Урок по теме: "Стихи. Загадки писателей Токмаковой и Льяницкой"
Оценка 4.9

Урок по теме: "Стихи. Загадки писателей Токмаковой и Льяницкой"

Оценка 4.9
pdf
чтение
25.01.2021
Урок по теме: "Стихи. Загадки писателей Токмаковой и Льяницкой"
1 класс
Стихи, загадки, писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнин.pdf

Конспект урока Технологическая карта

Дата: 03.10.2019

Раздел: чтение

Класс: 1 «А»

Тема урока: Стихи, загадки, писателей И. Токмакова, У.

Ульяницкая, И. Яхнин

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: групповая, фронтальная

Цели: Ознакомление с произведениями писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой. Л. Яхтина. Обучение составлять загадки.               

Задачи:

1.    Обучающие: находить в стихотворение слова, позволяющие ярко и красочно представлять картины, изображённые в стихотворении.

2.    Развивающие: читать стихотворение выразительно, сочинять загадки.

3.    Воспитательные: создавать собственные тексты на основе опорных слов, по аналогии.

Планируемые результаты

Предметные:

      Умение слушать          и          читать стихотворение выразительно.

      Объяснять о чём говорится в данном стихотворении при использовании в нём слов.

      Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Метапредметные:

      Умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.

      Совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра.

      Умение высказывать свое отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнера.

Личностные:

Положительное отношение и интерес к урокам чтения.

Умение соотносить свои жизненные наблюдения с произведениями.

читательскими

Ресурсы урока (оборудование и т.д.): учебник, доска, компьютер, презентация, раздаточны

й мат

ериал.

 

План урока

 

 

 

Этапы урока

Методы

 

Время

 

Организационный момент

Словесный

 

1 мин

 

Речевая разминка

Словесный, практический, наглядный

 

5 мин

 

Актуализация знаний

Практический, словесный, наглядный

 

7 мин

 

Формирование целей и темы урока

Словесный

 

3 мин

 

Изучение нового материала

Словесный, практический

 

10 мин

 

Физкультминутка

Словесный

 

1 мин

 

Закрепление изученного материала

Словесный, практический

 

15 мин

 

Итог

Словесный

 

2 мин

Рефлексия

Словесный

 

1 мин

 

 

Эскиз доски

 

 

 

3 октября.

Классная работа.

 

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, дети. Садитесь. Посмотрите, по небу плывут облака. Они необычные.

 

 

(Рис 1)

Слушают учителя.

 

 

Почему они необычные, как вы думаете?

У них различная мимика.

Какое у них настроение?  

Дети определяют настроение облаков.

А какое настроение у вас? Покажите.

Мимикой показывают свое настроение. (радостное, грустное, безразличное)

Я рада, что у большинства хорошее настроение. А теперь, давайте начнём работу.

Слушают учителя.

Речевая разминка

Чтение чистоговорки с вопросительной интонацией, восклицательной и спокойно. Сейчас я вам прочитаю чистоговорку, после чего читаю одну строчку, а потом читаем вместе.  

 

 

Слушают учителя.

 

 

(Рис 2)

 

А сейчас читаем скороговорку с вопросительной интонацией, сначала читаю я, потом читаем вместе. (Рис 2)

Слушают учителя и читают вместе чистоговорку.

Теперь я читаю с восклицательной интонацией, потом читаем вместе. (Рис 2)

Слушают учителя и читают вместе чистоговорку.

Внимание, дальше я читаю скороговорку в обычном темпе, потом читаем вместе.

 

 

(Слайд 3)

Слушают учителя, потом читают вместе.

Теперь читаю скороговорку по слогам, затем читаем вместе.

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя и потом читают вместе.

 

 

(Слайд 4)

 

Теперь читаю чуть быстрее, а потом вместе.

 

В ночной тиши у шалаша

Чуть слышен шорох камыша.

Слушают учителя и читают вместе.

