МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 «НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИМ. И.В. МИЧУРИНА»
Номинация «Методические разработки и рекомендации по предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР»
Методическая разработка к уроку ОРКСЭ модуль «Православная культура»
«Любовь и уважение к Отечеству»
Белкина Светлана Александровна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 5 «НТЦ им. И.В.Мичурина»
Мичуринск, 2022
Пояснительная записка
Класс: 4
Модуль: Православная культура
Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству»
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время можно отметить рост интереса к истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Цель: формировании у школьников патриотических чувств, любви и уважения к Отечеству.
Задачи:
Продолжить формирование у учащихся понятия: Отечество, традиции, семья, ценности.
Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, вере, святыням.
Прививать любовь и уважение к семье, родному дому, к памяти предков.
Прививать любовь к малой родине, к ее святым и героям.
Ожидаемые учебные результаты:
Воспитание патриотических чувств, любви и уважения к Отечеству, семье, чувства толерантности.
Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»
(модуль «Основы православной культуры»)
Цель урока – создать условия для формирования у детей чувства любви и уважения к Отечеству, к Родине.
Задачи урока:
личностные
- Формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным ценностям;
- Прививать любовь и уважение к семье, родному дому, к памяти предков, родному языку;
- Воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества, к людям труда;
- Прививать любовь к малой родине, к ее святым и героям.
метапредметные
- Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы;
- Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
.предметные
- Уточнить понятия «Отечество», «Родина», «любовь», «патриотизм»;
- Расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества, о героях-людях нашего времени.
Оборудование и наглядный материал: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, видеоролик, музыкальное сопровождение.
I. Организационный момент.
Учитель: Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости.
- Сегодня важный урок для всех нас. Постараемся работать в тесном сотрудничестве, пожелаем друг другу успешной работы.
II. Мотивация к учебной деятельности и актуализация имеющихся знаний.
- А начнём мы наш урок с прослушивания песни (Слайд 1)
Звучат отрывки мелодии «У моей России длинные косички» Г. Струве,
- Какими чувствами пронизана музыка, что хотели передать композитор и поэт? (Чувство любви к России, восхищения, преданности.)
( Слайд) Учитель предлагает прочитать эпиграфы к уроку, подумать, какие слова пропущены.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, ………. посвятим
Души прекрасные порывы! А.С. Пушкин
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте ……….. мою». С.А. Есенин
(Дети: Отчизне, Родину)
Учитель: Какие чувства выразили поэты? (любовь к Родине, к Отчизне, к своей семье )
III. Формулирование темы и целей урока
Учитель: Вы, наверное, догадались, о чём мы будем говорить на этом уроке. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».( слайд)
- Подумайте, какие задачи урока мы поставим перед собой?
(Подумать о том, в чём проявляется любовь и уважение к Родине. Подумать, что значит быть преданным Родине..)
- Сегодня мы с вами порассуждаем о своей стране, уточним значение понятий Отечество, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству.
IV. «Открытие» нового знания
1. Работа со словом «Отечество»
Учитель: Найдите ключевые слова, которые будут нужны нам для урока: (любовь, уважение, Родина, Отечество, зависть, ненависть, ложь, корысть. ).( на доску )
Учитель: Я предлагаю вам послушать стихотворение Зинаиды Александровой «Родина» и подумать, а что для вас означает слово Родина, Отечество?
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Учитель: Что для вас означает слово Отечество? Родина? (рассуждают)
(Во время рассуждения учащиеся отвечали: Отечество – как отец, Родина – как род, родословная, продолжение рода. Моя Родина – это земля моего народа. Моя Родина – это душа моего народа, его вера. Моя Родина – это традиции и культура моих предков.).
Учитель: Послушайте, что говорил о нашей Родине К. Д. Ушинский.
К.Д.Ушинский писал: "Наше Отечество, наша родина-матушка Россия, Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, напоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережёт нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина"
Учитель: Что общего имеют слова Родина и Отечество? (синонимы).
Учитель: Какие еще синонимы вы можете подобрать к словам Родина, Отечество? ( Отчизна, Отчий край, Родная земля)
Учитель: Как называется наша Родина? ( Российская Федерация, Россия).
Учитель: А как называют людей, которые живут в России? ( Россияне)
2. Словарная работа.
Учитель: Часто со словами Россия, можно услышать такие слова как Российская федерация, держава, многонациональная страна, патриот. Давайте выясним с помощью словаря, что означают эти слова?
(Работа со словарем: держава, многонациональная, федерация, патриот)
Учитель: Мы с вами выяснили, кто такой патриот. Послушайте стихотворение Елены Ковалёвой «Быть патриотом»
Быть
патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.
