1.Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана,примерной программы основного общего образования по математике с учетом авторской программы по математике С.М. Никольского, М.К. Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкина «Математика. 5-6 классы». (Сборник рабочих программ «Математика. 5-6 классы». - М.: Просвещение, 2014 г. (составитель Т.А. Бурмистрова).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин — М.: Просвещение, 2016. - 256 с. (МГУ - школе)
2. Математика. 6 класс: дидактические материалы / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. 5-е изд. — М.: Просвещение, 2016. - 80 с. - (МГУ - школе)
3. Математика. 6 класс: рабочая тетрадь пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. - . — 10-е изд. — М.: Просвещение, 2016 - (МГУ - школе) 112 с.
4. Математика. 6 класс: тематические тесты / П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О. Ф. Зарапина. - 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. - 128 с.
5. Математика. 5-6 классы: кн. для учителя / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2014. - 224 с. (МГУ - школе)
6. Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. - 10-е изд М.: Просвещение, 2010. - 95 с.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен преемственностью целей образования, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся, и опираются на вычислительные умения и навыки учащихся, полученные на уроках математики в 5 классе.
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование предметных умений и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых в ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Планируется использование ведущих технологий, обеспечивающих эффективную работу учителя и ученика.
Цели обучения:
· формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;
· развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
· овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
· воспитание средствами математики культуры личности, понимание значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.
Задачи обучения:
· развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
· овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
· изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
· получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
· развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры , использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
· сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
2.Общая характеристика курса математики в 6 классе
В курсе математики 6 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, элементы алгебры, вероятность и статистика, наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия – «Множества» - служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая – «Математика в историческом развитии» - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходимо, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении вероятности и статистики обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.
Арифметика
Дроби. Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Отношение. Пропорция; основное свойство пропорции. Проценты: нахождение процентов от величины по её процентам; выражение отношения в процентах. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Рациональные числа. Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Изображение чисел точкам координатной прямой; геометрическая интерпретация модуля числа. Множество целых чисел. Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий.
Измерения, приближения, оценки. Зависимости между величинами. Единицы измерения длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Примеры зависимостей между величинами скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость и др. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Элементы алгебры.
Использование букв для обозначения чисел; для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Уравнение, корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Декартовы координаты на плоскости. Построение точки по её координатам, определение координат точки на плоскости.
Описательная статистика, вероятность. Комбинаторика. Множества.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Понятие о случайном опыте и событии. Достоверное и невозможное события. Сравнение шансов. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Множества, элемент множества. Пустое множество. Подмножество, объединение и пересечение множеств. Иллюстрация отношений между множествами с помощью кругов Эйлера – Венна.
Наглядная геометрия.
Наглядное представление о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений,. Многогранники, правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Центральная, осевая и зеркальная симметрия. Изображение симметричных фигур.
Математика в историческом развитии.
История формирования понятия числа: недостаточность рациональных чисел для исторических измерений, иррациональные числа. Открытие десятичных дробей. Десятичные дроби и метрическая система мер. Появление отрицательных чисел и нуля. Л.Магницкий. Л. Эйлер.
3.Место предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану планирование учебного материала и авторской программой рабочая программа по математике для 6 класса составлена из расчета 5 часов в неделю, итого 175 часов за учебный год.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. В ходе изучения материала планируется проведение одной входной контрольной работы, 8 контрольных работ по основным темам , полугодовой и итоговой контрольных работ.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
- умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
- способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
- развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
- понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
- умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
- владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- умения пользоваться изученными математическими формулами;
- умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
5.Основное содержание программы
Отношения, пропорции, проценты(26ч)
Отношение чисел и величин. Масштаб. Деление числа в заданном отношении. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональность. Понятие о проценте. Задачи на проценты. Круговые диаграммы. Задачи на перебор всех возможных вариантов. Вероятность события.
