УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» 5 класс
Оценка 5

УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» 5 класс

Оценка 5
Работа в классе +1
docx
15.10.2024
УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»	 5 класс
Урок-повторение Существительное.docx

УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
5 класс

Цель:повторить один из разделов морфологии –имя существительное.
Учебные задачи:
Повторить изученный материал по теме «Имя существительное»,а именно:
- значение понятия «предмет» в широком смысле.
- исключения в определении категории неодушевленности
-переход собственных имен существительных в нарицательные
-трудные случаи в определении рода
-определение числа в именах существительных
-синтаксическую роль существительных
Развивающие задачи:
-формировать умение классифицировать
-формировать умение анализировать
Воспитательные:
Развить у учеников навыки самоконтроля, самостоятельной и групповой работы

ХОД УРОКА

·        Организационный момент

https://rounb.ru/uploads/news/slider/15863/2.jpgУ: -Здравствуйте,ребята! Проверьте пожалуйста вашу готовность к уроку.На столе должны быть пенал,ручка и тетрадка.

·        Проверка домашнего задания

- Дома вам нужно было составить небольшой рассказ с использованием существительных с основой на шипящую и существительных, имеющую форму только единственного числа. Есть желающие, которые хотят прочитать, что у них получилось? Спросить 2-3 учеников. У остальных детей тетради собираются на проверку.

·        Введение темы урока

Сегодня у нас будет необычный урок-мы отправимся в гости к одной из частей речи,но ккакой,вы скажете мне сами.
На слайде цитата Л. В. Успенского:
«…-ХЛЕБ ЯЗЫКА»

Перед нами портрет Льва Васильевича Успенского-русского писателя, филолога и публициста. Данное высказывание принадлежит именно ему.Как вы думаете,какуючасть речи учёный упомянул в своём высказывании? Почему вы так решили?(Имя существительное)

- Да,Ребята!Имена существительные играют главную роль в речи. Они могут без участия других частей речи нарисовать картину, рассказать о действиях, которые происходят, даже могут передать нам звуки, вкус, цвет и запахи. Человек не может обойтись без пищи. Язык не может обойтись без имени существительного.
Поэтому Лев Васильевич Успенский назвал эту часть речи образно «хлебом языка».
Сегодня мы с вами отправимся в гости к Имени существительному,повторим его значение,постоянные и непостоянные морфологические признаки, все то,что мы с вами уже изучали.

·        Опрос

Равнобедренный треугольник:                        ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕПеред вами дом Имени существительного:

 

 

ВОПРОСЫ

ЗНАЧЕНИЕ

ПОСТОЯННЫЕ
ПРИЗНАКИ

НЕПОСТОЯННЫЕ
ПРИЗНАКИ

СИНТАКСИЧЕСКАЯ
ФУНКЦИЯ

 

 

 

 

 

 

Существительное не пустит нас к себе домой,пока не придут все жители квартир его дома. Мы можем помочь им в этом,но для этого,вам нужно выполнить задание.
(Распечатанная карточка у каждого на парте)

Сейчас мы вместе сыграем с вами в игру «Веришь ли ты»,еслиутверждение,которое я вам прочитаю будет верным,то вы записываете его в нужную колонку,еслинет,то не записываете.
1) Существительное отвечает на вопросы кто? что? (+)
2) Существительное обозначает только конкретные предметы и живые существа.-
3) к постоянным морфологическим признакам существительного относят:одушевленность/неодушевленность,род,склонение, а также собственность и нарицательность (+)
4)К непостоянным морфологическим признакам относят падеж и число,а иногда род.-
5)К непостоянным морфологическим признакам относят только падеж и число (+)
6)Существительное обозначает предмет в широком смысле слова и может обозначать:
1) конкретные предметы (дверь, окно); 

2) живые существа (человек, птица, зверь);

3) явление природы (слякоть, снег, ветер);

4) события (праздник, поход);

5) процесс действия (бег, рост);

6) абстрактные понятия (доброта, дружба); (+)
7)
в предложении имя существительное может быть любым членом предложения: как главным – подлежащим или сказуемым, так и второстепенным – дополнением, определением, обстоятельством.
- Давайте проверим, правильно ли вы заселили жильцов. Ученики по очереди читают заполненные столбики. Остались ли у кого-то вопросы? У всех ли сошлись ответы?

