Урок по русскому языку по теме «Имена собственные. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах», 2 класс

  • docx
  • 31.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РЯ(2), Карпова Полина, конспект.docx

 

КОНСПЕКТ

 пробного урока русского языка

 

Учебник «Русский язык». Автор (ы) В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Класс 2. Часть 2 .  Стр.  51-52

Образовательная система (модель)

«Школа России»

 

ТЕМА

«Имена собственные. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 331 группы

Карпова Полина Андреевна

(ФИО студента)

МОУ СОШ № 18, класс 2 «в», каб. № 6

Дата проведения урока 10.03.2022

Начало урока 14 час 10 мин.

ФИО учителя школы

Толоконникова Тамара Власеевна

ФИО преподавателя-консультанта

Полякова Валерия Радионовна

Допущена к проведению урока:

_________________, дата ________

(подпись преподавателя)

 

­­_________________, дата ________

(подписьучителя)

 

 

___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока: сформировать умение писать имена собственные с заглавной буквы; способствовать формированию УУД

 

 

 

Задачи урока.

1.     Личностные:

ü осознавать роль языка и речи в жизни людей;

ü пробудить познавательную активность.

 

 

 

2.     Предметные:

ü уточнить представления о собственных именах существительных;

ü закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

 

 

3.     Метапредметные (УУД):

ü Познавательные:

- ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы;

- делать выводы в результате совместной работы.

ü Регулятивные

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному плану.

ü Коммуникативные

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- учиться работать в паре;

- развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

 
Тип урока: урок открытия новых знаний, урок закрепления, урок повторения, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок развития речи, контрольный урок, урок работы над ошибками (нужное подчеркнуть)

 

Тип знания. (Для урока открытия новых знаний)

 

 

Оборудование.

ü  У учителя:

Презентация, учебник

 

ü  У учащихся:

Учебник, тетрадь, пенал, карточки

 

 

Оформление доски

 

 

10 марта.

Классная работа.

 

 

Оформление работы в тетрадях учащихся

(может быть представлено на отдельном тетрадном листе в линейку)

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

https://znayka.cc/uchebniki/2-klass/russkij-yazyk-2-klass-uchebnik-v-2-ch-chast-2-kanakina-v-p-goretskij-v-g/

 

 

 

 

 

 


 

 

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Организация начала урока

Цель. Создать условия для вхождения обучающихся в учебную деятельность

Задачи:

Личностные:

- пробудить познавательную активность.

- Здравствуйте, ребята!

- Садитесь.

Приветствуют учителя

- Меня зовут Полина Андреевна и сегодня урок по русскому языку проведу для вас я.

Слушают.

- Давайте улыбнёмся, друг другу, я рада видеть вновь ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Слушают.

- На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Слушают.

- Проверьте свою готовность к уроку. На краю парты у вас должны быть только пеналы, тетрадь, учебник и карточки, которые раздала я.

Проверяют готовность к уроку.

- Хорошо, мы подготовились к уроку, значит можем начинать.

Слушают.

Постановка темы, вопроса, учебной проблемы урока, его цели и задач.

Цель. Организовать работу по выявлению и формулировке темы, учебной проблемы урока.

Задачи:

Личностные:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- пробудить познавательную активность.

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

- делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному плану.

Коммуникативные

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- учиться работать в паре;

План этапа:

 1) Выполнение учащимися пробного учебного действия (задания для создания проблемной ситуации);

2)  Фиксирование учащимися противоречия, индивидуального затруднения и осмысление возникшей проблемной ситуации.

     3) Выявить место и причину затруднения на основе анализа возникшей проблемной ситуации.

     4) Сформулировать цель и тему урока, 

     5) Построить план достижения цели.

- Теперь, я предлагаю вам выполнить задание.

Слушают.

- У вас на партах вы видите карточку №1.

Вам нужно разделить данные слова по группам. По каким признакам разделить слова вы решаете сами. Задание выполняете индивидуально.

КАРТОЧКА №1:

береза, ложка, Иванов, кот, Ирина, попугай.

Выполняют задание

- Итак, давайте проверять задание.

 

- На какие столбики вы разделили слова?

Ответы детей:

береза, ложка

Иванов, кот, Ирина, попугай

- Хорошо. По каким признакам делили слова?

- Одушевлённые и неодушевленные

- Ребята, а теперь посмотрите, как данные слова разделил Незнайка, сказочный герой, внимание на слайд:

береза, ложка, кот, попугай

Иванов, Ирина

Смотрят.

- Ребята, а как вы думаете, почему он разделил слова именно так?

Высказывают свои предположения, столкновение мнений

- Задание одно, а мнения разные. Такое не может быть.

Слушают.

- Как вы думаете, почему слова во втором столбике написаны с большой буквы?

Ответы детей

Столкновение мнений

 

-Хорошо.

- Ребята, а скажите, что дают каждому человеку при рождении?

Слушают.

-Имя

- Верно. Имена, фамилии, отчества есть у каждого человека.

Слушают.

- Но, у каждого оно свое собственное и принадлежит только ему.

Слушают.

