Урок по основам православной культуры "Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы"
Оценка 4.7

Урок по основам православной культуры "Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
23.09.2022
Урок по основам православной культуры "Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы"
Знакомство обучающихся с праздниками православной церкви. Определение значения Божией Матери в жизни православных христиан.
Борщева Н.А. урок ОПК Введение +.doc

Муниципальное автономное бюджетное образовательное учреждение

кадетская школа-интернат

«Первый Рузский казачий кадетский корпус

имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора»

 

 

 

 

УРОК ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

5 класс

«Введение во храм Пресвятой Богородицы»

 

 

 

 

 

                                                                                                         Составила  учитель

                                                                                      Борщева Надежда Александровна

                                                                 Педагогический стаж – 31 год

                                                                                             Квалификационная категория- первая

 

 

 

 

 

 

П. Брикет

2021 год

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Цель: познакомить детей с повествованием о введении Богородицы во  храм.

Задачи:  1. развивать воображение детей;

               2. развивать культуру речи;

               3. обратить внимание обучающихся на ценность времени и необходимость использования его для добрых дел.

Подготовительный этап:

I.   Оформление:

1. На доске написать

Иоаким, Анна; любовь – смирение – благочестие; молитва, рукоделие.

2. Иконы «Рождество Пресвятой Богородицы», «Введение Богородицы во храм».

II.  Оборудование. Презентация «Введение во Храм Пресвятой Богородицы», мультимедиа, музыкальная фонограмма песни «Творите добрые дела», шаблоны для раскрашивания по теме  занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I.                   1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия. (слайд 1)

2. Основная часть.

Беседа.

Учитель:  Открываем календарь. 4 декабря – один из 12 больших праздников – Введение во храм Пресвятой Богородицы. (слайд 2)

Вспомним и прокомментируем слова:

§       Храм  (Дом Божий)

§       Богородица (Мать Господа)

     В сентябре мы говорили о Рождестве Пресвятой Богородицы. Давайте напомним события этого праздника. (изображение Приложение 5)

В Израильском государстве, в городе Назарете, жили муж и жена Иоаким и Анна. (слайд 3)

- Какая большая скорбь была у них?

Дожили они до глубокой старости, а детей у них не было.

 Учитель:  У израильтян считалось, что если кто-то не имеет детей, то это наказание за грехи, хотя это были очень благочестивые люди. Они непрестанно молили Бога о даровании им ребёнка. Однажды, когда Иоаким пришёл в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Богу, священник ему не позволил.

Чтение стихотворения В. Серебрякова «Рождество Марии»

Рождество Марии

У святых Иоакима с Анной

В этот день родилась Дочь.

Став для мира долгожданной

Всем смогла Она помочь.

Славит вся Земля Марию.

Слава Ей на Небесах.

Родила для нас Мессию

Страх вселив во всех врагах.

В чистоте. Свята! С Младенцем.

Благодатью вся полна.

Иисус наш с Царским Венцем.

Духа Славная Жена!

  Учитель:  Услышал Бог их молитвы?

     Рождение Марии было радостью не только Иоакиму и Анне, но и всем людям, потому что Она была предназначена Богом стать Матерью Сына Божия,  Иисуса Христа, Спасителя мира. Иоаким и Анна очень любили Марию. Они никогда не забывали о своём обещании посвятить дитя Богу. Это было вымоленное дитя, выплаканное, Богом благословенное. Как её пестовали родители! Как готовили её к жизни в храме.(слайд 4)

     И хотя по возрасту Дева Мария едва научилась говорить, сердцем Она уже стремилась в Дом Божий. Она сама просила родителей скорее отвести её туда. А как напутствовала своё любимое Чадо мать: «Иди, Дочь моя, к Тому, кто Тебя даровал мне! Войди в церковь Божию, радость и веселие мира».

     Лишь только минуло Марии три года, родители решили отдать её на воспитание в храм. Торжественным было путешествие в Иерусалим трёхлетней девочки. Юную Марию одели в лучшие одежды. Её сопровождали родители, родственники, подруги. Впереди шли девочки в белых одеждах с зажжёнными свечами в руках и пели священные песни. Видя такую процессию, прохожие присоединялись к ним.

И вот Иерусалимский храм. Девочку поставили на первую ступеньку высокой лестницы, ведущей в храм. Ступенек было 15. Когда священники шли в храм совершать службу, на каждой ступеньке читали специальные молитвы. (слайд 5)

Родители Марии переживали, как дитя поднимется по ступенькам, ведь девочка была совсем маленькой. Но, к удивлению всех, Она сама взошла по высоким ступеням.

У дверей храма ее встретил первосвященник Захария, благословил и по велению Божию ввел ее не только в храм, но и в самую священную часть его – Святая Святых. Туда мог входить только первосвященник, да и то только один раз в год. (слайд 6,7)

Творческое задание:

Рассмотрим икону «Введения во храм Пресвятой Богородицы» (слайд 8).

Что изображено на иконе?

