Урок понимания инвалидности - средняя школа

  • doc
  • 15.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок по пониманию инвалидности _средняя_школа.doc

Разработка урока по пониманию инвалидности 3 декабря

Этот вариант занятия рассчитан на школьников 10 – 13 лет

из средних классов общеобразовательной школы (5 – 8 классы).

Продолжительность одного занятия: 45 минут.

 

Внимание: это разработка для «внутреннего употребления» ведущим –

с планом ведения;

с указанием примерного времени, затрачиваемого на каждый пункт, за которым надо очень внимательно следить;

с формулировками целей и задач упражнений, о которых должен помнить ведущий, чаще всего не сообщая об этом вслух;

с формулировками инструкций, которые ведущий должен давать классу дословно;

с формулировками выводов, которые ведущий должен озвучить;

с подсказками, где и что лучше говорить.

(Не надо озвучивать пункты плана – тем более не надо озвучивать цели и задачи;

прямой текст ведущего выделен в кавычках жирным шрифтом / жирным шрифтом;

пояснения для ведущего даются в скобках другим шрифтом или в сносках).

К разработке прилагаются Методические материалы для ведущего и Дидактические материалы для ведущего.

ОБОРУДОВАНИЕ:

компьютер (ноутбук), подключенный к проектору и звуковым колонкам;

экран для проектора,

небольшой мячик диаметром 10-15 сантиметров или маленькая мягкая игрушка.

Дополнительное оборудование:

половинки листов А4 и ручки по числу участников.

ПОМЕЩЕНИЕ:

в идеальном варианте – это привычное школьникам их классное помещение, в котором парты сдвинуты к стенам, а на освободившемся пространстве дети рассаживаются полукругом, лицом к ведущему и к экрану;

можно сохранить привычную в классе рассадку по партам, но при возможности этого лучше избежать.

АУДИТОРИЯ:

один класс (в идеальном варианте – 20-25 ровесников, обучающихся в одном классе).

ОБЩИЙ ПЛАН УРОКА 3 ДЕКАБРЯ:

(1) Представление ведущих и знакомство со школьниками. – 5 мин

(2) Вступление. – 3 мин

(3) Что мы знаем о людях с инвалидностью? – 4 мин

(4) Вредные стереотипы. – 5 мин

(5) Как мы понимаем инвалидность – что это такое? – 4 мин

(6) Права и возможности людей с инвалидностью. – 7 мин

- право на учебу

- право на работу

- право на спорт

- право на отдых

(7) Доступная среда. – 4 мин

(8) Язык и этикет (культура общения). – 5 мин

(9) Известные люди, про которых мы не знаем, что у них была инвалидность. – 3 мин

(10) Вывод. – 1 мин

Всего – 41 мин (плюс 4 минуты на организационные хлопоты и ответы на вопросы)

 

(1) – А “Представление ведущих”. (2 минуты)[1]

 

– Кто мы такие (30 секунд)

(назвать себя по имени или имени-отчеству, можно с фамилией, и НЕМНОГО рассказать о себе, назвав свое образование и свою профессию плюс, может быть, из какого города или области родом)

– Откуда мы пришли (30 секунд)

(какую организацию представляем, из какого города, ОЧЕНЬ КОРОТКО – чем занимается наша Общественная палата)

– Почему мы сегодня к вам пришли (15 секунд)

«Сегодня, 3 декабря, – Международный день инвалидов, который лучше называть Международным днем людей с инвалидностью, О нем мы расскажем сразу после знакомства с вами»

– Что мы будем сейчас делать (30 секунд)

«Сегодня мы проведем с вами урок, посвященный тому какие права и возможности есть у людей с инвалидностью, с какими препятствиями сталкиваются они в своей жизни, что можно и что нужно сделать для совместной и интересной жизни людей с инвалидностью и без инвалидности. Вместе с вами подумаем, что же это такое – инвалидность? и как сделать так, чтобы она не была источником проблем?».

