Урок по теме "Применение интеграла для описания физических процессов».
Оценка 4.6

Урок по теме "Применение интеграла для описания физических процессов».

Оценка 4.6
docx
24.09.2020
Урок по теме "Применение интеграла для описания физических процессов».
Бондаренко Н.И.разработка урока.docx

Тема урока: «Применение интеграла для описания физических процессов».

Автор урока:Бондаренко Надежда Ивановна.

Место работы: город Новочеркасск , Ростовская  область, ГБОУ РО "Новочеркасская школа-интернат"

Должность: учитель математики.

Предмет: математика

Класс:11

Тема и номер урока в теме:2 урока

Базовый учебник: А.Г.Мордкович, «Алгебра и начала мат. анализа», 10-11 классы, 2015

Цель урока: показать использование интегралов для решения физических задач:вооружить учащихся ранее не использовавшимися методами  решения задач;показать,что многие  процессы природы можно описать при помощи математических уравнений;развивать умнния переноса имеющихся знаний из одной научной области в другую;продолжить формирование умений самостоятельно в комплексе применять знания,умения и навыки ,осуществлять их перенос в новые условия;воспитывать умение организовать свою деятельность,формирование ценностной ориентации,мировоззрения.

Формируемые предметные результаты:

Обобщить и систематизировать знания,умения и навыки учащихся по теме "Определённый интеграл".Учить применять умения и навыки ,полученные на уроках математики для решения физических задач.

Показать связь математики и физики. Решение практических задач;

Развить навыки применения анализа, синтеза, обобщения, умение  делать выводы, развить сообразительность, наблюдательность;выделять существенные признаки предметов.

Формировать уверенность в своих силах, активность, сознательное отношение учебе, умение работать в группах.

Формируемые метапредметные результаты:

1.личностные УУД: осознать  потребность и готовность к  самообразованию, осознавать единство и целостность  окружающего мира, возможности его познаваемости  и объяснимости  на основе  достижений науки (физики и математики).

2. регулятивные УУД: умение развить мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение осуществлять контроль  своей деятельности в процессе достижения цели.

3. познавательные  УУД: умение выделять главное,

 умение ориентироваться в свей системе знаний и осознавать в необходимости  новых знаний ;

умение создавать, применять  и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных задач;

 развитие правильной математической речи;

стимулирование интереса учащихся к данной теме.

Тип урока: интегрированный урок по алгебре и физике.

Формы работы учащихся: парная, групповая,самостоятельная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: проектор,интерактивная доска, карточки- задания.

Структура и ход урока:

1.Организационный момент. 1-2 мин

Приветствие обучающихся,  объявление темы урока( на доске записана тема урока- «Применение интеграла для описания  физических процессов») ,  проверка готовности учащихся к уроку.

2.Мотивация учебной деятельности учащихся: ( 1 мин)

Озвучить цели и задачи  урока :

Сегодня на комплексном уроке  математики и физике  мы рассмотрим возможности применения  математического аппарата  для решения задач , описывающие различные  физические процессы.

3. Проверка домашнего задания(6 мин):

 1.Интеллектуальная разминка - ученики сами друг другу задают вопросы подготовленные заранее( основные понятия по теме :  определение первообразной, геометрический смысл первообразной, основное  определение интеграла, что вы знаете об интеграле( свойства, теоремы), геометрический смысл интеграла…).

4.Актуализация опорных знаний: Конкретизировать полученные знания на уроках математики и физики.

 Мы сегодня с вами разберем схему   решения задач на приложения определенного интеграла.

1.Нахождение пути пройденного телом  при прямолинейном движении.

2. Вычисление работы  силы произведенной при прямолинейном движении.

3. Вычисление работы затраченной на растяжении и сжатие пружины.

4. Определение силы давления жидкости на вертикально расположенную пружину.

Задача: два тела начали двигаться одновременно из одной точки в одном направлении по прямой. Первое тело движется со скоростью v1=(2t2+4t)м/с, второе- со скорость v2=(3t+2) м/с. На каком расстоянии друг от друга они окажутся через 10с?

Проанализирем условие задачи:

Очевидно,что  перед нами задача на движение. В чем ее особенность? Скорости тела не являются постоянными, они изменяются с течением времени. Как можно решить? ( Предлагаются  различные  версии, например: найти скорость в каждую секунду времени от 1 до 10 с и вычислить путь пройденными телами).