Кто может прочитать скороговорку ещё быстрее? (по одному)

Начинают по желанию читать скороговорку.

Актуализация знаний

Вы все молодцы. Итак скажите мне, пожалуйста, с чем мы с вами знакомились на прошлом уроке?

Со стихотворением.

А что такое стихотворение по вашему мнению? Как определить этот тип жанра?

Главной особенностью стихотворения является ритм, содержание и само звучание слов несут определённый смысл, рифма, стихотворная форма предполагает написание рядов в столбик.

Ребят, а о каком времени года шла речь в стихотворениях?

О весне.

А какие месяца весны вы знаете?

Март, апрель, май.

Внимание на доску, весна приготовила задание. Прочитайте каждое слово справа налево.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Голубенький, чистый  Подснежник – цветок!

 

 

(Слайд 5)

 

Итак, следующие строчки. Прочитайте.

 

 

(Слайд 6)

Плакала снегурочка, Зиму провожая.

Дальше.

 

 

(Слайд 7)

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

 

Давайте с вами с помощью учебника теперь определим, из какого стихотворения данные строчки. Страница 66-67.

Открывают учебник, ищут строчки.

Откуда первые строчки? Кто автор данного стихотворения?

Голубенький, чистый  Подснежник – цветок!

Стихотворение «Весна». Автор А. Майков.

Откуда вторые строчки и кто автор? Плакала снегурочка, Зиму провожая.

Стихотворение «Подснежники». Автор Т. Белозёров.

И последние строчки и кто автор?

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

Стихотворение «Апрель». Автор С. Маршак.

                                                                                                                                                 Формулировка темы и целей урока

Отгадайте загадку, и вы узнаете название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке.

 

Бегу я, как по лесенке, По камешкам звеня. Издалека по песенке Узнаете меня.

Слушают стихотворение.

Как вы думаете, что это?

Ручей.

Что такое ручей? В какое время года появляется много ручьёв?

Небольшой водный поток. Весной.

Молодцы! Как вы думаете о чём будет стихотворение?

О весне.

А какие слова вы можете подобрать к названию стихотворения? 

Звенит, птицы, шум, льется, журчит и т.д.

Внимание на доску. Какие чувства вызывает у вас эта картина?

 

 

(Слайд 8)

Чувство спокойствия, чувство радости и т.д.

 

Верно, картина вызывает радостные чувства, так как чувствуется по ней, приближение весны, это видно по тому, как почти растаяла речка, видна уже золотистая трава и деревья по чуть-чуть начинают одеваться в листья.

Слушают учителя.

А теперь, чтобы узнать, как звучит сегодняшняя тема нашего урока вам предстоит разгадать ключ. Смотрим на доску.

 

 

(Слайд 9)

Разгадывают ключ.

Какая тема?

Стихи и загадки.

Правильно. Мы сегодня с вами познакомимся со стихотворением писателя И. Токмаковой и с известным вам уже жанром, загадки.

Да, мы будем работать с русскими народными сказками.

Какие цели мы можем поставить перед собой?

Прочитать стихотворение И. Токмаковой, понять в чём его смысл и проанализировать, также прочитать загадки и понять о чём говорится в ней.

Изучение нового материала

Открыли учебник, страница 68. Я начну читать вам стихотворение, вы внимательно меня слушаете и следите, я могу остановиться и попросить продолжить чтение. Итак, «Ручей». (учитель читает стихотворение ученикам)

 

Бежал ручей по камешкам,

Бежал, бежал, бежал…

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал…

То снова он помчался вскачь,

То будто бы уснул…

Слушают учителя.

 

 

 

 

Увидел речку – прыг туда И сразу утонул!

 

Понравилось ли вам стихотворение?

Да (нет).

О чём данное стихотворение?

О ручейке и весне.

Кто автор?

И. Токмакова.

Прислушайтесь к ритму повторяющихся слов, и вы почувствуете, как звонко и весело звучит ручей.