- Итак, кто-то уже догадался, о чем мы сегодня будет говорить на уроке?

- Об имени собственном

- Хорошо. Тогда какие будут задачи нашего урока?

- Узнать, что такое имя собственное

Узнать, как пишутся такие слова

Закрепить знания

Проверить себя

- Верно. (на доске появляется лист с задачами урока)

 

- Итак, давайте еще раз повторим тему нашего урока

- Имена собственные

- Хорошо.

 

- Ребята, сейчас откройте тетради отступите от

последней вашей записи две строки, запишите

число (10 марта) и классная работа.

 

- Сегодня я решила пригласить на минутку

чистописания заглавную букву И

 

- Сначала я прописываю букву на доске. Вашей

задачей является – внимательный просмотр и

запоминание правильного написания

 

- Сейчас каждый попробует в воздухе написать

заглавная букву И

- Теперь сели все красиво, спинки выпрямили.

Поставьте свою тетрадь так, чтобы угол тетради

смотрел на середину груди.

 

- Давайте немного разомнем наши пальчики:

Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали. (ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Вы скачите пальчики, (пальчики «скачут» по столу)
Как солнечные зайчики. (указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить)
Прыг-скок, прыг-скок,
Прискакали на лужок. (пальчики «скачут» по столу)

Выполняют физминутку

- Приступайте писать заглавную букву И в тетради, пропишите одну строку.

 

- Рассмотрите свои записи. Подчеркните одной

чертой ту букву, написание которой получилось

лучше всего. Подчеркните двумя чертами ту

букву, написание которой вы бы хотели исправить.

 

Поиск решения учебной проблемы (открытие нового знания).

Цель. Организовать поиск решения учебной проблемы.

Задачи:

Личностные:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- пробудить познавательную активность.

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

- делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- учиться работать в паре;

- развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

План этапа:

1)      Анализ языкового материала для выявления существенных признаков понятия или явления, обсуждение гипотез, предложенных учащимися;

2)      Решение исходной задачи, вызвавшей затруднение (возвращение к проблемной ситуации).

- Итак, ребята, напомните мне, а что такое имя?

- Имя- личное название человека, даваемого ему при рождении.

- Хорошо. Мы узнали, что у каждого человека есть имя, фамилия и отчество, которое ему дается при рождении. Это все собственные имена существительные.

Слушают

- Теперь вернемся к нашему заданию на карточке №1.

 

- Как теперь вы считаете, Незнайка правильно разделил слова?

-Да

- Почему?

- Так как Иванов и Ирина — это имена собственные, поэтому они будут отдельно от других слов.

- А как написаны эти слова?

- С заглавной буквы

- Верно. Вы молодцы!

 

Воспроизведение нового знания.

Цель. Организовать работу по фиксированию найденного решения учебной проблемы вербально и знаково (построение эталона нового знания).

Задачи:

Личностные:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- пробудить познавательную активность.

Предметные:

- уточнить представления о собственных именах существительных;

- закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы;

- делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному плану.

Коммуникативные

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- учиться работать в паре;

План этапа:

1)      Формулирование темы урока

2)      Выполнение продуктивных заданий:

ü  Моделирование вывода, схемы, таблицы, художественного образа по теме урока

ü  Составление алгоритма общего действия

3)      Работа с выводом (правилом) в учебнике

- Какой вывод мы можем сделать?

- Имена собственные – имена, фамилии, отчества пишутся с заглавной буквы

- Теперь давайте откроем учебник на странице 52 и сверим, точный ли мы сделали вывод.

Слушают. Открывают учебник

- Но перед этим, давайте немного разомнемся.

Слушают

- Вставайте со своих мест.

Повторяйте за мной:

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

-Молодцы. Садитесь.

Повторяют за учителем

- Итак, как мы и говорили ранее имена, фамилии и отчества- это имена собственные. Мы с вами выяснили, что они пишутся с заглавной буквы.

 

- Давайте прочитаем правило в оранжевой рамочке на странице 52.

Кто-то один читает

- Молодцы, ребята. Запомните, что имена, фамилии, отчества – это имена собственные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Слушают.

- Мы выполнили две первые задачи: узнали, что такое имя собственное и как оно пишется. Переходим ко второй задаче: закрепим наши знания.

Слушают.

Первичное закрепление с проговариванием вслух

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.

Задачи:

Личностные:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- пробудить познавательную активность.

Предметные:

- уточнить представления о собственных именах существительных;

- закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы;

- делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному плану.

Коммуникативные

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- учиться работать в паре;

- развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Учащиеся фронтально, в группах, в парах решают типовые задания на применение нового знания с проговариванием своих действий вслух.

- Итак, ребята. Найдите задание 88.

 

- Прочитайте слова

Кто-то читает слова

- Итак, а теперь ответьте на вопрос, являются ли данные слова именами собственными?

- Нет

- Почему?

- Это общие названия

- Верно. Это общие названия, которыми дети и взрослые называют своих родителей и родственников.

Слушают.

- Теперь найдите упражнение 89.

Находят упражнение

- Что нас просят выполнить?