Основная цель – восстановить навыки работы с натуральными и рациональными числами, усвоить понятия, связанные с пропорциями и процентами.
Целые числа(34)
Отрицательные целые числа. Противоположное число. Модуль числа. Сравнение целых чисел. Сложение целых чисел. Законы сложения целых чисел. Разность целых чисел. Произведение целых чисел. Частное целых чисел. Распределительный закон. Раскрытие скобок и заключение в скобки. Действия с суммами нескольких слагаемых. Представление целых чисел на координатной оси.
Основная цель – научить учащихся работать со знаками, так как арифметические действия над их модулями – натуральными числами – уже хорошо усвоены.
Рациональные числа(38)
Отрицательные дроби. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей. Законы сложения и умножения. Смешанные дроби произвольного знака. Изображение рациональных чисел на координатной оси. Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.
Основная цель – добиться осознанного владения школьниками арифметических действий над рациональными числами.
Десятичные дроби(34)
Понятие положительной десятичной дроби. Сравнение положительных десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Перенос запятой в положительной десятичной дроби. Умножение положительных десятичных дробей. Деление положительных десятичных дробей. Десятичные дроби и проценты. Десятичные дроби любого знака. Приближение десятичных дробей. Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел.
Основная цель – научить учащихся действиям с десятичными дробями и приближёнными вычислениями.
Обыкновенные и десятичные дроби(24)
Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь. Бесконечные периодические десятичные дроби. Непериодические бесконечные периодические десятичные дроби. Длина отрезка. Длина окружности. Площадь круга. Координатная ось. Декартова система координат на плоскости. Столбчатые диаграммы и графики.
Основная цель – ввести действительные числа
Повторение
Планируемые результаты изучения курса математики в 6 классе
Рациональные числа
Ученик научится:
1) понимать особенности десятичной системы счисления;
2) владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3) выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
4) сравнивать и упорядочивать натуральные числа и обыкновенные дроби;
5) выполнять вычисления с натуральными числами и обыкновенными дробями, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
6) выполнять несложные практические расчёты.
Ученик получит возможность:
1) углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
2) научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
Ученик научится:
- использовать начальные представления о множестве натуральных чисел;
Ученик получит возможность:
- развить представление о числе и числовых системах; о роли вычислений в человеческой практике;
Измерения, приближения, оценки
Ученик научится:
- использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Ученик получит возможность:
1) понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
2) понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Наглядная геометрия
Ученик научится:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
3) строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
4) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
5) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность:
1) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
2) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
3) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Формы контроля |
1 |
Вводное повторение |
1 |
Входная контрольная работа |
2 |
Отношения, пропорции, проценты |
26 |
Контрольная работа №1 по теме «Отношения, пропорции» Контрольная работа № 2 по теме «Проценты» |
3 |
Целые числа |
34 |
Контрольная работа №3 по теме «Действия с целыми числами» |
4 |
Рациональные числа |
38 |
Контрольная работа за I полугодие. Контрольная работа № 4 по теме «Законы сложения и вычитания» Контрольная работа №5 по теме «Уравнения» |
5 |
Десятичные дроби |
34 |
Контрольная работа № 6 по теме «Действия с десятичными дробями» Контрольная работа №7 «Дроби и проценты» |
6 |
Обыкновенные и десятичные дроби |
24 |
Контрольная работа № 8 по теме «Обыкновенные и десятичные дроби» |
