ОРКСЭ
по учебному модулю «Основы светской этики»
Урок в 4 классе
Тема. Простая этика поступков.
Учитель Сакович Анжела Войтеховна
Тема. Простая этика поступков.
ОРКСЭ по учебному модулю «Основы светской этики»
Класс: 4
Цель: формирование представления о нравственных ценностях и их
значения в жизни.
Задачи
Образовательные: развитие и систематизация этических знаний ребёнка; овладение умениями и навыками взаимодействия с окружающими.
Развивающие: расширение
словарного запаса в процессе освоения этических понятий и определения
нравственных качеств; развитие умений нравственного анализа поступков,
сопоставлений моральных характеристик, этически выраженных оценок.
Воспитательные: формирование нравственно ориентированных взаимоотношений
учащихся, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;
повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся; развитие
способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях.
УУД
Личностные УУД: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, осознавать причастность к успеху учебной деятельности; анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм; сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию для выполнения учебных заданий; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме.
Регулятивные УУД: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.
Ресурсы: учебник Шемшурина А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики, песня «Неприятность эту мы переживём».
ХОД УРОКА
1. Мотивация (самоопределения) учебной деятельности.
Закройте глаза и послушайте.
Слушают музыку, высказывают свои ощущения.
Песня «Неприятность эту мы переживём»
- Каковы ваши эмоции и ощущения?
- Настроения у вас хорошее!
Солнышко наше улыбается!
Итак, начинаем наш урок.
2.Актуализация учебного действия.
Работа с «деревом мудрости»
- Сколько плодов на ваших деревьях?
- О чём напоминают вам плоды?
-Можно ли сказать, что эти плоды - символ вашего нравственного взросления, приобретения мудрости?
3. Выявление места и причин затруднения (определение границ знания и незнания).
Задание «Свитки»
По очереди записывают свою «мудрость», заворачивают лист, закрывая запись, и передают следующему.
-Какая «мудрость» стала для вас наиболее значимой?
Каждый учащийся кладёт на первую парту лист бумаги; разворачивает и читает подряд записи; обращает внимание на повторяющиеся записи; (записать выводы)
- Как вы думаете, почему?
Обобщает сказанное учащимися: Они наиболее важны в жизни и, видимо, чаще соблюдаются вами.
Так? Постараемся же осмыслить самое главное и выделить, что должно составлять простую этику поступков, т. е. простые нравственные нормы человеческого поведения.
Соберём все лучики нашего нравственного солнышка «Этика поступков»
Построение проекта выхода из затруднения.
Работа с учебником. Читают вывод на стр. 116
Этика относится к
древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5-4 вв. до н.э. Официально её
родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие «Этический» (добродетельный),
отсюда произошло название науки - этика.
Аристотель определил предмет науки, названной им этикой. В сфере деятельности,
связанной со свободой воли, человек выбирает личности, сообразующей свое
поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о
добре и зле, должном и сущем.
Этика - это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Явление,
которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.)
(Любые действия человека не должны быть во вред кому-либо)
-Какими должны быть главные ориентиры в определении поступков?
Вывешивает на доску первое правило (первый лучик солнышка).
-Посмотрим, как эта истина выглядит в повседневном вашем проявлении. Определим это в процессе игры.
4. Работа по теме урока.
Игра «Лови мяч».
Дети ловят мяч, заканчивают начатое предложение учителем и делают нравственный выбор.
Я бросаю кому-то из вас мяч, начиная предложение, в котором содержится ожидание конкретного действия. Тот, кому я бросаю, ловит мяч и заканчивает предложение ответом, в котором и содержится ожидаемое действие. При этом вы добавляете слово «да», если вы соблюдаете это в своей жизни, и слово «нет», если не соблюдаете.
Заходя утром в класс, я непременно… (здороваюсь со всеми).
Учитель, неся стопку тетрадей, случайно уронил часть из них, и я… (со словами «я помогу вам» стал быстро их поднимать).
Встав утром после завтрака из-за стола, я… (благодарю за завтрак и целую маму (бабушку).
Если мама или бабушка идёт в магазин или затевают уборку квартиры, я… (предлагаю свою помощь).
Прибежав к остановке автобуса, я… (не стараюсь протиснуться вперёд).
Если кто-то в классе расстроился, я… (стараюсь ободрить, как-то помочь).
Когда при мне дерутся, я… (стараюсь этому помешать).
Когда меня дразнят, я… (не реагирую).
Когда дразнят кого-то другого, я… (стараюсь это прекратить).
Если мне про кого-то сплетничают, я… (прошу этого не делать).
