Урок литературы в 6 классе
«Людей неинтересных в мире нет…»
(по рассказу Ю. Я. Яковлева «Багульник»)
Людей неинтересных в
мире нет.
Их судьбы – как истории планет…
Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами
(на фоне музыки читаю стихотворение)
Всего и надо, что вглядеться,- боже мой,
Всего и дела, что внимательно вглядеться,-
И не уйдешь, и некуда уже не деться
От этих глаз, от их внезапной глубины.
Всего и надо, что вчитаться,- боже мой,
Всего и дела, что помедлить над строкою -
Не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть.
- Удивительные стихи Юрия Левитанского! Они стремятся пробудить в нас лучшее и напомнить, что жизнь – всего мгновенье. И нужно быть внимательнее и добрее друг к другу. Что для этого нужно? Всего лишь вглядеться… в лицо родного человека, друга, просто прохожего!
Учитель:
Сегодня обычный школьный день, и всё-таки он необычен. Потому что говорить мы будем… А о чём? Сейчас вы определите сами.
Я вам предлагаю поработать с синквейном, в котором отсутствует существительное, выражающее главную тему cинквейна. Попробуйте определить его первое, ключевое, слово
1. ______________
2. человеческая, разная
3. болит, страдает, радуется
4. есть у каждого человека
5. характер
Учитель:
- Кто понял о чём идёт речь?
- Обратите внимание на первое прилагательное.
- Что может у человека болеть , страдать, радоваться.
- Когда у вас плохое настроение, вы употребляете выражение: «На ней кошки скребутся». На чём? (душа)
Учитель:
- Правильно, молодцы. Сегодня у нас разговор пойдёт о душе.
Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонек, - когда грустно и одиноко. Творчество писателя такой дом. Сегодня мы с вами заглянем в гости к детскому писателю Ю.Яковлеву.
О чем его книги?
Давайте обратимся к словам самого писателя: «…Мои книги - …моя душа. Все, что я пережил, перестрадал сам, - все это оставило след в моем творчестве… Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл их тебе. Может быть, они помогут тебе в жизни…»
Главными героями его рассказов являются дети, и сам Ю.Яковлев так сказал об этом: «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека».
Тема сегодняшнего урока «Сад души человеческой». На вопрос: «Какие качества человека вы должны взрастить в саду своей души?»- вы ответите в конце урока.
А вот каковы цели нашей работы, давайте вместе попытаемся определить, опираясь на слова писателя Ю. Яковлева.
- Что мы с вами попытаемся рассмотреть, увидеть, постараемся понять, о чём будем вести разговор на уроке?
(ответы детей)
Учитель:
Правильно. Мы с вами попытаемся увидеть, как же удается писателю в ребенке разглядеть завтрашнего взрослого человека, постараемся понять, что в человеке главное – душа, а не внешний вид. Он, к сожалению, часто бывает обманчив.
- Сегодня, перелистывая страницы рассказа « Багульник », поучимся друг у друга. Вы у меня, а я - у вас понимать произведение и увидим, что же происходит с главным героем рассказа. Как раскрывается его внутренний мир.
Итак, вы прочитали рассказ «Багульник».
Кто является главным героем рассказа?
Он для вас новый человек. Но , думаю, о нём у вас сложились определённые впечатления. Поделитесь своими впечатлениями от знакомства с Костой. Я предлагаю вам поразмышлять над характером главного героя разными способами. Помощниками сегодня на уроке будут 6 шляп. Каждая группа получит шляпу своего цвета и задания.
Итак (на доске рисунки шляп с кратким пояснением)
На работу вам даётся минут.
Итогом вашей работы станет чудесная картина превращения молчальника в волшебника, но не будем забегать вперёд…..
Красная шляпа (эмоциональный наблюдатель. Вам нужно высказать свое непосредственное читательское восприятие текста и героев, назвать эмоции, которые возникают при знакомстве с ними.)
1. Понравился ли вам рассказ? Какие чувства вызвал рассказ и его герои?
2. Понравилось ли вам поведение Косты на уроках? (Докажите примерами из текста)
3. Кого напоминает вам описание Косты? Чьими глазами дано такое описание поведения ученика на уроке?
4. Каков Коста после уроков? Что меняется в нём? Изменилось ли ваше отношение к Косте?
5. Кто такая Женечка? Почему её так ласково называет ?(найдите цитату в тексте)
6. С какими героями ещё вы встретились в рассказе?
