Урок по теме «Предложение и слово».
Составление устного рассказа.
По рисунку на с. 10 учащиеся составляют рассказы о животных, которые там изображены. Например: Медведь принимает гостей. Они пришли с подарками.
Учитель говорит детям, что рассказывать надо с паузами между предложениями, чтобы весь класс мог легко определить на слух количество сказанных предложений. Ученики слушают рассказы своих товарищей и отмечают на индивидуальных наборных полотнах с помощью карточек со схемами количество предложений в каждом рассказе.
Деление предложений на слова.
Из прослушанных рассказов учитель выбирает несколько предложений, состоящих из двух-трех слов (предложения, в состав которых входят предлоги, для анализа не используются).
Учитель отчетливо произносит предложение и спрашивает учеников, сколько слов они слышат в этом предложении. Какое слово первое? второе? Анализируются 2—3 предложения.
Делается вывод: предложение состоит из слов.
Работа со схемами.
Учитель объясняет:
— Предложение можно записать в виде схемы. По схеме можно узнать, сколько в предложении слов. Каждое отдельное слово обозначается полоской.
Здесь одна полоска обозначает одно слово. В схеме две полоски, значит, в предложении два слова. Как вы думаете, почему в этом предложении первое слово обозначено не просто полоской, а полоской с черточкой впереди? Как можно узнать, что предложение закончено?
По схемам, которые изобразит учитель на доске линейками, ученики составляют предложения, состоящие из двух или трех слов: Медведь принимал гостей. Он увидел зайца и ежа. Медведь был доволен. Они принесли гостинец.
Упражнение в записи слов полосками или линиями (на с. 10). Ученик называет нарисованного животного и показывает на схему, чертит полоску или линию. Там, где стоит вопросительный знак, дети сами называют какого-либо зверя и говорят, как можно «записать» его название (полосками или линейками).
Учитель вывешивает на доске предметные рисунки (пила, молоток, мастерок, кисть) и спрашивает детей, знают ли они назначение этих предметов, какую работу выполняют с их помощью. Затем он просит назвать все эти предметы одним общим словом (инструменты). При затруднении дети возвращаются к с. 8.
Закрепление представлений о слове.
Ученики один за другим называют изображенные (внизу с. 11) рисунки. Учитель сообщает: «Когда мы называем какой-то предмет, то мы произносим слово: голубь, гусь, белка, лиса, волк».
Учитель предлагает отгадать загадку: «Два конца, два кольца, а в середине гвоздик». Дети говорят отгадку: ножницы. Затем учитель обращает внимание детей на то, что сказано одно слово.
Учитель напоминает, что каждое слово можно записать короткой полоской или линией. Затем дети отгадывают еще одну загадку: «Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб». (Пила.) Выставляют на индивидуальном полотне одну короткую полоску.
Домашнее задание: подобрать 2—3 слова и «записать» их полосками или линиями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.