Тема урока: «Применение интеграла для описания физических процессов».
Автор урока:Бондаренко Надежда Ивановна.
Место работы: город Новочеркасск , Ростовская область, ГБОУ РО "Новочеркасская школа-интернат"
Должность: учитель математики.
Предмет: математика
Класс:11
Тема и номер урока в теме:2 урока
Базовый учебник: А.Г.Мордкович, «Алгебра и начала мат. анализа», 10-11 классы, 2015
Цель урока: показать использование интегралов для решения физических задач:вооружить учащихся ранее не использовавшимися методами решения задач;показать,что многие процессы природы можно описать при помощи математических уравнений;развивать умнния переноса имеющихся знаний из одной научной области в другую;продолжить формирование умений самостоятельно в комплексе применять знания,умения и навыки ,осуществлять их перенос в новые условия;воспитывать умение организовать свою деятельность,формирование ценностной ориентации,мировоззрения.
Формируемые предметные результаты:
Обобщить и систематизировать знания,умения и навыки учащихся по теме "Определённый интеграл".Учить применять умения и навыки ,полученные на уроках математики для решения физических задач.
Показать связь математики и физики. Решение практических задач;
Развить навыки применения анализа, синтеза, обобщения, умение делать выводы, развить сообразительность, наблюдательность;выделять существенные признаки предметов.
Формировать уверенность в своих силах, активность, сознательное отношение учебе, умение работать в группах.
Формируемые метапредметные результаты:
1.личностные УУД: осознать потребность и готовность к самообразованию, осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки (физики и математики).
2. регулятивные УУД: умение развить мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели.
3. познавательные УУД: умение выделять главное,
умение ориентироваться в свей системе знаний и осознавать в необходимости новых знаний ;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных задач;
развитие правильной математической речи;
стимулирование интереса учащихся к данной теме.
Тип урока: интегрированный урок по алгебре и физике.
Формы работы учащихся: парная, групповая,самостоятельная, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: проектор,интерактивная доска, карточки- задания.
Структура и ход урока:
1.Организационный момент. 1-2 мин
Приветствие обучающихся, объявление темы урока( на доске записана тема урока- «Применение интеграла для описания физических процессов») , проверка готовности учащихся к уроку.
2.Мотивация учебной деятельности учащихся: ( 1 мин)
Озвучить цели и задачи урока :
Сегодня на комплексном уроке математики и физике мы рассмотрим возможности применения математического аппарата для решения задач , описывающие различные физические процессы.
3. Проверка домашнего задания(6 мин):
1.Интеллектуальная разминка - ученики сами друг другу задают вопросы подготовленные заранее( основные понятия по теме : определение первообразной, геометрический смысл первообразной, основное определение интеграла, что вы знаете об интеграле( свойства, теоремы), геометрический смысл интеграла…).
4.Актуализация опорных знаний: Конкретизировать полученные знания на уроках математики и физики.
Мы сегодня с вами разберем схему решения задач на приложения определенного интеграла.
1.Нахождение пути пройденного телом при прямолинейном движении.
2. Вычисление работы силы произведенной при прямолинейном движении.
3. Вычисление работы затраченной на растяжении и сжатие пружины.
4. Определение силы давления жидкости на вертикально расположенную пружину.
Задача: два тела начали двигаться одновременно из одной точки в одном направлении по прямой. Первое тело движется со скоростью v1=(2t2+4t)м/с, второе- со скорость v2=(3t+2) м/с. На каком расстоянии друг от друга они окажутся через 10с?
Проанализирем условие задачи:
Очевидно,что перед нами задача на движение. В чем ее особенность? Скорости тела не являются постоянными, они изменяются с течением времени. Как можно решить? ( Предлагаются различные версии, например: найти скорость в каждую секунду времени от 1 до 10 с и вычислить путь пройденными телами).
С помощью определенного интеграла можно решить различные задачи по физике , которые трудно и невозможно решить методом элементарной математики. Несмотря на разнообразие этих задач, они объединяются одной и той же схемой рассуждения при их решении. Искомая величина( путь, работа, давление т.д) соответствует некоторому промежутку изменения переменной величины, которая является переменной интегрирования. Эту переменную обозначают через Х, а промежуток ее изменения –через [а, b].
Отрезок [а, b] разбивает а n равных частей. В каждой из которых можно пренебречь изменениями переменной величины. Этого можно добиться при увеличении числа разбиений отрезка . На каждой такой части задачу решают по формулам постоянных величин. Далее составляют сумму( интегральную сумму), выражающую приближенное значение искомой величины. Переходя к пределу при n,находят искомую величину I в виде интеграла
I = , где f(x) – данная по условию задачи функция( сила, скорость и т.д) Рассмотрим общие схемы решения задачи разных видов.
2 тип задач: Вычисление работы переменной силы, произведенной при прямолинейном движении тела.
Пусть тело под действием силы F движется прямолинейно по прямой s, а направление силы совпалает с направлением движдения. Необходимо найти работу, произведенную силой F при перемещении тела из положения a в положение b.
Если сила F постоянна, то работа находится по формуле ( произведение силы на длину пути).
Пусть тело Ох ,движущееся по прямой ,действует сила F , которая изменяется в зависимости от пройденного пути, т.е .Для того чтобы найти работу ,совершаемую силой F на отрезке пути от a до b, разделим этот отрезок на n равных частей Δx . Предположим , что на каждой части Δx сила сохраняет постоянное значение .