– Как мы будем это делать (30 секунд)

«Мы не хотим, чтобы этот урок показался вам скучным. Это не будет обычная лекция, так как мы хотим, чтобы вы активно участвовали в нашей встрече, и нам очень важно услышать ваше мнение. Поэтому мы будем задавать вам вопросы, но оценок ставить не будем, а отвечать вы будете по своему желанию; сыграем в викторину; и будем отвечать на ваши вопросы»

«Есть ли к нам сейчас вопросы?» (30 секунд)

(Это обязательно надо спросить в начале, но при этом надо постараться вежливо уйти от необходимости отвечать сразу, чтобы быстро перейти к собственно занятию. Если поступят вопросы по теме, то сказать: «Очень хорошо и интересно. Мы с удовольствием ответим на эти вопросы в ходе нашей встречи»)

 

(1) – Б “Знакомство”. (3 мин)[2]

 

Цель:

- стимулировать активность и раскованное поведение школьников;

- наладить первоначальный контакт с аудиторией.

Задача:

- дать возможность каждому ученику представиться.

Инструкция (озвучивается вслух):

«Каждый по очереди берет мячик, называет свое имя и говорит – во что он любит играть; затем передает мячик соседу».

Демонстрация на собственном примере.

(первому взять мячик, сказать «[Иван / Валентина Дмитриевна]. Я люблю играть в шахматы» и передать мячик ближайшему ученику с края аудитории – для этого очень удобна рассадка детей полукругом;

если ведущих двое, то передать мячик второму, а второй ведущий, тоже представившись – «[Ирина / Петр Семенович]. А я люблю играть в шашки», – передаст мячик в аудиторию;

«шахматы» и «шашки» приведены для примера, так как только сам ведущий знает, во что он любит играть – в футбол, в прятки с сыном, с домашним котом и т.п.)

Процесс.

(Так как дети часто начинают повторять тоже самое, что сказали перед ними, то иногда необходимо вежливо переспросить ребенка, который уже третьим или четвертым повторяет предыдущих: «А кроме этой игры, в которую все играют, ты больше ни в какие другие игры не играешь?» и обязательно после ответа сказать этому школьнику «Спасибо! Передавай, пожалуйста, мячик дальше».)

 

(2) “Вступление”. (2,5 – 3 мин)[3]

 

► На экране: СЛАЙД № 1 «3 декабря – Международный день людей с инвалидностью»

(для фона, на котором выступает ведущий)

 

«3 декабря – Международный день людей с инвалидностью.

Этот день установлен Организацией Объединенных Наций не как праздник, а как день для привлечения внимания к проблемам людей с инвалидностью:

- государство должно обеспечить защиту достоинства, прав и благополучия людей с инвалидностью;

- общество должно обратить внимание на преимущества, которые оно получает от участия людей с инвалидностью в политической, социальной, экономической и культурной жизни.

Цель, ради которой был провозглашен Международный день людей с инвалидностью, — полное и равное соблюдение прав человека и участие людей с инвалидностью в жизни общества.

 

Общественная палата России активно участвует в формировании в обществе дружелюбной среды в отношении людей с инвалидностью.

Для этого мы приходим в школы – рассказать о том, что есть люди, у которых ограничены физические или интеллектуальные возможности, но при этом все они равны. У них такие же права, что и у других людей. Поэтому общество и государство должны предоставить им возможность реализовать свои права.

 

Нам всем надо понять, что возможности человека ограничены не состоянием его здоровья.

Кстати, людей с неограниченными возможностями вообще не существует!

Наши человеческие возможности ограничены нашим окружением – физическими препятствиями вокруг нас и предвзятым отношением других людей.

Если убрать препятствия (то есть, создать доступную безбарьерную среду) и изменить отношение друг к другу, то тогда совершенно любой человек сможет достичь всего, что захочет.

 

В России официально зарегистрированное количество людей с инвалидностью 1-й, 2-й и 3-й группы составляет около 9 процентов от всего населения (почти 13 миллионов человек в начале 2014 года – это каждый одиннадцатый житель нашей страны). При этом некоторое количество людей с инвалидностью не попадает в статистику, так как у этих людей нет официальной справки об инвалидности.[4]

 

Разные люди вполне могут учиться, работать и отдыхать вместе – посмотрите, пожалуйста, сюжет, снятый в московской школе».