(ответы учащихся)
Рассказ Юрия Яковлева «Багульник» небольшой по объёму, прочитали на одном дыхании. Очень понравился. Особенно было интересно наблюдать за главным героем, мальчиком по имени Коста. В самом начале рассказа писатель изображает Косту глазами одноклассников и учителей. Первое впечатление неприятное «вызывающе зевал на уроках, зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал не рот, а пасть, подвывал, тряс головой. Словно перед нами не человек, а скорее собака. Одноклассники над ним подсмеивались, и никто даже не пытался узнать, почему он такой. Странный и молчаливый.
В рассказе есть герой, который вызывает восхищение. Это учительница Евгения Ивановна. За глаза её называли Женечкой. Так называют близкого и родного человека. Вот как её описывает Яковлев: «Маленькая, худая, слегка косящая, волосы – конским хвостиком, воротник – хомутиком, каблуки с подковками. На улице ее никто не принял бы за учительницу. Вот побежала через дорогу. Застучали подковки. Хвостик развевается на ветру. Остановись, лошадка! Не слышит, бежит… И долго еще не затихает стук подковок…»
Именно она заинтересовалась странным поведением своего ученика, и именно она узнала, что он после уроков выгуливает собак, у которых по разным причинам этого не могут сделать хозяева. Учительница смогла показать и одноклассникам и нам читателям, что Коста замечательный мальчик, отзывчивый, неравнодушный.
Ещё, на мой взгляд, героями рассказа являются четвероногие друзья Косты. Они разные, у каждого свой характер и своя судьба. Все они любят Косту. А как интересны описаны встречи мальчика с собаками. Читая отдельные эпизоды, даже трудно сдерживать слёзы. Особенно эпизод , в котором собака ждёт своего погибшего хозяина.
Учитель : Ваш ответ принят. А теперь обратимся непосредственно к главному герою. Итак Коста , с одной стороны, странный и молчаливый, с другой стороны, отзывчивый и добрый. Слово взыскательным критикам.
Чёрная шляпа (взыскательный критик. Выявление противоречий, недостатков, негативных сторон характера, поступков.)
1. Кем считали Косту в классе? Поработайте со словарной статьей и дайте определение этому слову.
2. Какую реакцию вызывал Коста у учителей и одноклассников? Почему вызывал раздражение? (раздражение- нервное состояние, недовольство и злость)
3. Как относятся к подобным людям?( Находим цитату в тексте «Люди недоверчиво относятся к молчальникам…»)
4. Подберите прилагательные-определения к его поступкам, к характеру.
(Ответы учащихся)
Косту в классе считали молчальником. Молчальник – слово многозначное,
но в нашем случае это нелюдимый, скрытный человек. Одноклассники к Косте относились с непониманием и недоверием. Он был для них неинтересным человеком. У учителей Коста вызывал раздражение. Не слушал объяснения. Он в своих мыслях. Им кажется, что ученик зевает от скуки, считают его ограниченным, ничем не интересующимся, невоспитанным. Вот как об этом пишет Яковлев: «Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них, молчальников, на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.»
Ваш ответ принят
Но однажды одноклассники забыли, что Коста – молчальник. Итак слово группе, которая сегодня примерила жёлтую шляпу –позитивные стороны характера и поступков Косты.
1. Что произошло в классе? (Находим цитаты в тексте «Он принес в класс пучок…», «Но однажды веник зацвел»)
2. Почему одноклассники толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий аромат и спрашивали, что за растение, почему цветёт? (Находим цитату в тексте «Когда багульник зацвел…»)
3. В какой момент меняется отношение одноклассников к Косте? Как они стали его называть?
4. Сравните поведение Косты в классе и после школы, отметьте, что нравится в нём?
5. Какое качество проявляет Коста в отношении к собакам и их хозяевам? Можно ли считать его милосердным?
6. Подберите прилагательные-определения к его поступкам, к характеру.
(Ответы учащихся)
Коста приносит в класс пучок тонких прутиков, ставит их в банку с водой и, несмотря на подсмеивание одноклассников и Женечки, с упорством и настойчивостью ежедневно меняет воду. И вот случилось чудо: веник зацвёл. «Прутики покрылись маленькими светло‑лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почек‑узелков прорезались листья, светло‑зеленые, ложечкой…Все толпились у окна. Разглядывали. Старались уловить тонкий сладковатый аромат. И спрашивали, что за растение, почему оно цветет.»
Все забыли, что Коста “молчальник”, и решили, что он волшебник, а Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством. Это счастье для ученика. Исчезло раздражение, недоверие, Коста для учителя, одноклассников и нас - загадочный, интересный человек.
сценка-полилог
1 Ученик:
у него ирландский сеттер. Он охотится на уток.
