Жила Ирина Васильевна
Урок русского языка, 4 класс
Дата проведения |
|
Тема |
Обобщение знаний об имени существительном. |
Модуль |
1. Новые подходы в преподавании и обучении. 2. Обучение критическому мышлению. 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения. 4. Использование информационно- коммуникационных технологий в преподавании. 5. Обучение талантливых и одаренных детей. 6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. 7. Управление и лидерство в обучении. |
Технология |
Проблемно -диалогическое обучение. |
Ссылки, ресурсы |
Презентация к уроку, дополнительный материал для индивидуальной работы в парах и группе, листы самооценки, материал для выполнения проекта, учебник , тетрадь. |
SMART - цель |
К концу урока учащиеся должны обобщить полученные знания о постоянных и непостоянных признаках имени существительного, его роль в предложении через организацию работы в группе и активного взаимодействия друг с другом посредством взаимопроверки |
|
Ученик А: может конкретизировать, обобщать, анализировать материал по теме «Имя существительное», выполнять задания углубленного характера, организует работу в группе Ученик В: может выполнять основные операции по теме «Имя существительное», выполнять задания более низкого порядка Ученик С: имеет представление об имени существительном, может выполнять некоторые операции по теме, выполнять задания низкого порядка |
Задачи |
Образовательная: обобщить знания об имени существительном (общее значение, вопросы, грамматические признаки); закреплять умение выделять существительные в предложении, повторить изученные орфограммы; Воспитательная: формировать понятие о ЗОЖ, воспитывать умение сотрудничать в группах.
Развивающая: развивать критическое мышление, память, обогащать словарный запас учащихся. |
Ожидаемые результаты |
Имеют представление об имени существительном как части речи, знают его грамматические признаки, умеют определять постоянные и непостоянные признаки имён существительных, умеют определять его роль в предложении, применяют полученные знания на практике. |
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||
1. Создание коллаборативной среды. |
- Стоя в кругу " Подари улыбку" Ты улыбкой, как солнышком брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. - Подарите друг другу улыбки. Приятного вам учебного дня. |
Ученики стоят в кругу, выполняют движения, дарят друг другу улыбку и желают успехов в работе на уроке своим одноклассникам. |
|||||||||||||||
2. Вызов А) мотивация к деятельности ( ввод ситуации)
Сформулировать тему урока
Постановка учебных задач
Б) минутка чистописания |
- А начать наш урок я хочу со стихотворения - Знаю я теперь отныне- Есть одно такое имя - Назовет любой предмет И на все нам даст ответ. Это главная часть речи, Обозначает все на свете, Без нее никак нельзя. Её знает вся детвора. - О каком имени идёт речь в стихотворении? - О какой части речи мы будем говорить на уроке? - Сформулируйте тему урока.
- Что мы должны знать? Что мы должны уметь?
Я///яяя ЯБЛОНЯ А) подобрать и записать однокоренные слова, разбор слов по составу Б) составление и запись предложения со словом яблоня, синтаксический разбор. В) Работа с фразеологизмами. Яблоко раздора. Как печёное яблоко. Яблоку негде упасть. – Как называются такие словосочетания? (Фразеологизмы) Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл. - Я желаю вам быть на уроке как рыба в воде, все запомнить, то есть зарубить на носу, работать в паре и группе без ссор и раздора. |
Развитие устной речи.
Формулируют тему урока.
Составляют критерии успешности на уроке. Знать: Уметь: Работа по листам самооценки.
Развитие письменной речи, орфографической зоркости, работа со словарным словом на запоминание.
|
|||||||||||||||
3. Осмысление 1) актуализация знаний
2) учебно -познавательная деятельность (усвоение содержания темы урока) А) подготовительная работа
Б) деление на группы
В) составление Кластера " Имя существительное"
3) интеллектуальные преобразования ( практические тренировочные упражнения)
А) выполнение заданий в группе и паре
Б) индивидуальная работа для групп
В) развитие письменной речи, работа с текстом
Г) творческая работа - проект (интеграция с трудовым обучением)
|
1) АМО " Я всё смогу" - аналитический тест уровня усвоения изученной темы, ориентированный на личностные достижения ребят (подчеркнуть ответ). 1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное? Всегда, не всегда. 2. Уверен (а) ли ты в том, что всегда правильно определишь число имени существительного? Всегда. Не всегда. 3. Испытываешь ли ты трудности в написании имен собственных и нарицательных? Да. Нет. 4. Затрудняешься ли ты в определении рода имен существительных? Да. Нет. 5. Сможешь ли ты определить падеж имени существительного? Да. Нет. 6. Умеешь ли ты определять склонение имени существительного? Да. Нет. - Все ваши затруднения мы сможем устранить в течение урока.
