Урок по теме "Наречие. Обобщение"
Оценка 4.9

Урок по теме "Наречие. Обобщение"

Оценка 4.9
docx
22.01.2020
Урок по теме "Наречие. Обобщение"
наречие.docx

Ход урока.



1.    Организационный этап.

2.    Подготовка учащихся к работе по теме урока ( цели, задачи).

1.Слово учителя:- Добрый день, ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Мне бы хотелось, чтобы урок у нас прошел:

-активно

-превосходно

-плодотворно

-успешно

-удачно

- Обратите внимание на высказывание А.П.Чехова. По выделенным словам определите тему урока.

- К какой части речи относятся все эти слова? (наречие)

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно, опрятным физическиВперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдалиВперед! Не отставайте, друзья!

А.П. Чехов

·         Прочитайте текст, приготовьтесь читать выразительно.

·         Как вы понимаете слова А. Чехова? К чему он нас призывает?

·         Определите стиль текста. (Публицистический).

·         Обратите внимание на выделенные слова. К какой части речи они относятся? (Это наречия).

-Что называется наречием? (самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признаки действия предмета и отвечает на вопросы как? Куда? Где? В предложении является обстоятельством, реже определением, сказуемым)

2.Мотивация.

На слайде записаны слова: приехал (когда?) вчера, больнее всех, сделал неумело, некогда говорить, не хорошо, а плохо; ничего не принёс, умышленно, свежо, снова,по-весеннему, впрок, вскачь.

- Что вы можете сказать, глядя на них? (Это наречия, орфограммы наречий).

- Какова тема нашего урока? (Обобщение и систематизация знаний по теме «Наречие»). Запишем в рабочих тетрадях число, классная работа, обобщение и систематизация знаний по теме «Наречие»

3.Целеполагание.

Цель нашего урока:

а) обобщить и расширить сведения о наречии как части речи; б) повторить орфограммы, связанные с изучением наречий; в) уметь находить наречия в тексте

Проверка домашнего задания.

Ученики подготовили сообщения о происхождении этого слова.

– Давайте послушаем рассказ самого Наречия.

Творчество учащихся. Познавательная информация.

1). Выступление ученика в роли Наречия.

– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, какизречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие (показывает рисунок)

hello_html_4fa74e2d.jpg

2.И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

3.Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

Спасибо.

 

2) .Этимология наречий. «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи».

Сообщения учеников о происхождении наречий.

Вдребезги. Образовано из сочетания предлога в и слова дребезги ‘осколки, мелкие куски’ (форма винительного падежа множественного числа существительногодребезг). Слово дребезг этимологически родственно глаголу дробить. ( Гарин Максим)

Дотла.  Образовалось от сочетания «до тла», т.е. до дна, до основания: в древнерусском языке тлом назывался пол, а также дно и основание. 

Соответственно,  «тла» – это форма родительного падежа единственного числа существительного «тло». С развитием языка слово «тло» стало рассматриваться как устаревшее и вскоре вовсе вышло из употребления.  (Мартынов Илья)

Шиворот-навыворот. “Шиворотом” в Московской Руси именовался расшитый боярский воротник, один из знаков достоинства вельможи.

Во дни Ивана Грозного подвергшегося царскому гневу и опале боярина нередко сажали на тощую клячу спиной вперёд, надев на него одежду тоже наизнанку, шиворот – навыворот, то есть наоборот. В таком виде опального возили по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.

(Юдина Оксана)

Настежь. Чтобы работать было сподручнее, в старину створки раскрытых ворот закрепляли, накидывая веревочную петлю на специально вбитую в землю палку. Называлась она - стежь. И все то, что было распахнуто на стежь, не захлопывалось. (Саидова Арина)



Пешком. Мельком. В древнерусском языке были существительные мужского рода «пешек» (в значении «пешеход» ) и «мельк» (в значении «миг», «мгновение» ). Эти существительные в творительном падеже – «пешком» и «мельком» - перешли в наречия. «Пешком» стало обозначать «на своих ногах», а «мельком» – «на короткое время», «бегло». В обоих наречиях был суффикс –ом. (Козин Роман)

 

3.Актуализация знаний.

Итак, что же мы еще знаем о наречии?2.Наречие имеет разряды. Какие? Места – где? там, времени – когда? вчера, цели – зачем?- нарочно, умышленно, степени – сколько? - много, образа действия – как? хорошо, причины – почему? – сослепу, сдуру)

Записать самостоятельно по 5 наречий:

1р. – примеры наречий образа действия записать: быстро, холодно, красиво, жарко, грустно, плохо, хорошо, медленно, громко, вплавь, по-русски.

2р. – места: далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, внизу, куда-то, туда, вокруг.

3р. – времени: недавно, вчера, иногда, вовремя, издревле, весной.

4 в. – цели: нарочно, назло, умело, намеренно, насухо, напоказ, бережно, всюду, специально, на смех, в насмешку, в шутку, умышленно.

Что еще знаем о наречии?

Имеет степени сравнения: сравнительную : простую и составную форму, превосходную составную форму).

Что мы знаем об образовании степеней сравнения?

