Урок по русскому языку: "Группы ССП по значению и союзам. Знаки в ССП"
Оценка 4.6

Урок по русскому языку: "Группы ССП по значению и союзам. Знаки в ССП"

Оценка 4.6
docx
13.02.2023
Урок по русскому языку: "Группы ССП по значению и союзам. Знаки в ССП"
Группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в структуре ССП.docx

Учитель МАОУ «СОШ № 76» Залазаева С.В.

УМК: Ладыженская Т. А. (9 кл). М: Просвещение, 2014

Тема: «Группы ССП по значению и союзам. Знаки в ССП»

Педагогическая  цель: Актуализировать знания о группах ССП по значению и союзам. Создать условия для развития пунктуационного навыка: постановка запятой (запятых; или их отсуствие) в структуре ССП.

Задачи урока:

ü  Актуализировать знания по теме «Сложное предложение», «ССП»

ü  Развивать умение применять имеющиеся орфографические и пунктуационные знания; способствовать развитию орфографической зоркости. Вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании орфограмм и пунктограмм. Развивать умение  высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать

ü  Воспитывать мотивацию к обучению, бережное отношение к языку как к показателю культуры народа, уважение к родной речи.

Тип урока: урок закрепления, обобщения и систематизации. 

Планируемые  результаты:

Предметные:     

проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Личностные результаты:

имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.  

Универсальные учебные действия  (метапредметные):

Познавательные:

ü  общеучебные – используют предоставленный материал для решения учебной задачи;

ü  Логические – осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

ü  постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

ü  формируется умение понимать познавательную задачу;

ü  формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

ü  формируется умение извлекать необходимую информацию.

Регулятивные:

ü  проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу  осваиваемой деятельности.

ü  формируется умение планировать необходимые действия;

ü  формируется умение контролировать учебные действия;

ü  формируется умение замечать допущенные ошибки;

ü  формируется умение оценивать свою работу.

Коммуникативные:

ü  адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.

ü  формируется умение слушать, задавать вопросы, высказываться, формулировать собственные мысли;

ü  формируется умение осуществлять совместную деятельность в парах.

Личностные:

ü  формируется умение осознавать трудности и стремиться к преодолению;

ü  формируется желание приобретать новые знания, мотивация процесса образования

Реализуемые принципы: Принцип сознательности и активности, принцип наглядности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности, принцип научности

Используемые методы:

Словесные (рассказ, обяснение, беседа)
Наглядные (метод иллюстраций, в том числе обращение к материалу, представленному в учебнике)
Практические (выполнение упражнений и иных работ, связанных с формированием и отработкой навыка)
Проблемные (Сообщающее изложение с элементами проблемности)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная

Оборудование: доска

Образовательные ресурсы: учебник

Ход урока.

I.          Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

 

Приветствие.

 

II.         Самоопределение к учебной деятельности

 

- Вспомните, какие вообще предложения вам известны.

- Что такое «Сложное предложение»?

- Что вам известно о сложных предложениях?

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

- Как отличить ССП от БСП или СПП?

 

Для справки или в случае затруднения можно обратиться к учебнику.

 

 

III.          Постановка учебной задачи

 

- Мы говорим о том, что основным показателем связи в сложных предложениях являются союзы. Или даже их отсутствие.

- Вспомним, какие сочинительные союзы нам известны.

- Известно ли нам что-то о том, как все эти союзы можно разделить?

Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению

Тип ССП

Союзы

Примеры

1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами (соединительные отношения).

И; да (в значении и); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и.

Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский).
Лицо
 её бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев).
Не только
 не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески (Садовский).
Он
 шуток не любил, да и её при нём оставляли в покое (Тургенев).

2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения).

А; но; да (в значении но); однако (в значении но); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а); частица только (в значении союза но).

Иван Петрович ушёл, а я остался (Лесков).
Убеждения
 внушаются теорией, поведение же формируется примером (Герцен).
Я
 ничего не ел, но голода я не чувствовал (Тендряков).
Утром
 прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский).
Ты
 сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский).
Лодки
 сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов).

3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения).

Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли.

Либо рыбку съесть, либо на мель сесть (пословица).
Не то
 он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев).
То ли
 на него подействовала тишина и одиночество, то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).

 

 

- Что вам известно о знаках препинания в структуре ССП?

- Всегда ли в ССП ставится запятая?

 

Запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами – и, да (в значении «и»), или, либо – не ставится в следующих случаях:

а) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член:

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (А. Пушкин) (общий второстепенный член – обстоятельство времени вскоре после восхода, ср.: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь);

б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение:

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (придаточное времени «когда я вернулся в свою комнату» является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату);

в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью:

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (А. Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль – поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзно: Он чувствовал себя нехорошо);

г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение:

По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла (источник сообщения – по словам охотников – один и тот же для всего высказывания, ср.: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся; По словам охотников, птица исчезла);

д) в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения:

Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?

