Тема « Морфологические признаки деепричастия».( 6 класс)
Цели урока: Познакомить учащихся с морфологическими признаками деепричастия. Сформировать умение отличать деепричастие от других частей речи. Способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного.
Работа с текстом.
Задания. 1.Прочитайте текст. Озаглавьте. Определите тип речи, стиль.
2.Выпишите из текста деепричастия.
Дом рассохся от старости. А может быть, и от того, что он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен все лето тянуло жаром. Иногда дул ветер, но он не проникал даже в открытые окна мезонина. Он только шумел в вершинах сосен и проносил над ними вереницы кучевых облаков.
Чайковскому нравился этот деревянный дом.
С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда композитор сядет за рояль. Дом скучал без звуков.
Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. Еще это напоминало оркестр перед увертюрой. Когда оркестранты настраивают инструменты.
К. Паустовский.
---Как вы нашли деепричастие?
--На что вы опирались? С помощью чего?
( вопросы, суффиксы)
3.Изучение нового.
---Сегодня на уроке мы познакомимся с морфологическими признаками деепричастия.
Запишите тему урока.
Прием « Верные-неверные утверждения»
--Перед вами несколько утверждений. Подумайте или просто угадайте, какие из них верные, а какие –нет. ( согласен +, не согласен --)
Утверждения |
До |
После |
Деепричастие-служебная часть речи. |
|
|
Деепричастие имеет суффикс –вш- |
|
|
Деепричастие можно заменить глаголом |
|
|
Деепричастие изменяется по временам |
|
|
Деепричастие в предложении является определением. |
|
|
--А сейчас давайте прочитаем теоретический текст на стр. 38-39
Задание: Продолжим составление кластера, который начали составлять на прошлом уроке ( работа в паре )
-- Как вы думаете, какую новую информацию мы должны отразить в кластере?
( деепричастие имеет признаки глагола и наречия)
--Давайте проверим. все ли у вас есть в кластере.
( слайд № 1)
4.Закрепление.
Работа с упражнением 571. ( комментированное чтение)
Образец: « Пронеслась как? Разлетевшись. Это деепричастие, отвечает на вопрос :что сделав? Образовано от глагола разлететься с помощью суффикса – вши -. Сов. вид., возвратн.. неперех, не изменяется.
---Вернемся к таблице « Верные- неверные утверждения»
--Как будет теперь выглядеть таблица?
Работа с упражнением 572.
5. Домашнее задание: Выполнить задания после текста на стр.38-39
6. Подведение итогов урока.
--Напишите синквейн.
--Спасибо за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.