Учитель: Храм – это Божий дом, но можно прийти в него и Бога там не встретить. Почему? Потому что Бог для наших глаз невидим. Увидеть его можно только духовным зрением. Это когда человек, хоть и не видит Бога глазами, знает, что Бог есть и очень любит нас, чувствует его присутствие.

Динамическая пауза «Храм» ( физминутка Приложение 2)

В синем небе облака - поднять руки вверх и опустить через стороны

Под горой бежит река - «нарисовать» руками волны

Рано утром сами, мы шагаем к храму  - ходьба на месте

С утра природа вся проснулась - потереть глазки, потянуться

В небе солнце улыбнулось - расставить руки в стороны и улыбнуться

И уже со всех сторон -  помахать «крылышками»,

Слышен птичий перезвон - покружиться вокруг себя

Вот мы к храму подошли, - ходьба на месте,

поклонились и вошли, - поклон

Чтоб душой светлее быть – надо чаще в храм ходить.

Что же нужно, чтобы увидеть Бога?

Так же, как юная Мария поднималась по ступеням обычным, нам нужно подняться по духовным ступеням. По каким?

Эти ступени – наши добродетели. Давайте вспомним их, но сначала отгадаем загадки.

Творческое задание:

1.                              Три дочери, три дочери и мать.

Их имена, конечно, надо знать:

Премудрость Божия для нас их родила

И имена им добродетелей дала.

Ответь скорей: какие имена

Душа в себе самой взрастить должна?

   (Вера, Надежда, Любовь)

2.                              У кого она в достатке,

С тем дружить легко и гладко.

Для души приобрету

Я у Бога… (доброту)

3.                              Чтоб не плавать без ветрил,

Чтоб маяк пред вами был,

Исполнялась жизни мера,

Нам нужна лишь наша… (вера)

4.                              Отложу теперь конфету,

Телевизор отключу,

Потому что в воскресенье

Причащаться я хочу,

Ведь уже говеть я начал, -

Вот что это слово значит.

Я должен с прилежанием

Учиться… (воздержанию)

Всем воспитанникам, кто правильно ответил на загадки,  -  подарки.

Учитель: Да, мы должны стараться каждый день становиться все лучше и лучше.

Наши добродетели: послушание, терпение, милосердие, скромность, честность, а главная из них – Любовь.

А что же было дальше?

   Иоаким  и Анна возвратились домой, а Мария осталась жить при храме.(слайд 9)

Пресвятая Отроковица, по преданию, проводила свое время так: каждый день рано утром вставала, молилась, читала Священное Писание, занималась рукоделием (пряла, вышивала, шила облачение для священников).(слайд 10)

   До 14 лет Мария жила при храме и выросла глубоко благочестивой, смиренной, скромной, трудолюбивой. Она никогда ни с кем не ссорилась, всем помогала.(слайд 11)

Почему маленькая Мария вела такую благочестивую и строгую жизнь?(Ответы обучающихся)

   Она очень любила Бога и хотела быть Ему во всем послушной, исполнять все его заповеди. А это, как и любое другое дело, требует труда и времени. Поэтому Мария старалась не потерять ни минутки времени, чтобы успеть совершить много добрых дел.

Вот почему христиане очень ценят время, стараются не тратить его на пустые, злые дела.

А добрые дела – это и дела любви по отношению к людям, это и молитва дома и в храме, это и труд на благо людей.(слайд 12)

   Звучит фонограмма песни «Творите добрые дела»

К чему призывает нас песня?

- Творить добрые дела.

Читаем слова, написанные на доске: (Приложение 4)

Самое ценное для человека:

·                                 Желание прийти на помощь людям;

·                                 Желание добра людям;

·                                 Желание потрудиться на пользу ближнего, общего дела.

Наши благочестивые предки, отмечая праздник, отправлялись в храм уже не на телеге, а на санях, и дорогой припевали.

Тропарь: Днесь благоволения Божия предображение/

и человеков спасения проповедание:/

в храме Божии ясно Дева является/

и Христа всем предвозвещает./

Той и мы велегласно возопиим:/

радуйся,// смотрения Зиждителева исполнение.

 Величание: Величаем Тебя, Пресвятая Дева, Богом избранная Отроковица, и чтим Твое вхождение в храм Господень.

   С этого дня начинались массовые катания на санях. А русские женщины, занимавшиеся в позднюю осеннюю и зимнюю пору рукоделием, к празднику Введения старались смастерить подарок для своих ребятишек.

Наш подарок – это чтение стихотворений и творческая работа. (Приложение 3)

Творческая работа.

Работа в альбоме: нарисовать лестницу из 15 ступенек, подписать добродетели, название праздника, дату его празднования. (Приложение 1)

IY. Рефлексия:

1.Что нового вы узнали сегодня на нашем занятии?

2. Почему человек должен ценить свое время и время других людей?

3. Каким добрым делом можно порадовать близких людей?

Всем спасибо! Мне было приятно общаться с добрыми людьми.

Творческое задание на дом: 1.Порадуйте своих близких людей добрыми делами! Подготовьте рисунок или рассказ о своем добром деле.

2.Рисуем на свободную тему «Радо­стный день» или на тему «Введение во храм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                              Приложение 1

 

 

                                                                                                    Приложение 2

Динамическая пауза «Храм».

