Урок подготовки к ОГЭ в 9 классе
Тема урока: Комплексный анализ текста
Работа по отрывку произведения Ю. Яковлева «Сердце земли»
ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, словесный, наглядный, деятельностный
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к художественному стилю.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к матерям, воспитание чувства уважительного отношения к ним, чувства сыновней благодарности близким людям, умение вовремя осознать свои ошибки.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ:
1. Систематичность и последовательность обучения. Объединение в систему всех знаний учащихся на данном этапе изучения курса русского языка (организация контроля с учетом внутренних связей, существующих в структуре проверяемых знаний и умений; разбор слов по составу как основа систематизации изученного по морфемике; систематизация изученного по морфологии; синтаксический разбор предложения как основа систематизации изученного на данном этапе синтаксиса простого и сложного предложения).
2. Доступность (контроль базовых знаний и умений).
3. Индивидуализация обучения (учет психологических типов восприятия материала учащимися, а также качественных и количественных характеристик словарного запаса учащихся, дифференциация дидактического материала к заданиям).
4. Научность (опора на основные виды орфографической памяти).
5. Связь теории с практикой (организация процесса формирования орфографических умений на уровне слова, словосочетания, предложения).
ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ:
1. Структурно-семантический (задания на выяснение классификационных признаков разных частей речи).
2. Нормативно-стилистический (приведение доказательств принадлежности текста к художественному стилю).
СТРУКТУРА УРОКА:
1. Организационный этап.
2. Этап проверки домашнего задания.
3. Этап работы с текстом.
4. Этап всесторонней проверки знаний (выполнение тестов).
5. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
6. Подведение итогов урока.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:
1. Устный и письменный.
2. Фронтальный, групповой, индивидуальный.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, компьютер, экран, звуковые колонки, презентация к уроку, дидактические материалы и приложения, распечатанные по количеству учеников в классе, конспект занятия, видеоролики.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, уважаемые юноши и девушки, здравствуйте, уважаемые гости. Я рада приветствовать Вас на уроке комплексного применения знаний, умений и навыков по русскому языку и литературе в рамках подготовки к основному государственному экзамену (слайд №1)
Сегодня
я хочу вам рассказать старинную легенду, услышанную писателем Анатолием
Маркушей, а вы, ребята, попробуйте определить, над чем же нам предстоит
работать, о чём будем говорить на уроке.
Было у матери трое сыновей. Двое – дети как дети, а третий вырос и стал
негодяем. И почему он стал таким, никто не мог объяснить. И хотя третий сын был
очень плохим человеком, мать любила и жалела его… И случилось так, что после
долгого отсутствия негодный сын заявился домой и стал безобразничать и обижать
свою мать. В своих бесчинствах он зашел так далеко, что сбежались соседи и
стали укорять и срамить его, пытались напомнить, сколько добра сделала для него
его мать и сколько нанесенных ей обид простила. Но не внял негодный сын словам
людей, не унялся, а стал грозить, что убьет мать, если соседи не замолчат и не
уберутся по своим домам. Никто не поверил ему: как это можно – убить родную
мать? И не ушли.
Тогда он вбежал в дом и действительно убил мать, а чтобы привести в трепет и
покорность окружающих, выбежал из дома на улицу с кровоточащим материнским
сердцем в руках… Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из
окровавленных рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и
оцепеневшие от ужаса люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим голосом
матери: “Ты не ушибся, сынок? Тебе не больно?”
(обучающиеся высказывают свои предположения)
2. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-В делах научных всё требует проверки и доказательств. Проверим правильность ваших догадок на языковом материале: Издревле в русских семьях воспитание детей лежало на женских плечах - это отмечается в устном народном творчестве через пословицы и поговорки.
- Работа в парах: соедините части пословиц (слайд№2)
Материнская молитва при матери добро
Нет лучшего дружка на дне моря достанет
При солнышке тепло чем родная матушка
Всё купишь а младенец матери
Птица радуется весне а отца и мать нет
- Ребята, как вы понимаете смысл поговорки: «Материнская молитва со дна моря достанет?"
