уровне ученик-ученик.

Задачи:

  • Предметно-информационные: Познакомить с классификацией животных. Изучить основные признаки групп животных.
  • Деятельностно-коммуникативные: Развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку. Закрепить умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.
  • Ценностно-ориентированные: Развитие любознательности, наблюдательности ,чувства гармонии человека с природой.
  • Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за все живое, что нас окружает, чувство любви к природе.

Тип урока: сообщение нового материала.

Место урока в учебном плане:  1 урок по теме “Разнообразие животных”.

Методы: Частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.

Формы организации:  групповая, индивидуальная, парная

 

 

Оборудование:

-презентация «Разнообразие животных»;

- Красная книга ;

-конверты с разрезными карточками, на которых изображены животные:

-учебник;

- ТПО;

-сигнальные карточки разного цвета (оценивание себя);

-«копилка интересных фактов» (шкатулка с карточками)

-выставка книг «Рассказы о  животных»;

 

Ход урока

I.        Этап  Мотивационный блок.

Оргмомент ( В этот момент звучит спокойная музыка) Организовать рабочее место учащихся, настроить на урок.

Учитель обращает внимание детей на подготовку к уроку. Ученики проверяют свою готовность к уроку, располагают учебные вещи на партах.)

 Учитель:Добрый день!

Ребята посмотрите, пожалуйста. Сегодня к вам на урок пришли гости.

Посмотреть, как вы активны на уроке ,как успешны в учебе, как вы дружны. Поздоровайтесь с гостями. (Здороваются головками)

 

Дети: Прозвенел и смолк звонок, начинается урок!

Учитель: Присаживайтесь.

Беседа:

--- Ребята, а чего нам не хватает для полноценной работы на уроке, чтобы не ошибиться в последовательности действий.

 Ответы детей: ПЛАНА. ( на доску)

 А какой этап урока уже был? ОРГМОМЕНТ.

Дежурные: Сегодня пятница. 24 января. Все к уроку готовы.

Учитель:

На уроке не зевать,
А работать и читать.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать 
Надо руку поднимать!

 С каким  настроением вы пришли на урок: ВЫБЕРИТЕ  СМАЙЛИК и покажите мне. ( на столах цветные смайлики в тарелочках)

Отлично, настроение у всех разное.

        

Ужасно интересно,

Все то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!

- Познанием  какого  большого мира мы займемся?

Окружающего мира. Ведь сейчас у нас именно этот урок. ( слайд 1)

Обратите внимание на доску, я предлагаю ДЕВИЗОМ сегодняшнего урока  взять следующую фразу

Девиз урока:   « Чтобы познать , нужно научиться наблюдать.»

-Как вы его понимаете, ребята?

(Ответы учащихся.)

Учитель: Подскажите мне , пожалуйста, а какой следующий этап урока?     

2 ЭТАП  ПОВТОРЕНИЕ ( вывешиваю на доску)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Задание 1   Перед вами  картинки ( слайд 2 )

Найди лишний предмет

(дерево, скворец, белка, шмель, бабочка)    Почему?

ОТВЕТЫ: Дерево лишнее, потому что это растение, а все остальное – это животные.

Как вы думаете, о ком сегодня будем говорить на уроке?

Ответы…..

Тема нашего урока: «Разнообразие животных» ( вывешиваю на доску)

-Давайте послушаем стихотворение Б. Заходера «Мохнатая азбука».

Аудиозапись.

 

Все: животные!  ( вывешиваю на доску слово ЖИВОТНЫЕ)

-Весь раздел посвящается изучению животных. Ребята, а они все одинаковые?  Что про них говорилось?

Ответы……

-Если вы внимательно слушали, то заметили, что в стихотворении говорится о разных животных (с хвостами, с усами, бегают и летают, ползают и плавают, кусают и хватают, могут быть пернатые, мохнатые. Добрые и злые, наземные и водные ит.д.

Учитель: У вас на столах  задание 1.

Разгадай загадки о животных. Укажи их номера, впишите в пустой кружок. ( РАБОТА В ПАРЕ).

Правила работы в паре.( Работаем дружно, сообща, поднимаем вместе ручки).

РАБОТА С ОВЗ

 А  я поработаю с Женей, Яриком и Яной.

