Урок по теме: «Решение задач с помощью уравнения»
ФИО учителя: Малаева Наталья Валерьевна
Класс: 7
Предмет: алгебра
Вид урока: Урок ознакомления с новым материалом
Тип урока: комбинированный
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов, развитие познавательного интереса при решении задач, уравнений.
Задачи:
образовательная: способствовать совершенствованию полученных знаний по применению и развитию при работе с задачами.
развивающаяся: развитие внимания, логического мышление, памяти.
воспитательная: способствовать развитию любознательности и творческой активности обучающихся.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Оборудование:
Для учителя: доска, карточки, тематическое планирование , конспект урока.
Для ученика: раздаточный материал (самостоятельная работа, Алгебра 7класса:учебник для общеобразовательных учреждений. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк идр.; под редакцией С.А.Теляковского изд. –М..:Просвещение 2012г.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты |
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности |
Познакомиться с математической моделью для решения задачи. Научиться составлять математическую модель; уравнение по данным задачи, научиться находить его корни |
Коммуникативные: переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий; демонстрировать способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищать временные характеристики достижения результата. «каков будет результат?» Познавательные: восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, с выделением существенной информации. |
Ход урока
№ п/п |
Этапы урока |
Содержание урока |
||||||||||||||||||||||||||
I
II.
III
.
IV
V.
VI
VII. |
Организационный момент. Цель для учителя: Пробудить желание у обучающихся учиться, направить на это желание. Задача: проверить готовность обучающихся к началу урока, создать условие доброжелательности и комфорта. Цель для обучающихся: подготовиться к активной работе на уроке. Задача: Подготовиться на плодотворную работу. Методы: словесный метод (слова учителя), наглядный (доска, карточки обучающихся). Мотивация: на решения задач.
Самооценка.
Актуализация опорных знаний. Цель для учителя: повторить решение линейных уравнений (определения, алгоритма решения уравнения), направить обучающихся на самостоятельную формулировку темы и цели урока, мотивация на принятие цели учащимися. Задача: формулировка цели Цель для обучающихся: сформулировать тему и цель урока. Задача: принять участие в формулировке темы и цели урока; Методы: словесный (беседа), метод проблемного изложения Самооценка.
Введение нового материала. Цель для учителя: научить обучающихся составлять уравнения по условию задачи и решать задачи по алгоритму. Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися нового материала. Выявление уровня усвоенности нового материала. Цель для обучающихся: научиться вводить переменную по условию задачи. Задача: применять алгоритм решения задач с помощью линейных уравнений. Методы: наглядный метод (на доске), словесный (с помощью беседы). Мотивация: стимулирование учебной деятельности через похвалу. Критерии определения уровня внимания и интереса обучающихся: «высокий» -обучающиеся активны, Поднятием руки выражают желание отвечать, добавить активно включаются в работу, анализируют информацию, вопросы в процессе деятельности; «средний» - обучающиеся активны время от времени, отвечают на вопрос по просьбе учителя, не спешат высказывать свою позицию, во всём соглашаются с одноклассниками; «низкий» - обучающиеся не проявляют активности, спорные вопросы не вызывают интереса. Физминутка
Закрепление учебного материала. (первичное закрепление знаний). Цель для учителя: Установление правильности и осознанности алгоритма решения задач с помощью линейных уравнений и проверить степень усвоения обучающихся данной темы. Задача: решение задач по алгоритму; работа над пробелами в знаниях , выявленных на основе критерий при объяснений нового материала. Цель для обучающихся: закрепить алгоритм решения задач. Задача: осознать алгоритм решения задач с помощью уравнений, сделать самооценку результатов. Методы: наглядный (решение на доске), словесный (беседа), практический (по карточкам). Самооценка. Дифференцированная работа. Самоконтроль. Возможные пути и методы реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть обучающихся не усвоила новый учебный материал: Выявления причин неудач в усвоении нового материала, видов заданий, вызвавших затруднение и непонимание, дифференцирования помощь обучающимся, не усвоившим материал учебной программы полученной теме.
Похвала учителя.
