Урок по теме: «Классика и современность»

  • doc
  • 27.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок по теме Классика и современность.doc

Конспект урока музыки в 7 классе.

Урок №1

Тема: «Классика и современность»

Цель урока:

•       актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;

•       проявить интерес учащихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.

Задачи урока:

Образовательные:

•       знакомство учащихся с понятиями классика и  классическая музыка,

классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный);

•       актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся,

•       выражение личностного отношения к музыке,

•       систематизация знаний о  музыке.

Коррекционно-развивающие:

•       развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение,

•       развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся,

•       развивать представления, память, воссоздающее воображение,

•       развивать зрительное и слуховое восприятия.

•       развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному.

Воспитательные:

•       воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов,

•       воспитывать умение работать в коллективе.

•       воспитывать художественный вкус учащихся.

Ожидаемый результат:

Знать понятия:

1.      Классика, классическая музыка, классика жанра, стиль.

2.      Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.

3.      Воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки.

4.      Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.

5.      Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Тип урока: вводный.

Методы урока:  Объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности:  групповая, индивидуальная, коллективная.

Возрастная категория: 7 класс

УМК:

·              Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 7 класс» - М. :Просвещение, 2011.

·              Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, уроки музыки - поурочные разработки - 7 класс. М: Просвещение, 2013.

·              Фонохрестоматия музыкального материала (mp3) 7 класс.

Музыкальный материал:

·              М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».

·              С.С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти» фрагмент из балета «Ромео и Джульетта».

·              Л.Бетховен начало увертюры «Эгмонт».

·              Э.-Л.Уэббер ария «Память» из мюзикла «Кошки».

·              «Битлз»- «Вчера».

·              К.Кельми «Замыкая круг».

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, проектор, компьютер.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока. 

 

Структура урока:

 

I.                  Организация начала урока .

II.               Актуализация знаний.

III.            Основной этап урока.

1.                 Беседа

2.                 Слушание и анализ музыкальных произведений.

3.                 Продолжение беседы.

4.                 Слушание музыки.

5.                 Дыхательные упражнения.

IV.             Вокально-хоровая работа.

1.                 Распевание

2.                 Работа над песней.

V.         Подведение итогов урока.

Ход урока.

I. Организация учащихся на урок.

Приветствие. Беседа о летних музыкальных впечатлениях.

II. Актуализация знаний.

Ребята, из беседы с вами о летних музыкальных впечатлениях, я поняла, что музыка всегда с вами. Музыка разная, каждому нравится своя. И вот это многообразие музыки заставляет нас задуматься.

- Что нас в ней привлекает?

·         Давайте послушаем два музыкальных фрагмента и определи, что это за музыка:

1.      Классическая – Чайковский Ноктюрн

2.      Современная – Тимми

 

Тема нашего урока: «Классика и современность».

- А как вы думаете, какая музыка вечная?

Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. И вот сегодня мы с вами поговорим о музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Такая музыка называется классической.

 

III. Основной этап урока.

Беседа.

- Что означает слово «классика»?  Классикой называют такие произведения искусства, которые, независимо от того когда они были написаны,  являются лучшими, получили общее признание и продолжают волновать многие поколения детей, а так же  имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

 Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы. Классическим называют античное искусство, классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира, классическими могут называться произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.

 

 

 

 

Наиболее важные и глубокие процессы времени, дух и характер народа отражены в классических произведениях.

Очевидно поэтому, музыкальная классика, независимо от времени её сочинения, остаётся созвучной нашим мыслям и чувствам, поскольку говорит о вечных проблемах жизни. Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве.

Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике.  Примером тому служит творчество С.Прокофьева, Р. Щедрина, А. Шнитке идр.

Высказывание Луначарского и Шостаковича.

Давайте вспомним примеры.

·         Давайте с вами вспомним классические произведения, которые, по вашему мнению, будут нравиться вам всегда?

·         Теперь давайте вспомним современную музыку, которая вам сначала нравилась, а потом вы перестали ее слушать и почему?

·         Давайте прослушаем фрагменты из уже знакомых нам музыкальных произведений.

·         - Какие из этих сочинений написаны современными композиторами, композиторами прошлого, зарубежными или русскими

·         - Какое из этих произведений можно отнести к классике?

·         - Какие из них относятся к жанру серьезной, а какие – к жанру легкой музыки?

Слушание и анализ музыкальных произведений.

(Звучат фрагменты из произведений М.Мусоргского, С.Прокофьева, Л.В.Бетховена,  Э.-Л.Уэббера.)

После прослушивания каждого из фрагментов идёт дискуссия и обоснование мнения каждого из учащихся.