·        Повторение и обобщение изученного

Цель: повторить значение имени существительного.

1.Мы успешно справились с предыдущим заданием и можем зайти внутрь дома, в гости к имени существительному и егозначению.Ребята, обратите внимание, на  стенах расположено множество картинных рам, но они все пустые и значение очень из-за этого расстроено
- «Неграмотные ребята очень огорчают меня…Они считают,что значение у существительного ограничивается лишь предметом. С каждым подобным ответом учеников в школе примеры с картин исчезали, и моя квартира становилась все более серой и скучной. Помогите моей квартире вернуть картины, дополняющие атмосферу и уют каждой комнаты, пожалуйста».
- Ребята,значениеимени существительного просит нас помочь ему.Нужно срочно дополнить картины примерами (Ребята выходят по очереди к доске и пишут свои примеры в столбик, после определенного количества слов на конкретную тему, на слайде появляется заполненная картинка или учитель прикрепляет картинку на доску с помощью магнита.Например, дети написали 5 слов, относящихся к явлениям природы и на месте пустой рамы, появилась картина)

Картина «конкретные предметы»

 

 

Картина «живые существа»

 

Картина «Явления природы»

 



 

Картина «Абстрактные понятия»

 

Картина «Процесс действия»

 

Картина «События»

 
 

 

 

 

 


- Давайте вместе с вами сделаем вывод,чтобыбольше не допускать ошибок в определении значения и не огорчать его.

- Каким словом мы можем обозначить существительные,имеющие разные значения?
(это все предметы).Какой вывод мы можем сделать после того,как побывали в гостях у значения? (существительное обозначает предмет в широком смысле). Учитель обобщает всю информацию и делает вывод.

Значение благодарит нас за помощь: - «Я надеюсь,чтоэти картины навсегда останутся в стенах моего дома.Вы очень умные ребята,спасибо за помощь! Можетбыть вы заглянете в квартиру к постоянным признакам? У них уже давно творится неразбериха и хаос…»

- Ребята, нам нужно незамедлительно продолжить свое путешествие.

2.Цель:вспомнить слова исключения (одушевленные/неодушевленные)
На пороге нас встречают одушевленность и неодушевленность
- «Как хорошо,что вы пришли. Мы уже наслышаны о том,какие умные дети сегодня у нас в гостях…У нас есть шкаф,содержимое которого всегда было аккуратно сложено по полочкам.Первая полочка всегда принадлежала одушевлённымсловам,а вторая -неодушевленным. Но совсем недавно какой-то ученик ошибочно переселил нас в квартиру к непостоянным признакам,икогда мы переезжали, все слова в шкафу спутались…Нам очень нужна ваша помощь» (На доске перечень слов,которыенужно распределить по двум полочкам-столбцам).

Способ деятельности: работа выполняется по вариантам, 1 – одушевлённые, 2 – неодушевлённые, дети записывают слова в тетрадь. При проверке сначала называются все слова первого столбика (отвечают 2 ученика), затем второго.
Школьник,камень,кукла,русалка,микроб,сосна,народ,ладья,килька.

Одушевлённые

Школьник,кукла,русалка,ладья

Неодушевленные

Камень,микроб,сосна,народ,килька

 

- Вы молодцы! Сложно ли вам было справиться с данной задачей? В чем возникли трудности? (Важно знать,что есть слова исключения, и чтобы определить одушевленное существительное или нет,нужно изменить слово. У одушевленных окончания совпадают в родительном и винительном падеже, у неодушевленных окончания совпадают в именительном и винительном). Остались ли у кого-то вопросы, касающиеся одушевленности/неодушевленности существительных? Если вопросов нет, то продолжаем путь, нам предстоит пройти еще через несколько препятствий до конца урока.