2) АМО " Соотнеси", цель - определить остаточный уровень усвоения материала 1.Имя существительное подлежащее, дополнение 2.Изменяется муж, жен, среднего рода 3.Бывает по числам, по падежам 4.В предложении кто? что? 5. Вопросы часть речи - Рассказать получившиеся правило в парах друг другу и оценивают. - Подготовленный ученик рассказывает об имени существительном. Имя существительное – важная часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдению ученых, существительное появляется в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.
Имя существительное – самая представительная (по количеству слов) часть речи: по данным «Частотного словаря русского языка», из 9 тысяч наиболее частотных слов существительных – 4 тысячи слов, что составляет 44 %, следовательно, это – самая частотная часть речи: почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. - О каких признаках имён существительных говорится в стихотворении? - Деление на группы при помощи разрезных картинок ( 3 группы) – Приступая к работе, вспомним правила работы в группе. Относитесь с уважением к члену группы. Умей каждого выслушать. Не согласен – предлагай. Знайте и четко выполняйте свое задание. Оказывайте друг другу помощь.
- АМО " Кластер" - цель- раскрыть ключевое понятие. - Запишите все, что знаете об имени существительном. - Обмен кластерами и проверка по вспомогательным вопросам- критериям: 1. Что такое имя существительное? 2. Что обозначает имя существительное? 3. На какие вопросы отвечает имя существительное? 4. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного. 5. Какие бывают имена существительные? 6. Как изменяются имена существительные?
Упражнение 1 Записать имена существительные в три столбика по родам. Книга, рубашка, глаз, табун, озеро, болото, дорога, путь, озеро, шапка, орех, ножницы, молоко, листва, строй, затишье. - Какое слово лишнее? Почему?
Упражнение 2 Записать имена существительные, определить склонение. Полотенце, дверь, платье, ручей, молоко, собака, погода, стул, ружьё, сирень, дочь, камень, помощь, поляна, берег, звезда, дедушка, седло.
Упражнение 3 Списать словосочетания, определить склонение и падеж имен существительных, вставить пропущенные буквы. На крыш... избушк ... К ветк.... сирен.... Около окраин.... деревн.... О макушк... яблон... Из берлог.... к рек...
Упражнение 4 " Исправь ошибку" Прочитать стихотворение, найти слова с ошибками, выписать их. Доказать. Как-то рано поутру С другом сели мы в метру. И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне. А вернее, я и ты Без кашны и без пальты. Любит кины детвора, Если в кинах кенгура, Ходит, бродит по шоссу, Носит в сумке шимпанзу. Кенгуру в кафу зашел, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезъян Стал играть на фортепьян. Тут и взрослый, сняв пенснию, Хохотал на всю киню.
Упражнение 5 1 группа Из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы. Найти имена существительные. Указать число, род имен существительных. Объяснить значение пословиц. Кормит, лень, портит, а, труд; Труд, перетрут, терпенье, и, все; почет, рядом, труд, живут, и; 2 группа Списать текст, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, указать падеж имен существительных. Взл…тают кружатся и падают осен...ие лист…я с яблонь в саду. На ветках в...сят красные и спелые яблоки. В...ётся в воздухе тонкая паутинки. 3 группа Составит словосочетания, поставив существительные в нужный падеж. Указать падеж существительного.
Готовились к (отлет), вышел из (лес), кусочек (пирог), остался без (работа), крепость из (песок), плыли по (река), тетрадь (сестра), добежали до (дом).
- Текст рассыпан, детям нужно составить его правильно. Хорошо потрудились. 1) В старом саду дорожки заросли крепким лопухом. Крапива встала густой стеной. Около бочки с дождевой водой поселились лягушки. 2)К бабушке в деревню приехали внуки. Они дружно принялись за работу. От яблони к яблоне прорыли канавку. Теплая вода напоила деревья. Они расправили листочки. Засверкали на ярком солнышке яблочки. Настоящее сражение шло с сорняками. 3)Прошло несколько дней. Вечером в саду под старой липой собралась вся семья. Душистый запах от пирогов разносился по всей местности. - записать вторую часть текста- основную, выполнить синтаксический разбор предложений. 1 группа - 3предложение 2 группа - 6 предложение 3 группа - 4 предложение
- Дети работают самостоятельно в группе, выполняют ветку яблони из цветных салфеток. План работы: 1. Изготовление цветов из двух видов салфеток (складывание) 2. Прикрепление цветов к ветке. 3. Оформление ветки листочками. - Выставка работ. |
Самостоятельная работа.