Эксперимент «Волшебный клубочек».
Проверим себя с помощью маленького эксперимента:
(Дети разматывают клубочек, передают нитку соседу по парте, при этом называют лучшее его качество)
Посмотрите, ребята, какое волшебство произошло в нашем классе. Мы все увидели лучшее друг в друге и поняли, какие мы хорошие. Это ниточка волшебного клубочка помогла нам увидеть доброе и сосредоточиться на нём. Вам было это приятно?
Видите, как важно и как хорошо, когда в тебе стараются увидеть лучшее.
Подумайте, какое простое этическое правило мы с вами можем сформулировать? (Опирайся на лучшее в человеке)
Вывешивает третье правило ( 2 лучик): опирайся на лучшее в человеке.
1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Проект «Большой хоровод». - Подумайте, в каких жизненных ситуациях важно проявлять терпимость к человеку, т.е. толерантность.
- Предлагаю
продолжить урок, работая в группах. Каждой группе вручаю карточку с текстом.
Вам надо разыграть данную этическую ситуацию, а зрителям объяснить с точки
зрения разных героев.
Решение жизненных ситуаций:
1. Ты вошел в раздевалку, там много ребят толпится. Рядом с
тобой девочка, и ее все отталкивают. Как ты поступишь?
2. Утро, ты входишь в
свой класс. В классе уже несколько твоих товарищей. Как ты войдешь в класс?
1. На перемене ты случайно налетаешь на одноклассника. Как поступишь в этой
ситуации?
2. Когда пришли в
буфет, на общем блюде лежали пирожки. Как ты будешь себя вести в этой ситуации?
1. Утром по коридору навстречу тебе шла твоя учительница и учительница
соседнего класса. Как ты поздороваешься?
2. Если ты
поздоровался с учителем один раз, надо ли здороваться еще?
1. Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь?
2. Девочка обозвала
тебя на перемене. Что ты сделаешь?
1. Девочка жалуется маме возмущенно: “В классе мальчишка такой невежа, зовет
меня: “Ритка”. “А как ты его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не
зову”, – ответила Рита. Я ему просто кричу: Эй, ты!
2. Представьте
большой праздник людей разных национальностей. Все они в своих национальных
костюмах, вместе поют, танцуют, читают сказки, веселятся.
-Захотите ли вы присоединиться к ним и отдаться общему настроению праздника?
-Чем может быть интересен человек с другими традициями и почему?
-
Итак, следующее правило: Будь терпим и уважителен к человеку другой народности,
любой веры.
Вывешивает следующее правило.
Вырезают фигурки людей и скрепляют их в большой хоровод.
5. Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в группах «Хорошо - плохо» (Вставь нужные слова)
( Отрывки взяты из произведения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?») Учитель раздаёт листки с отрывками из произведения, где необходимо вставить пропущенные слова.
Учащиеся делятся на группы, вставляют пропущенные слова, опираясь на правила, сформулированные на уроке, проверяют работу по эталону.
«Хорошо - плохо?»
1 группа |
2 группа |
Если
сын черне́е ночи, —
ясно, это очень_____________ |
Если
мальчик любит мыло |
Если
мальчик любит труд, |
От
вороны карапуз |
Этот
в грязь полез |
Этот
чистит валенки, |
Мальчик
радостный пошёл, |
Мальчик
радостный пошёл, |
6. Включение в систему знаний и повторения.
«Собери пословицу». Учитель раздаёт пословицы.
Дети работают в парах: собирают из частей пословицу, объясняют её смысл, ищут другую пару, у которой такая же пословица, оценивают работу.
Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
На добрый привет, добрый и ответ.
Не спеши языком, торопись делом.
Если говоришь, что думаешь, так думай, что говоришь.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.
Умей сказать — умей и смолчать.
Говорит день до вечера, а послушать нечего.
На языке медок, а на сердце ледок.
Доброе слово и кошке приятно.
- Какую взаимосвязь вы видите между определившимися простыми правилами этики?
- Следующее яблоко на «Дереве мудрости» будет напоминать нам о нашем уроке сегодняшнем уроке и на нём мы напишем: «Этика поступка»
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учащиеся подводят итоги своей работы на уроке, зачитывают правила, которые вывели на уроке (оценивают работу на уроке, свои ощущения, эмоции)
- Пусть эти простые, но очень важные правила будут постоянными ориентирами в вашей жизни. Они подсказаны вековым опытом жизни людей.
- Вспомните ещё раз урок, себя, свои эмоции и ощущения.
- Что вас удивило?
- Что заставило задуматься?
- А может, вы с чем-то не согласны?
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.