7 |
Повторение |
18 |
Итоговая контрольная работа |
|
Итого |
175 ч |
|
6.Тематическое планирование
п/п |
Тема урока
|
Основные виды деятельности обучающихся |
Дата |
|
||||||
план |
факт |
|
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|||||
1 четверть |
|
|||||||||
1 |
Вводное повторение (1час) |
|
|
|
||||||
|
|
Отношения, пропорции, проценты (26 часов) |
|
|
|
|||||
2
|
Отношение чисел и величин |
Читать и записывать отношения чисел и величин. Объяснять, что показывает отношение. Приводить примеры использования на практике, решать задачи, используя отношения. |
|
|
|
|||||
3 |
Отношение чисел и величин |
Читать и записывать отношения чисел и величин. Объяснять, что показывает отношение. Приводить примеры использования на практике, решать задачи, используя отношения. |
|
|
|
|||||
4 |
Масштаб |
Определять расстояние на местности с помощью карты, понимать, что показывает масштаб, чертить план объекта, по плану определять масштаб, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, учитывают разные мнения и интересы и обосновывают собственную позицию. |
|
|
|
|||||
5 |
Масштаб |
|
|
|
||||||
6 |
Деление числа в заданном отношении |
Читать и записывать отношения чисел и величин, объяснять, что показывает отношение, приводить примеры использования на практике, решать задачи, используя отношения. Рассуждают, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
|
|
|
|||||
7 |
Деление числа в заданном отношении |
|
|
|
||||||
8 |
Деление числа в заданном отношении |
|
|
|
||||||
9 |
Пропорции |
Читать и записывать пропорции, давать определение пропорции, распознавать крайние и средние члены пропорции. формулировать основное свойство пропорции, проверять, верна ли пропорция, находить неизвестный член пропорции, применять полученные знания при решении уравнений и задач. |
|
|
|
|||||
10 |
Основное свойство пропорции |
|
|
|
||||||
11 |
Нахождение неизвестного члена пропорции |
|
|
|
||||||
12 |
Входная контрольная работа |
Применяют полученные знания при решении задач различного вида |
|
|
|
|||||
13 |
АКР. Прямая и обратная пропорциональность |
Распознавать прямую и обратную пропорциональность, приводить примеры, применять полученные знания при решении задач. |
|
|
|
|||||
14 |
Прямая и обратная пропорциональность |
Распознавать прямую и обратную пропорциональность, приводить примеры, применять полученные знания при решении задач. |
|
|
|
|||||
15 |
Прямая и обратная пропорциональность |
Распознавать прямую и обратную пропорциональность, приводить примеры, применять полученные знания при решении задач. |
|
|
|
|||||
16 |
КР №1 «Отношения, пропорции» |
Применяют полученные знания при решении задач различного вида, самостоятельно контролируют своё время и управляют им. |
|
|
|
|||||
17 |
АКР
|
Читать и записывать проценты, давать определение процента, записывать проценты в виде обыкновенной дроби и наоборот, находить процент от величины, величину по его проценту, решать задачи на проценты, с помощью пропорций, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, учитывают разные мнения и интересы и обосновывают собственную позицию. |
|
|
|
|||||
18 |
Понятие о проценте |
|
|
|
||||||
19 |
Нахождение процента от величины |
|
|
|
||||||
20 |
Нахождение величины по его проценту |
|
|
|
|
|||||
21 |
Задачи на проценты |
Решать задачи на проценты, с помощью пропорций, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, учитывают разные мнения и интересы и обосновывают собственную позицию. |
|
|
|
|||||
22 |
Задачи на проценты |
Решать задачи на проценты, с помощью пропорций, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, учитывают разные мнения и интересы и обосновывают собственную позицию. |
|
|
|
|||||
23 |
Круговые диаграммы |
Извлекать информацию из диаграмм, выполнять вычисления по данным диаграмм, сравнивать величины, находить наибольшее и наименьшее значения по диаграммам, организовывать информацию в виде диаграмм. |
|
|
|
|||||
24 |
Круговые диаграммы |
|
|
|
||||||
25 |
Занимательные задачи |
Комбинируют известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач, выделяют характерные причинно-следственные связи, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, делают умозаключения и выводы на основе аргументации.