Критерии оценки 6 ДА - я всё знаю 5 ДА - я могу не всё 4 ДА - мне нужна помощь одноклассников
Учащиеся работают в парах, проверяют себя по образцу. Критерии: 5 правильных - 3 балла 4 правильных -2 балла 3 правильных - 1 балл Менее 2 - 0 баллов (заполняют лист самооценки)
Деление на группы, выбор лидера группы и т.д., повторяют правила работы в группе.
Учащиеся работают в группе, составляют кластер, обмениваются кластерами по кругу, другие группы формативно оценивают по критериям, лучший кластер защищается, другие вывешиваем на доску.
Формативная оценка другими группами кластеров ( стикеры)
Критерии Все признаки - 5 баллов Указаны не все признаки - 4 балла
Учащиеся работают в группе, паре, сравнивают свою работу с образцом на доске, взаимооценивание.
Учащиеся работают в группе, взаимооценивание.
Составляют схему- помощницу по написанию безударного окончания имени существительного. 1 скл -балда 2скл - стол 3 скл - любовь Самостоятельная работа, проверка в парах, взаимопроверка
Учащиеся находят существительные, которые произносятся неправильно. Эти слова - несклоняемые, они заимствованы из других языков и не адаптированы к нашим правилам.
Выступление представителя от каждой группы. (Каждая группа рассказывает о проделанной работе)
Самопроверка, сравнение с образцом на доске, оценивают друг друга в группе.
Критерии Без ошибок - 5 1-2 ошибки - 4 3-4 ошибки - 3
Самостоятельная работа в группе.
Учащиеся работают самостоятельно в группе, проверка методом "По кругу", оценивают правильность выполнения по критериям и ставят себе оценку. Критерии. 1. Записал без ошибок. 2. Выполнил правильно синтаксический разбор. 3. Определил падеж имён существительных без ошибок.
Учащиеся работают в группе по плану, оценивают себя по критериям (оценка за работу) 1. Работа выполнена аккуратно. 2. Сделал 10-11 цветов 3. Сделал 10-11 листочков 4. Правильно оформил. 5. Записал в тетради 5 существительных, по работе и определил их род.
Учащиеся работают в группах по плану. |
|||||||||||||||
4. Рефлексия |
1) Графический диктант " + или -" – А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант. Я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны – ставите +, если же это утверждение не соответствует истине, ставите «–». 1. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что? + 2. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета + 3. Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. + 4. Имена собственные пишутся с маленькой буквы. - 5. Имена существительные изменяются по числам и падежам. + 6. Изменение имён существительных по падежам называется склонением. + 7. В русском языке шесть падежей. + 8. При склонении имён существительных изменяется только окончание. - 9.Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что?, а неодушевленные – на вопрос кто? - 10. Имена существительные бывают только женского и среднего рода. -
– Кто все понял и запомнил о существительном? – Кто не донца усвоил какие-либо категории существительного? – Что из нашего урока вам понравилось? Почему? АМО «Фразеологизм» или «Пословица» Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами - А теперь узнаем, какую оценку получит каждый за урок. Нужно в таблице закрасить часть, которая относится к имени существительному и вы узнаете свою оценку. |
Учащиеся работают самостоятельно, проверяют себя по критериям Критерии 10 правильных - "5" 9-8 правильных - "4" 7-6 правильных - "3" Менее - "2"
|
|||||||||||||||
5. Контроль и оценка результатов |
|
Учащиеся заполняют лист самооценки, выставляют общую оценку за урок русского языка и отдельно за творческую работу по трудовому обучению. |
|||||||||||||||
6. Д/з |
1. упр. 324, правило 2. составить кроссворд по теме имя существительное 3. написать мини- сочинение " Я - существительное" 4. составить 10 вопросов по теме урока: 5 простых и 5 толстых |
|
Лист оценивания урока русского языка(трудового обучения)
Ф.И. _________________________________________
№ задания |
Название задания |
Баллы |
|
Должно быть |
Заработал |
||
1 |
АМО " Я всё смогу" |
6 |
|
2 |
АМО " Соотнеси" |
3 |
|
3 |
Выполнение практических заданий в группе Нет ошибок 1-2 ошибки 3- 4 ошибки |
5 4 3 |
|
4 |
Индивидуальная работа. Нет ошибок 1-2 ошибки 3- 4 ошибки |
5 4 3 |
|
5 |
Синтаксический разбор предложения. |
3 |
|
6 |
Графический диктант. |
5 |
|
Общая оценка за урок русского языка: |
|
||
7 |
Оценка творческой работы по трудовому обучению " Яблоневая ветка" |
|
Критерии оценивания по русскому языку.
27 - 25 баллов – «5»
24 - 21 баллов – «4»
20 - 17 баллов – «3»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.