Урок по ОРКСЭ ( модуль православная культура) "Любовь и уважение к Отечеству"
Оценка 4.9

Урок по ОРКСЭ ( модуль православная культура) "Любовь и уважение к Отечеству"

Оценка 4.9
doc
02.03.2024
Урок по ОРКСЭ ( модуль православная культура) "Любовь и уважение к  Отечеству"
Любовь и уважение к Отечеству.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 «НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИМ. И.В. МИЧУРИНА»

 

 

 

 

 

 

Номинация  «Методические разработки и рекомендации по предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР»

 

 

Методическая разработка к уроку ОРКСЭ модуль «Православная культура»

«Любовь и уважение к Отечеству»

 

                                                 Белкина Светлана Александровна 

                                                                                    учитель начальных классов

                                                                       МАОУ «СОШ № 5 «НТЦ им. И.В.Мичурина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мичуринск, 2022

Пояснительная записка

Класс:  4

Модуль: Православная культура

Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству»

Актуальность выбранной темы состоит в том, что  в  настоящее время можно  отметить рост интереса к  истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать  их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить  настоящих патриотов своей Родины.

Цель: формировании у        школьников патриотических чувств, любви и уважения к Отечеству.

Задачи:

Продолжить формирование  у учащихся понятия: Отечество, традиции, семья, ценности.

Воспитывать  любовь и уважение к своей Родине, вере, святыням.

Прививать любовь и уважение к семье, родному дому, к памяти предков.

Прививать любовь к малой родине, к ее святым и героям.

Ожидаемые учебные результаты:

Воспитание патриотических чувств, любви и уважения к Отечеству, семье, чувства толерантности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»

 (модуль «Основы православной культуры»)

Цель урока – создать условия для формирования у детей чувства  любви и уважения к Отечеству, к Родине.

Задачи урока:

личностные

- Формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным ценностям;

      - Прививать любовь и уважение к семье, родному дому, к памяти предков, родному языку;

     - Воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества, к людям труда;

      - Прививать любовь к малой родине, к ее святым и героям.

метапредметные

- Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы;

- Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

.предметные

- Уточнить понятия  «Отечество», «Родина», «любовь»,  «патриотизм»;

- Расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества, о героях-людях нашего времени.

Оборудование и наглядный материал: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, видеоролик, музыкальное сопровождение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Организационный момент.

 Учитель:  Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, подарите окружающим  частичку своей любви, тепла и радости.

- Сегодня важный урок для  всех нас. Постараемся работать в тесном сотрудничестве, пожелаем  друг другу успешной работы.

   II. Мотивация к учебной деятельности и актуализация имеющихся знаний.

- А начнём мы наш урок с прослушивания  песни (Слайд 1)

Звучат отрывки мелодии «У моей России длинные косички» Г. Струве,

- Какими чувствами пронизана музыка, что хотели передать композитор и поэт?  (Чувство любви к России, восхищения, преданности.)

 ( Слайд)  Учитель предлагает прочитать эпиграфы к уроку, подумать, какие слова пропущены.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, ………. посвятим
Души прекрасные порывы!    А.С. Пушкин

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте ……….. мою». С.А. Есенин

(Дети:  Отчизне, Родину)

Учитель:   Какие чувства выразили поэты?  (любовь к Родине, к Отчизне, к своей семье )

III. Формулирование темы и целей урока

Учитель: Вы,  наверное, догадались, о чём мы будем говорить на этом уроке. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

 Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».( слайд)

- Подумайте, какие задачи  урока мы поставим перед собой? 

(Подумать  о том,  в  чём проявляется любовь и уважение  к Родине. Подумать, что значит быть преданным Родине..)

- Сегодня мы с вами порассуждаем  о своей стране, уточним значение понятий Отечество, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству.