ж) в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения:

Как он смешон и как глупы его выходки!

з) в состав сложносочинённого предложения входят назывные (номинативные) предложения:

Мороз и солнце... (А. Пушкин).

(но: запятая есть, если союзы повторяются)

 

IV.          Систематизация знаний.

 

Работа с предложенными предложениями. У доски и самостоятельно на местах. Работа направлена на закрепление и отработку умения определять вид ССП и на развитие пунктуационной грамотности, в том числе на отработку знаний о постановке и отсутствии запятой (запятых) в структуре ССП.

 

Сразу после моего прибытия в уезд мир залился тягостной недоброжелательностью и все вокруг заволокло туманом. (зяпятая не ставится, так как простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член)

Я огляделся вокруг и взрогнул, да окружение отозвалось мне тем же отвращением. (ССП с соединительным союзом: да = и)

Улочки, мощенные камнем, выглядели скверно, но большую жалость вызывали серые лица горожан, вылупившиеся из-за потрескавшихся ставен. (ССП с противительным союзом: но)

Стало совсем скверно на душе и я погрузился в раздумия о скорейшем отъезде, когда липкая серая морось забралась под ворот моего пальто. (зяпятая не ставится, так как простые предложения в составе ССП имеют общее придаточное предложение)

Либо местный мирок относился так к каждой новой душе, либо я оказался на грани его абсолютного изгнания. (ССП с разделительным союзом: либо ..., либо)

Дело обернулось ко мне своей пресквернейшей стороной: все окружающие постоялые дворы были закрыты для меня и ночь щупальцами подбиралась от горизонта. (зяпятая не ставится, так как простые предложения в составе ССП вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью)

После я, уже находившийся в тепле, задумался о своей нелегкой и трагичной судьбе, и словно большая картина неумелого живописца предстала перед глазами в полном ее объеме. (ССП с соединительным союзом: и)

Вошедший в комнату господин, вероломно прервавший мои раздумия, оказался на лицо вполне порядочным мужчиной средних лет и даже по-хозяйски предложил мне выпить горячительного. (Простое предложение с однородными сказуемыми, связанными одиночным союзом «и», и осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, стоящим после определяемого слова)

Но наша милая беседа о жизни и моей ужасной доле в этом прескверном местечке была прервана иным лицом, ворвавшимся в помещение при всем некультурном параде. (Простое предложение, осложненное однородными дополнениями, связанными одиночным союзом «и», и осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, стоящим после определяемого слова)

По словам этого бесчестного и неизвестного мне человека, мой новоиспеченный друг являлся абсолютным мерзавцем и понимание малейшей честности было для него совсем чуждым. (зяпятая не ставится, так как простые предложения в составе ССП имеют общее вводное словосочетание)

Должен ли я был поверить этому едва знакомому проходимцу или доверие мое имело явно большую цену? (зяпятая не ставится, так как в состав ССП входят вопросительные предложения)

Не только тепло предложенной комнаты разожгло во мне это ярое сопротивление всем речам незнакомца, но и потаенная жажда справедливости и ответа за необдуманную фразу подтолкнула меня к решительным действиям. (ССП с соединительным союзом: не только..., но и)

Я схватился за малейшую заминку в его пугливых речах, мой друг тоже подхватил кипящую ссору. (ССП с соединительным союзом: тоже)

Каков глупец и как смешны намерения этого подлеца меня обмануть! (зяпятая не ставится, так как в состав ССП входят восклицательные предложения)

Мы одержали победу, и незванный гость покинул нас. (ССП с соединительным союзом: и)

Спустя много дней, сидящий в холодном сарае, я думал о той самой мысли тут же покинуть уезд, да было поздно. (ССП с противительным союзом: да = но)

Текст является полностью оригинальным.

(Приложение к конспекту: справка о прохождении системы Антиплагиат)

 

 

V.         Итог

 

- Итак, давайте вспомнив все, о чем говорили на уроке. 

VI.          Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

 

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале этого урока.

- Достигли ли мы их?

- Всех ли целей удалось достигнуть?


 

Учитель МАОУ «СОШ № 76» Залазаева

Учитель МАОУ «СОШ № 76» Залазаева

Логические – осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; ü постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового…

Логические – осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; ü постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового…

Словесные (рассказ, обяснение, беседа)

Словесные (рассказ, обяснение, беседа)

Сложносочинённые предложения с соединительными союзами (соединительные отношения)

Сложносочинённые предложения с соединительными союзами (соединительные отношения)

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (А

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (А

Сразу после моего прибытия в уезд мир залился тягостной недоброжелательностью и все вокруг заволокло туманом

Сразу после моего прибытия в уезд мир залился тягостной недоброжелательностью и все вокруг заволокло туманом

ССП имеют общее вводное словосочетание)

ССП имеют общее вводное словосочетание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2023