 С помощью  определенного интеграла можно решить  различные задачи по физике , которые  трудно и невозможно решить методом элементарной математики. Несмотря на разнообразие этих задач, они объединяются одной и той же схемой рассуждения при их решении. Искомая величина( путь, работа, давление т.д) соответствует некоторому промежутку изменения переменной величины, которая является переменной интегрирования. Эту переменную обозначают через Х, а промежуток ее изменения –через  [а, b].

Отрезок [а, b] разбивает а n равных частей. В каждой из которых можно пренебречь изменениями переменной величины. Этого можно добиться при увеличении числа разбиений отрезка . На каждой такой части задачу решают по формулам постоянных величин. Далее составляют сумму( интегральную сумму), выражающую приближенное значение искомой величины. Переходя к пределу при  n,находят искомую величину  I в виде интеграла

I = , где f(x) – данная по условию задачи функция( сила, скорость и т.д) Рассмотрим общие схемы решения задачи разных видов.

2 тип задач: Вычисление работы переменной силы, произведенной при прямолинейном движении тела.

Пусть тело под действием силы F движется прямолинейно по прямой  s, а направление силы совпалает с направлением движдения. Необходимо найти работу, произведенную силой F при перемещении тела из положения a в положение b.

Если сила F постоянна, то работа находится по формуле    ( произведение силы на длину пути).

Пусть тело Ох ,движущееся по прямой ,действует сила F , которая  изменяется в зависимости от пройденного пути, т.е .Для того чтобы найти работу ,совершаемую силой F на отрезке  пути от  a до  b, разделим этот отрезок на n равных частей Δx . Предположим , что на каждой части Δx сила сохраняет постоянное значение .

Составим интегральную сумму ,которая приближенно равна значению произведенной работы: , т.е работа ,совершенная этой силой на участке от  a до b, приближенно мала сумме: .

 Итак, работа переменной силы вычисляется по формуле: .

3 тип задачи:

Вычисление работы, затраченной на растяжение или сжатие пружины. Согласно закону Гуку, сила F необходимая для растяжения или сжатия пружины, пропорциональна величине растяжения или сжатия.

Пусть х -величина растяжения или сжатия пружины. Тогда, F=kx,  где k - коэффициент пропорциональности, зависящий от свойства пружины. Работа на участке Δx  выразится формулой ΔAFΔx , а вся затраченная  работа  или .

Если , то погрешность величины работы стремиться к нулю.

Для нахождения истиной величины работы ледует перейти к пределу:  4 тип задачи. Определение  силы давления жидкости на вертикально расположенную пластину.

 Из физики известно что сила Р давление жидкости на горизонтально расположенную площадку S,  глубина погружения  которой равна , определяется по формуле , где  –плотность жидкости .

Получим формулу для вычисления силы давления жидкости на вертикальную пластину произвольной формы, если ее верхний край погружен в воду на глубину а, а нижний на глубину  b.

Ширина каждой пластины зависит от формы пластинки и является функцией глубины х погружения данной полосы. Для пластинки постоянной ширины формула упрощается, т.к эту постоянную можно вынести за знак интеграла: 

Разбор задач по теме. Одна задача решается у доски или на отвернутой доске для дальнейшей проверке. Остальные можно использовать для самостоятельной работы в группах.

         Скорость движения материально точки задается формулой                      =(4  м/с. Найти путь пройденный точкой за 4 с от начала движения:

Решение

2)Скорость движения изменяется по закону  м/с. Найти длину пути, пройденного телом за 30ю секунду его движения.

Решение:

         Скорость движения тела задана уравнением с v=(12t-3t)2 м/с. Определить путь , пройденный телом от начало движения и остановки.

Решение:

Скорость движения равна нулю в момент начала его движения и остановки. Найдем момент тела, для чего приравняем скорость к нулю и решим уравнение относительно t. Получим 

Следовательно, 

 

 

         Тело брошено вертикально вверх со скоростью ,которая изменяется по закону  м/с.  Найти наибольшую высоту подъема.

Решение: Найдем время, в течении которого тело поднималось вверх; 29,4-9,8t=0 ( в момент наибольшего подъема скорость равна нулю); t=3с. Поэтому  .