IV. «Открытие» нового знания

1.     Работа со словом «Отечество»

Учитель: Найдите ключевые слова, которые будут нужны нам для урока: (любовь,  уважение, Родина, Отечество, зависть, ненависть, ложь, корысть. ).( на доску )

Учитель: Я предлагаю вам послушать стихотворение Зинаиды Александровой «Родина» и подумать, а что для вас означает слово  Родина, Отечество? 

Если скажут слово “Родина”,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Учитель:  Что для вас означает слово Отечество? Родина?  (рассуждают)

 (Во время рассуждения учащиеся отвечали:  Отечество – как отец,  Родина – как род, родословная, продолжение рода. Моя Родина – это земля моего народа.   Моя Родина – это душа моего народа, его вера. Моя Родина  – это традиции и культура моих предков.).

Учитель:  Послушайте, что говорил о нашей Родине  К. Д. Ушинский.

К.Д.Ушинский  писал: "Наше Отечество, наша родина-матушка Россия, Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, напоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережёт нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина"

Учитель:  Что общего имеют слова Родина и  Отечество? (синонимы).

Учитель:  Какие еще синонимы вы можете подобрать к словам  Родина, Отечество?  (  Отчизна, Отчий край, Родная земля)

Учитель:  Как называется наша Родина?  ( Российская Федерация, Россия).

Учитель: А как называют людей, которые живут в России? ( Россияне)

2.     Словарная работа.

Учитель:  Часто со словами Россия, можно услышать такие слова как Российская  федерация,   держава, многонациональная страна, патриот.   Давайте выясним с помощью словаря, что означают эти слова?

(Работа со  словарем: держава, многонациональная, федерация, патриот)

Учитель: Мы с вами выяснили, кто такой патриот.  Послушайте  стихотворение Елены Ковалёвой «Быть патриотом»

Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять
.

  

Учитель:  Кто является патриотом своего Отечества?    ( Тот кто любит Родину, защищает её)

Кто из известных вам людей действительно любил и уважал своё Отечество?  (М.И. Кутузов, Александр Невский,  Дмитрий Донской, Святая Равноапостольная княгиня Ольга,  Михаил Ломоносов, Юрий Гагарин)

Учитель:  Патриотов нашей страны очень много. В чём для них была ценность жизни? (служение Отечеству, любовь к Родине)

 

3.     Работа со словом «Любовь»

Учитель:  Мы  произнесли очень важное слово любовь. А что такое любовь?

( Любовь - это  такое чувство, когда все трепещет,  это уважение, поддержка, понимание, забота.)

Учитель: К кому или чему может быть наша любовь? (к родителям, близким, семье, друзьям, Родине.)

Учитель:   А в чём ценность любви? Какой должна быть наша любовь? (искренней, настоящей, бескорыстной).

Учитель:  Правильно, ребята, а что значит бескорыстная любовь?

( Это означает то, что человек делает что-то хорошее и не ждёт  выгоды для себя.)

Учитель: В учебниках ( стр. 143) найдите,   чем же ещё является любовь? (Любовь – это служение)

Учитель: В чем же проявляется служение? (Служение проявляется в делах на благо Родины, на благо людей).

4.     Работа со словом «уважение»

Учитель:  А что значит уважать Отечество? (Помнить о прошлом.       Помогать старикам и пенсионерам.      Почитать традиции родителей.      Быть гостеприимным.      Изучать историю своей Родины.

Учитель:  А что  можете вы  сделать для своего Отечества? ( Помочь одноклассникам в учёбе, посадить деревья и ухаживать за ними,  вместе с друзьями навести порядок в своем дворе).

 

 5. Самостоятельная  работа в группах .

Учитель:   Сейчас вы разделитесь на группы. Подумайте, какое задание вам будет  наиболее  интересным и выберете группу, в которой вы хотели бы  поработать.

1 группа     Мудрость народа в пословицах и поговорках.

Учитель:   Народ из поколения в поколение передавал любовь к Родине. И большую роль в этом играют пословицы.  Вспомните пословицы о Родине и объясните их смысл.

·     Та земля мила, где мать родила.

·     Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

·     Только тому почет будет, кто родину не на словах, а делом любит.