 

► СЛАЙД № 2 «Классное фото»

Демонстрируется видеоролик «Классное фото» (30 сек)

 

(3) “Что мы знаем о людях с инвалидностью?” (4 мин)[5]

 

Цель:

- определить для себя, на каком уровне знаний об инвалидности находятся ребята;

- лучше познакомиться с классом (понять для себя – кто активен, кто неактивен, кто лидер, кто шумный, кто непоседливый, кто не слушает и т.п.)

Задача:

- задавать вопросы, строго следуя их порядку, и выслушивать по 1-2 ответа.

(Внимание:

- не надо объявлять «А сейчас мы будем задавать вам вопросы». Закончив «Знакомство», скажите, что вам приятно познакомиться с ребятами, и, без предисловия и без предварительных объяснений, просто начните их спрашивать согласно предложенному ниже Списку вопросов;

- этот Список вопросов нельзя зачитывать с бумажки – это должно выглядеть как естественные вопросы, возникающие в ходе диалога с аудиторией;

- распространенная ошибка начинающих ведущих – попытка задать вопрос своими словами, чтобы он прозвучал естественно и без подглядывания в бумажку; это может увести аудиторию в сторону от темы урока и без опытного со-ведущего будет очень трудно вернуться к теме урока без потери времени (которого очень мало!); вопросы и их порядок надо выучить наизусть;

- лучше подглядеть в свою шпаргалку, чем на ходу сочинять свой вопрос – на этом этапе НЕ ПРИДУМЫВАТЬ ДРУГИХ ВОПРОСОВ;

- если у аудитории нет ответа, а ваша подсказка не помогает, то КОРОТКО ответьте сами и задайте следующий вопрос;

- в зависимости от ответов, можно пропустить какой-то вопрос (например, №6 или №7 особенно, если в ответах на предыдущие вопросы уже прозвучали ответы на вопросы, которые вы еще не успели задать);

- нельзя перепрыгивать в списке вопросов вперед, а потом назад (очень важен порядок вопросов, и НЕЛЬЗЯ задавать сначала, например, вопрос №5, а потом вопрос №4; если какой-то вопрос пропущен, то к нему не надо возвращаться при опросе! можно дополнить потом при подведении итога, пользуясь материалом, изложенным в сносках 6, 7 и 8);

- надо поправлять ответы, если школьники используют некорректные выражения[6], без подробных объяснений на этом этапе.)

Список вопросов:

1. У кого из вас есть знакомые люди с инвалидностью (родственники, соседи, друзья)?

2. Встречали ли вы людей с инвалидностью? Если «да», то где?

3. Как вы думаете, сколько людей с инвалидностью живет в нашем городе?[7]

4. А какие они бывают?[8]

5. А отчего становятся инвалидами?

6. В каком возрасте у человека может появиться инвалидность?

7. А каких инвалидов больше – пожилых или молодых?[9]

8. Как вы думаете, как люди относятся к инвалидам?

9. А как вы сами относитесь к людям с инвалидностью?

 

(4) “Вредные стереотипы”. (5 мин)[10]

 

► СЛАЙД № 3 «Почему мы жалеем людей с инвалидностью?»

(заголовок этого слайда озвучивается ведущим, как приглашение к диалогу)[11]

 

Вопрос в аудиторию:

Какое противоречие видите вы на этой картинке?

 

► СЛАЙД № 4 «Стереотипы окружающих не дают человеку с инвалидностью жить нормальной жизнью»

 

(5) Как мы понимаем инвалидность – что это такое? (4 мин)

 

► СЛАЙДЫ №№ 5–8[12]

 

(6) Права и возможности людей с инвалидностью. (7 мин)

А) право на учебу

Б) право на работу

В) право на спорт

Г) право на отдых

► СЛАЙДЫ №№ 9 – 30

 

ВНИМАНИЕ:

бОльшая часть этих слайдов демонстрируется секунд по 5-6 «в режиме ручного слайд-щоу», иллюстрируя перечисление ведущим того, что делают люди с инвалидностью, например, «Используя соответствующие технические приспособления из области специального спортинвентаря, например, специально сконструированные спортивные коляски или спортивные протезы, молодые и пожилые люди с инвалидностью могут бегать, играть в баскетбол, фехтовать, играть в регби, в большой теннис и прочее».