|
|
|
|
|||||
26 |
Занимательные задачи |
|
|
|
||||||
27 |
КР №2 по теме «Проценты» |
Применяют полученные знания при решении задач различного вида, самостоятельно контролируют своё время и управляют им. |
|
|
|
|||||
Целые числа (34 ч) |
|
|||||||||
28 |
АКР |
Распознавать положительные и отрицательные числа, приводить примеры использования отрицательных и положительных чисел в окружающем мире. Изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой. |
|
|
|
|||||
29 |
Отрицательные целые числа |
|
|
|
||||||
30 |
Противоположное число. Модуль числа |
Распознавать противоположные числа, называть числа, противоположные данным, изображать на координатной прямой противоположные числа, сравнивать расстояние от начала отсчета на координатной прямой до каждого из пары противоположных чисел. Определять с помощью координатной прямой модуль числа, записывать модуль числа, вычислять модуль числа |
|
|
|
|||||
31 |
Противоположное число. Модуль числа |
|
|
|
||||||
32 |
Сравнение целых чисел |
Формулировать правила сравнения чисел с помощью координатной прямой и с помощью модулей чисел, выяснять какое число больше – положительное или отрицательное, какое из двух отрицательных чисел считается большим, меньшим, сравнивать числа и записывать результат в виде неравенства. |
|
|
|
|||||
33 |
|
|
|
|
||||||
34 |
Сложение целых отрицательных чисел |
Формулировать, что значит к одному числу прибавить другое, правило сложения отрицательных чисел, правило сложения чисел с разными знаками, выполнять устные вычисления, чему равна сумма противоположных чисел, решать текстовые задачи арифметическим способом, решать уравнения и задачи. |
|
|
|
|||||
35 |
Сложение целых отрицательных чисел |
|
|
|
||||||
36 |
Сложение целых чисел с разными знаками |
|
|
|
||||||
37 |
Сложение целых чисел с разными знаками |
|
|
|
||||||
38 |
Решение текстовых задач |
|
|
|
||||||
39 |
Законы сложения целых чисел |
Формулировать свойства сложения. Выполнять устно сложение двузначных чисел, выполнять сложение многозначных чисел, использовать переместительный и сочетательный законы. Рассуждают, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
|
|
|
|||||
40 |
Законы сложения целых чисел |
|
|
|
||||||
41 |
Разность целых чисел |
Формулировать правило вычитания чисел, называть число противоположное вычитаемому, представлять разность чисел в виде суммы. Решать уравнения с применением правил сложения и вычитания чисел |
|
|
|
|||||
42 |
Разность целых чисел |
|
|
|
||||||
43 |
Разность целых чисел |
|
|
|
||||||
2 четверть |
|
|||||||||
44 |
Разность целых чисел |
Формулировать правило вычитания чисел. Решать уравнения с применением правил сложения и вычитания чисел |
|
|
|
|||||
45 |
Произведение целых чисел с разными знаками |
Формулировать и применять правило умножения двух чисел с разными знаками, правило умножения двух отрицательных чисел, читать произведение, в которые входят отрицательные числа, находить значение произведения. |
|
|
|
|||||
46 |
Произведение целых отрицательных чисел |
|
|
|
|
|||||
47 |
Произведение целых чисел |
|
|
|
|
|||||
48 |
Частное целых чисел с разными знаками |
Формулировать и применять правило деления отрицательного числа на отрицательное, правило деления чисел с разными знаками, читать частное, в которое входят отрицательные числа, выполнять деление чисел, находить неизвестный член пропорции, решать уравнения. |
|
|
|
|||||
49 |
Частное целых отрицательных чисел |
|
|
|
||||||
50 |
Частное целых чисел |
|
|
|
||||||
51 |