 

Откройте учебник стр. 26

Работа по тектсу учебника стр. 26

А что такое АЗБУКА?

А почему буквы живые?

Обратите внимание , что эти буквы выполняют разные действия,

 Они могут иметь разный внешний вид.

У них даже есть свой характер.

Женя-

 

Ярик-

 

Яна-

 

 

 

Вывод, итак , КАКАЯ ТЕМА СЕГОДНЯ У НАС НА УРОКЕ?

 

-Тема нашего урока ………«Разнообразие животных»

 ( Даю картинку)

 

  ПРОВЕРКА РАБОТЫ В ПАРАХ.

 Учитель:Как вы думаете, что должны узнать на уроке?

ЦЕЛЬ…….. (На доску)    СЛАЙД 4

 

1Узнать, какие группы бывают

2 Чем отличаются  ( среда обитания, способ питания, способ защиты, )

3 Воспитывать бережное отношение к природе( как охранять- человек заботится).

 

- Поэтому перед нами стоят задачи- познакомиться с их разнообразием и красотой, обратить внимание на существующие группы и выявить существенные отличительные признаки каждой группы животных.

-Итак,

Будьте внимательны!

 

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА ДЛЯ ГЛАЗ ( космос)-  1 мин

 К КАКОМУ ЭТАПУ УРОКА ПОДОШЛИ?

 

II.Деятельностный блок

3     ЭТАП  Изучение нового материала.

а) Беседа

-Вы, ребята, конечно, имеете представления о животных. Расскажите, каких животных и где вы наблюдали?

 

ЖЕНЯ

ЯНА

ЯРИК

(дома, во дворе, в лесу, в парке, в цирке, в зоопарке, в живом уголке…)

 

 

-Посмотрите, какие животные здесь изображены?

  СЛАЙД 5 -  (картинки  со стр. 26)

 Как одним словом можно их назвать?  (ЖИВОТНЫЕ) – на доску.

А все ли они одинаковые? А где они обитают ( живут), как передвигаются? А чем они питаются?

Сколько вопросов, на которые вы сейчас будете отвечать вместе.

 

 ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА ( разминка для глаз)

б) Работа в группах

 

-Сейчас вы будете работать в группах. ( Вспомнить правила работы в группах).

Вам нужно подготовить сообщение об одном из этих животных. Кому какое достанется…(картинки с названиями животных: Жаба, шмель,  лиса, синица, олень лежат в конвертах- представители от каждой группы подходят и вытягивают)

-Предлагаю вам план ответа (на экране) , Ребята, а похож он с планом рассказа про растение? ( сравнивают)

 

1.Название животного.

2.Внешний вид (как выглядит).

3.Среда обитания (где живёт).

4.Как передвигается.

5.Чем питается.

(Время  на работу 4-5 минут. Работают в группах по 5-6  человек).

 

 УЧИТЕЛЬ в это время работает с ОВЗ.

1 задание:

 А вам Женя, Ярик, Яна – я тоже предлагаю поработать с животными, но наглядно.

Елка- лес , фигурки животных разных. Рассмотреть и рассказать  с опорой на наводящие вопросы.

Кто это? Внешний вид? А где они могут жить? А как предвигаются? Чем питаются?

 

РАБОТА НА ПЛАТФОРМЕ « Учи.ру»

 Вывод: они все разные. Разные группы: звери, птицы.

 

2 задание: Собрать пазл с изображением животного и описать его по плану. ( план на столах)

 

 

Работа в группах завершена, пожалуйста, кто выступает. По одному представителю от группы.

(выслушиваются ответы детей).

 ГОВОРИ четко, громко.

 Вывешиваются на доску после каждого выступления ( картинка и ответы):

1-насекомые

2-звери ( млекопитающие)

3- птицы

4-рыбы

5-земноводные

 

ТАБЛИЦА С ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ОБЩАЯ.

 

 

Вывод:  все животные разные,  и среда обитания, способы передвижения, способы питания у них тоже разные.

 

ФИЗКУЛЬМИНУТКА МУЗЫКАЛЬНАЯ.