·         Угадать, где нотная запись – какого произведения.

 

Продолжение беседы.

Есть и понятие классика жанра, в этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок- музыки.

-У вас такое было, что музыка быстро перестает нравиться?

- Как вы думаете, почему?

·         Давайте угадаем жанр музыки:

Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой. Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определенному стилю.

Стиль - означает почерк, в том числе и авторский, особенность творчества.

В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль-стиль композитора и даже конкретного исполнителя.

В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Появляются новые версии, обработки, другие интерпретации, которые привлекают к ней современных слушателей. Благодаря знакомству слушателей разных стилей у нас возникает возможность вступать в диалог со своими сверстниками и с людьми далекого прошлого – как бы побывать в разных временах.

 

·         Давайте послушаем, как классические произведения используют в современном мире. Слушаем произведения Моцарта и Баха.

·         А какие снимают рекламы используя классическую музыки. Смотрим.

 

 

 

 

Вот недавно в 20 веке наши мамы и папы были современниками популярной группы «Битлз», и сейчас она является популярной.

Перед вами британская рок-группа «Битлз» из Ливерпуля, основанная в 1960 году, в составе которой играли Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр. С неё началось всемирное признание  «ливерпульского» звучания рок-музыки. Музыкантам группы и их продюсеру и звукорежиссёру Джорджу Мартину принадлежат новаторские разработки в области звукозаписи, комбинирования различных стилей, включая симфоническую музыку, а также съёмок видеоклипов. Эта рок-группа до сих пор на 1 месте в списке величайших исполнителей всех времён. Песни этой группы считаются классикой – образцом рок-музыки.

Слушание музыки.

Звучит песня группы «Битлз»- «Вчера».

- Понравилась музыка?

- Можем ли мы отнести её к классике, или к классике жанра?

Теперь вы знаете, что не только лучшие образцы серьезной музыки, но и лучшие образцы легкой музыки могут быть названными классическими.

Примером тому является ария Память из мюзикла «Кошки» английского композитора XX в. Э.-Л.Уэббера.

Слушаем песню «Память» из мюзикла «Кошки»

 

IV.Вокально-хоровая работа.

1.      Распевание.

1.   Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, с названием нот, на гласных «у», «о», «и»,

2.   с использованием слогов «да-де-ди -до-ду», «ми-я-ма».

2.      Работа над песней.

Музыка всегда бездонна,

Это значит -

Хвалят иль порочат -

Каждый в ней находит то, что хочет…  (Л.Мартынов).

- Когда музыка бывает вам необходима?

- Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?

Сейчас я исполню для вас песню «Замыкая круг». Она впервые прозвучала в новогодней программе Нового 1988 года. Музыка К.Кельми, текст песни М.Пушкиной. Простая мелодия, замечательные слова, идущие от сердца к сердцу, повлияли на любовь исполнителей и слушателей к этой песне.

Показ песни.

- Какое впечатление произвела на вас песня?

- Современна ли эта песня?

- Почему?

- О чем она? Какова ее главная мысль?

Разучивание   первого куплета песни. При разучивании обращается внимание на:

-точность исполнения мелодии;

-фразировку;

-дикцию.

 

 

 

 

 

V. Подведение итогов урока.

- Понравилось вам размышлять о музыке?

Ф.Лист говорил: «Есть музыка, которая идет к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли»

- Как вы понимаете это высказывание?

- Какое искусство мы называем классическим?

- Какая музыка нужна современному человеку?

- Почему Бетховена, Мусоргского, Прокофьева считают великими нашими современниками?

- Каких еще композиторов вы назвали бы среди них?

По музыкальным пристрастиям, по тому, что ему нравится, или отвергается можно судить о человеке, его вкусе,  уровню культуры. «То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно. То, что рождено модой - зыбко, короткопроходяще и склонно быстро уступать место новому, еще более модному» - говорил  Д.Б. Кабалевский.

Вспоминается широко известное высказывание: «Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты…». Урок хотелось бы закончить словами композитора Д.Д.Шостаковича.

Я надеюсь, что рядом с вами  всегда будет хорошая музыка: и легкая, и серьезная. Думаю, что вы не раз ощутите на собственном опыте, сколь велико влияние музыки на человека.

Но существует и замечательный современный жанр Флешмоб.

Видео.

Домашнее задание: учащимся предлагается на выбор:

1.      Напишите названия музыкальных произведений современных композиторов, которые стали классикой – мальчикам.

Спасибо всем за активную работу, интересные суждения. Отмечается индивидуальная активность учащихся.

Интернет-ресурсы:

1.      1.http://classic-music.ru

2.      2.http://ru.wikipedia.org