Тема- О частях речи. Сказка о падежах. Этимология названий падежей.
Цель-Закрепить знания о частях речи и падежах.
Задачи:1) Закрепить знания о частях речи и падежах через стихотворения, беседу, задания.2)Развивать умения выполнять задания по теме, различать падежи и части речи.3)Воспитывать внимание, мышление, память.
Оборудование-карточки, раздаточный материал.
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь.
2.Сообщение темы.
-Что такое грамматика? Грамматика – это наука является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке...
Распределите на группы.На доске написано.
чертить славный красишь пароходы шерстяные кубик лазурное спит тлеть
-Что получилось?(Части речи)
Именительный
Есть
Кто? Что?
Родительный
Нет
Кого? Чего?
Дательный
Дать
Кому? Чему?
Винительный
Винить
Кого? Что?
Творительный
Доволен
Кем? Чем?
Предложный
Думаю
О ком? О чём?
-Что это?
ПАДЕЖ - это грамматическая форма, выражающая отношение данного существительного к другим словам в предложении.
_О чем будем говорить?
Физминутка
3.Закрепление .
Устная работа
Образец: хитрая, рыжая, красивая …. (лиса)
____________________________________(сковорода)
____________________________________(заяц)
____________________________________(полотенце)
____________________________________(дерево)
____________________________________(ёж)
-Отгадайте ягоду, записано на доске.
НИКЛУБКА
СОНОДАРМИ
ЛАНАИМ
СНИБРУКА
МЕНКАЗИЛЯ
-Подберите синонимы.Устно.
Задира – забияка
Лентяй – лодырь
Притворный – лживый
Дрожать – трястись
Жаркий – знойный
Мокрый – сырой
Вежливый – внимательный
Грустить – унывать
Воровать -красть
СКАЗКА О ПАДЕЖАХ
Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
А я падеж Родительный
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
Я называюсь Дательным,
Работаю старательно.
КОМУ отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
А я Винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого назвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
А я Творительный падеж
Исполнен всяких я надежд.
Творите! – Чем? Творите! - С кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
А я падеж Предложный,
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?
Ах да, нужны предлоги:
Без них мне нет дороги.
Тогда смогу я рассказать,
О чем мечтать и в чем гулять.
У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких друзей,
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
ЭТИМОЛОГИЯ НАЗВАНИЙ ПАДЕЖЕЙ
Именительный — начальная форма для наименования предметов ("имя" предмета).
Родительный — буквально "полученный с рождения", потому что родительный падеж без предлога при существительном очень часто обозначает лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца).
Дательный — от слова "дать" — название адресата, то есть имя лица, которому дают.
Винительный — объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу). "Вина" — "причина" (в старославянском языке).
Творительный — от глагола "творить", так как одним из основных его значений является значение орудия действия (резать ножом).
Предложный — название введено М. Ломоносовым; этот падеж употребляется с предлогами.
1. Включите данное слово в предложения в нужных падежах.
Учительница велела мне просклонять слово ПОДОРОЖНИК. Я отвечаю ей так, как меня раньше учили…
И. – Около тропинки рос ________________. Р. – Мы увидели в траве листья __________________. Д. – Мы подошли к ___________________. В. – Мы сорвали __________________. Т. – Мы вернулись домой с ____________________. П. – Ведь мы знаем о _________________, что он целебная трава.
2.Вставьте пропущенные буквы в словах и надпишите падеж существительных.
Дар з.мли, радоваться д.ждю, улыбка в.сны, дов.рять людям, повт.рил ошибку, встр.чаться с другом, под.рил фиалку, пахнет гр.бами, спрятался в тр.ве, зацвёл в с.ду.
3.В каком падеже стоят выделенные слова?
1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный ПРУД.
2. ОСЕНЬ рощи подожгла.
3. Замела седая ВЬЮГА поле снежным полотном.
4. Льёт в окошко зимний месяц золотистый СВЕТ.
5. МЯТА луговая уронила цвет.
6. Ночь на миг ДЫХАНЬЕ задержала.
7. Сердце гложет и тревожит тайная ДОСАДА.
8. Щекочет ГУБЫ чьё-то имя.
9. Вальсы играет ГАРМОНЬ вдалеке.
10. Осенний ДОЖДЬ размыл мой свежий след.
11. ДОМИК наш одноэтажный опоясали ручьи.
12. Метнула туча огненные КОРНИ.
Беседа о падежах имён существительных
Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой. Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод.Именительный – имя предмета – начальная форма наименования. Родительный буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры и т.п.). Дательный – от слова «дать», так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку). Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина», в семантике (происхождении) которого в древнерусском языке было также значение «причина».Творительный – связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так М.В. Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным.)
Итак, в русском языке шесть падежей. В других языках мира иначе. В немецком, например, их только четыре, а у финнов насчитывается целых пятнадцать! Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А ваша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
4.Итог урока.
-Какая тема урока была?
-Какие интересные задания выполняли?
-Что узнали о частях речи и о падежах?
НИКЛУБКА
СОНОДАРМИ
ЛАНАИМ
СНИБРУКА
МЕНКАЗИЛЯ
1.Включите данное слово в предложения в нужных падежах.
Учительница велела мне просклонять слово ПОДОРОЖНИК
И. – Около тропинки рос ________________. Р. – Мы увидели в траве листья __________________. Д. – Мы подошли к ___________________. В. – Мы сорвали __________________. Т. – Мы вернулись домой с ____________________. П. – Ведь мы знаем о _________________, что он целебная трава.
2.Вставьте пропущенные буквы в словах и надпишите падеж существительных.
Дар з.мли, радоваться д.ждю, улыбка в.сны, дов.рять людям, повт.рил ошибку, встр.чаться с другом, под.рил фиалку, пахнет гр.бами, спрятался в тр.ве, зацвёл в с.ду.
3.В каком падеже стоят выделенные слова?
1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный ПРУД.
2. ОСЕНЬ рощи подожгла.
3. Замела седая ВЬЮГА поле снежным полотном.
4. Льёт в окошко зимний месяц золотистый СВЕТ.
5. МЯТА луговая уронила цвет.
6. Ночь на миг ДЫХАНЬЕ задержала.
7. Сердце гложет и тревожит тайная ДОСАДА.
8. Щекочет ГУБЫ чьё-то имя.
9. Вальсы играет ГАРМОНЬ вдалеке.
10. Осенний ДОЖДЬ размыл мой свежий след.
11. ДОМИК наш одноэтажный опоясали ручьи.
12. Метнула туча огненные КОРНИ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.