В синем небе облака поднять руки вверх и опустить через стороны

Под горой бежит река «нарисовать» руками волны

Рано утром сами, мы шагаем к храму ходьба на месте

С утра природа вся проснулась потереть глазки, потянуться

В небе солнце улыбнулось расставить руки в стороны и улыбнуться

И уже со всех сторон помахать «крылышками»,

Слышен птичий перезвон покружиться вокруг себя

Вот мы к храму подошли, ходьба на месте,

поклонились и вошли, поклон

Чтоб душой светлее быть –

Надо чаще в храм ходить.

 

Ангелы склоняются кротко пред Тобой,
Маленькая Девочка. Во алтарь святой
Входишь за священником, как к себе домой.
И поем сегодня мы для Тебя одной.
Чистой Деве - чистые, белые цветы...
Сердце наше ведает лишь Господь и Ты.
Матерь Божья в бедное сердце загляни,
И о наших близких Сына умоли.

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Приложение 3

Введение во храм Пресвятой Девы Марии

В дом Божий Мария входила

Душою, как Ангел, светла.

Творца безграничная сила

Ее по ступеням вела.

Оставив земную обитель,

Родителей нежных Своих,

Пришла, чтоб Господь Вседержитель

Был Сын Ей и Вечный Жених!

Пришла возвести от паденья

Род грешных, несчастных людей.

Пришла подарить им спасенье,

Покрыв их любовью Своей.

"Гряди, моя Дщерь дорогая,

К Тому, Кто Тебя мне послал.

Гряди, Голубице драгая,

К Тому, Кто живот Тебе дал!"

Священник Пречистую вводит

В Святая Святых и Творец

Своей благодатью нисходит,

Надев на главу Ей венец!

 

Введение Богородицы во храм

Зима, декабрь, четвёртое число

И праздник на земле духовный.

Введение Богородицы во храм,

О чём же говорит он нам сегодня?

Введение Богородицы во храм

Вещает о величье человека.

И этим Бог указывает нам,

Что Бог есть в каждом...

человек есть храм.

И есть единственная у людей задача,

Войти в тот храм и насладиться им.

Понять законы Мирозданья,

Понять, что Бог один, и мы едины с ним.

От каждого из нас зависит,

Сумеет ли войти он в храм.

А каждый, кто вошел в тот храм,

Дар Бога открывает там.

Великое всегда всё просто,

И ждёт, когда проснёмся мы.

Глаза любви, когда откроем,

Простим плохое и оставим позади.

И это может сделать каждый,

Задумаясь, как я живу.

Своё, быть может, эго ублажаю

И наслаждаю я своё хочу.

Понять должны мы: многомерен мир,

И жизнь свою, земную проживая,

Подумать только, на Земле живу,

А Землю я собою украшаю?

Ната Невская

 

Введение Богородицы во храм

Начало зимы, на дворе непогодица:
Снежная вьюга метет и метет.
Введение в храм Пресвятой Богородицы
На Руси отмечает православный народ.

Припев:
Ангелы в поднебесье
Славу Ей воспевают.
Юные отроковицы
Свечами путь освещают.
Дева – Чертог многоценный,
Мария – жилище небесное.
Сокровище Бога священное,
Радуйся, Храме чудесный.

Ей всего лишь три года, но она идет смело
По ступеням ко храму и не просит помочь.
Иоакиме и Анна по святому обету
На служение Богу отдают свою дочь.

Припев.

Ввел Захарий Марию в Божий храм с поклоненьем,
И Мария при храме много лет прожила.
Дни свои проводила в службе Богу, в моленье.
Неневестной Невестой стала Богу она.

 

                  


                                                                                                          Приложение 4

Самое ценное для человека:

Желание прийти на помощь людям;

Желание добра людям;

Желание потрудиться на пользу ближнего, общего дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                     Приложение 5

 

Чима да Конельяно. Введение Марии во храм. 1496-1497

 


Муниципальное автономное бюджетное образовательное учреждение кадетская школа-интернат «Первый

Муниципальное автономное бюджетное образовательное учреждение кадетская школа-интернат «Первый

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Богу. Это было вымоленное дитя, выплаканное,

Богу. Это было вымоленное дитя, выплаканное,

Для души приобрету Я у Бога… (доброту) 1

Для души приобрету Я у Бога… (доброту) 1

С этого дня начинались массовые катания на санях

С этого дня начинались массовые катания на санях

Приложение 1

Приложение 1

Урок по основам православной культуры "Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы"

Урок по основам православной культуры "Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы"

Урок по основам православной культуры "Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы"

Урок по основам православной культуры "Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы"

Приложение 2 Динамическая пауза «Храм»

Приложение 2 Динамическая пауза «Храм»

Приложение 3 Введение во храм

Приложение 3 Введение во храм

Простим плохое и оставим позади

Простим плохое и оставим позади

Приложение 4 Самое ценное для человека:

Приложение 4 Самое ценное для человека:

Приложение 5

Приложение 5

Урок по основам православной культуры "Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы"

Урок по основам православной культуры "Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2022