Остановиться на СЛАЙДЕ № 20 «Экстрим», демонстрируя видеоролик, со следующими словами «Среди активных людей с инвалидностью, увлекающихся спортом, точно также, как и среди спортсменов без инвалидности, есть и свои экстремалы. Посмотрите, пжл, на этого юношу и, как в таких случаях говорится, не пробуйте повторить это самостоятельно»

 

При обсуждении того, как люди с инвалидностью отдыхают, также быстро переключать СЛАЙДЫ №№ 21–30, говоря аудитории: «Вот кто-то увлекается рыбалкой; кто-то серьезно занимается альпинизмом; кто-то просто любит фотографировать; это скалолаз, которому отсутствие ног – не помеха, так как у него есть возможность использовать современные высокотехнологичные протезы; вот девушка на других современных спортивных протезах бегает на утренней зорьке по морскому пляжу; а вот девочка на инвалидной коляске в компании няни или соседки катается на детских качелях, специально оборудованных для таких детей (а рядом обычные качели для остальной детворы); эта пара репетирует бальный танец; а эта пара выступает на соревновании по спортивным танцам».

 

► СЛАЙД № 31 «Равные права»

Демонстрируется видеоролик «Равные права (версия для ТВ)» (30 сек)

 

(7) Доступная среда. (4 мин)

 

► СЛАЙДЫ №№ 32 – 34

 

► СЛАЙД № 35 «Дорога в школу: звуковой светофор»

Демонстрируется видеоролик «Дорога в школу» (15 сек)

 

► СЛАЙД № 36 «Каникулы: субтитры»

Демонстрируется видеоролик «Каникулы» (15 сек)

 

Так как видеоролики «Дорога в школу» и «Каникулы» очень короткие, то каждый из них можно повторить, если дети не поняли сразу, что им показали (с объяснением, например, «Ворона в этом мультике символизирует звуковой светофор – незрячий мальчик не может перейти дорогу, когда не знает какой свет показывает светофор на переходе»)

 

(8) Язык и этикет. (5 мин)

 

► СЛАЙДЫ №№ 37 – 39

 

(9) Известные люди. (3 мин)

 

СЛАЙД № 40 можно пропустить или озвучить список

Или можно озвучить только часть списка:

русский генерал-фельдмаршал
Михаил КУТУЗОВ (1745 – 1813),

немецкий композитор и пианист
Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770 – 1827),

американский президент
Франклин РУЗВЕЛЬТ (1882 – 1945),

английский ученый-физик
Стивен ХОКИНГ (род. 1942 г.),

шестикратный паралимпийский чемпион, Заслуженный мастер спорта России
Сергей ШИЛОВ (род. 1970 г.),

российская певица и общественный деятель, Заслуженная артистка России
Диана ГУРЦКАЯ

австралийский общественный деятель
Ник ВУЙЧИЧ (род. 1982 г.)

 

При озвучивании списка вопросы для аудитории:

«Вы слышали про этих выдающихся людей?»

«А вы знаете, что, с медицинской точки зрения, все они – инвалиды 1-й группы?»

 

► СЛАЙДЫ №№ 41 – 47

 

(10) Вывод.[13] (1 мин)


Скачано с www.znanio.ru



[1] Если урок начался вовремя, а ведущие заранее продумали все свои слова и говорят без запинки, то Представление может уложиться в 1,5 – 2 минуты, но вместе с рассадкой школьников в классе начало урока может отнять и больше 5 минут.

Надо предупредить администрацию школы и педагогов, что ведущего не надо представлять перед аудиторией: 1) будет лучше, если ведущий (или ведущие) представится детям сам; 2) это сэкономит время, которого катастрофически не хватает.