Простая сравнительная степень:

Суффиксы –ее, -ей, -е, -ше к основе наречия

внимательнее, меньше, быстрее

Составная сравнительная степень:

более + наречие в исходной форме более внимательно

Превосходная степень

Всех + наречие в сравнительной степени,

наиболее +наречие

всех внимательнее, наиболее быстро

Образуйте все возможные степени сравнения наречий.

1 вариант: громко

2 вариант: быстро

Проверь себя.

Громко- громче, более (менее) громко, громче всех;

Быстро - быстрее, более (менее) быстро, быстрее всех;

4.Синтаксическая роль в предложении.

Определение : 
Мой друг жил в доме напротив.

Обстоятельство: 
Вокруг стояла тишина. 
Он по-лисьи хитро взглянул на меня.

Сказуемое
На душе спокойно.

-Какими членами предложения являются наречия?

Тихо в лесу.

Чуть-чуть усталый вид имела мама.

Рядом не видно ни одного человека.

Зимой вся природа дремлет.

Мы пили кофе по-турецки.

Где-то очень далеко начинался шторм.

Проверь себя.

Тихо – сказуемое

Чуть-чуть – обстоятельство

Рядом – обстоятельство

Зимой – обстоятельство

По-турецки – определение

Где-то, очень, далеко – обстоятельство

4. Работа в парах.

Работа по карточкам на разные виды орфограмм.

1). Раскройте скобки, объясните, когда НЕ со словами пишется слитно, а когда раздельно. Расскажите правило.

1Весьма (не)быстро двигался 
2. (Не)случайно произошло 
3. Расположились (не)далеко 
4. Совсем (не)хорошо обошлись

5. Бежали (не)быстро, а медленно.

Проверяем.

1Весьма не быстро двигался 
2. Неслучайно произошло 
3. Расположились недалеко 
4. Совсем не хорошо обошлись

5. Бежали не быстро, а медленно.

2).Раскройте скобки, выделите орфограмму. Над какой орфограммой вы работали, расскажите правило.

Друзья (не, ни)куда не пошли. Маме было (не, ни) когда. Котёнка (не, ни) где не было видно. Ей было (не, ни)откуда ждать писем.

Проверяем.

Друзья никуда не пошли. Маме было не когда. Котёнка нигде не было видно. Ей было неоткуда ждать писем.

3). Слитно - дефис - раздельно? Раскройте скобки, выделите орфограмму. Над какой орфограммой вы работали, расскажите правило.

(по) меньше

(по) французски

(по) лучше

(по) старому

(по) просту

(во) первых

(по)моему

(еле)еле

(давным)давно

Проверяем.

поменьше

по- французски

получше

по-старому

попросту

во- первых

по-моему

еле-еле

давным-давно

4). Напишите А или О на конце наречий. Над какой орфограммой вы работали, расскажите правило.

1. Издавн..

2. влев..

3. изредк..

4. затемн..

5. досух..

6. сначал..

7.доходчив..

8.доверчив..

9. справедлив..

Проверяем.

1. Издавна

2. влево

3. изредка

4. затемно

5. досуха

6. сначало

7.доходчиво

8.доверчиво

9. справедливо

5). Н или НН? Определи часть речи

Взволнова..о говорить

Безум..о посмотрел

Отчая..о закричал

Внимание ребят рассея..о

Ветром рассея..ы семена по полю

Медле..о шел по городу

Заснеже..о белели крыши домов

Карти..о подбоченясь

Проверим!

Взволнованно говорить (наречие)

Безумно посмотрел (наречие)

Отчаянно закричал (наречие)

Внимание ребят рассеянно (прилаг.)

Ветром рассеяны семена по полю (прич.)

Медленно шел по городу (наречие)

Заснеженно белели крыши домов (наречие)

Картинно подбоченясь (наречие)

- Во время выполнения заданий в парах по карточкам, один ученик работает у доски.

Игра «Корректор». 
Задание: Спишите, исправляя ошибки в написании наречий.

·         Чуть чуть, не брежно, по гусиному, бок-о-бок, коекак, не от куда, в перёд, от части, безумолку, точ в точь, подвое, видимо невидимо.

Проверьте себя.

·         Чуть-чуть, небрежно, по-гусиному, бок о бок, кое-как, неоткуда, вперёд, отчасти, безУмолку, точь-в-точь, пО двое, видимо-невидимо

-Мы неплохо поработали и нам пора отдохнуть.

5) Физминутка для глаз и осанки.

Посмотрим налево-
Посмотрим направо

А теперь поближе

А потом подальше

Руки вверх поднимем дружно

И помашем влево –вправо
А сейчас опустим ниже

Головы поднимем выше
Дружно хлопаем руками.

Тихо топаем ногами.

Чтобы веселее стало,

Всё опять начнём сначала./ повторяем зарядку/.

Отдохнули! Давайте проверим вашу память. Назовите все наречия, которые мы с вами использовали для отдыха.

6.Систематизация знаний о правописании наречий

Контроль усвоения знания

Слайд.сказка

Найдите в сказке фразеологизмы, выпишите их и подберите к ним синонимы – наречия.