Автор: утверждали одни.
2 Ученик: Ерунда у него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков. Мертвая хватка!
Автор: говорили другие. Третьи смеялись.
3 Ученик: (рассмеявшись): Да вы что! Не можете отличить таксы от боксера!
Автор: Были и такие, которые спорили со всеми:
4 Ученик: Он держит трех собак! Правду говорю!
Автор: на самом деле у него не было ни одной собаки.
1 ученик: А сеттер.
2 ученик: А боксер.
3 ученик: А такса.
Автор: Что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось
Проследив за своим учеником, который стремительно убегал куда-то после уроков, Женечка сделала для себя неожиданное открытие, оказалось, что Коста торопится к тем, кому нужна его помощь: к людям и собакам. Его доброе . отзывчивое сердце готово помочь из сострадания и человеколюбия. Таких людей называют милосердными.
Коста упорный, настойчивый , волшебник, выгуливал и кормил собак, поддерживал веру в человека.
учитель
На другой день в конце последнего урока Коста уснул. Он зевал, зевал, но потом уронил голову на согнутый локоть и уснул. Сперва никто не замечал, что он спит. Потом кто‑то захихикал.
И Женечка увидела, что он спит.
– Тихо, – сказала она. – Совсем тихо!
– Вы знаете, почему он уснул? – шепотом произнесла Евгения Ивановна. Я вам расскажу… Он гуляет с чужими собаками. Кормит их. Собаки всегда ждут. Даже погибших… Им надо помогать.
Зазвенел звонок с последнего урока. Он звенел громко и протяжно.
Но Коста не слышал звонка. Он спал.
Евгения Ивановна – Женечка – склонилась над спящим мальчиком, положила руку ему на плечо и легонько потрясла. Он вздрогнул и открыл глаза.
– Звонок с последнего урока, – сказала Женечка, – тебе пора.
Коста вскочил. Схватил портфель. И в следующее мгновение скрылся за дверью.
Динамическая пауза
Где-то чудесно багульник расцвёл,
А мы физминутку, ребята, начнём.
Руки на плечи, работаем дружно,
Вскакивать с места, как Коста не нужно.
Мы вместе шагаем, руки вверх поднимаем,
Скрываться за дверью не обещаем.
И напоследок потянемся мы
И будем как Коста милосердными.
Учитель: Садитесь. Продолжим урок
Чтобы почувствовать момент из жизни героя, давайте представим, что сейчас для Косты прозвучит звонок с последнего урока. (Включается запись школьного звонка).
Вот Коста вскакивает с места и сломя голову скатывается с лестницы, хватает пальто, скрывается за дверью. Звонок с последнего урока для него - сигнальная ракета. Она зовёт мальчика в загадочную жизнь, о которой никто не имеет представления.
- Куда он мчится?
Ученики (К людям и собакам, которым нужна его помощь).
Учитель.
Восстановить в памяти эпизоды свидания Косты с четвероногими друзьями нам
поможет группа , которая примерила сегодня белую шляпу. Они оперируют
только фактами. Они вместе с Костой и учительницей шаг за шагом пройдут его
каждодневный путь. (художественное чтение, пересказ)
Задание 1. Пересказ эпизода «Прогулка с первой собакой» (от лица учительницы)
Задание 2 . Пересказ эпизода от лица Косты « Прогулка с боксером.»
Задание 3. Чтение по ролям эпизода «Коста и больной мальчик».
Задание 4. Отрывок наизусть
Собаки самых разных пород, но все они так рады встрече с Костой, ведь Коста сумел взглянуть в глаза собакам и увидеть в них душу, тем самым поддерживая в них веру в человека.
- Давайте посмотрим с вами ролик о собачьей преданности
«Женечка молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он раскрывался в ее глазах, как веточка багульника».
Слово нашей творческой группе в зелёных шляпах.
1. Почему писатель назвал произведение «Багульник»?
2. Как можно соотнести название рассказа с героем? Почему?
(Рассказ Юрия Яковлева о мальчике, его отношении к людям, к “братьям меньшим”. В нём повествование о багульнике, который принёс Коста в класс, занимает несколько строчек. )
Но писатель назвал произведение “Багульник”, потому что Косту можно сравнить с багульником. Красота этого растения неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно. За образом багульника скрыт человек. Багульник до того, как зацвел, был похож на веник и не вызывал ни у кого никакого интереса, а потом оказалось, что его цветы удивительно прекрасны и ароматны. Так и Коста, молчаливый внешне, внутренне был наполнен огромными душевными силами, его внутренний мир был прекрасен, как и цветы багульника.