Домашнее задание. Цель для учителя: Обеспечить понятие цели, содержание и способов выполнения Домашнего задания. Задача: дать дифференцированное домашнее задание. Цель для обучающегося: используя изученный алгоритм, сделать домашнее задание. Задача: выполнить в тетради домашнее задание. Методы: практический, наглядный. Рефлексия. Цель для учителя: Оценить уровень сформированности умения решать задачи по алгоритму решения задач с помощью линейных уравнений. Задача: вспомнить, какую тему и цель сформулировали в начале урока: Обсудить удалось ли достичь цели урока; определить тему будущего урока. Цель для обучающихся: Оценить урок, оценить свою работу на уроке. Задача: сделать своё заключение успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Похвала учителя. |
Учитель: Здравствуйте ребята! С каким настроением вы явились на урок? На столах учащихся 4 карточки: 1.коричневого цвета (грусть),2.синего цвета (интерес), 3.розового цвета (радость), 4.зелёного цвета (спокойствие). Учитель: Поднять круг(коричневого, синего, розового или зелёного цвета) и покажите с какими вы настроением пришли на урок. Ученики: поднимите 1 карточку или несколько. Эпиграф к уроку записан на доске «Где есть желание, найдётся путь». Учитель читает этот эпиграф. Эти слова сказал один из великих философов. Учитель: чтобы начать наш урок с хорошим настроением – улыбнитесь, друг другу, мне. Чтобы понять, чем мы сегодня будем заниматься решите уравнения и отгадайте слова:
«Задачи» и «Уравнения» Учитель: оцените свою
работу, поставив на полях, напротив решенных уравнений, шкалу «Волшебная линеечка» . Ученики: решать уравнения и задачи. Учитель: Точнее решать задачи с помощью уравнения
1.Устный фронтальный опрос (вопрос задаёт учитель). 1) Дать определение линейного уравнения. Ученик. Уравнение вида ах=в где: х-переменная, а и в – некоторые числа, называется линейным уравнением с одной переменной. 2) Когда линейное уравнение ах=в имеет: -один корень (Ученик. При а и b не=0 один корень.) -бесконечно много корней (Ученик. При а=0 и в=0 имеет бесконечно много корней, т.е. любое число является его корней.) -не имеет корней. (Ученик. При а=0 и в не =0 не имеет корней.) - 0 (Ученик. При а не =0 и в =0.) 3) Решить устно. (Заготовить на доске или на компьютере). 1.Решить уравнение: 2х=4; х+1=2; х-1=0; 5х=0; х-х=0. 2.Раскрыть скобки: -(х+3); -(х+4): х-(х+5); 4-(х-4); х-(а+в). (Ученики выполняют задания). Учитель: оцените свою работу, поставив на полях, напротив решенных уравнений, шкалу «Волшебная линеечка» . Задача может быть решена по действиям. Как вы думаете как можно решить вот эту задачу. Задача №1. В корзине было в 2 раза меньше яблок, чем в ящике. После того как из корзины переложили в ящик 10 яблок, в ящике их стало в 2 раза больше, чем в корзине. Сколько яблок было в корзине и сколько в ящике? Учитель. Вопрос классу. Можно ли решить эту задачу без уравнения? Ученики отвечают нет. Учитель. Давайте теперь сформулируем тему урока и цель урока.(С помощью учителя ученики формулируют цель и тему урока). Учитель. Сегодня мы научимся решать задачи с помощью уравнений. Итак давайте вместе с вами составим алгоритм решения задач с помощью линейных уравнений. Что можно обозначить за переменную х в задаче? (Ученики с учителем составляют алгоритм). Алгоритм: -обозначают некоторое неизвестное число буквой; -используя условие задачи, составляют уравнение; -решают уравнение; -используют полученный результат для истолкования в соответствии с условием задачи. Учитель. Давайте решим эту задачу. (Учитель задаёт наводящие вопросы обучающимся и вместе составляют условие задачи, уравнение и решают уравнение). К. -?яб., в 2 раза м.,чем в ящ., взяли 10яб. Ящ. -?яб. ,положили 10яб., стало в 5р.б.,чем в в ящ. Решение. Пусть в корзине было х яблок. Тогда в ящике было 2х яблок. Тогда (х-10) яблок стало в корзине. Тогда (2х+10) яблок стало в ящике , в 5р. б., чем в корзине. Составляем уравнение. 5(х-10) =2х+10, 5х-50=2х+10, 5х-2х=10+50, 3х=60, х=20. Следовательно, в корзине было 20 яблок. 20*2=40(яблок) было в ящике. Ответ: 40 яблок в ящике было, 20 яблок в корзине было. Задача №2. Предназначенные для посадки 78 саженцев смородины решили распределить между тремя бригадами так, чтобы первой бригаде досталось саженцев в 2 раза меньше, чем первой. Сколько саженцев надо выделить первой бригаде? Учитель. Как вы думаете ребята, что мы обозначим за х в этой задаче? Решение.