-подобрать к одному из слов из упражнения 88 собственное имя существительное: имя одного из родителей или родственников. Записать по образцу.

-Итак, выберите одно слово из упражнения 88 и подберите к нему имя собственное.

 

- Как мы будем писать имя собственное?

- с заглавной буквы

- Вы видите образец. Вам нужно будет записать по образцу.

Слово бабушка пишется с маленькой буквы, так как это общее название, а Маша пишется с заглавной буквы, так как это имя собственное.

 

- Кто-то хочет у доски записать свое словосочетание?

(по цепочке, со 2 колонки начиная, у доски записывают свои словосочетания)

Кто-то выходит к доске и записывает, остальные сморят и выполняют в тетради, каждый свое.

- После того, как записали, подчеркните заглавную букву в собственных именах существительных одной чертой.

 

- Молодцы!

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: модели, правилу, алгоритму

Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся.

Задачи:

Личностные:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- пробудить познавательную активность.

Предметные:

- закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному плану.

Коммуникативные

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Учащиеся самостоятельно

1)      выполняют задания на использование нового знания в типичных ситуациях,

2)      осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки.

-Итак, сейчас мы переходим к 4 задаче нашего урока, будем проверять свои знания.

Слушают

- Найдите у вас на столах КАРТОЧКА №2. Вам нужно обвести в столбике те слова, которые как вы думаете, будут писаться с заглавной буквы. Будьте внимательны.

Задание выполняем по вариантам. Обводим слова карандашом.

КАРТОЧКА №2:

1 вариант                                                 2 вариант

ежик                                                         кот

стол                                                          стул

ваня                                                          кружка

ворона                                                      ивановна

торт                                                           олег

соловьёв                                                   плед

андреевна                                                 белка

крот                                                          петров

Слушают

 

 

 

 

Выполняют задание

- Кто выполнил, покажите свою готовность.

 

- Итак, теперь сравните свои ответы с эталоном (на слайде ответы)

КАРТОЧКА №2:

1 вариант                                                 2 вариант

ежик                                                         кот

стол                                                          стул

ваня                                                          кружка

ворона                                                      ивановна

торт                                                           олег

соловьёв                                                   плед

андреевна                                                 белка

крот                                                          петров

Сравнивают

- Поднимите руки у кого нет ошибок.

Поднимают руки

- Есть такие ребята, у кого возникли ошибки. Поднимите руки.

Поднимают руки.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель. Организовать выполнение заданий, в которых новое знание – это промежуточный шаг.

- Теперь найдите карточку №3. Вы видите текст. Ваша задача найти в тексте ошибки и исправить их. Делайте задание карандашом. Задание будем выполнять в парах.

Слушают

- Напомните мне правила работы в парах

(Учитель повторяет правильные ответы детей)

Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми; быть активными, не отвлекаться на посторонние дела; вовремя оказывать помощь, следить за временем; работать по алгоритму; доводить начатое до конца.

- Молодцы. Теперь приступайте к работе.

 

КАРТОЧКА №3

Меня зовут Лилия, а мою сестру роза.

Есть у нас братишка василёк.

Летом мы поехали в деревню.

Нас встретила Бабушка Груша.

Мы подарили ей Васильки и Розы.

Выполняют

- Итак, теперь проверьте свои ответы со слайдом.

Меня зовут Лилия, а мою сестру Роза.

Есть у нас братишка Василёк.

Летом мы поехали в деревню.

Нас встретила бабушка Груша.

Мы подарили ей васильки и розы.

Проверяют

- Ребята, теперь оцените себя. Кто выполнил задание без ошибок поставьте плюс, у кого были ошибки поставьте минус и в следующий раз будьте внимательнее.

Оценивают себя

- Хорошо.

 

 Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Задачи:

Личностные:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

- делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Коммуникативные

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

 План этапа:

1)      фиксируется новое содержание, изученное на уроке,

2)      организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности;

3)      соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия;

4)      намечаются цели дальнейшей деятельности.

- Ребята, наш урок подходит к концу.

 

- Итак, напомните, какая была тема нашего урока?

- Имена собственные

- Мы открыли новое знание?

- Да

- Каким образом?

- Выполняя упражнение

- Ребята, а все ли задачи урока мы выполнили?

- Да

- Мы смогли выполнить задание, которое поначалу вызвало у вас затруднения?

- Да

-Напомните, что относится к собственным именам существительным?

- Имена, фамилии, отчества

- Как пишутся имена собственные?

- С заглавной буквы.

- Верно. Молодцы. Мы освоили тему.

 

- Сейчас давайте оценим вашу деятельность на уроке.

Покажите палец вверх, если: вам понравилось

работать и у вас всё получалось.

Покажите палец в сторону, если: вам было

интересно работать, но у вас не всё получалось.

Покажите палец вниз, если: вам было не всегда интересно, и у вас было много ошибок.

(Те, кто выбрали палец в сторону или вниз,

спросить, что было сложным или что вызвало

затруднение на занятии)

Показывают

Итог урока.

Цель. Подвести итог учебной деятельности

- Я была очень рада работать с вами.

Слушают

- Урок окончен. До свидания!

Прощаются

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru