Разработка урока по пониманию инвалидности 3 декабря
Этот вариант занятия рассчитан на школьников 10 – 13 лет
из средних классов общеобразовательной школы (5 – 8 классы).
Продолжительность одного занятия: 45 минут.
с формулировками целей и задач упражнений, о которых должен помнить ведущий, чаще всего не сообщая об этом вслух;
с формулировками инструкций, которые ведущий должен давать классу дословно;
с формулировками выводов, которые ведущий должен озвучить;
К разработке прилагаются Методические материалы для ведущего и Дидактические материалы для ведущего.
ОБОРУДОВАНИЕ:
компьютер (ноутбук), подключенный к проектору и звуковым колонкам;
экран для проектора,
небольшой мячик диаметром 10-15 сантиметров или маленькая мягкая игрушка.
Дополнительное оборудование:
половинки листов А4 и ручки по числу участников.
ПОМЕЩЕНИЕ:
в идеальном варианте – это привычное школьникам их классное помещение, в котором парты сдвинуты к стенам, а на освободившемся пространстве дети рассаживаются полукругом, лицом к ведущему и к экрану;
можно сохранить привычную в классе рассадку по партам, но при возможности этого лучше избежать.
АУДИТОРИЯ:
один класс (в идеальном варианте – 20-25 ровесников, обучающихся в одном классе).
ОБЩИЙ ПЛАН УРОКА 3 ДЕКАБРЯ:
(1) Представление ведущих и знакомство со школьниками. – 5 мин
(2) Вступление. – 3 мин
(3) Что мы знаем о людях с инвалидностью? – 4 мин
(4) Вредные стереотипы. – 5 мин
(5) Как мы понимаем инвалидность – что это такое? – 4 мин
(6) Права и возможности людей с инвалидностью. – 7 мин
- право на учебу
- право на работу
- право на спорт
- право на отдых
(7) Доступная среда. – 4 мин
(8) Язык и этикет (культура общения). – 5 мин
(9) Известные люди, про которых мы не знаем, что у них была инвалидность. – 3 мин
(10) Вывод. – 1 мин
Всего – 41 мин (плюс 4 минуты на организационные хлопоты и ответы на вопросы)
(1) – А “Представление ведущих”. (2 минуты)[1]
– Кто мы такие (30 секунд)
(назвать себя по имени или имени-отчеству, можно с фамилией, и НЕМНОГО рассказать о себе, назвав свое образование и свою профессию плюс, может быть, из какого города или области родом)
– Откуда мы пришли (30 секунд)
(какую организацию представляем, из какого города, ОЧЕНЬ КОРОТКО – чем занимается наша Общественная палата)
– Почему мы сегодня к вам пришли (15 секунд)
«Сегодня, 3 декабря, – Международный день инвалидов, который лучше называть Международным днем людей с инвалидностью, О нем мы расскажем сразу после знакомства с вами»
– Что мы будем сейчас делать (30 секунд)
«Сегодня мы проведем с вами урок, посвященный тому какие права и возможности есть у людей с инвалидностью, с какими препятствиями сталкиваются они в своей жизни, что можно и что нужно сделать для совместной и интересной жизни людей с инвалидностью и без инвалидности. Вместе с вами подумаем, что же это такое – инвалидность? и как сделать так, чтобы она не была источником проблем?».
– Как мы будем это делать (30 секунд)
«Мы не хотим, чтобы этот урок показался вам скучным. Это не будет обычная лекция, так как мы хотим, чтобы вы активно участвовали в нашей встрече, и нам очень важно услышать ваше мнение. Поэтому мы будем задавать вам вопросы, но оценок ставить не будем, а отвечать вы будете по своему желанию; сыграем в викторину; и будем отвечать на ваши вопросы»
– «Есть ли к нам сейчас вопросы?» (30 секунд)
(Это обязательно надо спросить в начале, но при этом надо постараться вежливо уйти от необходимости отвечать сразу, чтобы быстро перейти к собственно занятию. Если поступят вопросы по теме, то сказать: «Очень хорошо и интересно. Мы с удовольствием ответим на эти вопросы в ходе нашей встречи»)
(1) – Б “Знакомство”. (3 мин)[2]
Цель:
- стимулировать активность и раскованное поведение школьников;
- наладить первоначальный контакт с аудиторией.