Сказка.

В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.

Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:

- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!

А Муравей ей в ответ:

- Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!

Самопроверка

Сломя голову – быстро.(слайд)

Рукой подать – близко.

Куры не клюют – много.

Спустя рукава – плохо.

7. Работа в группах.

Игра "Помоги Пете Ошибкину" (Каждая группа получает свое задание)

 

1.    Петя Ошибкин написал наречие бок (о) бок через дефис. Правописание этого слова он объяснил так: "Данное наречие образовано повтором корней, поэтому оно пишется через дефис". Согласны вы с этим ответом или нет? Аргументируйте свой ответ.

Ответ: бок о бок.

 

2.    В предложении (В)дали дорога взбиралась (в)верх горы правописание слов со скобками Петя Ошибкин объяснил так: "Вдали и вверх - это наречия, поэтому оба слова пишутся слитно".  Согласны ли вы с мнением Пети? Аргументируйте свой ответ.

Ответ: Вдали дорога взбиралась в верх горы 

 

3.    Правописание слов (по)пятеро, (по)семеро, (по) трое Петя Ошибкин объяснил так: "Попятеро, посемеро, потрое - наречия, образованные от собирательных количественных числительных, поэтому они пишутся слитно". Прав ли Петя?

 

Ответ: по пятеро, по семеро, по трое

 

4.    В предложении Какая-то сила (не)ожиданно подхватила его и понесла обратно (на)верх правописание слов со скобками Петя Ошибкин объяснил так: "Наречие неожиданно пишется слитно, так как без не не употребляется, а существительное верх с предлогом на пишется раздельно". Согласны ли вы с Петей?

Ответ: Какая-то сила неожиданно подхватила его и понесла обратно наверх. 

8. Самостоятельная работа.

Спишите текст, раскрывая скобки. Объясните написание наречий.

Ох уж это наречие!

Я (не)взлюбил наречие ещ.. (за)долго до того, как узнал о нём (в)первые. Всю жизнь оно меня преследует: «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно, (по)русски, пиши красиво, считай верно, делай всё быстро, аккуратно и на(совесть), поступай (по)товарищески, давай сдачи (по)мужски» – только и слышу ежечасно. Всё это (не)просто выполнить.

Другому хочется (,без)удержно носиться вскач(?), а вот мне приятнее возлежать горизонтально и (тихо)тихо листать книжные страницы, которых (видимо)(не)видимо.

В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь (от)ныне потечёт (по)новому: весело, (не)обыкновенно, а может быть, и (по)прежнему кое(как). (А,Брусина)

9.Пожелания гостям!
Подберите наречия к пожеланиям.

Мы Вам желаем …… .

1. ________________ не болеть. 
2. ________________ выглядеть. 
3. ________________ улыбаться.  
4. ________________ быть преданными своему делу. 
5. Живите _______________ . (Никогда, всегда, постоянно, великолепно, чаще, счастливо)

 

10.Рефлексия.

- Что повторили на уроке ?

-С какими орфограммами мы сегодня работали на уроке?

- Где в жизни можно использовать полученные знания?

- Ребята, как вы оценили свою работу на уроке?

Закончи одно из предложений.

·         Сегодня на уроке я пришёл к выводу …

·         Мне было сложно … .

·         Мне было легко … .

·         Хочу пожелать … .

·         Сегодняшний урок … .

 

12.Оценить работу учащихся-Спасибо за вашу работу на уроке. Надеюсь, что всё сказанное и сделанное не будет напрасным.- С каким настроением вы покидаете урок?

13.Домашнее задание.

Под готовиться к контрольному диктанту






























 

Скачано с www.znanio.ru

Ход урока. 1. Организационный этап

Ход урока. 1. Организационный этап

Проверка домашнего задания. Ученики подготовили сообщения о происхождении этого слова

Проверка домашнего задания. Ученики подготовили сообщения о происхождении этого слова

Настежь. Чтобы работать было сподручнее, в старину створки раскрытых ворот закрепляли, накидывая веревочную петлю на специально вбитую в землю палку

Настежь. Чтобы работать было сподручнее, в старину створки раскрытых ворот закрепляли, накидывая веревочную петлю на специально вбитую в землю палку

Обстоятельство: Вокруг стояла тишина

Обстоятельство: Вокруг стояла тишина

Проверяем. поменьше по- французски получше по-старому попросту во- первых по-моему еле-еле давным-давно 4)

Проверяем. поменьше по- французски получше по-старому попросту во- первых по-моему еле-еле давным-давно 4)

Заснеже..о белели крыши домов

Заснеже..о белели крыши домов

У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет

У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет

Другому хочется (,без)удержно носиться вскач(?), а вот мне приятнее возлежать горизонтально и (тихо)тихо листать книжные страницы, которых (видимо)(не)видимо

Другому хочется (,без)удержно носиться вскач(?), а вот мне приятнее возлежать горизонтально и (тихо)тихо листать книжные страницы, которых (видимо)(не)видимо

Урок по теме "Наречие. Обобщение"

Урок по теме "Наречие. Обобщение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020