Распределительный закон |
Формулировать распределительный закон умножения, уметь упрощать выражения, объяснять как выполнено упрощение. |
|
|
|
|||||
52 |
Распределительный закон |
|
|
|
||||||
53 |
Раскрытие скобок |
Формулировать правила раскрытия скобок. Применять правило раскрытия скобок при упрощении выражений, решении уравнений, делают умозаключения и выводы на основе аргументации. |
|
|
|
|||||
54 |
Упрощение выражений |
|
|
|
||||||
55 |
Приведение подобных слагаемых |
Формулировать определение подобных слагаемых. Правила раскрытия скобок, выполнять устные вычисления, решать уравнения и текстовые задачи арифметическим способом. |
|
|
|
|||||
56 |
Приведение подобных слагаемых |
|
|
|
||||||
57 |
Представление целых чисел на координатной оси |
Формулировать правило нахождения длины отрезка на координатной прямой, иллюстрировать с помощью координатной прямой сложение и вычитание отрицательных чисел, находить длину отрезка на координатной прямой. |
|
|
|
|||||
58 |
Представление целых чисел на координатной оси |
|
|
|
||||||
59 |
КР №3 по теме «Действия с целыми числами» |
Применяют полученные знания при решении задач различного вида, самостоятельно контролируют своё время и управляют им. |
|
|
|
|||||
60 |
АКР
|
Комбинируют известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач, выделяют характерные причинно-следственные связи |
|
|
|
|||||
61 |
Занимательные задачи |
|
|
|
||||||
Рациональные числа (38 ч) |
|
|||||||||
62 |
Отрицательные дроби |
Формулировать какая дробь называется отрицательной. Что такое модуль дроби. сравнивать дроби. находить модуль дроби. |
|
|
|
|||||
63 |
Сравнение отрицательных дробей |
|
|
|
||||||
64 |
Основное свойство дроби |
Формулировать определение рационального числа или дроби, основного свойства дроби. приводить дробь к новому знаменателю, сокращать дроби. |
|
|
|
|||||
65 |
Сокращение дробей |
|
|
|
||||||
66 |
Сравнение рациональных чисел |
Формулировать правила сравнения рациональных чисел и уметь их применять при решении задач, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, учитывают разные мнения и интересы и обосновывают собственную позицию. |
|
|
|
|||||
67 |
Сравнение рациональных чисел |
|
|
|
||||||
68 |
Сравнение рациональных чисел |
|
|
|
||||||
69 |
Сложение дробей |
Формулировать правила сложения и вычитания дробей и применять их на практике, делают умозаключения и выводы на основе аргументации. |
|
|
|
|||||
70 |
Сложение дробей |
|
|
|
||||||
71 |
Вычитание дробей |
|
|
|
||||||
72 |
Вычитание дробей |
|
|
|
||||||
73 |
Сложение и вычитание дробей |
|
|
|
||||||
74 |
Умножение дробей |
Формулировать правило. Как умножить и разделить дробь на целое число, какие числа называются взаимообратными, как разделить одну дробь на другую. Применять на практике. |
|
|
|
|||||
75 |
Умножение дробей |
|
|
|
||||||
76 |
Деление дробей |
|
|
|
||||||
77 |
Деление дробей |
|
|
|
||||||
78 |
Контрольная работа за I полугодие |
|
|
|
|
|||||
3 четверть |
|
|||||||||
79 |
Законы сложения и умножения |
Формулировать и записывать законы сложения и умножения рациональных чисел, применять их. |
|
|
|
|||||
80 |
Законы сложения и умножения |
|
|
|
||||||
81 |
КР № 4 по теме «Законы сложения и вычитания»
|
Применяют полученные знания при решении задач различного вида, самостоятельно контролируют своё время и управляют им. |
|
|
|
|||||
82 |
АКР
|
|
|
|
|
|||||
83 |
Смешанные дроби произвольного знака |
Находить значение выражений со смешанными дробями произвольного знака.