 

-Сейчас мы узнаем некоторые сведения из «Копилки интересных фактов»

 

(Подготовленные учащиеся  рассказывают сообщения 1 ОВЗ, 1 норма))

 

Копилка интересных фактов

 

1     У всех жаб за глазами на спинной стороне имеются крупные околоушные ядовитые железы. Их яд для человека не опасен, но, может вызвать слабое жжение.

Жабы в отличие от лягушек, не имеют зубов.

 

·         Зайцы вовсе не трусливы и добродушны. Защищаясь, заяц может разорвать живот и грудь хищника своими когтями. Известны случаи, когда хищники после такой самозащиты погибали.

 

2     За сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз.

Лесных птиц, в том числе и синиц, нельзя кормить чёрным хлебом.

 

3     Олени имеют рога. Поскольку количество отростков на рогах можно сказать, сколько оленю лет.

Олени очень любят есть бананы.

 

-Каким одним словом можно назвать зайца и оленя? (звери)

-А синица-это кто?

-Шмель-…, жаба-…, дельфин-…

-Итак, мы пока не знаем некоторые ответы. Сейчас попробуем в них разобраться!

 

РЕБЯТА, а чтобы новое не забыть, к какому этапу урока надо пререйти?

4 Этап  ЗАКРЕПИТЬ

 

 объяснение учителя

 

-Живут животные и на суше, и в воде, и на скалах, и на болотах; в горячих пустынях и на ледяных просторах. Обратите внимание на их разнообразие и красоту.

 

-Ребята, существует огромное количество разнообразных животных. Нам не хватит даже всей жизни, чтобы их изучить. Учёные до сих пор не изучили все виды животных

 

ЖАБЫ- ЗЕМНОВОДНЫЕ

 

Физкультминутка (музыкальная про животных)

 

«Цель: переключение на другую деятельность, здоровьесберегающий характер обучения

Пластические этюды под музыку. ( изобразить кого- нибудь)


Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птен­цов, и замерзшего воробья.

Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др

-Учебник, стр. 27

Каких животных вы здесь увидели. В чём особенность их образа жизни?

-Зависит ли жизнь животных от растений?

- Многие животные используют растения для постройки своих жилищ, для того, чтобы укрыться от непогоды. Скрыться от врагов. Некоторые животные являются сами врагами для других животных.

 

-Вы наверняка наблюдали, как кошка ест траву. Кошка-хищник. Зачем она делает это? Оказывается, она травой лечится. Животные знают свои лекарственные трави или другие растения

 

ВЫВОД: СПОСОБЫ ПИТАНИЯ. ( на доску)

 

-Понаблюдаем ещё за животными. Стр.28.

-Что вы увидели здесь? Значит, животные растут, развиваются, размножаются.

Стр 29.

-Я уже говорила, что некоторые животные нападают, а некоторые от них прячутся.

-Обсудите внешний вид и поведение животных (в парах)

-Предположите, какие животные нападают, защищаются, маскируются?

 

-Чтобы выжить, животным нужно иметь чуткий слух, острое обоняние, ловкость, выносливость, хорошую приспособляемость к среде обитания. Для защиты одни животные пользуются покровительственной окраской, которая помогает им быть незаметными. Некоторые из них меняют её в зависимости от окружающей среды. Так делает, например, хамелеон. Другие отпугивают врагов угрожающими звуками, устрашающей позой или яркой окраской, неприятным запахом, ядовитой жидкостью.

 

 

-Вот какие интересные и разнообразные животные обитают.

Ребята, как вы думаете,  а всегда ли достаточно того, что животные сами себя охраняют?

 А может ли животным угрожать какая- нибудь опасность?  

ОТВЕТЫ….

е) Знакомство с Красной книгой

- -Как вы думаете, что за книга у меня в руках?

-Почему её называют Красной? (цвет опасности)

 Животное которое занесено  обитает в наших Пермских лесах

 

 

-Хотя существует большое многообразие животных, но некоторые виды находятся под угрозой исчезновения. Поэтому их заносят в Красную книгу. Здесь представлен огромный перечень (список) животных, которых нужно охранять.

 

-А как мы с вами можем охранять животных? (не убивать, не мучить, не брать домой, не разорять гнёзда ит.д.), изготавливать кормушки, скворечники)

-Но есть, ребята, и такие животные, с которыми нужно вести себя осторожно Они опасны для людей. ЛОСЬ. ( Рассказ ученика)

 

 ИГРА « НАЙДИ ПО НАЗВАНИЮ- ПОСМОТРИ НА КАРТИНКУ.