[2] Это упражнение может занять и больше 5 минут, но опытные ведущие укладываются и в 2-3 минуты.

[3] Этот текст – для школьников средней и старшей школы (10-16 лет) и для педагогов школы.

Над тем как передать это понятными словами для младших школьников 7-9 лет – см. Дидактические материалы для ведущего.

[4] По последним данным ООН (17.09.2013), люди с инвалидностью составляют до «15 процентов населения мира, — это 1 миллиард человек».

[5] В обычной программе «уроков доброты», рассчитанной на 4 или 5 занятий, это упражнение занимает от 8 до 15 мин, но при одном уроке мы искусственно стараемся сократить время до 4 минут, жертвуя качеством контакта с аудиторией – за 4 мин трудно успеть получить развернутые ответы от детей, и ведущему вместо того, чтобы только дополнить ответы школьников, придется проговорить правильные формулировки ответов самому. Но при этом обязательно должны прозвучать ответы из аудитории, чтобы ведущий не навязывал свою точку зрения, а чтобы дети обращались к собственному опыту или опыту своих одноклассников – только такой подход обеспечивает эффективность «уроков доброты» (иначе школьники привычно прослушают очередную непонятную и неинтересную им лекцию по принципу «в одно ухо влетело – из другого вылетело»).

[6] См. в Дидактических материалах для ведущего – «Культура общения с людьми с инвалидностью: язык и этикет»

[7] Ведущие должны знать – сколько всего жителей и сколько среди них людей с инвалидностью живут в городе и в регионе.

[8] По мере необходимости, добавить методом простого перечисления, не углубляясь на этом этапе в подробные объяснения:

- пользуются инвалидными колясками;

- плохо ходят – пользуются костылями или тросточками;

- пользуются протезами («протез» – это искусственная нога или искусственная рука; например, искусственные зубы так и называют «зубными протезами»);

- незрячие и слабовидящие (не надо называть их обидным словом «слепые»);

- неслышащие и слабослышащие (их раньше называли некрасивым словом «глухие»);

- не могут говорить вслух (они говорят на жестовом языке – говорят не языком, а руками);

- с синдромом Дауна (это не болезнь и такие люди не слабоумные – они с рождения по-другому думают и по-другому воспринимают окружающее; у них необычные черты лица, что, к сожалению, до сих пор многими воспринимается как уродство и признак слабоумия);

- с ДЦП (ДЦП – это детский церебральный паралич, который ограничивает движения человека и искривляет фигуру человека, искажает черты его лица; таким людям может быть трудно ходить, иногда физически трудно говорить, иногда у них непроизвольно дрожат руки, что мешает пользоваться предметами привычным для всех образом);

- с особенностями умственного развития или с ментальной инвалидностью (их называют очень обидными словами «умственно отсталые»);

- с внутренним заболеванием, которое не видно нашим глазам (например, диабет – такие люди должны делать себе укол сахара несколько раз в день; или удалена почка и надо соблюдать определенную диету; или у человека больное сердце и ему нельзя поднимать тяжести).

Важно обратить внимание детей на следующее: наиболее заметные для окружающих люди с инвалидностью – это те, кто пользуются инвалидными колясками; но при этом их доля в общем числе людей с инвалидностью – около 5%. Мы просто не замечаем огромное количество людей с другой инвалидностью!

[9] Хорошо, если ведущий сам знает сравнительную статистику: инвалидность с рождения – это не более 20 % от общего числа людей с инвалидностью, в более чем 80 % случаев инвалидность приобретается в течение жизни. Важно отметить, что заболеть или получить травму можно в любом возрасте.

[10] Это упражнение может занять и больше 10 минут, но опытный ведущий уложится и в 4 минуты.

[11] Рекомендации по проведению этого диалога и по комментарию к СЛАЙДУ № 4 – см. Методические материалы для ведущего.

[12] Содержание мини-лекции продолжительностью 1 мин – см. в Методических материалах для ведущего.

[13] См. Методические материалы для ведущего.