Составим интегральную сумму ,которая приближенно равна значению произведенной работы: , т.е работа ,совершенная этой силой на участке от a до b, приближенно мала сумме: .
Итак, работа переменной силы вычисляется по формуле: .
3 тип задачи:
Вычисление работы, затраченной на растяжение или сжатие пружины. Согласно закону Гуку, сила F необходимая для растяжения или сжатия пружины, пропорциональна величине растяжения или сжатия.
Пусть х -величина растяжения или сжатия пружины. Тогда, F=kx, где k - коэффициент пропорциональности, зависящий от свойства пружины. Работа на участке Δx выразится формулой ΔAFΔx , а вся затраченная работа или .
Если , то погрешность величины работы стремиться к нулю.
Для нахождения истиной величины работы ледует перейти к пределу: 4 тип задачи. Определение силы давления жидкости на вертикально расположенную пластину.
Из физики известно что сила Р давление жидкости на горизонтально расположенную площадку S, глубина погружения которой равна , определяется по формуле , где –плотность жидкости .
Получим формулу для вычисления силы давления жидкости на вертикальную пластину произвольной формы, если ее верхний край погружен в воду на глубину а, а нижний на глубину b.
Ширина каждой пластины зависит от формы пластинки и является функцией глубины х погружения данной полосы. Для пластинки постоянной ширины формула упрощается, т.к эту постоянную можно вынести за знак интеграла:
Разбор задач по теме. Одна задача решается у доски или на отвернутой доске для дальнейшей проверке. Остальные можно использовать для самостоятельной работы в группах.
• Скорость движения материально точки задается формулой =(4 м/с. Найти путь пройденный точкой за 4 с от начала движения:
Решение
2)Скорость движения изменяется по закону м/с. Найти длину пути, пройденного телом за 30ю секунду его движения.
Решение:
• Скорость движения тела задана уравнением с v=(12t-3t)2 м/с. Определить путь , пройденный телом от начало движения и остановки.
Решение:
Скорость движения равна нулю в момент начала его движения и остановки. Найдем момент тела, для чего приравняем скорость к нулю и решим уравнение относительно t. Получим
Следовательно,
• Тело брошено вертикально вверх со скоростью ,которая изменяется по закону м/с. Найти наибольшую высоту подъема.
Решение: Найдем время, в течении которого тело поднималось вверх; 29,4-9,8t=0 ( в момент наибольшего подъема скорость равна нулю); t=3с. Поэтому .
5)Какую работу совершает сила 10 Н при растяжении пружины на 2 см?
Решение: По закону Гука сила F , растягивает пружину, прапорциональна растяжению пружины, т.е . F = kx используя условие, находим (Н/М), т.е F=500х. Получаем
6)Сила в 60 Н растягивает пружину на 2 см. Первоначальная длина пружины равна 14 см. Какую работу нужно совершить ,чтобы растянуть ее до 20 см?
Решение:
Имеем ( Н/М) и ,следовательно , F=3000х. Так как пружину требуется растянуть на 0.06(м), то тело
7)Определить силу давления воды на стенку шлюза, длина которого 20 м, а высота 5 м( считая шлюз доверху заполненным водой). Здесь у=f(х)= 20, а=0, b=5м, кг/
Находим
.
8) В воду опущена прямоугольная пластинка, расположенная вертикально. Ее горизонтальная сторона равна 1м, а вертикальная 2м. Верхняя сторона находится на глубине 0,5м Определить силу давления воды на пластинку.
Решение:
Здесь у=1, а=0.5, b= 2+0.5=2,5(м), = 1000кг/.Следовательно,
9) Скорость тела задано уравнением . Найти уравнение движения, если за время тело прошло путь
Решение:
Имеем ds=v dt=(6+1) dt; тогда
подставим в найденое уравнение начальные условия s=60м, t=3c,получим , откуда С=3.
Искомое уравнение примет вид .
Контроль и самопроверка знаний:(5-8мин)
Индивидуально каждый ученик получает карточку с задачами решают, сдают на проверку. ( пример одной из карточек).
• Найти работу, которую нужно затратить, чтобы растянуть пружину на 0,05 м, если сила 100Н растягивает пружину на 0,01м.
• Вычислить путь , пройденный точкой за 4 секунды от начала движения, если скорость точки ( м/с)
• Тело движется прямолинейно со скоростью ( м/с). Найти путь, пройденный за первые 3 секунды.
•
Подведение итогов урока :
• Каким вопросам был посвящен урок?
• Чему научились на уроке?
• Какие теоретические факты обобщались на уроке?
• Какие из рассмотренных задач оказали наиболее сложными ? Почему ?
• Сегодня на уроке мы рассмотрели решение некоторых физических задач с применением интеграла.
• Что показалось особенно трудным?
Рефлексия
С каким настроением вы уходите с урока вы покажите с помощью выбора смайлика.
Если вам понравился урок, и вы чувствуете, что тему поняли, то выбираете смайлик счастья.
Если урок понравился, но не всё ещё понятно, то смайлик печали.
Если и урок не понравился, и всё не понятно, то плачущий смайлик.
Комментарий учителя по домашнему заданию: решить задачи на нахождение работы против силы тяжести физическим и математическим способом при погружении шара в воду в 3-х случаях: шар плавает на поверхности жидкости, шар погружен в жидкость на половину, шар полностью погружен в жидкость. Решить предложенную задачу в начале урока двумя способами.
Учитель: Урок окончен! Всего вам доброго! Спасибо за урок…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.