Бежал ручей по камешкам, Бежал, бежал, бежал…

 

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал…

Слушают строчки стихотворения.

Как звучал ручей? Какие слова помогают почувствовать, как журчит ручей? Найдите и прочтите их.

Бежал, лежал, помчался вскачь, уснул, прыг туда, утонул.

Как вы понимаете слово вскач?

Ехать или бежать скачками, очень быстро.

Какие слова нам помогают определить, что в данном стихотворении говорится о весне?

Ручей, по камешкам бежал, глубокая лужица, речка.

Молодцы! Зачитайте подчеркнутые слова. Как эти слова  помогают представить веселый ручей?

Вскач, прыг туда. Они помогают представить весёлый ручей потому что значение слово вскач – это бежать скачками, быстро, прыг туда, то есть прыгнуть.

А сейчас я прочитаю это стихотворение ещё раз, выразительно. После чего прошу вас, подготовить выразительное чтение стихотворения «Ручей».

Слушают учителя и готовятся к выразительному чтению, потом читают выразительно.

Теперь я вам прочитаю загадки, а вы постараетесь их отгадать. Внимание на доску.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку.

 

 

(Слайд 10)

 

 

Что же это?

 

Одуванчик.

Кто автор данной загадки?

 

Л. Ульяницкая.

Какие слова помогли догадаться, что это одуванчик?

 

Фонарик золотистый, превратился в пух и т.д.

Следующая загадка.

 

 

(Слайд 11)

 

Находчивость, ум.

Кто скажет, что это?

 

Ромашка.

Кто автор данной загадки?

 

Л. Яхнин.

Какие слова вам помогли догадаться, что это ромашка?

 

Стоят сестрички, жёлтый глазок, белые реснички.

 

Физкультминутка

Весной бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз-росой она умылась,

Два- изящно покружилась.

 

Повторяют за учителем.

 

Три- нагнулась и присела,

На цветочек тихо села. (похлопали глазками как крылышками)

 

Закрепление изученного материала

А сейчас мы с вами проверим, кто как запомнил стихотворение «Ручей». Задание 1. На доске закрыты недостающие слова, они представлены в виде картинок. Надо отгадать читая стихотворение каких картинок не хватает. Кто будет готов поднимает руку, и мы проверим.

 

Бежал ручей по ,

Бежал, бежал, бежал… Потом в глубокой

Лежал, лежал, лежал …

То снова он помчался вскачь,

То будто бы Увидел – прыг туда И сразу !

Выполняют задание.

 

Вот вы и разгадали каких картинок не хватает. Задание 2. Теперь, с помощью этих картинок вам нужно безошибочно прочитать стихотворение самостоятельно и выразительно, заменяя картинку словами.

 

Бежал ручей по камешкам,

Бежал, бежал, бежал…

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал…

То снова он помчался вскачь,

То будто бы уснул… Увидел речку – прыг туда

И сразу утонул!

Читают стихотворение заменяя картинки словами.

Задание 3. Работа в парах. Сейчас я вам раздам картинки они все запутаны, вам нужно разбить их на три группки, одни картинки относятся к стихотворению «Ручей» другие картинки относятся к загадкам Л. Ульяницкой и Л. Яхнина.

Делят картинки на три группы.

1 ряд – говорит какие картинки относятся у нас к стихотворению

Ответы учащихся.

 

«Ручей».

 

(Слайд 12)

 

2 ряд – говорит какие картинки относятся к загадке Л. Ульяницкой. 

 

(Слайд 13)

Ответы учащихся.

3 ряд – говорит какие картинки относятся к загадке Л. Яхнина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

(Слайд 14)

 

3 задание. К нам из весеннего леса пришла телеграмма. Наша задача прочитать и найти недостающие слова в стихотворениях о весне из раздела «Апрель, апрель! Звенит капель…».

Слушают учителя.

Продолжите стихотворения:

Травка зеленеет,

Солнышко (блестит) Апрель, апрель!

