Урок по окружающему миру "Разнообразие животных"
Оценка 4.9

Урок по окружающему миру "Разнообразие животных"

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
окружающий мир
Все классы
06.11.2023
Урок по окружающему миру "Разнообразие животных"
Урок разработан для совместной деятельности детей норма и ОВЗ. Урок был проведен на городском семинаре педагогов.
Открытый урок.docx

Открытый урок

Окружающий мир в 1 классе

УМК «Гармония»

 

Тема Урока: «Разнообразие животных»

Цели:

1.   Формировать представления о многообразии животного мира;( насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные)

-

2.   Формировать понятия: способ питания, среда обитания, способ защиты, охрана животных.

-особенности их внешнего вида, питания( на примере животных, обитающих в данной местности).

Вырабатывать умения распознавать существенные отличительные признаки каждой группы животных;

3.   Развивать коммуникативные способности (работа в парах, проявление уважения к ответам других, умение отстаивать свою позицию);

4.   Развивать речь, память, наблюдательность. ( работа над объединением однородных объектов в группы по существеннным признакам).

5.   Формировать основы экологической культуры (бережное отношение к животным, знакомство с Красной книгой, значение животных для природы и человека);

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- Узнать группы животных ( по 2-4 представителя млекопитающих, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся)

-уметь различать группы животных, называя некоторые внешние отличительные признаки.

- сравнивать, анализировать, обобщать, , выделять связи между животными и растениями.

 

Цели: ДЛЯ ОВЗ

  • Дать классификацию животных по простейшим признакам.
  • Развивать память, внимание, логическое мышление, монологическую речь.
  • Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
  • Формировать умение работать коллективно, сотрудничать, вести позитивный диалог на уровне ученик-ученик.

Задачи:

  • Предметно-информационные: Познакомить с классификацией животных. Изучить основные признаки групп животных.
  • Деятельностно-коммуникативные: Развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку. Закрепить умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.
  • Ценностно-ориентированные: Развитие любознательности, наблюдательности ,чувства гармонии человека с природой.
  • Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за все живое, что нас окружает, чувство любви к природе.

Тип урока: сообщение нового материала.

Место урока в учебном плане:  1 урок по теме “Разнообразие животных”.

Методы: Частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.

Формы организации:  групповая, индивидуальная, парная

 

 

Оборудование:

-презентация «Разнообразие животных»;

- Красная книга ;

-конверты с разрезными карточками, на которых изображены животные:

-учебник;

- ТПО;

-сигнальные карточки разного цвета (оценивание себя);

-«копилка интересных фактов» (шкатулка с карточками)

-выставка книг «Рассказы о  животных»;

 

Ход урока

I.        Этап  Мотивационный блок.

Оргмомент ( В этот момент звучит спокойная музыка) Организовать рабочее место учащихся, настроить на урок.

Учитель обращает внимание детей на подготовку к уроку. Ученики проверяют свою готовность к уроку, располагают учебные вещи на партах.)

 Учитель:Добрый день!

Ребята посмотрите, пожалуйста. Сегодня к вам на урок пришли гости.

Посмотреть, как вы активны на уроке ,как успешны в учебе, как вы дружны. Поздоровайтесь с гостями. (Здороваются головками)

 

Дети: Прозвенел и смолк звонок, начинается урок!

Учитель: Присаживайтесь.

Беседа:

--- Ребята, а чего нам не хватает для полноценной работы на уроке, чтобы не ошибиться в последовательности действий.

 Ответы детей: ПЛАНА. ( на доску)

 А какой этап урока уже был? ОРГМОМЕНТ.

Дежурные: Сегодня пятница. 24 января. Все к уроку готовы.

Учитель:

На уроке не зевать,
А работать и читать.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать 
Надо руку поднимать!

 С каким  настроением вы пришли на урок: ВЫБЕРИТЕ  СМАЙЛИК и покажите мне. ( на столах цветные смайлики в тарелочках)

Отлично, настроение у всех разное.

        

Ужасно интересно,

Все то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!

- Познанием  какого  большого мира мы займемся?