Он, словно куст багульника, сначала такой неприметный, но прошло время, и все увидели, что душа и поступки его- прекрасны, как прекрасен куст цветущего багульника. И отношение к Косте совершенно изменилось — от насмешливости до восхищения и уважения.
Учитель:
Ю. Яковлев писал: “Багульник” – не только итог моей работы, но и символ моего представления о людях: сухие, невидные прутики багульника могут неожиданно расцвести нежными цветами. Мои герои – мои бесценные прутики багульника!”
Учитель: Итак , пришло время подводить итоги. Слово нашим философам в синих шляпах.
Синяя шляпа (философская) Поиск обобщающих параллелей. Общие выводы, полученный урок.
1. Подготовьте выразительное чтение стихотворение Елены Королёвой.
2. Что общего между этим стихотворением и рассказом Юрия Яковлева «Багульник»?
3. Какой урок вы для себя получили после знакомства с Костой?
Багульник в банке обживал окно.
Сначала он притягивал вниманье
сухих листков шагреневою тайной
и плотных почек беспокойным сном.
В квадрате запотевшего стекла
чернел нечёткой графикой рисунка,
внимая сонно голосам и звукам
под пологом домашнего тепла.
Себя осознавал неторопливо,
не смея верить в силы волшебства.
А в форточку втекала синева,
и воробьи чирикали, что живы.
И в день обычный, тихий и неяркий,
багульник, сбросив наважденье снов,
на волю стайку выпустил цветов
из тёмных коконов продолговатых.
Тая дыханье и забыв слова,
мы у окна в волнении застыли.
Казалось, будто расправляли крылья
похожие на эльфов существа.
Ответ учащихся
В стихотворении Елены Королёвой описан волшебный процесс превращения сухих невзрачных листиков багульника в прекрасные, похожие на эльфов цветочки. Так и в рассказе Юрия Яковлева мы видим ,как молчальник превращается в волшебника.
Как веточка багульника, расцветая, озаряет всё вокруг красотой, так и доброта способна на чудеса. Она заразительна. Окружающим тоже хочется делать добрые поступки.
Как часто о человеке мы судим по его внешности, незначительным ежедневным действиям, не пытаясь понять, какова у него душа, чем он дышит, живёт, что в мире для него является важным.
Человек прекрасен своими делами, поступками. И не всегда он пытается что-то доказать людям, как он хорош. Он просто тихо делает своё любимое дело, и надо уметь понять душу этого человека, чтобы почувствовать, как она прекрасна.
Жизненный урок преподал Коста своим одноклассникам, учителям и нам читателям, даже не желая этого. Своей любовью к природе, своей добротой и отзывчивостью по отношению к беспомощным людям и собакам он снискал уважение товарищей. Главный урок, который преподнёс нам Коста – это урок доброты и порядочности, милосердия и отзывчивости. Просто своим поведением, своим желанием помочь тем, кому эта помощь нужна.
Учитель: Отношения между людьми должны строиться на основе уважения, сопереживания. Надо уметь видеть в каждом то лучшее, что часто скрывается от первого взгляда. Понимать людей, ценить их- этому учит автор рассказа.
- Ребята, посмотрите друг на друга. Каждый из вас личность, индивидуальность. Цените это друг в друге! Ведь, как говорится в строках стихотворения Евгения Евтушенко,
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самою незаметностью своей…
- Сейчас каждый из вас пусть достанет из коробочки «цветок багульника» с именем одноклассника и напишет ту его черту характера, которая является в нем , на ваш взгляд, самой лучшей, особенной, и этим он удивителен. Соберите веточку багульника. Пусть это растение зацветет и в нашем классе. Я думаю, что вам будет интересно прочитать то, что написали о вас ваши одноклассники, вам предоставить такая возможность после урока. Возможно, вы сами откроете с помощью одноклассников в себе какое-то особое качество.
(обучающиеся собирают веточки багульника, звучит музыка)
Посмотрите, какая красота получилась! Вы все сейчас раскрылись, как цветочки багульника, благодаря работе на уроке. Большое спасибо! Все молодцы! Я оценю вашу работу.
Откройте дневники, запишите домашнее задание.(Домашнее задание по выбору учащихся)
1.Предлагаю вам составить мини памятку «Как увидеть в человеке интересное?» Надеюсь, вам поможет замечательный совет К. Г. Паустовского: «Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками... Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо».
2.Предлагаю написать сочинение-размышление на одну из тем, по выбору:
Человек - «багульник» в моей жизни
«Каким станет Коста в будущем».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.