Автор: Гринько Г.Н.
Урок по предмету ОРКСЭ
(модуль «Основы мировых религиозных культур») в 4 классе
« Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Цель урока: дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира (христианство и иудаизм).
Задачи:
• 1. Выявить сущность понятий: «заповедь», «Священное писание», «скрижали», «мораль», «нравственный закон», «Ветхий завет» и «Новый Завет».
• 2. Ознакомить с заповедями иудаизма и христианства, названиями священных писаний каждой религии.
• 3. Показать сходства и отличия заповедей данных религий мира.
• 4. Показать, что все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человечества.
• 5. Воспитывать толерантное отношение к культурам основных религий.
Оборудование:
• Компьютер
• Мультимедийный проектор
• Иллюстрации
• Фотографии
• Слайды, диск по курсу ОРКСЭ
• Учебник «Основы мировых религиозных культур»
• Тексты с 10-ю заповедями иудаизма
• Тексты с 10-ю заповедями христианства
Ход урока:
I. Организационный момент. Дорогие ребята! Прежде чем начать наш урок, я хочу поближе познакомиться с вами. Поиграем в игру «Кто я?».
(Учитель бросает мяч учащемуся. Ученик вместе с ответным броском называет одно из лучших своих качеств)
Я вижу ваши внимательные глаза, добрые и умные, значит, мы готовы работать.
II. Проверка домашнего задания. Проверим домашнее задание -зачитаем подготовленные сочинения-миниатюры на тему: «Праздник в моей семье».
III. Сообщение темы и целей урока.
Послушайте стихотворение А.Барто, о чём оно?
Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он - хороший!
Как часто, вольно или невольно мы причиняем неудобства окружающим нас людям: кто-то кого-то толкнул, оскорбил, проявил невнимание. Как же сделать так, чтобы всем было хорошо и удобно?
(Ответы учащихся)
Посмотрите, какое интенсивное движение! Почему же машины не сталкиваются, почему знают когда ехать, а когда нужно остановиться?
Как существуют правила для машин, так и существуют правила поведения для людей.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
(Слайды №2; №3) Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Моисей поднялся на дымящийся Синай, чтобы там встретить Бога и получить от него заповеди.
Вот об этих заповедях и о заповедях христианства мы и будем говорить сегодня на уроке. Будем сравнивать, что общего между данными заповедями и чем они отличаются. Записываем дату и тему урока в тетрадь.
IV. Изучение нового материала.
1. Беседа. Все религии мира считают, что высшей ценностью является человек. Об этом записано в священных книгах разных религий. Давайте прочитаем информацию об этом на странице 68 Учебника.
2. Словарная работа. Знакомство с основными понятиями, такими как: «мораль», «заповедь», «притча», «скрижали». Запишем их в словарь.
Скрижали- камни, на которых впервые были написаны 10 заповедей иудаизма.
Мораль (нравственность)-это общие принципы и формы поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Заповедь-это предписания о том, как должен жить и вести себя человек.
3. Знакомство с заповедями иудаизма. Давайте, прочитаем, какие заповеди передал Бог через пророка Моисея. Моисеевы заповеди называют законом. На ваших столах лежат тексты с 10-ю заповедями иудаизма.(дети по цепочке читают заповеди)
Вопрос№ 1: «Что объединяет данные заповеди?» (10 заповедей- это не 10 различных законов, они объединяются в единый закон.)
Вопрос № 2: «На какие 2 группы по содержанию можно разделить данные заповеди?» (Первые 4 заповеди говорят об отношениях человека с Богом, остальные касаются отношений людей между собой.)
4. Просматривание фрагмента мультфильма « Сказка о рыбаке и рыбке»
- Какую заповедь нарушила Старуха?
5. Физминутка.( Релаксация. Делимся добром своей души с соседом)
6. Миниатюра «Друзья»
- Вы согласны с Надей ?
- Почему?
- Какую заповедь нарушила Надя?
- Дружба – понятие круглосуточное.
7. Знакомство с заповедью «Почитай родителей твоих»
- Почему надо помогать пожилым людям?
8. Посмотрите на следующий слайд.
- Сможет ли выжить этот младенец?
Вопрос № 1: «Что объединяет заповеди иудаизма и христианства?» (Заповеди христиан и иудаизма учат одному, но разными словами. Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга»)
Вопрос № 2: «В чем отличие заповедей иудаизма и христианства?» (разные пророки; заповеди в разных священных писаниях; Иисусу Христу принадлежит краткая формулировка всех тех заповедей, которые ранее были даны человечеству)
VI. Послушивание 10 заповедей христианства из православной передачи для детей «Купелька».
VI. Работа в группах. Класс делится на 3 группы. Обсуждение и озвучивание ответа на вопрос: «Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди? Поясните»
VIII. Подведение итогов урока. Что нового мы узнали на уроке?
- Перед вами лежат чистые листочки, напишите на них пожелания себе.
- А теперь передайте свой листок рядом сидящему соседу, ведь то, что вы желаете другим, обязательно вернётся к вам.
Да не оскудеет рука дающего!
IX. Домашнее задание.
1. Собрать пословицы и поговорки, касающиеся заповедей. ( Например: «На лжи далеко не уйдешь»; «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.