КОНСПЕКТ
пробного урока русского языка
Учебник «Русский язык». Автор (ы) В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Класс 2. Часть 2 . Стр. 51-52
Образовательная система (модель)
«Школа России»
ТЕМА
«Имена собственные. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах»
|
Составила студентка 331 группы Карпова Полина Андреевна (ФИО студента) МОУ СОШ № 18, класс 2 «в», каб. № 6 Дата проведения урока 10.03.2022 Начало урока 14 час 10 мин. ФИО учителя школы Толоконникова Тамара Власеевна ФИО преподавателя-консультанта Полякова Валерия Радионовна Допущена к проведению урока: _________________, дата ________ (подпись преподавателя)
_________________, дата ________ (подписьучителя)
___________
|
Цель урока: сформировать умение писать имена собственные с заглавной буквы; способствовать формированию УУД
Задачи урока.
1. Личностные:
ü осознавать роль языка и речи в жизни людей;
ü пробудить познавательную активность.
2. Предметные:
ü уточнить представления о собственных именах существительных;
ü закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
3. Метапредметные (УУД):
ü Познавательные:
- ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы;
- делать выводы в результате совместной работы.
ü Регулятивные
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному плану.
ü Коммуникативные
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- учиться работать в паре;
- развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Тип урока: урок открытия новых знаний, урок закрепления, урок
повторения, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок
развития речи, контрольный урок, урок работы над ошибками (нужное
подчеркнуть)
Тип знания. (Для урока открытия новых знаний)
Оборудование.
ü У учителя:
Презентация, учебник
ü У учащихся:
Учебник, тетрадь, пенал, карточки
Оформление доски
|
10 марта. Классная работа. |
|
Оформление работы в тетрадях учащихся
(может быть представлено на отдельном тетрадном листе в линейку)
Библиографический список:
https://znayka.cc/uchebniki/2-klass/russkij-yazyk-2-klass-uchebnik-v-2-ch-chast-2-kanakina-v-p-goretskij-v-g/
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
Организация начала урока Цель. Создать условия для вхождения обучающихся в учебную деятельность Задачи: Личностные: - пробудить познавательную активность. |
|
- Здравствуйте, ребята! - Садитесь. |
Приветствуют учителя |
- Меня зовут Полина Андреевна и сегодня урок по русскому языку проведу для вас я. |
Слушают. |
- Давайте улыбнёмся, друг другу, я рада видеть вновь ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. |
Слушают. |
- На уроке будь старательным Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай не перебивая. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё понятно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. |
Слушают. |
- Проверьте свою готовность к уроку. На краю парты у вас должны быть только пеналы, тетрадь, учебник и карточки, которые раздала я. |
Проверяют готовность к уроку. |
- Хорошо, мы подготовились к уроку, значит можем начинать. |
Слушают. |
Постановка темы, вопроса, учебной проблемы урока, его цели и задач. Цель. Организовать работу по выявлению и формулировке темы, учебной проблемы урока. Задачи: Личностные: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - пробудить познавательную активность. Метапредметные (УУД): Познавательные: - делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться работать по предложенному плану. Коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - учиться работать в паре; План этапа: 1) Выполнение учащимися пробного учебного действия (задания для создания проблемной ситуации); 2) Фиксирование учащимися противоречия, индивидуального затруднения и осмысление возникшей проблемной ситуации. 3) Выявить место и причину затруднения на основе анализа возникшей проблемной ситуации. 4) Сформулировать цель и тему урока, 5) Построить план достижения цели. |
|
- Теперь, я предлагаю вам выполнить задание. |
Слушают. |
- У вас на партах вы видите карточку №1. Вам нужно разделить данные слова по группам. По каким признакам разделить слова вы решаете сами. Задание выполняете индивидуально. КАРТОЧКА №1: береза, ложка, Иванов, кот, Ирина, попугай. |
Выполняют задание |
- Итак, давайте проверять задание. |
|
- На какие столбики вы разделили слова? |
Ответы детей: береза, ложка Иванов, кот, Ирина, попугай |
- Хорошо. По каким признакам делили слова? |
- Одушевлённые и неодушевленные |
- Ребята, а теперь посмотрите, как данные слова разделил Незнайка, сказочный герой, внимание на слайд: береза, ложка, кот, попугай Иванов, Ирина |
Смотрят. |
- Ребята, а как вы думаете, почему он разделил слова именно так? |
Высказывают свои предположения, столкновение мнений |
- Задание одно, а мнения разные. Такое не может быть. |
Слушают. |
- Как вы думаете, почему слова во втором столбике написаны с большой буквы? |
Ответы детей Столкновение мнений
|
-Хорошо. - Ребята, а скажите, что дают каждому человеку при рождении? |
Слушают. -Имя |
- Верно. Имена, фамилии, отчества есть у каждого человека. |
Слушают. |
- Но, у каждого оно свое собственное и принадлежит только ему. |
Слушают. |
- Итак, кто-то уже догадался, о чем мы сегодня будет говорить на уроке? |
- Об имени собственном |
- Хорошо. Тогда какие будут задачи нашего урока? |
- Узнать, что такое имя собственное Узнать, как пишутся такие слова Закрепить знания Проверить себя |