 

КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ СПРЯТАЛИСЬ НА КАРТИНКЕ. (Дома вы их разукрасите).

 

-Скажите, как вы думаете, к какой части природы относятся животные?

ЖИВАЯ ПРИРОДА.

 

Вывод стр.29

Они- питаются, растут, развиваются, дают потомство.

Строение тела у животных разное.

Способы питания и защиты у них тоже различаются.

 

ИГРА « УЗНАЙ, кто это?»

Цель:  в игре закрепить знание о животных, умение узнавать животных по описанию.

Игровые задания:

1)   Учитель ( учащийся)  описывает какое-либо животное, а учащиеся отгадывают и выбирают картинку с его изображением;

2)    Загадывание и отгадывание загадок о животных.

( карточки с изображением животных)

 Учащиеся «норма»- придумывают, а учитель в это момент с детьми ОВЗ отгадывает.

 

Загадки:

1 Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. ( Волк)

 

2 Колючий недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, А нитки – ни одной ( ёж)

 

3     С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, хвост колечком. ( собака)

 

4     Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. ( медведь)

Учитель: ребята, кто придумал загадку? ( Выстуают)

Молодцы, Это будет вашим творческим заданием.

 

-Проверьте свои знания с помощью игры «Поймай ошибку».

Если в моем высказывании есть ошибка- хлопните в ладоши 1 раз. Потом обоснуйте свой ответ.

Все представители животного мира- млекопитающие.(нет, только звери)

Среди зверей есть дикие и домашние.

Тело всех зверей покрыто густой шерстью. (нет, у  дельфина и кита густая шерсть отсутствует )

Все звери обитают в лесу. (нет)

Кит и дельфин- рыбы, т.к. живут в воде.(нет)

 

 

КАКОЙ ЭТАП УРОК ЗАВЕРШАЕТ ?

ИТОГ ( вывешивается на доску)

Рефлексия

 

Вывод по уроку:

-О ком мы сегодня говорили?

-Давайте проверим, выполнили мы с вами задачи урока?

-Мы убедились, что животных существует огромное множество? Узнали, на какие группы они подразделяются?

 На какие?

 

-Многое можно узнать о жизни животных, если быть наблюдательными и внимательными. Многое могут рассказать, диафильмы, телепередачи, книги.

 

(выставка книг о животных)

 

Послушайте стихотворение. ( Читают подготовленные дети)

- Все – все на свете, на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мёд и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки.

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А, если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно ошибкой окажется!

                                          

ИТОГ

- Вот и кончился урок, 
И подводим мы итог!

- Чему был посвящён сегодняшний урок?

- Что вам больше всего запомнилось на уроке?

- Что было самым важным на уроке?

 

 Рефлексия.

Сегодня вы узнали много нового, и я буду надеяться, что как солнце освещает землю, так и вы будете освещать все вокруг своими знаниями. У вас у всех есть  смайлики разного цвета.

Зеленый

Желтый

Красный

 Выберите и покажите .

 

Урок окончен.

 

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/648584/Image7159.jpghttps://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/648584/Image7160.jpghttps://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/648584/Image7156.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

Возьмите конверты.

Задание:

1 вариант - выложит в ряд насекомых

2-млекопитающих (зверей)

3- рыб

4-птиц

к какой группе отнесём паука? Лягушку, ужа, ящерицу, саламандру, черепаху?

 

 

 

4. Самостоятельное применение знаний.

У всех на парте лежат листочки с заданиями. Работаем в паре со своим соседом.

 развернуть таблицу

Подчеркни рыб №1

утка

лягушка

щука

карась

Подчеркни насекомых №2

жук

таракан

воробей

попугай

бабочка

ящерица

Подчеркни птиц №3

страус

собака

журавль

курица

белка

змея

Подчеркни зверей №4

кот

гусеница

слон

воробей

мышь

жук

Подчеркни пресмыкающихся

№5

змея

синица

крокодил

лягушка

лиса

ящерица

 развернуть таблицу

5. Проверка выполнения групповой работы.