(С помощью наводящих вопросов ученики составляют условие задачи краткое; составляют уравнение, решают уравнение). Вопросы обучающимся: -Что мы обозначим за х? -Тогда сколько саженцев дали второй бригаде? -Тогда сколько саженцев дали третьей бригаде? -Сколько было всего саженцев? -Какое составим уравнение? Пусть хс. – Iбригаде выделили. Тогда 2хс. –II бригаде выдели Тогда (х+12)с. –III бригаде выделили. Всего выделили-78с. Составляем уравнение. х+2х+(х+12)=78, х+2х+х+12=78, 4х=78-12, 4х=66, х=16,5. Учитель. Может ли быть 16,5 саженца? Как вы думаете ребята? Что это значит? Какой вывод? По смыслу задачи х должно быть натуральным числом, а корень уравнения – дробное число. Значит, распределить саженцы указанным способом нельзя. Ответ: такое распределение саженцев невозможно. Учитель. Задаёт вопросы обучающимся. -Почему задача получила невозможное решение. -При каком количестве саженцев предназначенных для посадки задача имела бы решение. (80 саженцев).
Физкультминутка для глаз. - постройте глазами треугольник. -проведи взглядом по периметру доски. -головой пять. Физкультминутка для туловища. Раз, два, три, четыре, пять Всё умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже Руки за спину заложим, Голову поднимаем выше И легко, легко подышем. Раз – подняться, подтянуться Два – спуститься и нагнуться Три – в ладони три хлопка Головою два кивка На четыре – руки шире Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть!
Задача 3. (карточки для учащихся). Решение с комментированием. Два обучающихся по очереди комментируют решение задач. У Светы в два раза больше марок, чем у Лены, и в три раза меньше чем у Кати. Сколько марок у Светы, если у трех девочек вместе 810 марок? Решение. Света. = ?, в 2р б. Лены, в 3р м. Кати Лена. =? Катя .=? Вместе =810 Пусть х марок у Лены. Тогда 2х маро у Светы. Тогда 3х марок у Кати. Составляем уравнение. х+2х+3х=810, 6х=810, х=810:6, х=135 Значит, количество марок у Лены равно = 135 штук, 3*135=405(шт) – у Кати. Значит, у Светы 2*135=270 (шт). Ответ: 270 марок у Светы.
Самостоятельная работа (по карточкам).Тест.
Карточка №1.
Проверка (на обратной стороне доски). Пусть х книг на I полке, тогда (х-7) книг на II полке, а 3(х-7) книг на III полке. Всего на трех полках 57 книг. Составляем уравнение. х + (х-7) + 3(х-7) = 57.
Верный ответ: 3)
Карточка №2.
Проверка (на обратной стороне доски). Пусть х кг огурцов в первой корзине. Тогда 3х кг огурцов во второй корзине. После того, как в первую корзину добавили 25 кг огурцов – х+25, а из второй взяли 15 кг – 3х-15, в обеих корзинах стало поровну. Составляем уравнение. х+25=3х-15 Верный ответ: 3). Придумаем задачу, которая решается с помощью уравнения: х+7х=88. Например. Одно натуральное число в 7 раз больше другого. Сумма этих чисел равна 88. Найдите эти числа. Решение. Пусть х I число. Тогда II число 7х. Сумма чисел равна 88. Составляем уравнение. х+7х=88, 8х=88, х=88:8, х=11. Значит, I число 11, а 11*7=77 IIчисло. Ответ: 11; 77 числа.
Запишите домашнее задание: П.8, №143, 145, составить самому задачу, используя материал из жизни – на оценку «3». Дополнительно №166 – на «4» и «5». .
Учитель: ответьте на вопросы. (Оценка урока). -Добились мы поставленных целей? -Какой же можно сделать вывод? -Где эти знания мы сможем с вами применять? Молодцы! А сейчас самооценка. (Каждый ученик заполняет эту карточку)
Выставление оценок. Учитель: С каким настроением вы уходите с урока? Ученики: поднимают карточки (коричневого, или зелёного, или розового, или синего). Учитель: Урок сегодня завершен, Но я ещё хочу сказать. Ребята. Каждый должен знать: Познание, упорство труд. К прогрессу жизни приведут! Всем спасибо за урок! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.