Окружающего мира. Ведь сейчас у нас именно этот урок. ( слайд 1)

Обратите внимание на доску, я предлагаю ДЕВИЗОМ сегодняшнего урока  взять следующую фразу

Девиз урока:   « Чтобы познать , нужно научиться наблюдать.»

-Как вы его понимаете, ребята?

(Ответы учащихся.)

Учитель: Подскажите мне , пожалуйста, а какой следующий этап урока?     

2 ЭТАП  ПОВТОРЕНИЕ ( вывешиваю на доску)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Задание 1   Перед вами  картинки ( слайд 2 )

Найди лишний предмет

(дерево, скворец, белка, шмель, бабочка)    Почему?

ОТВЕТЫ: Дерево лишнее, потому что это растение, а все остальное – это животные.

Как вы думаете, о ком сегодня будем говорить на уроке?

Ответы…..

Тема нашего урока: «Разнообразие животных» ( вывешиваю на доску)

-Давайте послушаем стихотворение Б. Заходера «Мохнатая азбука».

Аудиозапись.

 

Все: животные!  ( вывешиваю на доску слово ЖИВОТНЫЕ)

-Весь раздел посвящается изучению животных. Ребята, а они все одинаковые?  Что про них говорилось?

Ответы……

-Если вы внимательно слушали, то заметили, что в стихотворении говорится о разных животных (с хвостами, с усами, бегают и летают, ползают и плавают, кусают и хватают, могут быть пернатые, мохнатые. Добрые и злые, наземные и водные ит.д.

Учитель: У вас на столах  задание 1.

Разгадай загадки о животных. Укажи их номера, впишите в пустой кружок. ( РАБОТА В ПАРЕ).

Правила работы в паре.( Работаем дружно, сообща, поднимаем вместе ручки).

РАБОТА С ОВЗ

 А  я поработаю с Женей, Яриком и Яной.

 

Откройте учебник стр. 26

Работа по тектсу учебника стр. 26

А что такое АЗБУКА?

А почему буквы живые?

Обратите внимание , что эти буквы выполняют разные действия,

 Они могут иметь разный внешний вид.

У них даже есть свой характер.

Женя-

 

Ярик-

 

Яна-

 

 

 

Вывод, итак , КАКАЯ ТЕМА СЕГОДНЯ У НАС НА УРОКЕ?

 

-Тема нашего урока ………«Разнообразие животных»

 ( Даю картинку)

 

  ПРОВЕРКА РАБОТЫ В ПАРАХ.

 Учитель:Как вы думаете, что должны узнать на уроке?

ЦЕЛЬ…….. (На доску)    СЛАЙД 4

 

1Узнать, какие группы бывают

2 Чем отличаются  ( среда обитания, способ питания, способ защиты, )

3 Воспитывать бережное отношение к природе( как охранять- человек заботится).

 

- Поэтому перед нами стоят задачи- познакомиться с их разнообразием и красотой, обратить внимание на существующие группы и выявить существенные отличительные признаки каждой группы животных.

-Итак,

Будьте внимательны!

 

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА ДЛЯ ГЛАЗ ( космос)-  1 мин

 К КАКОМУ ЭТАПУ УРОКА ПОДОШЛИ?

 

II.Деятельностный блок

3     ЭТАП  Изучение нового материала.

а) Беседа

-Вы, ребята, конечно, имеете представления о животных. Расскажите, каких животных и где вы наблюдали?

 

ЖЕНЯ

ЯНА

ЯРИК

(дома, во дворе, в лесу, в парке, в цирке, в зоопарке, в живом уголке…)

 

 

-Посмотрите, какие животные здесь изображены?

  СЛАЙД 5 -  (картинки  со стр. 26)

 Как одним словом можно их назвать?  (ЖИВОТНЫЕ) – на доску.

А все ли они одинаковые? А где они обитают ( живут), как передвигаются? А чем они питаются?

Сколько вопросов, на которые вы сейчас будете отвечать вместе.