На дворе звенит (капель)

Плакала снегурочка,

Зиму (провожая)

Голубенький, чистый Подснежник (цветок) В синих лужах плещутся Стайкой (воробьи).

Ответы учащихся.

Молодцы, скажите а вы знаете загадки или пословицы о весне?

Да (нет).

Давайте с вами прочитаем пословицу. 

Апрель с водой, май с травой.

Слушают учителя.

Как вы понимаете данную пословицу?

Что весной сначала вода, питает землю водой, а летом вырастает трава.

Совершенно верно! Задание 4. Работа в группах. Придумайте свою пословицу или загадку о весне. 

Ответы учащихся.

Вы очень хорошо справились с заданиями. Эти аплодисменты вам за хорошую работу.

Слушают учителя.

Итог

С каким стихотворением мы сегодня с вами познакомились?

Стихотворение «Ручей».

 

О чём это стихотворение?

О весне.

Кто автор данного стихотворения?

И. Токмакова.

Что мы ещё с вами делали? Какой жанр произведения разбирали?

Загадки.

Кто написал данные загадки?

У. Ульяницкая, Л. Яхнин.

Какие задания вы сегодня выполняли?

Ответы учащихся.

Рефлексия

Ребята, у вас на парте лежат цветочки разных цветов у каждого.  Поднимите цветочки те, кому сегодня было всё понятно на уроке, и он достиг всех целей.

Тот, кто ничего не понял и не достиг своих целей ничего не поднимает.

Хорошо, я увидела, кому было что-то не понятно, а кому понятно.

Поднимают цветочки.

Вы сегодня молодцы. Спасибо, за урок! До свидания!

 

Список используемой литературы: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [В. П. Горецкий, В. Г., Л. Ф. Климанова,

М. В. Голованова и др.]. 2 – е изд. – М. : Просвещение,2012. – 80 с. : ил. – (Школа России). -  «Литературное чтение», 1класс

 

Конспект урока Технологическая карта

Конспект урока Технологическая карта

Речевая разминка Словесный, практический, наглядный 5 мин

Речевая разминка Словесный, практический, наглядный 5 мин

Здравствуйте, дети. Садитесь

Здравствуйте, дети. Садитесь

Рис 2) А сейчас читаем скороговорку с вопросительной интонацией, сначала читаю я, потом читаем вместе

Рис 2) А сейчас читаем скороговорку с вопросительной интонацией, сначала читаю я, потом читаем вместе

Теперь читаю скороговорку по слогам, затем читаем вместе

Теперь читаю скороговорку по слогам, затем читаем вместе

Внимание на доску, весна приготовила задание

Внимание на доску, весна приготовила задание

Итак, следующие строчки. Прочитайте

Итак, следующие строчки. Прочитайте

Откуда вторые строчки и кто автор?

Откуда вторые строчки и кто автор?

Верно, картина вызывает радостные чувства, так как чувствуется по ней, приближение весны, это видно по тому, как почти растаяла речка, видна уже золотистая трава и…

Верно, картина вызывает радостные чувства, так как чувствуется по ней, приближение весны, это видно по тому, как почти растаяла речка, видна уже золотистая трава и…

Открыли учебник, страница 68

Открыли учебник, страница 68

Молодцы! Зачитайте подчеркнутые слова

Молодцы! Зачитайте подчеркнутые слова

Какие слова помогли догадаться, что это одуванчик?

Какие слова помогли догадаться, что это одуванчик?

А сейчас мы с вами проверим, кто как запомнил стихотворение «Ручей»

А сейчас мы с вами проверим, кто как запомнил стихотворение «Ручей»

Ответы учащихся. «Ручей»

Ответы учащихся. «Ручей»

Л. Яхнина.

Л. Яхнина.

Продолжите стихотворения: Травка зеленеет,

Продолжите стихотворения: Травка зеленеет,

Ребята, у вас на парте лежат цветочки разных цветов у каждого

Ребята, у вас на парте лежат цветочки разных цветов у каждого
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2021