- Верно. (на доске появляется лист с задачами урока) |
|
- Итак, давайте еще раз повторим тему нашего урока |
- Имена собственные |
- Хорошо. |
|
- Ребята, сейчас откройте тетради отступите от последней вашей записи две строки, запишите число (10 марта) и классная работа. |
|
- Сегодня я решила пригласить на минутку чистописания заглавную букву И |
|
- Сначала я прописываю букву на доске. Вашей задачей является – внимательный просмотр и запоминание правильного написания |
|
- Сейчас каждый попробует в воздухе написать заглавная букву И - Теперь сели все красиво, спинки выпрямили. Поставьте свою тетрадь так, чтобы угол тетради смотрел на середину груди. |
|
- Давайте немного разомнем наши пальчики: Мы писали, мы писали, |
Выполняют физминутку |
- Приступайте писать заглавную букву И в тетради, пропишите одну строку. |
|
- Рассмотрите свои записи. Подчеркните одной чертой ту букву, написание которой получилось лучше всего. Подчеркните двумя чертами ту букву, написание которой вы бы хотели исправить. |
|
Поиск решения учебной проблемы (открытие нового знания). Цель. Организовать поиск решения учебной проблемы. Задачи: Личностные: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - пробудить познавательную активность. Метапредметные (УУД): Познавательные: - делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные - проговаривать последовательность действий на уроке; Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - учиться работать в паре; - развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения. План этапа: 1) Анализ языкового материала для выявления существенных признаков понятия или явления, обсуждение гипотез, предложенных учащимися; 2) Решение исходной задачи, вызвавшей затруднение (возвращение к проблемной ситуации). |
|
- Итак, ребята, напомните мне, а что такое имя? |
- Имя- личное название человека, даваемого ему при рождении. |
- Хорошо. Мы узнали, что у каждого человека есть имя, фамилия и отчество, которое ему дается при рождении. Это все собственные имена существительные. |
Слушают |
- Теперь вернемся к нашему заданию на карточке №1. |
|
- Как теперь вы считаете, Незнайка правильно разделил слова? |
-Да |
- Почему? |
- Так как Иванов и Ирина — это имена собственные, поэтому они будут отдельно от других слов. |
- А как написаны эти слова? |
- С заглавной буквы |
- Верно. Вы молодцы! |
|
Воспроизведение нового знания. Цель. Организовать работу по фиксированию найденного решения учебной проблемы вербально и знаково (построение эталона нового знания). Задачи: Личностные: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - пробудить познавательную активность. Предметные: - уточнить представления о собственных именах существительных; - закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных. Метапредметные (УУД): Познавательные: - ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы; - делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по предложенному плану. Коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - учиться работать в паре; План этапа: 1) Формулирование темы урока 2) Выполнение продуктивных заданий: ü Моделирование вывода, схемы, таблицы, художественного образа по теме урока ü Составление алгоритма общего действия 3) Работа с выводом (правилом) в учебнике |
|
- Какой вывод мы можем сделать? |
- Имена собственные – имена, фамилии, отчества пишутся с заглавной буквы |
- Теперь давайте откроем учебник на странице 52 и сверим, точный ли мы сделали вывод. |
Слушают. Открывают учебник |
- Но перед этим, давайте немного разомнемся. |
Слушают |
- Вставайте со своих мест. Повторяйте за мной: Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. -Молодцы. Садитесь. |
Повторяют за учителем |
- Итак, как мы и говорили ранее имена, фамилии и отчества- это имена собственные. Мы с вами выяснили, что они пишутся с заглавной буквы. |
|
- Давайте прочитаем правило в оранжевой рамочке на странице 52. |
Кто-то один читает |
- Молодцы, ребята. Запомните, что имена, фамилии, отчества – это имена собственные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы. |
Слушают. |
- Мы выполнили две первые задачи: узнали, что такое имя собственное и как оно пишется. Переходим ко второй задаче: закрепим наши знания. |
Слушают. |
Первичное закрепление с проговариванием вслух Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. Задачи: Личностные: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - пробудить познавательную активность. Предметные: - уточнить представления о собственных именах существительных; - закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных. Метапредметные (УУД): Познавательные: - ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы; - делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по предложенному плану. Коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - учиться работать в паре; - развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения. Учащиеся фронтально, в группах, в парах решают типовые задания на применение нового знания с проговариванием своих действий вслух. |
|
- Итак, ребята. Найдите задание 88. |
|
- Прочитайте слова |
Кто-то читает слова |
- Итак, а теперь ответьте на вопрос, являются ли данные слова именами собственными? |
- Нет |
- Почему? |
- Это общие названия |
- Верно. Это общие названия, которыми дети и взрослые называют своих родителей и родственников. |