|
|
|
|
|||||
84 |
Смешанные дроби произвольного знака |
|
|
|
|
|||||
85 |
Нахождение значения выражений со смешанными дробями |
Формулировать правило нахождения длины отрезка на координатной прямой. Уметь изображать рациональные числа на координатной прямой, находить длину отрезка на координат ной прямой, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, учитывают разные мнения и интересы и обосновывают собственную позицию |
|
|
|
|||||
86 |
Нахождение значения выражений со смешанными дробями |
|
|
|
|
|||||
87 |
Нахождение значения выражений со смешанными дробями |
Формулировать правило нахождения длины отрезка на координатной прямой. Уметь изображать рациональные числа на координатной прямой, находить длину отрезка на координат ной прямой, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, учитывают разные мнения и интересы и обосновывают собственную позицию. |
|
|
|
|||||
88 |
Нахождение значения выражений со смешанными дробями |
|
|
|
||||||
89 |
Нахождение значения выражений со смешанными дробями |
|
|
|
||||||
90 |
Уравнения |
Формулировать определение уравнения, корня уравнения, линейного уравнения, правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, правило умножения обеих частей уравнения на одно и то же число, не равное нулю. Применять изученные правила при решении уравнений. |
|
|
|
|||||
91 |
Решение уравнений |
|
|
|
||||||
92 |
Решение уравнений |
|
|
|
||||||
93 |
Решение уравнений |
|
|
|
||||||
94 |
Решение задач с помощью уравнений |
Формулировать определение уравнения, корня уравнения, линейного уравнения, правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, правило умножения обеих частей уравнения на одно и то же число, не равное нулю. Применять изученные правила при решении уравнений, задач с помощью уравнений, делают умозаключения и выводы на основе аргументации. |
|
|
|
|||||
95 |
|
|
|
|||||||
96 |
Решение задач с помощью уравнений |
|
|
|
||||||
97 |
|
|
|
|||||||
98 |
КР №5 по теме «Уравнения» |
Применяют полученные знания при решении задач различного вида, самостоятельно контролируют своё время и управляют им. |
|
|
|
|||||
99
|
АКР |
Комбинируют известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач, выделяют характерные причинно-следственные связи, самостоятельно контролируют своё время и управляют им. |
|
|
|
|||||
100 |
Занимательные задачи |
|
|
|
||||||
Десятичные дроби (34 ч) |
|
|||||||||
101 |
Понятие положительной десятичной дроби |
Записывают дроби, знаменатель которых единица с несколькими нулями в виде десятичных. Записывать десятичные дроби в виде обыкновенных. |
|
|
|
|||||
102 |
Десятичные дроби |
|
|
|
||||||
103 |
Сравнение положительных десятичных дробей |
Формулировать правило сравнения десятичных дробей, сравнивать дроби. |
|
|
|
|||||
104 |
Сравнение положительных десятичных дробей |
|
|
|
||||||
105 |
Сложение и вычитание положительных десятичных дробей |
Формулировать правила сложения и вычитания десятичных дробей, складывать и вычитать десятичные дроби, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, учитывают разные мнения и интересы и обосновывают собственную позицию. |
|
|
|
|||||
106 |
|
|
|
|||||||
107 |
Сложение и вычитание положительных десятичных дробей |
|
|
|
||||||
108 |
|
|
|
|||||||
109 |
Перенос запятой в положительной десятичной дроби |
Формулировать правило умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д., умножать и делить по правилам. |
|
|
|
|||||
110 |
|
|
|
|||||||
111 |
Умножение положительных десятичных дробей |
Формулировать правило умножения десятичных дробей на десятичную дробь, умножать десятичную дробь на десятичную, проверять правильность полученного ответа, делают умозаключения и выводы на основе аргументации.