-От чего же зависит счастье человека? (слайд№3)
- Итак, вы правы, мы сегодня будем говорить о маме, о бережном отношении к ней. А поможет нам замечательный писатель Юрий Яковлев, рассказ которого "Сердце Земли" вы прочитали дома. Приложение№1 Мы сегодня будем работать с отрывком из этого рассказа Юрия Яковлева (слайд №4). Сам писатель определял его жанр «поэма в прозе».
3.УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ + ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛНОСТЬ
- Что мы знаем о писателе Ю.Яковлеве? (дома 1 ученик подготовил выступление, краткое сообщение о писателе Ю.Яковлеве) - слайды № 6-9
Примерное выступление:
Я детский писатель и горжусь этим званием. Я люблю своих маленьких героев и своих маленьких читателей. Мне кажется, что между ними нет границы, и я как бы одним рассказываю о других. В детях я всегда стараюсь разгадать завтрашнего взрослого человека. Но и взрослый человек для меня начинается с детства. ( Ю. Яковлев)
Юрий Яковлевич Яковлев родился в Ленинграде в семье служащих. В 1940 году ушел в армию, и шесть лет Яковлев служил в армии, был зенитчиком, защищая Москву. Позднее он напишет мужественные и скорбные рассказы о войне: «Там, где стояла батарея», «Зимородок», «Сретенские ворота», «Тяжелая кровь». И в этих рассказах меньше всего говорится о боях и снарядах. Везде речь идет о человечности, о мужестве поступков и о трудном нравственном выборе: не смог друг убитого на войне солдата окончательно добить его мать известием о гибели сына («Сретенские ворота»). Не мог «мальчик с коньками» бросить умирающего человека, бывшего солдата, которому стало плохо на улице, хотя человек был незнакомый, а мальчик очень торопился на каток.
В Литературный институт Юрий Яковлев пришел в солдатской шинели и окончил его в 1952 году. Ко времени окончания института он был уже автором нескольких поэтических сборников, членом Союза писателей. Прозаиком Юрий Яковлевич стал в 1960 году, написав рассказ «Станция Мальчики».
Сюжеты его рассказов - знакомые эпизоды из жизни подростков. Герои - мальчишки (нередко и девочки) - «рыцари», правдоискатели («А Воробьев стекло не выбивал», «Всадник, скачущий над городом», «Рыцарь Вася», «Собирающий облака»). После «Рыцаря
Васи» я прочитала и другие не менее человечные рассказы, но мальчик Вася, этот неуклюжий мечтатель, остался в моей памяти.
Рассказы Юрия Яковлева обращены не только к детям. В своих произведениях он осуждает бестактное отношение взрослых к первой любви («Гонение на рыжих»), жестокость по отношению к животным («Он убил мою собаку»).
Очень много у писателя произведений о взаимоотношениях человека и животных. Он решительно проводит прямую линию от отношения человека к живой природе, к его характеру и душевным качествам. Писатель уверен, что доброта по отношению к живому существу и мужество - понятия одного ряда.
Любимый жанр писателя - рассказ. Но он написал и сказку «Старый трамвай», где доживающий свой век трамвай, когда в этом есть нужда, один, без помощи вагоновожатого, отвозит людей туда, куда им обязательно нужно попасть. Были в его творчестве и публицистические произведения («Саманта»). Написаны сценарии к 15 полнометражным фильмам и к мультфильмам «Умка», «Белая шкурка», «Бабушкин зонтик».
Герои Ю.Я.Яковлева – разные по возрасту и характеру, душевным наклонностям и увлечениям. Но их роднит одно – они не могут и дня прожить без дела, не могут равнодушно пройти мимо горя другого человека, всегда готовы ринуться в бой за справедливость и доброту. Изображая своих героев в разных жизненных ситуациях, писатель напоминает о том, что нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, что нужно с детства готовить себя к «звёздному мигу» человеческой жизни. Он внушает святые понятия любви, дружбы, товарищества, помогает нам познать законы честности и справедливости. Поэтому нужно читать произведения Ю.Яковлева.
