Тема: внутренняя политика России 1725-1762 гг.
Цели:
1. Охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I.
2. Познакомить с переменами в системе центрального и местного управления.
3. Проследить этапы укрепления позиций дворянства.
4. Познакомить с новыми явлениями:
а) в развитии крестьянского вопроса;
б) в развитии мануфактурного производства.
5. Продолжать работу над формированием умений и навыков сравнительного анализа.
Оборудование: карта «Россия в XII В.-1760 гг.».
Основные даты и события:
1726 г. - создан Верховный тайный совет.
1726г. - разрешение дворянам заниматься торговлей и промышленностью.
1727г. - предоставление дворянам права увольнения из армии на 3 года.
1731 г. - передача дворянам права сбора подушной подати с крестьян.
1732 г. - учреждение Шляхетского корпуса, куда принимали дворянских детей для обучения военному делу.
1736 г. - предоставление дворянам права самим определять меры наказания беглым крестьянам.
1736 г. -ограничение службы дворян до 25 лет.
1754 г.-отмена внутренних таможен.
1762-1764 гг. - указы, освободившие дворян от обязательной службы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие: Дорогие ребята, здравствуйте, это же будьте здоровы на свете, здравствуйте – это же долго живите на свете, здравствуйте! Присаживайтесь пожалуйста. Мы начинаем урок истории, меня зовут Ракова Ирина Анатольевна, я работаю учителем истории в 42 км. от г. Сыктывкара, в с. Корткерос.
II. Актуализация знаний по пройденному материалу:
Слово учителя:
Предлагаю вам изучить документы (мини-кейс): и проанализировав их, определить, что их объединяет?
1. В первые 16-17 лет, прошедшие со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной; на нем сменилось пять монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренились, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой - в особенностях той среды, которая управляла делами.
2. ...Почти все правительства, сменявшиеся со смерти Петра I до воцарения Екатерины II, были делом гвардии, с ее участием в 37 лет при дворе произошло 5-6 переворотов. Петербургская гвардейская казарма явилась соперницей Сената и Верховного тайного совета, преемницей московского Земского собора.
Это участие гвардейских полков в решении вопроса о престоле имело очень важные политические последствия; прежде всего оно оказало сильное действие на политическое настроение самой гвардии. Сначала послушное орудие в руках своих вожаков, Меншико-ва, Бутурлина, она потом хотела быть самостоятельной двигатель-ницей событий, вмешивалась в политику по собственному почину; дворцовые перевороты стали для нее приготовительной школой... Политические вкусы и притязания, усвоенные гвардией благодаря участию в дворцовых делах, не оставались в стенах петербургских казарм, но распространились оттуда по всем дворянским углам, городским и деревенским.
3. Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего держав нейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника...
Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные на-шея веры греческого исповедания, також де, то приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1) Ни с кем войны не всчинять.
2) Миру не заключать.
(Дворцовые перевороты)
Проблемный вопрос:
Почему стало возможным подобное явление в России во второй четверти XVIII в.?
(указ о престолонаследии)
Вопросы классу:
От кого зависит благополучие государства? (от правителя). На основании чего мы можем судить об эффективности правления? (на основании деятельности во внутренней политике.)
Вопрос классу:
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
(внутренняя политика в 1725-1762 гг.)
Какие цели можете поставить на урок?
(- изучение внутренней политики каждого из правителей;
- найти общее и различия в их политике; и т.д.)
III. Изучение новой темы:
1. Слово учителя:
Приглашаю вас к работе по обозначенным вами задачам, предлагаю разделиться на группы (четверки) и используя учебник (параграф 22, стр. 156-161) мы заполним таблицу, каждая группа рассматривает определенную область внутренней политики.
2. Самостоятельная работа с учебником: заполнение таблицы.
Область |
Екатерина I |
Петр II |
Анна Иоанновна |
Елизавета Петровна |
Петр III |
Центральное управление |
1 726 г. - создан Верховный тайный совет. Его возглавляла сама императрица.
Ограничены функции Сената |
Стремился свести на нет достижения Петра I. Столицу желал перенести вновь в Москву. |
1730 г. - указ о роспуске Верховного тайного совета.
Создан кабинет министров во главе с Остерманом,
1731 г. - создана Канцелярия тайных розыскных дел.
1735 г. - указ - подпись императрицы была заменена тремя подписями Кабинета министров. |
Упразднен Кабинет министров.
Восстановлены полномочия Правительствующего Сената. Выделены из ведения Сената: иностранные, морские, военные дела.
Восстановлена деятельность коллегий.
Вторая половина 50-х гг. XVIII в. Конференция при высочайшем дворе (т. е. выше Сената). |
Закрыта Канцелярия тайных розыскных дел.
|
Усиление позиций дворянства |
1726 г. - разрешение дворянам заниматься торговлей и промышленностью.