Задача:
- дать возможность каждому ученику представиться.
Инструкция (озвучивается вслух):
«Каждый по очереди берет мячик, называет свое имя и говорит – во что он любит играть; затем передает мячик соседу».
Демонстрация на собственном примере.
(первому взять мячик, сказать «[Иван / Валентина Дмитриевна]. Я люблю играть в шахматы» и передать мячик ближайшему ученику с края аудитории – для этого очень удобна рассадка детей полукругом;
если ведущих двое, то передать мячик второму, а второй ведущий, тоже представившись – «[Ирина / Петр Семенович]. А я люблю играть в шашки», – передаст мячик в аудиторию;
«шахматы» и «шашки» приведены для примера, так как только сам ведущий знает, во что он любит играть – в футбол, в прятки с сыном, с домашним котом и т.п.)
Процесс.
(Так как дети часто начинают повторять тоже самое, что сказали перед ними, то иногда необходимо вежливо переспросить ребенка, который уже третьим или четвертым повторяет предыдущих: «А кроме этой игры, в которую все играют, ты больше ни в какие другие игры не играешь?» и обязательно после ответа сказать этому школьнику «Спасибо! Передавай, пожалуйста, мячик дальше».)
(2) “Вступление”. (2,5 – 3 мин)[3]
► На экране: СЛАЙД № 1 «3 декабря – Международный день людей с инвалидностью»
(для фона, на котором выступает ведущий)
«3 декабря – Международный день людей с инвалидностью.
Этот день установлен Организацией Объединенных Наций не как праздник, а как день для привлечения внимания к проблемам людей с инвалидностью:
- государство должно обеспечить защиту достоинства, прав и благополучия людей с инвалидностью;
- общество должно обратить внимание на преимущества, которые оно получает от участия людей с инвалидностью в политической, социальной, экономической и культурной жизни.
Цель, ради которой был провозглашен Международный день людей с инвалидностью, — полное и равное соблюдение прав человека и участие людей с инвалидностью в жизни общества.
Общественная палата России активно участвует в формировании в обществе дружелюбной среды в отношении людей с инвалидностью.
Для этого мы приходим в школы – рассказать о том, что есть люди, у которых ограничены физические или интеллектуальные возможности, но при этом все они равны. У них такие же права, что и у других людей. Поэтому общество и государство должны предоставить им возможность реализовать свои права.
Нам всем надо понять, что возможности человека ограничены не состоянием его здоровья.
Кстати, людей с неограниченными возможностями вообще не существует!
Наши человеческие возможности ограничены нашим окружением – физическими препятствиями вокруг нас и предвзятым отношением других людей.
Если убрать препятствия (то есть, создать доступную безбарьерную среду) и изменить отношение друг к другу, то тогда совершенно любой человек сможет достичь всего, что захочет.
В России официально зарегистрированное количество людей с инвалидностью 1-й, 2-й и 3-й группы составляет около 9 процентов от всего населения (почти 13 миллионов человек в начале 2014 года – это каждый одиннадцатый житель нашей страны). При этом некоторое количество людей с инвалидностью не попадает в статистику, так как у этих людей нет официальной справки об инвалидности.[4]
Разные люди вполне могут учиться, работать и отдыхать вместе – посмотрите, пожалуйста, сюжет, снятый в московской школе».