 

 ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА ( разминка для глаз)

б) Работа в группах

 

-Сейчас вы будете работать в группах. ( Вспомнить правила работы в группах).

Вам нужно подготовить сообщение об одном из этих животных. Кому какое достанется…(картинки с названиями животных: Жаба, шмель,  лиса, синица, олень лежат в конвертах- представители от каждой группы подходят и вытягивают)

-Предлагаю вам план ответа (на экране) , Ребята, а похож он с планом рассказа про растение? ( сравнивают)

 

1.Название животного.

2.Внешний вид (как выглядит).

3.Среда обитания (где живёт).

4.Как передвигается.

5.Чем питается.

(Время  на работу 4-5 минут. Работают в группах по 5-6  человек).

 

 УЧИТЕЛЬ в это время работает с ОВЗ.

1 задание:

 А вам Женя, Ярик, Яна – я тоже предлагаю поработать с животными, но наглядно.

Елка- лес , фигурки животных разных. Рассмотреть и рассказать  с опорой на наводящие вопросы.

Кто это? Внешний вид? А где они могут жить? А как предвигаются? Чем питаются?

 

РАБОТА НА ПЛАТФОРМЕ « Учи.ру»

 Вывод: они все разные. Разные группы: звери, птицы.

 

2 задание: Собрать пазл с изображением животного и описать его по плану. ( план на столах)

 

 

Работа в группах завершена, пожалуйста, кто выступает. По одному представителю от группы.

(выслушиваются ответы детей).

 ГОВОРИ четко, громко.

 Вывешиваются на доску после каждого выступления ( картинка и ответы):

1-насекомые

2-звери ( млекопитающие)

3- птицы

4-рыбы

5-земноводные

 

ТАБЛИЦА С ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ОБЩАЯ.

 

 

Вывод:  все животные разные,  и среда обитания, способы передвижения, способы питания у них тоже разные.

 

ФИЗКУЛЬМИНУТКА МУЗЫКАЛЬНАЯ.

 

-Сейчас мы узнаем некоторые сведения из «Копилки интересных фактов»

 

(Подготовленные учащиеся  рассказывают сообщения 1 ОВЗ, 1 норма))

 

Копилка интересных фактов

 

1     У всех жаб за глазами на спинной стороне имеются крупные околоушные ядовитые железы. Их яд для человека не опасен, но, может вызвать слабое жжение.

Жабы в отличие от лягушек, не имеют зубов.

 

·         Зайцы вовсе не трусливы и добродушны. Защищаясь, заяц может разорвать живот и грудь хищника своими когтями. Известны случаи, когда хищники после такой самозащиты погибали.

 

2     За сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз.

Лесных птиц, в том числе и синиц, нельзя кормить чёрным хлебом.

 

3     Олени имеют рога. Поскольку количество отростков на рогах можно сказать, сколько оленю лет.

Олени очень любят есть бананы.

 

-Каким одним словом можно назвать зайца и оленя? (звери)

-А синица-это кто?

-Шмель-…, жаба-…, дельфин-…

-Итак, мы пока не знаем некоторые ответы. Сейчас попробуем в них разобраться!

 

РЕБЯТА, а чтобы новое не забыть, к какому этапу урока надо пререйти?

4 Этап  ЗАКРЕПИТЬ

 

 объяснение учителя

 

-Живут животные и на суше, и в воде, и на скалах, и на болотах; в горячих пустынях и на ледяных просторах. Обратите внимание на их разнообразие и красоту.

 

-Ребята, существует огромное количество разнообразных животных. Нам не хватит даже всей жизни, чтобы их изучить. Учёные до сих пор не изучили все виды животных

 

ЖАБЫ- ЗЕМНОВОДНЫЕ

 

Физкультминутка (музыкальная про животных)

 

«Цель: переключение на другую деятельность, здоровьесберегающий характер обучения

Пластические этюды под музыку. ( изобразить кого- нибудь)


Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птен­цов, и замерзшего воробья.

Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др

-Учебник, стр. 27

Каких животных вы здесь увидели. В чём особенность их образа жизни?

-Зависит ли жизнь животных от растений?

