Урок по русскому языку для 6 класса
Словосочетание. Предложение. Текст
Цели:
1. Образовательные: повторение понятий «словосочетание», «предложение», «текст» на основе главных признаков;
2. Развивающие: развить умение составлять словосочетания, предложения, тексты на заданную тематику, умение анализировать, умение озаглавливать тексты;
3. Воспитательные: воспитать умение работать в коллективе, воспитание чувства любви к природе.
На доске записаны слова: пос_дить, чу_ствительное, пор_жаться, в т_плице, сер_це, вс_гда.
Прочитайте слова вслух. Соедините между собой те слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма. Назовите первую пару слов.
Назовите слова, которые вы соединили. Какое лингвистическое явление они собой представляют? (словосочетание)
Из всех предложенных пар слов выберите словосочетания (каждую пару вслух разбирает один ученик):
1. весна пришла
2. вопреки непогоде
3. милая шляпка
4. мешок зерна
5. гитара и скрипка
6. вежливо попрсить
Почему первая пара слов не является словосочетанием? (является грамматической основой, слова составляют предложение)
Почему вторая пара слов не является словосочетанием? (потому что это существительное с предлогом, словосочетание - сочетание самостоятельных частей речи).
Попробуйте изменить по падежам отдельно каждое слово в словосочетании. (милая шляпки, милая шляпку, мешок о зерне) Имеет ли смысл такая пара слов? Следовательно, мы можем определить еще один признак словосочетания – слова должны быть связаны по смыслу и грамматически.
Итак, что такое словосочетание? Какие признаки характерны для словосочетания? Сочетание двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащих для расчлененного обозначения единого понятия.
Перед вами группа словосочетаний. Составьте из них предложение:
Тужит в темнице; тужит там; бурый волк; служит ей; служит верно.
(В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.)
Чем предложение отличается от словосочетания?
Выделите основу.
А что такое предложение? ( Основная единица языка, которая служит средством общения. Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или подтверждение (совет, просьба, приказ). Предложение обладает интонационной законченностью, имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое, или одно из них).
В обоих ли случаях перед нами предложения:
1. Наступила ночь.
2. Тишина.
Сравните две записи:
Не видно птиц, не слышно зверей. Впервые космическую ракету запустили в 1961 году. В школе Ваня учился хорошо и всегда выполнял домашние задания.
Внутри наша планета Земля очень горячая. Иногда раскаленная магма вырывается на поверхность. Так образуется вулкан.
Чем они отличаются? (одна из ни представляет собой текст). Докажите, что вторая запись является тексом? Мы можем его озаглавить? Запишем основные признаки текста. (Тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой).
Как связаны предложение, словосочетание и текст? (текст состоит из предложений, котрые в свою очередь состоят из словосочетаний)
Работа по группам (3 группы работают с 3 карточками, отвечает один ученик от группы - представитель) на карточках представлен набор слов. Из этих слов составьте словосочетания, затем предложения, затем текст. Полученный текст озаглавьте.
3 карточки:
1. Постепенно, утро, сменять, подень, знойный, прохладное, благоухать, цветы, аромоаты, свой, луг, васильки, пестреть, ромашки, колокольчики, день, ковер, похож, летний, луг, травка, нежиться, золотой, зеленый, букашка, бирюзовый, летать, порхать, жужжать, воздух, стрекозы, бабочки, пчелки, день, пестрый, луг, бродить, хорошо, летний.
(Прохладное утро постепенно сменяет знойный полдень. Цветы благоухают своими ароматами, на лугу пестреют ромашки, васильки, колокольчики. В летний день луг похож на пестрый ковер. В зеленой травке нежатся золотые букашки, в воздухе летают бирюзовые стрекозы, порхают пестрые бабочки, весело жужжат пчелки – работницы)
2. Зима, хорошо, особенно, утро, рассвет, восток, появляться, где-то, пора, цвета, радуга, переливаться, снег, этот, красный, снег, блеснуть, снег, то, вдруг, то, розовый, где-то, нежный, вдали, синий, еще, он, вставать, солнце, деревья, скользить, я, лучи, его, любить, утро, морозный, как.
(Утром зимой особенно хорошо. Где-то на востоке брезжит рассвет. В эту пору снег переливается различными цветами радуги. Снег блеснет то красным, то вдруг нежно розовым, а где-то вдали он еще синий. Солнце встает и его лучи скользят по зимним деревьям. Просыпается сказка, все вокруг блестит и сверкает.Как я люблю морозное зимнее утро)
3. Время, прекраснейший, один, год, осень, аллея, зимний, идти, ноги, листья, шуршать, золотистый, деревья, наряды, одеться, лкчший, свой, клены, краски, пылать, яркий, желтый, тона, осинки, вспыхнуть, березки, солнце, согревать, ласково, осени, дни, самый, время, год, любимый, это, мой.
(Наступило одно из прекраснейших времен года – осень. Идешь по осенней аллее, а под ногами шуршат золотистые листья. Деревья оделись в свои лучшие наряды, яркими красками пылают клены, ярко-желтыми тонами вспыхнули березки и осинки. Солнце ласково согревает первые дни осени. Осень – это мое самое любимое время года)
Домашнее задание:
Составьте текст из пяти предложений на тему природы. Озаглавьте его. Выберите одно из предложений и выпишите из него все словосочетания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.