Слушают. |
- Теперь найдите упражнение 89. |
Находят упражнение |
- Что нас просят выполнить? |
-подобрать к одному из слов из упражнения 88 собственное имя существительное: имя одного из родителей или родственников. Записать по образцу. |
-Итак, выберите одно слово из упражнения 88 и подберите к нему имя собственное. |
|
- Как мы будем писать имя собственное? |
- с заглавной буквы |
- Вы видите образец. Вам нужно будет записать по образцу. Слово бабушка пишется с маленькой буквы, так как это общее название, а Маша пишется с заглавной буквы, так как это имя собственное. |
|
- Кто-то хочет у доски записать свое словосочетание? (по цепочке, со 2 колонки начиная, у доски записывают свои словосочетания) |
Кто-то выходит к доске и записывает, остальные сморят и выполняют в тетради, каждый свое. |
- После того, как записали, подчеркните заглавную букву в собственных именах существительных одной чертой. |
|
- Молодцы! |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: модели, правилу, алгоритму Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся. Задачи: Личностные: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - пробудить познавательную активность. Предметные: - закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных. Метапредметные (УУД): Регулятивные - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться работать по предложенному плану. Коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Учащиеся самостоятельно 1) выполняют задания на использование нового знания в типичных ситуациях, 2) осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки. |
|
-Итак, сейчас мы переходим к 4 задаче нашего урока, будем проверять свои знания. |
Слушают |
- Найдите у вас на столах КАРТОЧКА №2. Вам нужно обвести в столбике те слова, которые как вы думаете, будут писаться с заглавной буквы. Будьте внимательны. Задание выполняем по вариантам. Обводим слова карандашом. КАРТОЧКА №2: 1 вариант 2 вариант ежик кот стол стул ваня кружка ворона ивановна торт олег соловьёв плед андреевна белка крот петров |
Слушают
Выполняют задание |
- Кто выполнил, покажите свою готовность. |
|
- Итак, теперь сравните свои ответы с эталоном (на слайде ответы) КАРТОЧКА №2: 1 вариант 2 вариант ежик кот стол стул ваня кружка ворона ивановна торт олег соловьёв плед андреевна белка крот петров |
Сравнивают |
- Поднимите руки у кого нет ошибок. |
Поднимают руки |
- Есть такие ребята, у кого возникли ошибки. Поднимите руки. |
Поднимают руки. |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель. Организовать выполнение заданий, в которых новое знание – это промежуточный шаг. |
|
- Теперь найдите карточку №3. Вы видите текст. Ваша задача найти в тексте ошибки и исправить их. Делайте задание карандашом. Задание будем выполнять в парах. |
Слушают |
- Напомните мне правила работы в парах (Учитель повторяет правильные ответы детей) |
Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми; быть активными, не отвлекаться на посторонние дела; вовремя оказывать помощь, следить за временем; работать по алгоритму; доводить начатое до конца. |
- Молодцы. Теперь приступайте к работе. |
|
КАРТОЧКА №3 Меня зовут Лилия, а мою сестру роза. Есть у нас братишка василёк. Летом мы поехали в деревню. Нас встретила Бабушка Груша. Мы подарили ей Васильки и Розы. |
Выполняют |
- Итак, теперь проверьте свои ответы со слайдом. Меня зовут Лилия, а мою сестру Роза. Есть у нас братишка Василёк. Летом мы поехали в деревню. Нас встретила бабушка Груша. Мы подарили ей васильки и розы. |
Проверяют |
- Ребята, теперь оцените себя. Кто выполнил задание без ошибок поставьте плюс, у кого были ошибки поставьте минус и в следующий раз будьте внимательнее. |
Оценивают себя |
- Хорошо. |
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Задачи: Личностные: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; Метапредметные (УУД): Познавательные: - делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; Коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; План этапа: 1) фиксируется новое содержание, изученное на уроке, 2) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности; 3) соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия; 4) намечаются цели дальнейшей деятельности. |
|
- Ребята, наш урок подходит к концу. |
|
- Итак, напомните, какая была тема нашего урока? |
- Имена собственные |
- Мы открыли новое знание? |
- Да |
- Каким образом? |
- Выполняя упражнение |
- Ребята, а все ли задачи урока мы выполнили? |
- Да |
- Мы смогли выполнить задание, которое поначалу вызвало у вас затруднения? |
- Да |
-Напомните, что относится к собственным именам существительным? |
- Имена, фамилии, отчества |
- Как пишутся имена собственные? |
- С заглавной буквы. |
- Верно. Молодцы. Мы освоили тему. |
|
- Сейчас давайте оценим вашу деятельность на уроке. Покажите палец вверх, если: вам понравилось работать и у вас всё получалось. Покажите палец в сторону, если: вам было интересно работать, но у вас не всё получалось. Покажите палец вниз, если: вам было не всегда интересно, и у вас было много ошибок. (Те, кто выбрали палец в сторону или вниз, спросить, что было сложным или что вызвало затруднение на занятии) |
Показывают |
Итог урока. Цель. Подвести итог учебной деятельности |
|
- Я была очень рада работать с вами. |
Слушают |
- Урок окончен. До свидания! |
Прощаются |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.