- Многие животные используют растения для постройки своих жилищ, для того, чтобы укрыться от непогоды. Скрыться от врагов. Некоторые животные являются сами врагами для других животных.

 

-Вы наверняка наблюдали, как кошка ест траву. Кошка-хищник. Зачем она делает это? Оказывается, она травой лечится. Животные знают свои лекарственные трави или другие растения

 

ВЫВОД: СПОСОБЫ ПИТАНИЯ. ( на доску)

 

-Понаблюдаем ещё за животными. Стр.28.

-Что вы увидели здесь? Значит, животные растут, развиваются, размножаются.

Стр 29.

-Я уже говорила, что некоторые животные нападают, а некоторые от них прячутся.

-Обсудите внешний вид и поведение животных (в парах)

-Предположите, какие животные нападают, защищаются, маскируются?

 

-Чтобы выжить, животным нужно иметь чуткий слух, острое обоняние, ловкость, выносливость, хорошую приспособляемость к среде обитания. Для защиты одни животные пользуются покровительственной окраской, которая помогает им быть незаметными. Некоторые из них меняют её в зависимости от окружающей среды. Так делает, например, хамелеон. Другие отпугивают врагов угрожающими звуками, устрашающей позой или яркой окраской, неприятным запахом, ядовитой жидкостью.

 

 

-Вот какие интересные и разнообразные животные обитают.

Ребята, как вы думаете,  а всегда ли достаточно того, что животные сами себя охраняют?

 А может ли животным угрожать какая- нибудь опасность?  

ОТВЕТЫ….

е) Знакомство с Красной книгой

- -Как вы думаете, что за книга у меня в руках?

-Почему её называют Красной? (цвет опасности)

 Животное которое занесено  обитает в наших Пермских лесах

 

 

-Хотя существует большое многообразие животных, но некоторые виды находятся под угрозой исчезновения. Поэтому их заносят в Красную книгу. Здесь представлен огромный перечень (список) животных, которых нужно охранять.

 

-А как мы с вами можем охранять животных? (не убивать, не мучить, не брать домой, не разорять гнёзда ит.д.), изготавливать кормушки, скворечники)

-Но есть, ребята, и такие животные, с которыми нужно вести себя осторожно Они опасны для людей. ЛОСЬ. ( Рассказ ученика)

 

 ИГРА « НАЙДИ ПО НАЗВАНИЮ- ПОСМОТРИ НА КАРТИНКУ.

 

КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ СПРЯТАЛИСЬ НА КАРТИНКЕ. (Дома вы их разукрасите).

 

-Скажите, как вы думаете, к какой части природы относятся животные?

ЖИВАЯ ПРИРОДА.

 

Вывод стр.29

Они- питаются, растут, развиваются, дают потомство.

Строение тела у животных разное.

Способы питания и защиты у них тоже различаются.

 

ИГРА « УЗНАЙ, кто это?»

Цель:  в игре закрепить знание о животных, умение узнавать животных по описанию.

Игровые задания:

1)   Учитель ( учащийся)  описывает какое-либо животное, а учащиеся отгадывают и выбирают картинку с его изображением;

2)    Загадывание и отгадывание загадок о животных.

( карточки с изображением животных)

 Учащиеся «норма»- придумывают, а учитель в это момент с детьми ОВЗ отгадывает.

 

Загадки:

1 Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. ( Волк)

 

2 Колючий недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, А нитки – ни одной ( ёж)

 

3     С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, хвост колечком. ( собака)

 

4     Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. ( медведь)

Учитель: ребята, кто придумал загадку? ( Выстуают)

Молодцы, Это будет вашим творческим заданием.

 

-Проверьте свои знания с помощью игры «Поймай ошибку».

Если в моем высказывании есть ошибка- хлопните в ладоши 1 раз. Потом обоснуйте свой ответ.

Все представители животного мира- млекопитающие.(нет, только звери)

Среди зверей есть дикие и домашние.