► СЛАЙД № 2 «Классное фото»
Демонстрируется видеоролик «Классное фото» (30 сек)
(3) “Что мы знаем о людях с инвалидностью?” (4 мин)[5]
Цель:
- определить для себя, на каком уровне знаний об инвалидности находятся ребята;
- лучше познакомиться с классом (понять для себя – кто активен, кто неактивен, кто лидер, кто шумный, кто непоседливый, кто не слушает и т.п.)
Задача:
- задавать вопросы, строго следуя их порядку, и выслушивать по 1-2 ответа.
(Внимание:
- не надо объявлять «А сейчас мы будем задавать вам вопросы». Закончив «Знакомство», скажите, что вам приятно познакомиться с ребятами, и, без предисловия и без предварительных объяснений, просто начните их спрашивать согласно предложенному ниже Списку вопросов;
- этот Список вопросов нельзя зачитывать с бумажки – это должно выглядеть как естественные вопросы, возникающие в ходе диалога с аудиторией;
- распространенная ошибка начинающих ведущих – попытка задать вопрос своими словами, чтобы он прозвучал естественно и без подглядывания в бумажку; это может увести аудиторию в сторону от темы урока и без опытного со-ведущего будет очень трудно вернуться к теме урока без потери времени (которого очень мало!); вопросы и их порядок надо выучить наизусть;
- лучше подглядеть в свою шпаргалку, чем на ходу сочинять свой вопрос – на этом этапе НЕ ПРИДУМЫВАТЬ ДРУГИХ ВОПРОСОВ;
- если у аудитории нет ответа, а ваша подсказка не помогает, то КОРОТКО ответьте сами и задайте следующий вопрос;
- в зависимости от ответов, можно пропустить какой-то вопрос (например, №6 или №7 особенно, если в ответах на предыдущие вопросы уже прозвучали ответы на вопросы, которые вы еще не успели задать);
- нельзя перепрыгивать в списке вопросов вперед, а потом назад (очень важен порядок вопросов, и НЕЛЬЗЯ задавать сначала, например, вопрос №5, а потом вопрос №4; если какой-то вопрос пропущен, то к нему не надо возвращаться при опросе! можно дополнить потом при подведении итога, пользуясь материалом, изложенным в сносках 6, 7 и 8);
- надо поправлять ответы, если школьники используют некорректные выражения[6], без подробных объяснений на этом этапе.)
Список вопросов:
1. У кого из вас есть знакомые люди с инвалидностью (родственники, соседи, друзья)?
2. Встречали ли вы людей с инвалидностью? Если «да», то где?
3. Как вы думаете, сколько людей с инвалидностью живет в нашем городе?[7]
4. А какие они бывают?[8]
5. А отчего становятся инвалидами?
6. В каком возрасте у человека может появиться инвалидность?
7. А каких инвалидов больше – пожилых или молодых?[9]
8. Как вы думаете, как люди относятся к инвалидам?
9. А как вы сами относитесь к людям с инвалидностью?
(4) “Вредные стереотипы”. (5 мин)[10]
► СЛАЙД № 3 «Почему мы жалеем людей с инвалидностью?»
(заголовок этого слайда озвучивается ведущим, как приглашение к диалогу)[11]
Вопрос в аудиторию:
Какое противоречие видите вы на этой картинке?
► СЛАЙД № 4 «Стереотипы окружающих не дают человеку с инвалидностью жить нормальной жизнью»
(5) Как мы понимаем инвалидность – что это такое? (4 мин)
► СЛАЙДЫ №№ 5–8[12]
(6) Права и возможности людей с инвалидностью. (7 мин)
А) право на учебу
Б) право на работу
В) право на спорт
Г) право на отдых
► СЛАЙДЫ №№ 9 – 30
ВНИМАНИЕ:
бОльшая часть этих слайдов демонстрируется секунд по 5-6 «в режиме ручного слайд-щоу», иллюстрируя перечисление ведущим того, что делают люди с инвалидностью, например, «Используя соответствующие технические приспособления из области специального спортинвентаря, например, специально сконструированные спортивные коляски или спортивные протезы, молодые и пожилые люди с инвалидностью могут бегать, играть в баскетбол, фехтовать, играть в регби, в большой теннис и прочее».