|
|
|
|
|||||
112 |
|
|
|
|||||||
113 |
|
|
|
|||||||
114 |
|
|
|
|||||||
115 |
Деление положительных десятичных дробей |
Формулировать правило деления десятичных дробей
на десятичную дробь, делить десятичную дробь на десятичную, проверять правильность полученного ответа, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, учитывают разные мнения и интересы и обосновывают собственную позицию. |
|
|
|
|||||
116 |
|
|
|
|||||||
117 |
|
|
|
|||||||
118 |
|
|
|
|||||||
119 |
КР № 6 по теме «Действия с десятичными дробями» |
Применяют полученные знания при решении задач различного вида, самостоятельно контролируют своё время и управляют им. |
|
|
|
|||||
120 |
АКР |
Решают несложные задачи двух типов на нахождение процентов данного числа и числа по его процентам. |
|
|
|
|||||
121 |
Десятичные дроби и проценты |
|
||||||||
122 |
Десятичные дроби и проценты |
|
|
|
||||||
123 |
Десятичные дроби и проценты |
|
|
|
||||||
|
|
|
||||||||
124 |
Десятичные дроби любого знака |
Выполняют действия с десятичной дробью любого знака |
|
|
|
|||||
125 |
Десятичные дроби любого знака |
|
|
|
|
|||||
4 четверть |
|
|||||||||
126 |
Приближение десятичных дробей |
Распознавать знак приближенного равенства. Уметь его использовать при записи, делают умозаключения и выводы на основе аргументации. |
|
|
|
|||||
127 |
|
|
|
|||||||
128 |
|
|
|
|||||||
129 |
Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел |
Формулировать правила округления, вычисления приближенно суммы, разности, произведения, частного двух чисел, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, учитывают разные мнения и интересы и обосновывают собственную позицию |
|
|
|
|||||
130 |
|
|
|
|||||||
131 |
|
|
|
|||||||
132 |
КР №7 «Дроби и проценты» |
Применяют полученные знания при решении задач различного вида, самостоятельно контролируют своё время и управляют им. |
|
|
|
|||||
133 |
АКР |
Комбинируют известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач, выделяют характерные причинно-следственные связи, самостоятельно контролируют своё время и управляют им. |
|
|
|
|||||
134 |
Занимательные задачи |
|
|
|
||||||
Обыкновенные и десятичные дроби (24 ч) |
|
|||||||||
135 |
Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь |
Формулировать какие дроби называют конечными, правило разложения дроби в конечную десятичную дробь.
|
|
|
|
|||||
136 |
|
|
|
|||||||
137 |
Бесконечные периодические десятичные дроби |
Формулировать какие дроби не разлагаются в конечную десятичную дробь, какие называются бесконечными периодическими десятичными дробями, делают умозаключения и выводы на основе аргументации |
|
|
|
|||||
138 |
|
|
|
|||||||
139 |
Непериодические бесконечные периодические десятичные дроби |
Формулировать определение иррационального и действительного чисел, распознавать иррациональные и действительные числа.
|
|
|
|
|||||
140 |
|
|
|
|||||||
141 |
Длина отрезка |
Формулировать и записывать правило нахождения длины отрезка на координатной прямой, находить длину отрезка на координатной прямой, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, учитывают разные мнения и интересы и обосновывают собственную позицию.
|
|
|
|
|||||
142 |
Нахождение длины отрезка |
|
|
|
||||||
143 |
Нахождение длины отрезка |
|
|
|
||||||
144 |
Длина окружности. Площадь круга |
Иметь представление о длине окружности и площади круга, понимать, что длина окружности прямо пропорциональна длине ее диаметра, записывать формулы, делают умозаключения и выводы на основе аргументации. |
|
|
|
|||||
145 |
Нахождение длины окружности, площади круга. |
|
|
|
||||||
146 |
Нахождение длины окружности, площади круга. |
|
|
|
||||||
147 |
Координатная ось |
Формулировать определение координатной прямой, определять координату точек на прямой, строить на прямой точки с заданными координатами. |
|
|
|
|||||
148 |
Определение координаты точек |
|
|
|
||||||
149 |
Построение точек по координатам |
|
|
|
||||||
150 |
Декартова система координат на плоскости |
Формулировать определение системы координат, начала координат, координатной плоскости, названия координат точки, координатных прямых, строить координатную плоскость, определять координаты точек на плоскости, отмечать точку по заданным координатам. |
|
|
|
|||||
151 |
Определение координаты точек на плоскости |
|
|
|
||||||
152 |