 

3. – Ребята, помните ли вы, что еще относится к постоянным признакам существительного? Совершенно верно! К постоянным признакам относится категория рода. Сколько категорий рода вы знаете? Назовите их. Молодцы! Надеюсь, вы помните, что у каждого рода есть свои особенности? Сейчас мы это проверим!

 

На доске находится перечень слов и три конверта (мужской, средний и женский род), ваша задача – соотнести слово с нужным конвертом. Помимо этого, свой выбор нужно прокомментировать, почему вы выбрали именно этот конверт? В случаях затруднения учитель задает наводящие вопросы, помогая

Дочь,рюкзак,рояль,авеню,пальто,чучело,бандероль,тетрадь,мышка,блокнот,пенальти

- Давайте сделаем вывод,который поможет нам впоследствии избежать ошибок в определении рода существительного (У некоторых имен существительных трудно определить род,чаще всего это слова, которые пришли к нам из другого языка, их нужно запомнить)

4. - Ребята,пока вы выполняли упражнение, я услышала какие-то странные звуки в коридоре. Оказывается,эточисло шепталось со значением и одушевленностью. Можете себе представить, число не верит, что мы быстро и легко справляемся со всеми заданиями и приглашает нас к себе в гости. Оно считает,что абсолютно все существительные имеют форму единственного и множественного числа,давайтедокажем,что это не так и сыграем с ним в игру.
Цель: повторить существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.

ИГРА «третий лишний»


(у каждого ряда  Есть своя цепочка слов, в которой нужно найти лишнее слово)
1.Кони,лошади,пони
2.Песни,ножницы,бури
3.Сумерки,темнота,вечер

Учитель спрашивает одного из учеников с каждого ряда, который называет лишнее слово и объясняет свой выбор.

5. - Вы молодцы!У нас осталась последняя квартира,которую нам нужно посетить.
Это квартира синтаксической роли.
Цель:вспомнить,что существительное может быть любым членом предложения(на доске написаны 5 предложений,ученикам необходимо определить каким членом предложения является существительное). С каждым предложением к доске выходит один ученик, записывает предложение и подчеркивает главные члены предложения (при этом комментируя свои действия вслух).

1.Белеет парус одинокий
2.Буря мглою небо кроет
3.Ветер по морю гуляет
4.Школа-наш родной дом
5.Над ним луч солнца
- Какая все-таки роль у имени существительного? (существительное может быть любым членом предложения)

·         https://sun9-67.userapi.com/impg/VqBbqTqDBsuDZeSD_E1c7feqrs7tLjUGcEJ7Ig/cWmjcTi6dyQ.jpg?size=608x1080&quality=96&sign=2ed0a7683b04a0d13aec07fdf244afb9&type=albumРефлексия

- Ребята,на сегодняшнем уроке вы хорошо и плодотворно поработали!Теперь вы настоящие знатоки имени существительного! Поэтому каждому из вас вручается диплом. Наш сегодняшний урок-приключение подходит к концу, но впереди нас ждет еще очень много интересного и неизведанного, множество открытий. Я желаю вам успехов в этом непростом, тернистом пути.


 

УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» 5 класс

УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» 5 класс

Да,Ребята! Имена существительные играют главную роль в речи

Да,Ребята! Имена существительные играют главную роль в речи

Давайте проверим, правильно ли вы заселили жильцов

Давайте проверим, правильно ли вы заселили жильцов

У них уже давно творится неразбериха и хаос…» -

У них уже давно творится неразбериха и хаос…» -

Давайте сделаем вывод,который поможет нам впоследствии избежать ошибок в определении рода существительного (У некоторых имен существительных трудно определить род,чаще всего это слова, которые пришли к…

Давайте сделаем вывод,который поможет нам впоследствии избежать ошибок в определении рода существительного (У некоторых имен существительных трудно определить род,чаще всего это слова, которые пришли к…

Я желаю вам успехов в этом непростом, тернистом пути

Я желаю вам успехов в этом непростом, тернистом пути
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2024