Остановиться на СЛАЙДЕ № 20 «Экстрим», демонстрируя видеоролик, со следующими словами «Среди активных людей с инвалидностью, увлекающихся спортом, точно также, как и среди спортсменов без инвалидности, есть и свои экстремалы. Посмотрите, пжл, на этого юношу и, как в таких случаях говорится, не пробуйте повторить это самостоятельно»
При обсуждении того, как люди с инвалидностью отдыхают, также быстро переключать СЛАЙДЫ №№ 21–30, говоря аудитории: «Вот кто-то увлекается рыбалкой; кто-то серьезно занимается альпинизмом; кто-то просто любит фотографировать; это скалолаз, которому отсутствие ног – не помеха, так как у него есть возможность использовать современные высокотехнологичные протезы; вот девушка на других современных спортивных протезах бегает на утренней зорьке по морскому пляжу; а вот девочка на инвалидной коляске в компании няни или соседки катается на детских качелях, специально оборудованных для таких детей (а рядом обычные качели для остальной детворы); эта пара репетирует бальный танец; а эта пара выступает на соревновании по спортивным танцам».
► СЛАЙД № 31 «Равные права»
Демонстрируется видеоролик «Равные права (версия для ТВ)» (30 сек)
(7) Доступная среда. (4 мин)
► СЛАЙДЫ №№ 32 – 34
► СЛАЙД № 35 «Дорога в школу: звуковой светофор»
Демонстрируется видеоролик «Дорога в школу» (15 сек)
► СЛАЙД № 36 «Каникулы: субтитры»
Демонстрируется видеоролик «Каникулы» (15 сек)
Так как видеоролики «Дорога в школу» и «Каникулы» очень короткие, то каждый из них можно повторить, если дети не поняли сразу, что им показали (с объяснением, например, «Ворона в этом мультике символизирует звуковой светофор – незрячий мальчик не может перейти дорогу, когда не знает какой свет показывает светофор на переходе»)
(8) Язык и этикет. (5 мин)
► СЛАЙДЫ №№ 37 – 39
(9) Известные люди. (3 мин)
СЛАЙД № 40 можно пропустить или озвучить список
Или можно озвучить только часть списка:
русский генерал-фельдмаршал
Михаил КУТУЗОВ (1745 – 1813),
немецкий
композитор и пианист
Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770 – 1827),
американский президент
Франклин РУЗВЕЛЬТ (1882 – 1945),
английский ученый-физик
Стивен ХОКИНГ (род. 1942 г.),
шестикратный паралимпийский
чемпион, Заслуженный мастер спорта России
Сергей ШИЛОВ (род. 1970 г.),
российская певица
и общественный деятель, Заслуженная артистка России
Диана ГУРЦКАЯ
австралийский
общественный деятель
Ник ВУЙЧИЧ (род. 1982 г.)
При озвучивании списка вопросы для аудитории:
«Вы слышали про этих выдающихся людей?»
«А вы знаете, что, с медицинской точки зрения, все они – инвалиды 1-й группы?»
► СЛАЙДЫ №№ 41 – 47
(10) Вывод.[13] (1 мин)
Скачано с www.znanio.ru
[1] Если урок начался вовремя, а ведущие заранее продумали все свои слова и говорят без запинки, то Представление может уложиться в 1,5 – 2 минуты, но вместе с рассадкой школьников в классе начало урока может отнять и больше 5 минут.
Надо предупредить администрацию школы и педагогов, что ведущего не надо представлять перед аудиторией: 1) будет лучше, если ведущий (или ведущие) представится детям сам; 2) это сэкономит время, которого катастрофически не хватает.
[2] Это упражнение может занять и больше 5 минут, но опытные ведущие укладываются и в 2-3 минуты.