Тело всех зверей покрыто густой шерстью. (нет, у  дельфина и кита густая шерсть отсутствует )

Все звери обитают в лесу. (нет)

Кит и дельфин- рыбы, т.к. живут в воде.(нет)

 

 

КАКОЙ ЭТАП УРОК ЗАВЕРШАЕТ ?

ИТОГ ( вывешивается на доску)

Рефлексия

 

Вывод по уроку:

-О ком мы сегодня говорили?

-Давайте проверим, выполнили мы с вами задачи урока?

-Мы убедились, что животных существует огромное множество? Узнали, на какие группы они подразделяются?

 На какие?

 

-Многое можно узнать о жизни животных, если быть наблюдательными и внимательными. Многое могут рассказать, диафильмы, телепередачи, книги.

 

(выставка книг о животных)

 

Послушайте стихотворение. ( Читают подготовленные дети)

- Все – все на свете, на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мёд и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки.

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А, если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно ошибкой окажется!

                                          

ИТОГ

- Вот и кончился урок, 
И подводим мы итог!

- Чему был посвящён сегодняшний урок?

- Что вам больше всего запомнилось на уроке?

- Что было самым важным на уроке?

 

 Рефлексия.

Сегодня вы узнали много нового, и я буду надеяться, что как солнце освещает землю, так и вы будете освещать все вокруг своими знаниями. У вас у всех есть  смайлики разного цвета.

Зеленый

Желтый

Красный

 Выберите и покажите .

 

Урок окончен.

 

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/648584/Image7159.jpghttps://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/648584/Image7160.jpghttps://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/648584/Image7156.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

Возьмите конверты.

Задание:

1 вариант - выложит в ряд насекомых

2-млекопитающих (зверей)

3- рыб

4-птиц

к какой группе отнесём паука? Лягушку, ужа, ящерицу, саламандру, черепаху?

 

 

 

4. Самостоятельное применение знаний.

У всех на парте лежат листочки с заданиями. Работаем в паре со своим соседом.

 развернуть таблицу

Подчеркни рыб №1

утка

лягушка

щука

карась

Подчеркни насекомых №2

жук

таракан

воробей

попугай

бабочка

ящерица

Подчеркни птиц №3

страус

собака

журавль

курица

белка

змея

Подчеркни зверей №4

кот

гусеница

слон

воробей

мышь

жук

Подчеркни пресмыкающихся

№5

змея

синица

крокодил

лягушка

лиса

ящерица

 развернуть таблицу

5. Проверка выполнения групповой работы.


 

Открытый урок Окружающий мир в 1 классе

Открытый урок Окружающий мир в 1 классе

Закрепить умение контролировать и оценивать результат своей деятельности

Закрепить умение контролировать и оценивать результат своей деятельности

Ответы детей : ПЛАНА . ( на доску)

Ответы детей : ПЛАНА . ( на доску)

Как вы думаете, о ком сегодня будем говорить на уроке?

Как вы думаете, о ком сегодня будем говорить на уроке?

ПРОВЕРКА РАБОТЫ В ПАРАХ. Учитель:

ПРОВЕРКА РАБОТЫ В ПАРАХ. Учитель:

Вам нужно подготовить сообщение об одном из этих животных

Вам нужно подготовить сообщение об одном из этих животных

Вывод: все животные разные, и среда обитания, способы передвижения, способы питания у них тоже разные

Вывод: все животные разные, и среда обитания, способы передвижения, способы питания у них тоже разные

Ребята, существует огромное количество разнообразных животных

Ребята, существует огромное количество разнообразных животных

Для защиты одни животные пользуются покровительственной окраской, которая помогает им быть незаметными

Для защиты одни животные пользуются покровительственной окраской, которая помогает им быть незаметными

Цель: в игре закрепить знание о животных, умение узнавать животных по описанию

Цель: в игре закрепить знание о животных, умение узнавать животных по описанию

Мы убедились, что животных существует огромное множество?

Мы убедились, что животных существует огромное множество?

Желтый Красный Выберите и покажите

Желтый Красный Выберите и покажите

Подчеркни рыб №1 утка лягушка щука карась

Подчеркни рыб №1 утка лягушка щука карась
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2023