1727 г. - предоставление дворянам права увольнения из армии на три года |
«Ставка» на старую боярскую аристократию.
|
1731 г. - передача дворянам права сбора подушной подати с крестьян. 1732 г. - создан Шляхетский ка- детский корпус. куда принима- лись дворянские дети для обуче- ния военному делу. 1736 г. - дворцовая служба была ограничена до 25 лет.
Отмена указа Петра I о единонаследии.
|
1741 г. – все участники переворота, не имевшие дворянского звания звания, получили его вместе с денежными и земельными пожалованиями.
1754 г. - предоставление дворянам монопольного права на винокурение.
1753 г. - учрежден Дворянский банк.
1 754 г. - урежден Купеческий банк.
|
18 февраля 1762 г. - Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству.
|
Политика в отношении крестьянства и казачества |
|
1727 г. – разрешен выбор гетмана |
1734 г. – управление Украиной передавалось Правлению гетманского уряда
1735 г. – повинности в отношении зажиточного украинского казачества сводились к военной службе, а рядовые казаки оказались приравнены к крестьянам.
1736 г. - предоставление права дворянам самим определять меры наказания беглых крестьян. |
1746 г. - указ, запрещающий кому-либо, кроме дворян, покупать крепостных с землей или без земли.
1760 г. - разрешено дворянам ссылать неугодных крестьян в Сибирь. |
|
Изменения в системе городского управления |
|
1727 г. - петровская система городского управления ликвидирована.
Сокращен аппарат управления.
Города стали управляться не магистратами, а воеводами.
Главный магистрат упразднен, местные магистраты подчинялись воеводе.
Власть воеводы стала единоличной. |
|
|
|
3. Анализ полученных данных
4. Проверка: учащиеся сверяют полученный результат с мультимедийной презентацией.
5. Проблемный вопрос:
Давайте попробуем определить, какая область внутренней политики оставалась практически неизменной и почему?
(усиление позиций дворянства и политика в отношении крестьянства).
Слово учителя:
Каждый из правителей улучшая жизнь дворянства издавал указы и манифесты, последним в этой череде становится «Манифест о вольности дворянства», датируемый 18 февраля 1762 г. Предлагаю вам познакомиться с этим документом и ответить на вопрос:
Какие из приведенных привилегий дворяне получили впервые именно по этому манифесту?
6. Работа с документом: стр. 161-162 (работа в парах)
(освобождал дворян от обязательной военной службы)
7. Проверка выполненного задания
Слово учителя:
А теперь, попробуйте представить себя правителем и составьте свой Манифест в отношении дворянства, в любой приемлемой для вас форме: это может быть стихотворение, сказка или официальный документ.
8. Проверка выполненного задания
Слово учителя:
Я думаю, у каждого из вас получился великолепный манифест, но к сожалению ограниченность времени нам не позволяет заслушать все ваши работы. Не смотря на это, хочу каждому из вас, в память о нашем уроке вручить грамоту по номинации: «самому искусному, справедливому и щедрому правителю».
IV. Рефлексия:
- Какие формы работы на ваш взгляд были интересными?
- Что вызвало затруднение?
V. Оценки за урок. (по итогам , подведенным на листе оценивания)
VI. Домашнее задание: читать параграф 22, вопрос 5 к параграфу.
1. Соотнесите имена самодержцев и годы их правления:
а) Иван Антонович;
б) Анна Иоанновна;
в) Петр II;
г) Петр III;
д) Елизавета Петровна;
е) Екатерина I;
ж) Екатерина II.
1) 1730-1740 гг.;
2) 1740-1741 гг.;
3) 1761-1762 гг.;
4) 1762-1796 гг.;
5) 1725-1727 гг.;
6) 1741-1761 гг.;
7) 1727-1730 гг.
а-2; 6-1; в-7; г-3; &-6; е-5; ж-4.
2. Соотнесите самодержцев и их деятельность:
а) Петр III;
б) Екатерина I;
в) Анна Иоанновна;
г) Елизавета Петровна.
1) создан Верховный тайный совет;
2) создан Кабинет министров;
3) возникла конференция при высочайшем дворе;
4) открыт Шляхетский кадетский корпус;
5)Манифест о вольности дворянской;
6) Указ о праве помещиков ссылать крестьян в Сибирь на поселения;
7) Указ о прикреплении рабочих к фабрикам и заводам и о даровании фабрикантам права ссылать рабочих в дальние города и на Камчатку;
8) отмена внутренних таможенных пошлин и мелочных сборов.
а~5;б-1;в-2,4, 7; г-3, 6,8. 3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.