Учитель МАОУ «СОШ № 76» Залазаева С.В.
УМК: Ладыженская Т. А. (9 кл). М: Просвещение, 2014
Тема: «Группы ССП по значению и союзам. Знаки в ССП»
Педагогическая цель: Актуализировать знания о группах ССП по значению и союзам. Создать условия для развития пунктуационного навыка: постановка запятой (запятых; или их отсуствие) в структуре ССП.
Задачи урока:
ü Актуализировать знания по теме «Сложное предложение», «ССП»
ü Развивать умение применять имеющиеся орфографические и пунктуационные знания; способствовать развитию орфографической зоркости. Вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании орфограмм и пунктограмм. Развивать умение высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать
ü Воспитывать мотивацию к обучению, бережное отношение к языку как к показателю культуры народа, уважение к родной речи.
Тип урока: урок закрепления, обобщения и систематизации.
Планируемые результаты:
Предметные:
проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Личностные результаты:
имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:
ü общеучебные – используют предоставленный материал для решения учебной задачи;
ü Логические – осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
ü постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.
ü формируется умение понимать познавательную задачу;
ü формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
ü формируется умение извлекать необходимую информацию.
Регулятивные:
ü проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
ü формируется умение планировать необходимые действия;
ü формируется умение контролировать учебные действия;
ü формируется умение замечать допущенные ошибки;
ü формируется умение оценивать свою работу.
Коммуникативные:
ü адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.
ü формируется умение слушать, задавать вопросы, высказываться, формулировать собственные мысли;
ü формируется умение осуществлять совместную деятельность в парах.
Личностные:
ü формируется умение осознавать трудности и стремиться к преодолению;
ü формируется желание приобретать новые знания, мотивация процесса образования
Реализуемые принципы: Принцип сознательности и активности, принцип наглядности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности, принцип научности
Используемые методы:
Словесные
(рассказ, обяснение, беседа)
Наглядные (метод иллюстраций, в том числе обращение к материалу,
представленному в учебнике)
Практические (выполнение упражнений и иных работ, связанных с формированием и
отработкой навыка)
Проблемные (Сообщающее изложение с элементами проблемности)
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная
Оборудование: доска
Образовательные ресурсы: учебник
Ход урока.
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Приветствие.
II. Самоопределение к учебной деятельности
- Вспомните, какие вообще предложения вам известны.
- Что такое «Сложное предложение»?
- Что вам известно о сложных предложениях?
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
- Как отличить ССП от БСП или СПП?
Для справки или в случае затруднения можно обратиться к учебнику.
III. Постановка учебной задачи
- Мы говорим о том, что основным показателем связи в сложных предложениях являются союзы. Или даже их отсутствие.
- Вспомним, какие сочинительные союзы нам известны.
- Известно ли нам что-то о том, как все эти союзы можно разделить?
Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению
Тип ССП |
Союзы |
Примеры |
1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами (соединительные отношения). |
И; да (в значении и); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и. |
Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский). |
2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения). |
А; но; да (в значении но); однако (в значении но); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а); частица только (в значении союза но). |
Иван Петрович ушёл, а я остался (Лесков). |
3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения). |
Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли. |
Либо рыбку съесть, либо на мель сесть (пословица). |
- Что вам известно о знаках препинания в структуре ССП?
- Всегда ли в ССП ставится запятая?
Запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами – и, да (в значении «и»), или, либо – не ставится в следующих случаях:
а) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член:
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (А. Пушкин) (общий второстепенный член – обстоятельство времени вскоре после восхода, ср.: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь);
б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение:
Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (придаточное времени «когда я вернулся в свою комнату» является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату);
в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью:
Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (А. Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль – поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзно: Он чувствовал себя нехорошо);
г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение:
По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла (источник сообщения – по словам охотников – один и тот же для всего высказывания, ср.: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся; По словам охотников, птица исчезла);
д) в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения:
Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?
ж) в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения:
Как он смешон и как глупы его выходки!