Определение координаты точек на плоскости |
|
|
|
||||||
153 |
Столбчатые диаграммы и графики |
Различать столбчатые и круговые диаграммы. Формулировать, что называют графиком и для чего используют графики, строить столбчатые диаграммы по условию текстовой задачи, определять по графику значение одной величины по заданному значению другой, анализировать изменение одной величины в зависимости от другой. |
|
|
|
|||||
154 |
Столбчатые диаграммы и графики |
|
|
|
||||||
155 |
Столбчатые диаграммы и графики |
|
|
|
||||||
156 |
КР № 8 по теме «Обыкновенные и десятичные дроби» |
Применяют полученные знания при решении задач различного вида, самостоятельно контролируют своё время и управляют им. |
|
|
|
|||||
157 |
АКР |
Комбинируют известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач, выделяют характерные причинно-следственные связи, , делают умозаключения и выводы на основе аргументации. |
|
|
|
|||||
158 |
Занимательные задачи |
|
|
|
||||||
Повторение (18 ч) |
|
|||||||||
159 |
Прямая и обратная пропорциональность |
Распознавать прямую и обратную пропорциональность, приводить примеры, применять полученные знания при решении задач. |
|
|
|
|||||
160 |
|
|
|
|||||||
161 |
Действия с положительными десятичными дробями |
Выполнять действия с положительными десятичными дробями |
|
|
|
|||||
162 |
|
|
|
|||||||
163 |
|
|
|
|||||||
164 |
Итоговая контрольная работа |
Применяют полученные знания при решении задач различного вида, самостоятельно контролируют своё время и управляют им. |
|
|
|
|||||
165 |
АКР.
|
|
|
|
|
|||||
166 |
Задачи на проценты |
Решать задачи на проценты, с помощью пропорций. |
|
|
|
|||||
167 |
Задачи на проценты |
|
||||||||
168 |
Десятичные дроби любого знака |
Формулировать правила округления, вычисления приближенно суммы, разности, произведения, частного двух чисел. |
|
|
|
|||||
169 |
|
|
|
|||||||
170 |
|
|
|
|||||||
171 |
Координатная плоскость |
Формулировать определение системы координат, начала координат, координатной плоскости, названия координат точки, координатных прямых, строить координатную плоскость, определять координаты точек на плоскости, отмечать точку по заданным координатам. |
|
|
|
|||||
172
|
|
|||||||||
173 |
Решение занимательных задач |
|
|
|
|
|||||
174 |
|
|||||||||
175 |
Подведение итогов за год |
|
|
|
|
|||||
7.Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
УМК:
1. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин].- М.: Просвещение, 2016.
2. Математика: Дидакт. материалы для 6 кл./ М.К.Потапов, А.В.Шевкин. – М.: Просвещение, 2016.
Учебно-методические пособия
1. Математика 6 класс: тематические тесты/ П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О .Ф Зарапина - М.: Просвещение, 2011.
2. Математика 5-6 класс: книга для учителя/ М. К. Потапов , А. В .Шевкин – М.: Просвещение, 2011.
3. Задачи на смекалку 5-6 классы: И. Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/- М.: Просвещение, 2013.
4. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие лоя учащихся 5-6 классов средней школы – М.: Просвещение,1989.
Технические средства обучения:
1. Компьютер (ноутбук) учителя
2. Проектор
3. Демонстрационный экран
4. Компьютерный класс
Учебно-практическое оборудование:
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
2. Комплект чертежных инструментов (классных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль.
3. Модели планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных).
Список литературы:
1. Математика. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2016.
2.Математика. 6 класс: дидактические материалы / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2016.
3. Математика. 6 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2016.
4. Математика. 6 класс: тематические тесты / П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О. Ф. Зарапина. - М.: Просвещение, 2011.
5. Математика. 5-6 классы: кн. для учителя / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2010.
6. Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература:
7. Клименченко, Д. В. Задачи по математике для любознательных: книга для 5-6 классов средней школы / Д. В. Клименченко. - М.: Просвещение, 1992.
8. Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5-9 классов / Е. Б. Арутюнян. - М.: Просвещение, 2007.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.