Слово учителя о писателе Ю.Яковлеве
Да, Ю.Я. Яковлев – детский писатель. Задумываясь о детях, автор размышляет о будущем, о детской радости, о детском горе, о воспитании трудом, красотой, о важности примеров бескорыстия, благородства, о духовном здоровье. Писатель опирается на действительные эпизоды, случаи, происшествия, на все, к чему пристально присматривается и чутко прислушивается.
С детства и до последних дней он был привязан к матери. В годы войны она погибла от голода в блокадном Ленинграде. Последний раз юноша видел ее в 1940 году у воинского эшелона, увозившего его на войну. Матери посвящена поэма в прозе «Сердце Земли». Именно отрывок из этого произведения я взяла для работы на сегодняшнем уроке.
Чтение отрывка учителем (тексты на партах у всех учащихся). Приложение 2
Вопросы по тексту
- Как можно озаглавить текст? (Прости меня, мама)
- Определите одну из проблем текста (проблема позднего раскаяния).
- Как автор актуализирует проблему (вспоминает случай из жизни, свое детство, конец 20-х и начало 30-х годов)
- Что это было за время? (В стране голод: он пришел голодный и усталый – и назидательно требовал, в "один из суровых" дней»)
- Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ (художественный стиль, обилие выразительных языковых средств).
-Как вы понимаете заключительное предложение с обращением «Прости меня, родная!» (авторское обращение ко всем нам, чтобы не опоздать, успеть вовремя)
Вопросы по тексту в форме тестовых заданий: (слайды 10-17) (У каждого ученика задания лежат на парте - Приложение 3)
Внимание! Не забывайте заполнять оценочный лист. Приложение 4
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик "шумно ходил по комнате, грохотал стульями, хлопнул дверью и ушёл?»
1. У него болела голова.
2. Получил двойку в школе.
3. Рассердился на мать.
4. Он был голодный и усталый.
2. .В каком (их) предложении (ях) выражена основная мысль автора?
1) 1-5 2) 21-26 3) 27-32 4) 33-37
3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово "хлопнуть" (предложение32).
1) хлопотать 2) демонстративно уйти
3) ударять 4) производить резкие звуки
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора?
1) Нет ничего более жестокого, чем просить у матери хлеба, когда его у неё нет.
2) Когда мама стояла у окна, ее плечи слегка вздрагивали от беззвучных слез.
3) "Золотые дни" не вечны.
4) И тебе станет мучительно больно от своей жестокой несправедливости.
5. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЧУВСТВОВАТЬ (предложение 7) первый согласный звук [в] является непроизносимым.
2) В слове СЛЁЗ (предложение 39) последний звук - [с].
3) В слове БОЛЬШИЕ (предложение 57) мягкость согласного [л] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове ВЛАСТЬЮ (предложение 36) звуков больше, чем букв.
6. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) оглядываясь 2) рассердиться
3) приблизило 4) блестят
7. В каком слове правописание приставки определяется правилом: "Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук"?
1) встал 2) рассердиться
3) зацепиться 4) беззвучных
8. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) озабоченная 2) раненых
3) несчастная 4) мгновенно
Учитель: - Вернёмся к предложениям №47-49 (слайд №18)
Нет, наверное, ни одного человека, который бы не видел иконы Божьей Матери с младенцем. Пречистая Дева обнимает рукою своего сына, смотрит с иконы на мир и молится о каждом из нас (слайд№19)
Давайте отдохнём и полюбуемся иконами Божьей Матери (ролик - нажать на слайд №20, длительность - 02.10 мин.)
Вывод - слайд№21
- Продолжим работу: Задания с кратким ответом (слайды №22 - 30)
9. Замените устаревшее слово "трактам" в предложении 50 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.________________________________
10. Замените словосочетание "сыновья любовь" ( предложение 63), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание._____________________________________________________
11. Выпишите грамматическую основу предложения 60.____________________________________________________________
12. Среди предложений 19-28 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений._____________________
13. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте.