Учитель: Кто является патриотом своего Отечества? ( Тот кто любит Родину, защищает её)
Кто из известных вам людей действительно любил и уважал своё Отечество? (М.И. Кутузов, Александр Невский, Дмитрий Донской, Святая Равноапостольная княгиня Ольга, Михаил Ломоносов, Юрий Гагарин)
Учитель: Патриотов нашей страны очень много. В чём для них была ценность жизни? (служение Отечеству, любовь к Родине)
3. Работа со словом «Любовь»
Учитель: Мы произнесли очень важное слово любовь. А что такое любовь?
( Любовь - это такое чувство, когда все трепещет, это уважение, поддержка, понимание, забота.)
Учитель: К кому или чему может быть наша любовь? (к родителям, близким, семье, друзьям, Родине.)
Учитель: А в чём ценность любви? Какой должна быть наша любовь? (искренней, настоящей, бескорыстной).
Учитель: Правильно, ребята, а что значит бескорыстная любовь?
( Это означает то, что человек делает что-то хорошее и не ждёт выгоды для себя.)
Учитель: В учебниках ( стр. 143) найдите, чем же ещё является любовь? (Любовь – это служение)
Учитель: В чем же проявляется служение? (Служение проявляется в делах на благо Родины, на благо людей).
4. Работа со словом «уважение»
Учитель: А что значит уважать Отечество? (Помнить о прошлом. Помогать старикам и пенсионерам. Почитать традиции родителей. Быть гостеприимным. Изучать историю своей Родины.
Учитель: А что можете вы сделать для своего Отечества? ( Помочь одноклассникам в учёбе, посадить деревья и ухаживать за ними, вместе с друзьями навести порядок в своем дворе).
5. Самостоятельная работа в группах .
Учитель: Сейчас вы разделитесь на группы. Подумайте, какое задание вам будет наиболее интересным и выберете группу, в которой вы хотели бы поработать.
1 группа Мудрость народа в пословицах и поговорках.
Учитель: Народ из поколения в поколение передавал любовь к Родине. И большую роль в этом играют пословицы. Вспомните пословицы о Родине и объясните их смысл.
· Та земля мила, где мать родила.
· Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
· Только тому почет будет, кто родину не на словах, а делом любит.
· Нет ничего на свете краше, чем Родина наша
2 группа Жизненные ценности
Учитель: Любовь к Родине, уважение к Отечеству невозможно без жизненных ценностей. Эта группа попробует сгруппировать жизненные ценности. Подумайте, какие из них являются более значимыми. (любовь к Родине, уважение к Отечеству, забота о ближних, здоровье родных, благополучие в семье, достаток в семье, хорошая зарплата, машина, мирное небо, красивая одежда, дорогой телефон, большой дом)
На какие группы вы разделите жизненные ценности (на «духовные» и «материальные»)
- Какие из этих ценностей более значимы? (любовь к Родине, уважение к Отечеству, забота о ближних, здоровье родных, благополучие в семье)
- Какие, на ваш взгляд, менее значимы? (достаток в семье, хорошая зарплата, машина)
-Какой вывод можно сделать? (жизнь человека тогда полноценна, когда в основе её лежат главные ценности: любовь и уважение к Отечеству, забота о ближних.)
3 группа Наше Отечество
Учитель: Третья группа вспомнит всё сказанное на уроке и напишет, как может проявляться любовь к Отечеству? Что значит любить Родину, любить своё Отечество? ( К доске прикрепляется круг- солнце со словом Отечество. Ответы учащиеся пишут на лучиках и прикрепляют к солнцу: защищать, уважать Родину, ценить, беречь, заботиться, украшать, гордиться, любить свою семью, ближнего своего, друзей, одноклассников)
4 группа Историки
Учитель: Много в России патриотов, защитников. Эта группа приготовит презентацию и расскажет о защитнике, патриоте нашей страны Александре Невском, используя предложенные вам источники информации. (Ученики готовят презентацию и сообщение из предложенных источников)
5. Патриотизм в годы Великой отечественной войны.
Учитель: Русскому народу не раз приходилось защищать своё Отечество. Скоро наша страна будет отмечать победу российского народа в Великой Отечественной войне.
Мы с вами всегда должны помнить о величайшем подвиге солдат, о великом патриотизме российского народа, который благодаря любви и уважению к Отечеству победил фашизм и подарил нам свободную и счастливую жизнь. Во многих семьях хранятся воспоминания о дедах, прадедах участниках ВОВ. ( Выступление детей с проектами о родственниках-участниках войны).
V. Рефлексия деятельности
Учитель: Все мы в вами разные, но живем в одной стране. Нас объединяют духовные традиции и любовь к Отечеству. Мы должны любить, уважать, заботиться о своём Отечестве. Птицей мира является голубь. Пусть у всех будет мир в доме, в семье и, конечно же, мир в нашей стране. На крыльях голубя напишите, что поможет сохранить наше Отечество? ( Любовь Память Свобода Милосердие Долг Справедливость Уважение Забота )
IV. Домашнее задание: Подготовить сообщение о защитниках Отечества своего рода, семьи
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.