Класс: 8
Учебник: Алгебра 8 класс под редакцией А. Г. Мордковича.
Тип урока: Открытие нового знания.
Тема: «Кусочно-заданная функция».
Цели: I) для учителя цели зафиксированы в каждом этапе урока;
II) для ученика:
Личностные цели:
· Научиться ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
· Научиться применять подученные знания и навыки к решению новых проблем;
· Научиться контролировать процесс и результат своей деятельности;
Метапредметные цели:
В познавательной деятельности:
· Развитие логического мышления и речи, умения логически обосновывать свои суждения, проводить несложные систематизации;
· Научиться выдвигать гипотезы при решении задач, понимать необходимость их проверки;
· Применять знания в стандартной ситуации, научиться самостоятельно выполнять задания;
· Осуществлять перенос знаний в изменённую ситуацию, видеть задачу в контексте проблемной ситуации;
В информационно-коммуникативной деятельности:
· Научиться вести диалог, признавать право на иное мнение;
В рефлексивной деятельности:
· Научиться предвидеть возможные последствия своих действий;
· Научиться устранять причины возникновения трудностей.
Предметные цели:
· Узнать, что такое кусочно-заданной функция ;
· Научиться задавать кусочно-заданную функцию аналитически по ее графику;
1. Самоопределение к учебной деятельности
Цель этапа:
1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока: продолжаем повторять тему числовые функции.
Организация учебного процесса на этапе 1:
У: Чем мы занимались на предыдущих уроках?
Д: Повторяли тему числовые функции.
У: Сегодня мы продолжим повторять тему предыдущих уроков, а также мы должны сегодня выяснить, что нового в этой теме мы можем узнать.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель этапа:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: вспомнить формулы числовых функций, их свойства и способы построения;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: задание кусочно-заданной функции аналитически, а так же построения ее графика.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1. Слайд 1
У: На слайде изображено пять числовых функций. Определите их вид.
Д: 1) дробно-рациональная; 2) квадратичная; 3) иррациональная; 4) функция с модулем; 5) степенная.
У: Назовите формулы соответствующие им.
Д: 1) ; 2) или ; 3) ; 4) ; 5) ;
У: Давайте обсудим, какую роль выполняет каждый коэффициент в данных формулах?
Д: Переменные «l» и «m» отвечают за сдвиг графиков данных функций влево- вправо и вверх- вниз соответственно, коэффициент «к» в первой функции определяет положение веток гиперболы: к>0 -ветви находятся в I и III четвертях, к<0 -во II и IV четвертях, а коэффициент «а» определяет направление ветвей параболы: а>0-ветви направлены вверх, а<0 -вниз).
2. Слайд 2
У: Задайте аналитически функции, графики которых изображены
на рисунках. (учитывая, что двигают y=х2 ). Учитель выписывает ответы на доске.
Д: 1) ); 2); 3) ; )
3. Слайд 3
У: Задайте аналитически функции, графики которых изображены
на рисунках. (учитывая, что двигают ). Учитель выписывает ответы на доске.
Д: 4); 5) .
4. Слайд 4
У: Используя предыдущие результаты, задайте аналитически функции, графики которых изображены на рисунках.
3. Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
У: Что вызывает у вас затруднения?
Д: На экране предоставлены кусочки графиков.
У: Какова же цель нашего урока?
Д: Научиться задавать аналитически кусочки функций.
У: Сформулируйте тему урока. (Дети пытаются самостоятельно сформулировать тему. Учитель ее уточняет. Тема: Кусочно-заданная функция.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия.
Организация учебного процесса на этапе 4:
У: Давайте еще раз внимательно прочитаем задание. Какие результаты в качестве помощи просят использовать?
Д: Предыдущие, т.е. те, которые записаны на доске.
У: Может эти формулы уже являются ответом на данное задание?
Д: Нет, т.к. этими формулами задается квадратичная и рациональная функции, а на слайде изображены их кусочки.
У: Давайте обсудим, каким промежуткам оси абсцисс соответствуют кусочки первой функций ?
Д:
У: Тогда аналитический способ задания первой функции выглядит как:
, если
У: Что нужно сделать, чтобы выполнить аналогичное задание?
Д: Записать формулу и определить, каким промежуткам оси абсцисс соответствуют кусочки данной функций.
5. Первичное закрепление во внешней речи
Цель этапа:
зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
У: Используя полученные выводы, выполните данное задание для 2-го,3-го,4-го графиков .
2), если ;
3) , если ;
4), если .
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа:
проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 6:
У: Попробуйте самостоятельно выполнить задание для 5-го графика. На закрытой части доски образец для самопроверки:
5) , если .
7. Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа:
тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным.
Организация учебного процесса на этапе 7:
У: Задайте аналитически функцию, график которой изображен на рисунке.
8. Рефлексия деятельности на уроке
Цель этапа:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
У: С чем мы сегодня познакомились на уроке?
Д: С кусочно-заданной функцией.
У: Какую работу мы учились сегодня выполнять?
Д: Задавать данный вид функции аналитически .
У: Поднимите руку, кто понял тему сегодняшнего урока?(С остальными детьми обсудить возникшие проблемы).
Домашнее задание
№21.12(а, в); №21.13(a, в); №22.41; №22.44.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.