Ты будешь думать о дне своего позора даже после смерти матери, (1) и эта мысль, (2) как незаживающая рана, (3) будет то затихать, (4) то пробуждаться._____________________________________________
14. Укажите количество грамматических основ в предложении 29. Ответ запишите цифрой.________________________
15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью._______________________
Я встал из-за стола,(1) не сказав спасибо. Мало! Я шумно ходил по комнате, (2) грохотал стульями,(3) а мама все стояла у окна. Я подумал, (4) что она разглядывает что-то,(5) и тоже подошел к окну. Но ничего не увидел.
16. Среди предложений 23-30 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.__________________________
17. Среди предложений 47-53 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.__________________________
Дополнительные задания (если позволит время, слайд № 31) Охарактеризуйте предложения:
1. На смену им приходят "суровые дни", когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы.(№7)
2.Она подошла к окну и, не оглядываясь, тихо сказала.(№21)
3. Я подумал, что она разглядывает что-то, и тоже подошел к окну.(№26)
4. Нет ничего более жестокого, чем просить у матери хлеба, когда его у неё нет.(№29)
5.Я никогда не думал, что всё это имеет отношение к моей матери.(№51)
Подведение итогов урока
Вернемся к нашему тексту Ю.Яковлева, поэме в прозе «Сердце земли», посвященной Матери. Она заканчивается так: «Я глажу траву Пискаревского кладбища. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем Земли». Герой приходит на могилу матери, трогает ладошкой. Сердце матери как сердце земли: все чувствует, понимает, может быть, простит.
- Всегда ли мы ласковы с мамами? А мамы как относятся к вам?
- Какой вывод для себя вы сделали, прочитав этот отрывок?
-Сформулируйте правила заботливого и любящего сына (дочери)...Слайд №33
-Вывод (слайд №34)
-Ребята, предлагаю вашему вниманию замечательный ролик о МАМЕ (слайд №35 - нажать на слайд, длительность -03,39 мин.)
- Матери, как наиболее значимой личности в жизни практически каждого человека, посвящено множество произведений искусства.
Художники во все времена обращались к изображению матери, вкладывая в этот образ красоту и гармонию мира, самые возвышенные чувства и всю духовную силу человечества.
В литературе еще М.Горький писал: « Прославим женщину – Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!»
И какие строки о ней создавались во все времена!
-Ученица читает стихотворение Виктора Гина (Гизбургского)
Не
обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите
И ей, стоящей у ворот,
Остановившись, помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно - малыши
И спорить с этим невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь.
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук,
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь.
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
4. РЕФЛЕКСИЯ
-Ребята, я желаю вам быть с матерями такими же внимательными и заботливыми, как они к вам относятся (СЛАЙД№35)
5. ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ (СЛАЙД №36)
Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на одну из тем
«Самый дорогой мой человек»
«Если б не было тебя…»
«При солнышке тепло, при матери добро»
6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ В КЛАССЕ
Настало время подвести итоги. На оценочных листах вы оценивали свои знания. Вашу активность позвольте оценить мне (выставление оценок)
СЛАЙД №37 СПАСИБО ЗА УРОК!
Список использованной литературы
1. Видеоролик с портала «You Tube» http://www.youtube.com/
2. Видеоролик «Мамы», предоставленный ст. методистом кафедры филологии ПК ИРО г. Владивостока Дементьевой Н.В.
3. Юрий Яковлев Книга "Неприкосновенный запас" (Рассказы и повести) Москва,
издательство "Детская литература", 1983г.
4. Юрий Яковлев Рассказ "Сердце Земли"
5. Юрий Яковлев Рассказ "Мама"
Авторский медиапродукт:
· презентация (выполнена в программе Microsoft Office PowerPoint 2003),
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.