Урок повторения и обобщения материала по теме "Основные классы неорганических веществ"
Оценка 4.7

Урок повторения и обобщения материала по теме "Основные классы неорганических веществ"

Оценка 4.7
Работа в классе +1
docx
химия
8 кл
18.03.2023
Урок повторения и обобщения материала по теме "Основные классы неорганических веществ"
Разработка урока в 8 классе повторения и обобщения материала по теме "Основные классы неорганических веществ".
8 класс Основные классы неорганических веществ.docx

Урок повторения и обобщения материала в 8 классе

«Основные классы неорганических соединений»

Цель: формирование умений решать расчетные задачи, записывать формулы веществ разных классов, определять принадлежность вещества к классу соединений по формуле. Закрепить знания химической номенклатуры. Познакомить учащихся с экспериментальными задачами, продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования, научить ребят делать практические выводы.

Оборудование:

1.         презентация, проектор

2.         дидактический материал (распечатки на каждый стол)

3.         бумажные «цветы», для игры

4.         на столах уч-ся штатив с 3 пробирками, в которые налиты вода, кислота, щелочь. Универсальный индикатор, лакмус, метилоранж, фенолфталеин.

5.         формулы вычисления количества вещества через m, V, N. Понятия: оксиды, кислоты, основания, соли.

 

I.              Организационный момент. 2 мин.

Учитель: Здравствуйте. Посмотрите ребята, у меня на демонстрационном столе стоит много разных баночек. Что находится внутри каждой склянки?

Ученики: вещества.

Учитель: Обратите внимание на этикетки склянок. Какой вывод мы можем сделать? Можно ли эти вещества каким-то образом разделить на группы?

Учитель: Сколько классов веществ мы должны получить? Какие?

Ученики: 4; оксиды, основания, кислоты, соли.

Учитель: Следовательно, какая будет тема сегодняшнего урока?

Ученики: «Основные классы неорганических веществ».

Учитель: Что мы должны сделать на уроке?

Ученики: Обобщить знания о классах неорганических веществ.

Учитель: Какие вопросы мы должны рассмотреть, чтобы достичь поставленной цели?

Ученики:

  • Что такое оксиды, основания, кислоты, соли?
  • Какие они бывают?
  • Как правильно давать названия веществам разных классов?
  • Как составлять химические формулы веществ?
  • Как можно распознать вещества разных классов?

 II. Актуализация знаний учащихся. Откройте тетради, запишите число и тему. «Соединения химических элементов». Для начала предлагаю провести небольшую разминку и вспомнить решение задач по формулам.

Задание №1.  Дополните таблицу, делая необходимые вычисления (слайд 1).

№ вар.

Формула

М

(г/моль)

n (моль)

m(г)

V(л)

N(молекул)

1

SO2 

9.1023 

2

NH3 

68

3

CH4 

11,2

Задание №2.

На какие классы делят вещества? (слайд 2) Что называют оксидами? Какие вещества называют основаниями? Кислотами? Что такое соли? (повторяем определения).

Из перечня формул выпишите отдельно формулы: оксидов, кислот, оснований, солей. Дайте названия веществам.

Mg(ОН)2; MgСl2, Н2 SO3; SiO2; Ca(OH)2; SO3; HCl; FeO; Al2S3; Р2О5; Al2(SO4)3; H3 PO4; СаО; Na2CO3; Н2 SO4; NaOH; Fe(ОН)2 Fe2O3.  Проверка.

Задание №3. А сейчас давайте немного пофантазируем. Представьте, что вы попали на цветочную поляну. Цветы нужно оживить, а для этого «сердцевинкам» подобрать «соответствующие» лепестки. Обратите внимание на надписи на «сердцевинках» и «лепестках» (работаем по цепочке). (Учащиеся выходят «бегом», читают лепесток и прикрепляют к нужной середке).

оксиды,основания,кис-лоты,соли
соли
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Соли:

  • Сложные вещества, в которых атомы металла связаны с кислотными остатками;
  • Сульфаты, хлориды;
  • фосфаты, нитраты
  • NaCl, CaCO3, CuSO4, K3PO4 (дайте названия веществам).

Оксиды:

  • MgO, K2O, CO2, SO3 (названия);
  • два  элементов, один из которых – кислород;
  • вода;
  • бинарные соединения с кислородом.