·     Нет ничего на свете краше, чем Родина наша

 

2 группа    Жизненные ценности

Учитель:   Любовь к Родине, уважение к Отечеству невозможно без жизненных ценностей. Эта  группа попробует сгруппировать  жизненные ценности.  Подумайте, какие из них являются более значимыми. (любовь к Родине,  уважение к Отечеству,  забота о ближних, здоровье  родных, благополучие в семье, достаток в семье, хорошая зарплата,    машина, мирное небо, красивая одежда, дорогой телефон, большой  дом)  

 На какие группы вы разделите  жизненные  ценности (на «духовные»  и «материальные»)

 

- Какие из этих ценностей более значимы? (любовь к Родине, уважение к Отечеству, забота о ближних, здоровье родных, благополучие в семье)

- Какие, на ваш взгляд, менее значимы? (достаток в семье, хорошая зарплата, машина)

 -Какой вывод можно сделать? (жизнь человека тогда полноценна, когда в основе её лежат главные ценности: любовь и уважение к Отечеству, забота о ближних.)

 

 

3 группа     Наше  Отечество

Учитель:  Третья группа вспомнит всё сказанное на уроке  и напишет, как может проявляться любовь к Отечеству? Что значит любить Родину, любить своё Отечество?   ( К доске прикрепляется круг- солнце со словом Отечество.  Ответы учащиеся пишут на лучиках и прикрепляют к солнцу: защищать, уважать Родину, ценить, беречь, заботиться, украшать, гордиться, любить свою семью, ближнего своего, друзей, одноклассников)

 

4 группа     Историки

Учитель:  Много  в России патриотов, защитников. Эта  группа приготовит презентацию и расскажет о защитнике,  патриоте нашей страны Александре Невском, используя предложенные  вам источники информации.  (Ученики готовят презентацию и сообщение из предложенных источников)

 

5.     Патриотизм в годы Великой отечественной войны.

  Учитель:  Русскому народу не раз приходилось защищать  своё Отечество.  Скоро наша страна будет  отмечать   победу  российского народа в Великой Отечественной войне.

Мы с вами всегда должны помнить о величайшем подвиге солдат, о великом патриотизме российского  народа, который благодаря любви и уважению к Отечеству победил фашизм и подарил нам свободную и счастливую жизнь. Во многих семьях хранятся воспоминания о дедах, прадедах участниках ВОВ. ( Выступление  детей с проектами о родственниках-участниках войны).

V. Рефлексия деятельности

Учитель:   Все  мы  в вами разные, но живем в одной стране. Нас объединяют духовные традиции и любовь к Отечеству. Мы должны любить, уважать, заботиться о своём Отечестве.  Птицей мира является   голубь.  Пусть у всех будет  мир в доме, в семье и,  конечно же, мир в нашей стране.  На крыльях голубя  напишите, что поможет сохранить наше Отечество?     Любовь      Память    Свобода    Милосердие    Долг    Справедливость    Уважение   Забота )

IV. Домашнее задание: Подготовить сообщение о защитниках Отечества своего рода, семьи


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Класс: 4

Пояснительная записка Класс: 4

Тема : «Любовь и уважение к Отечеству» (модуль «Основы православной культуры»)

Тема : «Любовь и уважение к Отечеству» (модуль «Основы православной культуры»)

I. Организационный момент.

I. Организационный момент.

Учитель: Найдите ключевые слова, которые будут нужны нам для урока: (любовь, уважение,

Учитель: Найдите ключевые слова, которые будут нужны нам для урока: (любовь, уважение,

Работа со словарем: д ержава, многонациональная, федерация, патриот)

Работа со словарем: д ержава, многонациональная, федерация, патриот)

Работа со словом «уважение» Учитель:

Работа со словом «уважение» Учитель:

Учитель: Третья группа вспомнит всё сказанное на уроке и напишет, как может проявляться любовь к

Учитель: Третья группа вспомнит всё сказанное на уроке и напишет, как может проявляться любовь к
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2024