Урок по теме: Паразитические черви. 8 класс
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о жизненных циклах паразитических червей, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах профилактики.
Задачи:
Образовательная: изучить циклы развития печёночного сосальщика, бычьего цепня, человеческой аскариды.
Развивающая: развитие умений и навыков самостоятельной работы текстом, с таблицами, сравнивать, делать выводы.
Воспитательная: познакомить учащихся с основными группами червей-паразитов, способами заражения червями и мерами защиты от их заражения.
Оборудование: проектор, экран, тесты для индивидуальной работы, инструктивные карточки по выполнению лабораторной работы.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
1.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала: актуализация опорных знаний
|
Приветствует обучающихся Объявляет самостоятельную форму работы на уроке. Вопросы демонстрируются на экран. (Приложение 1)
|
Выполняют самостоятельную работу |
2. Освоение нового материала: Осуществление учебных действий по освоению учебного материала |
Предлагает ответить на вопрос: - Кто такие паразиты? Предлагает сформулировать тему и цель урока. Демонстрирует видео-лекцию: «Циклы развития плоских и круглых червей» |
Отвечаю на вопрос: Паразиты (греч. Parasitos – нахлебник) – существа, питающиеся за счет других организмов растительного или животного мира (называемых хозяевами) и временно или постоянно пребывающие на них или в них. Записывают в тетрадь тему урока. Изучают материал.
|
3. Применение изученного материала: применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Задаёт вопрос: Заболевание, вызванное печёночным сосальщиком, называется фасциолёз. Зная, как протекает развитие сосальщика, найдите ответ на вопрос: как человек может заразиться этим паразитом? Вопрос демонстрируются на экран. |
Самостоятельно отвечают на вопрос 1) При содержании в аквариуме улиток малых прудовиков. 2) При употреблении для питья воды из мелких водоёмов 3) При употреблении в пищу мяса больных животных 4) При употреблении в пищу речной рыбы. |
4. Проверка приобретённых знаний, умений и навыков |
Объявляет лабораторную работу «Изучение приспособлений паразитических червей к паразитизму» (Приложение 2) |
Выполняют лабораторную работу |
5. Подведение итогов. |
Спрашивает у обучающихся удалось ли им справиться с задачами урока. Объявляет домашнее задание: прочитать параграф |
Оценивают свои результаты по усвоению нового материала. Записывают домашнее задание, сдают тетради на проверку. |
Приложение 1.
1. Рассмотрите изображения. Выберите особенности внешнего строения, по этих червей объединяют в один тип?
1) Параподии, расположенные по бокам тела
2) Хорошо различимы передний и задний концы тела
3) Правая и левая половины тела сходны зеркально
4)Нечленистое и округлое в поперечном сечении тело
5) Тело, состоящее из кольцевидных члеников (сегментов)
6) Правая и левая половины тела сходны зеркально
2. Укажи организм, приспособленный к обитанию в бескислородной среде.
1) Эхинококк
2) Пиявка
3) Планария
4) Нереида
3. Укажи образ жизни, который ведут представители типа Плоские черви.
1) Свободноживущий в водной среде
2) Свободноживущий и паразитический
3) Свободноживущий в почвенной среде
4) Паразитический в среде живого организма
4. Выбери, что из перечисленного правильно описывает пищеварительную систему ленточных червей.
1) Органы пищеварения отсутствуют
2) Рот, глотка, кишечник с анальным отверстием
3) Рот, кишечник с анальным отверстием
4) Рот, глотка, слепо заканчивающийся кишечник
5. Рассмотри схему внутреннего строения самки аскариды. Установи соответствие между обозначениями (1–5) на схеме и названиями органов.
1 |
кишечник |
2 |
рот |
3 |
глотка |
4 |
анальное отверстие |
5 |
яичник |
Приложение №2
Лабораторная работа
Тема: Изучение приспособлений паразитических червей к паразитизму
Цель: выявить общие черты приспособления червей к паразитическому образу жизни.
Оборудование: фото червей, влажные микропрепараты
Ход работы:
I. Заполните таблицу: «Приспособленности к паразитическому образу жизни» (заполните пустые ячейки)
Вид приспособленности |
Значение для паразитического червя |
Для кого характерно |
Кутикула |
|
|
Органы фиксации для прикрепления к хозяину (присоски и крючочки, только присоски, присасывательные бороздки) |
|
|
Сложные циклы развития и смена хозяев |
|
|
Большая плодовитость |
|
|
Упрощается строение тела (редукция нервной системы, органов чувств, укорачивается кишечник либо пищеварительная система полностью утрачивается, отсутствие дыхательной системы) |
|
|
Гермафродиты |
|
|
2. Рассмотрите рисунок, на котором представлен цикл развития печёночного сосальщика, и ответьте на вопросы.
1) Назовите промежуточного хозяина
2) Назовите основного хозяина
3) Каким способом размножается печёночный сосальщик в организме крупного рогатого скота?
4) Какие приспособления для передвижения в воде имеют разные стадии личинок печёночного сосальщика?
3. Рассмотрите рисунок, на котором представлен цикл развития бычьего цепня, и ответьте на вопросы
1) Назовите промежуточного хозяина
2) Назовите основного хозяина
4. Запишите вывод, ответив на вопросы: 1. Какие приспособления выработались у паразитических червей? 2. Какие меры профилактики нужно соблюдать, чтобы не заразится гельминтами?
Ссылки на видеоуроки:
https://yandex.ru/video/preview/11109343864764123788 (Сосальщики)
https://yandex.ru/video/preview/16194981766326929147 (Ленточные черви)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.