5)Какую работу совершает сила  10 Н при растяжении пружины на 2 см?

Решение: По закону Гука сила F , растягивает пружину, прапорциональна растяжению пружины, т.е . F = kx используя условие, находим  (Н/М), т.е  F=500х. Получаем

6)Сила в 60 Н растягивает пружину  на 2 см. Первоначальная длина пружины равна 14 см. Какую работу нужно совершить ,чтобы растянуть ее до 20 см?

Решение:

 Имеем  ( Н/М) и ,следовательно , F=3000х. Так как пружину требуется растянуть  на 0.06(м), то тело

7)Определить силу давления воды на стенку шлюза, длина которого 20 м, а высота 5 м( считая шлюз доверху заполненным водой). Здесь у=f(х)= 20, а=0, b=5м,  кг/

Находим

.

8) В воду опущена прямоугольная пластинка, расположенная вертикально. Ее горизонтальная сторона равна 1м, а вертикальная 2м. Верхняя сторона находится на глубине 0,5м Определить силу давления воды на пластинку.

Решение:

Здесь у=1, а=0.5, b= 2+0.5=2,5(м), = 1000кг/.Следовательно,

 

9) Скорость тела задано уравнением  . Найти уравнение движения, если за время  тело прошло путь

Решение:

Имеем ds=v dt=(6+1) dt; тогда

подставим в найденое уравнение начальные условия s=60м,  t=3c,получим , откуда С=3.

Искомое уравнение примет вид .

 

Контроль и самопроверка знаний:(5-8мин)

Индивидуально каждый ученик получает карточку с задачами  решают, сдают на проверку. ( пример одной из карточек).

         Найти работу, которую нужно затратить, чтобы растянуть пружину на 0,05 м, если сила 100Н растягивает пружину на 0,01м.

         Вычислить путь , пройденный точкой за 4 секунды от начала движения, если скорость точки ( м/с)

         Тело движется прямолинейно со скоростью ( м/с). Найти путь, пройденный за первые 3 секунды.

          

Подведение  итогов урока :

         Каким вопросам был посвящен урок?

         Чему научились на уроке?

         Какие теоретические факты обобщались на уроке?

         Какие из рассмотренных задач оказали наиболее сложными ?  Почему ?

         Сегодня  на уроке мы рассмотрели решение некоторых физических задач  с применением интеграла.

          Что показалось особенно трудным?

Рефлексия

С каким настроением вы уходите с урока вы покажите с помощью выбора смайлика.

Если вам понравился урок, и вы чувствуете, что тему поняли, то выбираете смайлик счастья.

Если урок понравился, но не всё ещё понятно, то смайлик печали.

Если и урок не понравился, и всё не понятно, то плачущий  смайлик.

Комментарий учителя по домашнему заданию: решить задачи на нахождение работы против силы тяжести физическим и математическим способом при погружении шара в воду в 3-х случаях: шар плавает на поверхности жидкости, шар погружен в жидкость  на половину, шар полностью погружен в жидкость. Решить предложенную задачу в начале урока двумя способами.

 

Учитель: Урок окончен! Всего вам доброго! Спасибо за урок…

 

 

 


 

Тема урока : «Применение интеграла для описания физических процессов»

Тема урока : «Применение интеграла для описания физических процессов»

УУД: умение выделять главное, умение ориентироваться в свей системе знаний и осознавать в необходимости новых знаний ; умение создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели…

УУД: умение выделять главное, умение ориентироваться в свей системе знаний и осознавать в необходимости новых знаний ; умение создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели…

Определение силы давления жидкости на вертикально расположенную пружину

Определение силы давления жидкости на вертикально расположенную пружину

Составим интегральную сумму ,которая приближенно равна значению произведенной работы: , т

Составим интегральную сумму ,которая приближенно равна значению произведенной работы: , т

Скорость движения изменяется по закону м/с

Скорость движения изменяется по закону м/с

В воду опущена прямоугольная пластинка, расположенная вертикально

В воду опущена прямоугольная пластинка, расположенная вертикально

Если и урок не понравился, и всё не понятно, то плачущий смайлик

Если и урок не понравился, и всё не понятно, то плачущий смайлик
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2020