[3] Этот текст – для школьников средней и старшей школы (10-16 лет) и для педагогов школы.
Над тем как передать это понятными словами для младших школьников 7-9 лет – см. Дидактические материалы для ведущего.
[4] По последним данным ООН (17.09.2013), люди с инвалидностью составляют до «15 процентов населения мира, — это 1 миллиард человек».
[5] В обычной программе «уроков доброты», рассчитанной на 4 или 5 занятий, это упражнение занимает от 8 до 15 мин, но при одном уроке мы искусственно стараемся сократить время до 4 минут, жертвуя качеством контакта с аудиторией – за 4 мин трудно успеть получить развернутые ответы от детей, и ведущему вместо того, чтобы только дополнить ответы школьников, придется проговорить правильные формулировки ответов самому. Но при этом обязательно должны прозвучать ответы из аудитории, чтобы ведущий не навязывал свою точку зрения, а чтобы дети обращались к собственному опыту или опыту своих одноклассников – только такой подход обеспечивает эффективность «уроков доброты» (иначе школьники привычно прослушают очередную непонятную и неинтересную им лекцию по принципу «в одно ухо влетело – из другого вылетело»).
[6] См. в Дидактических материалах для ведущего – «Культура общения с людьми с инвалидностью: язык и этикет»
[7] Ведущие должны знать – сколько всего жителей и сколько среди них людей с инвалидностью живут в городе и в регионе.
[8] По мере необходимости, добавить методом простого перечисления, не углубляясь на этом этапе в подробные объяснения:
- пользуются инвалидными колясками;
- плохо ходят – пользуются костылями или тросточками;
- пользуются протезами («протез» – это искусственная нога или искусственная рука; например, искусственные зубы так и называют «зубными протезами»);
- незрячие и слабовидящие (не надо называть их обидным словом «слепые»);
- неслышащие и слабослышащие (их раньше называли некрасивым словом «глухие»);
- не могут говорить вслух (они говорят на жестовом языке – говорят не языком, а руками);
- с синдромом Дауна (это не болезнь и такие люди не слабоумные – они с рождения по-другому думают и по-другому воспринимают окружающее; у них необычные черты лица, что, к сожалению, до сих пор многими воспринимается как уродство и признак слабоумия);
- с ДЦП (ДЦП – это детский церебральный паралич, который ограничивает движения человека и искривляет фигуру человека, искажает черты его лица; таким людям может быть трудно ходить, иногда физически трудно говорить, иногда у них непроизвольно дрожат руки, что мешает пользоваться предметами привычным для всех образом);
- с особенностями умственного развития или с ментальной инвалидностью (их называют очень обидными словами «умственно отсталые»);
- с внутренним заболеванием, которое не видно нашим глазам (например, диабет – такие люди должны делать себе укол сахара несколько раз в день; или удалена почка и надо соблюдать определенную диету; или у человека больное сердце и ему нельзя поднимать тяжести).
Важно обратить внимание детей на следующее: наиболее заметные для окружающих люди с инвалидностью – это те, кто пользуются инвалидными колясками; но при этом их доля в общем числе людей с инвалидностью – около 5%. Мы просто не замечаем огромное количество людей с другой инвалидностью!
[9] Хорошо, если ведущий сам знает сравнительную статистику: инвалидность с рождения – это не более 20 % от общего числа людей с инвалидностью, в более чем 80 % случаев инвалидность приобретается в течение жизни. Важно отметить, что заболеть или получить травму можно в любом возрасте.
[10] Это упражнение может занять и больше 10 минут, но опытный ведущий уложится и в 4 минуты.
[11] Рекомендации по проведению этого диалога и по комментарию к СЛАЙДУ № 4 – см. Методические материалы для ведущего.
[12] Содержание мини-лекции продолжительностью 1 мин – см. в Методических материалах для ведущего.
[13] См. Методические материалы для ведущего.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.