 

Основания:

  • Окраска фенолфталеина – малиновая;
  • KOH, Cu(OH)2, Fe(OH)3 (названия);
  • Сложные вещества, в которых каждый атом металла связан с одной или несколькими OH-;
  • Щелочи.

Кислоты:

  • HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4 (названия);
  • Раствор, лакмуса – красный;
  • Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков;
  • одноосновные, двухосновные, трехосновные.

 

Вывод: На какие группы делятся все вещества?

Задание №4. Работа с текстом (функциональная грамотность)

Как справиться с изжогой?

Часто после приёма пищи у нас появляется изжога. Изжога связана с резким повышением содержания соляной кислоты в нашем желудочном соке. И в этом случае мы чаще всего прибегаем к приему внутрь раствора соды – раствора карбоната натрия. Карбонат натрия легко взаимодействует с соляной кислотой, тем самым уменьшая её содержание. Однако не приятные симптомы сразу не проходят. Это объясняется тем, что при взаимодействии соды и кислоты выделяется углекислый газ (оксид углерода (IV)) и в довольно значительном количестве: если принять четверть чайной ложки карбоната натрия, то при условии его полного взаимодействия с соляной кислотой выделяется 0,44г углекислого газа. Углекислый газ не только вызывает дискомфорт в желудке (ощущение тяжести, переполнения, отрыжка), но и возбуждающе действует на рецепторы слизистой оболочки желудка, вызывая усиление секреции желудочного сока. Именно поэтому больным гастритом и язвенной болезнью не рекомендуется употреблять газированные напитки. Поэтому с точки зрения физиологии для устранения изжоги предпочтительнее такие лекарственные препараты, которые содержат не карбонаты, а оксид магния и гидроксид алюминия. Они также нейтрализуют кислоту, но углекислый газ при этом не выделяется. При чём гидроксид алюминия не только нейтрализует кислоту, но и образует гель, который обволакивает стенки желудка, равномерно распределяясь по всей его поверхности, и обеспечивает более продолжительное действие.

- Составьте химические формулы веществ, встречающихся в тексте. Укажи класс этих соединений. Составьте уравнения химических реакций.

- Можно ли запивать таблетки минеральной газированной водой?

- На основании данных в тексте составьте условие задачи и реши её

Задание №5.  (слайд 4) ТБ! Посмотрите на вещества, которые находятся у вас на столе, какие правила ТБ мы должны соблюдать, работая с ними?

Как называются вещества, с помощью которых можно распознать вещества? (индикаторы). Какие вы знаете?

 Не страшны кислоты мне,

Даже очень сильные.

Но в растворах щелочей

Становлюсь малиновым.

Ярче сока малин – кто я?  

В щелочах я очень желтый,

А в кислотах очень красный.

И в среде нейтральной – цвет

Оранжевый, прекрасный.

Индикатор очень важный,

Как зовут меня?

Эта желтая бумажка

Всё покажет без труда:

Посинеет – в колбе щелочь,

Покраснеет – кислота!

Коль нейтральная среда –

Не изменит цвет тогда,

Мы за эти указания

Как зовём её? (универсальная)

 

В три пробирки налили кислоту, щелочь, воду. Определить какое вещество, в какой пробирке (составляем сводную таблицу и делаем вывод).

 

1.

2.

3.

вывод

лакмус

 

 

 

 

метил-оранж

 

 

 

 

фенол-фталеин

 

 

 

 

 

Подведение итогов урока. Оценки. Ребята, вы сегодня хорошо поработали, всем большое спасибо! В конце нашего урока, я предлагаю оценить вашу работу и работу своих одноклассников.

 

1.      https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2023/01/29/vecher-zanimatelnoy-himii-chudesa-svoimi-rukami  [электр.ресурс. Дата обращения 18.03.2023г.]

2.      https://znanio.ru/media/konspekt-obobschayuschego-uroka-po-teme-osnovnye-klassy-neorganicheskih-soedinenij-2791618 [электр.ресурс. Дата обращения 18.03.2023г.]

 

Урок повторения и обобщения материала в 8 классе «Основные классы неорганических соединений»

Урок повторения и обобщения материала в 8 классе «Основные классы неорганических соединений»

II. Актуализация знаний учащихся

II. Актуализация знаний учащихся

Соли: Сложные вещества, в которых атомы металла связаны с кислотными остатками;

Соли: Сложные вещества, в которых атомы металла связаны с кислотными остатками;

Составьте химические формулы веществ, встречающихся в тексте

Составьте химические формулы веществ, встречающихся в тексте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2023