з) в состав сложносочинённого предложения входят назывные (номинативные) предложения:
Мороз и солнце... (А. Пушкин).
(но: запятая есть, если союзы повторяются)
IV. Систематизация знаний.
Работа с предложенными предложениями. У доски и самостоятельно на местах. Работа направлена на закрепление и отработку умения определять вид ССП и на развитие пунктуационной грамотности, в том числе на отработку знаний о постановке и отсутствии запятой (запятых) в структуре ССП.
Сразу после моего прибытия в уезд мир залился тягостной недоброжелательностью и все вокруг заволокло туманом. (зяпятая не ставится, так как простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член)
Я огляделся вокруг и взрогнул, да окружение отозвалось мне тем же отвращением. (ССП с соединительным союзом: да = и)
Улочки, мощенные камнем, выглядели скверно, но большую жалость вызывали серые лица горожан, вылупившиеся из-за потрескавшихся ставен. (ССП с противительным союзом: но)
Стало совсем скверно на душе и я погрузился в раздумия о скорейшем отъезде, когда липкая серая морось забралась под ворот моего пальто. (зяпятая не ставится, так как простые предложения в составе ССП имеют общее придаточное предложение)
Либо местный мирок относился так к каждой новой душе, либо я оказался на грани его абсолютного изгнания. (ССП с разделительным союзом: либо ..., либо)
Дело обернулось ко мне своей пресквернейшей стороной: все окружающие постоялые дворы были закрыты для меня и ночь щупальцами подбиралась от горизонта. (зяпятая не ставится, так как простые предложения в составе ССП вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью)
После я, уже находившийся в тепле, задумался о своей нелегкой и трагичной судьбе, и словно большая картина неумелого живописца предстала перед глазами в полном ее объеме. (ССП с соединительным союзом: и)
Вошедший в комнату господин, вероломно прервавший мои раздумия, оказался на лицо вполне порядочным мужчиной средних лет и даже по-хозяйски предложил мне выпить горячительного. (Простое предложение с однородными сказуемыми, связанными одиночным союзом «и», и осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, стоящим после определяемого слова)
Но наша милая беседа о жизни и моей ужасной доле в этом прескверном местечке была прервана иным лицом, ворвавшимся в помещение при всем некультурном параде. (Простое предложение, осложненное однородными дополнениями, связанными одиночным союзом «и», и осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, стоящим после определяемого слова)
По словам этого бесчестного и неизвестного мне человека, мой новоиспеченный друг являлся абсолютным мерзавцем и понимание малейшей честности было для него совсем чуждым. (зяпятая не ставится, так как простые предложения в составе ССП имеют общее вводное словосочетание)
Должен ли я был поверить этому едва знакомому проходимцу или доверие мое имело явно большую цену? (зяпятая не ставится, так как в состав ССП входят вопросительные предложения)
Не только тепло предложенной комнаты разожгло во мне это ярое сопротивление всем речам незнакомца, но и потаенная жажда справедливости и ответа за необдуманную фразу подтолкнула меня к решительным действиям. (ССП с соединительным союзом: не только..., но и)
Я схватился за малейшую заминку в его пугливых речах, мой друг тоже подхватил кипящую ссору. (ССП с соединительным союзом: тоже)
Каков глупец и как смешны намерения этого подлеца меня обмануть! (зяпятая не ставится, так как в состав ССП входят восклицательные предложения)
Мы одержали победу, и незванный гость покинул нас. (ССП с соединительным союзом: и)
Спустя много дней, сидящий в холодном сарае, я думал о той самой мысли тут же покинуть уезд, да было поздно. (ССП с противительным союзом: да = но)
Текст является полностью оригинальным.
(Приложение к конспекту: справка о прохождении системы Антиплагиат)
V. Итог
- Итак, давайте вспомнив все, о чем говорили на уроке.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Вспомните, какие цели мы ставили в начале этого урока.
- Достигли ли мы их?
- Всех ли целей удалось достигнуть?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.