Урок повторения и обобщения материала в 8 классе
«Основные классы неорганических соединений»
Цель: формирование умений решать расчетные задачи, записывать формулы веществ разных классов, определять принадлежность вещества к классу соединений по формуле. Закрепить знания химической номенклатуры. Познакомить учащихся с экспериментальными задачами, продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования, научить ребят делать практические выводы.
Оборудование:
1. презентация, проектор
2. дидактический материал (распечатки на каждый стол)
3. бумажные «цветы», для игры
4. на столах уч-ся штатив с 3 пробирками, в которые налиты вода, кислота, щелочь. Универсальный индикатор, лакмус, метилоранж, фенолфталеин.
5. формулы вычисления количества вещества через m, V, N. Понятия: оксиды, кислоты, основания, соли.
I. Организационный момент. 2 мин.
Учитель: Здравствуйте. Посмотрите ребята, у меня на демонстрационном столе стоит много разных баночек. Что находится внутри каждой склянки?
Ученики: вещества.
Учитель: Обратите внимание на этикетки склянок. Какой вывод мы можем сделать? Можно ли эти вещества каким-то образом разделить на группы?
Учитель: Сколько классов веществ мы должны получить? Какие?
Ученики: 4; оксиды, основания, кислоты, соли.
Учитель: Следовательно, какая будет тема сегодняшнего урока?
Ученики: «Основные классы неорганических веществ».
Учитель: Что мы должны сделать на уроке?
Ученики: Обобщить знания о классах неорганических веществ.
Учитель: Какие вопросы мы должны рассмотреть, чтобы достичь поставленной цели?
Ученики:
II. Актуализация знаний учащихся. Откройте тетради, запишите число и тему. «Соединения химических элементов». Для начала предлагаю провести небольшую разминку и вспомнить решение задач по формулам.
Задание №1. Дополните таблицу, делая необходимые вычисления (слайд 1).
№ вар. |
Формула |
М (г/моль) |
n (моль) |
m(г) |
V(л) |
N(молекул) |
1 |
SO2 |
9.1023 |
||||
2 |
NH3 |
68 |
||||
3 |
CH4 |
11,2 |
Задание №2.
На какие классы делят вещества? (слайд 2) Что называют оксидами? Какие вещества называют основаниями? Кислотами? Что такое соли? (повторяем определения).
Из перечня формул выпишите отдельно формулы: оксидов, кислот, оснований, солей. Дайте названия веществам.
Mg(ОН)2; MgСl2, Н2 SO3; SiO2; Ca(OH)2; SO3; HCl; FeO; Al2S3; Р2О5; Al2(SO4)3; H3 PO4; СаО; Na2CO3; Н2 SO4; NaOH; Fe(ОН)2 Fe2O3. Проверка.
Задание №3. А сейчас давайте немного пофантазируем. Представьте, что вы попали на цветочную поляну. Цветы нужно оживить, а для этого «сердцевинкам» подобрать «соответствующие» лепестки. Обратите внимание на надписи на «сердцевинках» и «лепестках» (работаем по цепочке). (Учащиеся выходят «бегом», читают лепесток и прикрепляют к нужной середке).
Соли:
Оксиды:
Основания:
Кислоты:
Вывод: На какие группы делятся все вещества?
Задание №4. Работа с текстом (функциональная грамотность)
Как справиться с изжогой?
Часто после приёма пищи у нас появляется изжога. Изжога связана с резким повышением содержания соляной кислоты в нашем желудочном соке. И в этом случае мы чаще всего прибегаем к приему внутрь раствора соды – раствора карбоната натрия. Карбонат натрия легко взаимодействует с соляной кислотой, тем самым уменьшая её содержание. Однако не приятные симптомы сразу не проходят. Это объясняется тем, что при взаимодействии соды и кислоты выделяется углекислый газ (оксид углерода (IV)) и в довольно значительном количестве: если принять четверть чайной ложки карбоната натрия, то при условии его полного взаимодействия с соляной кислотой выделяется 0,44г углекислого газа. Углекислый газ не только вызывает дискомфорт в желудке (ощущение тяжести, переполнения, отрыжка), но и возбуждающе действует на рецепторы слизистой оболочки желудка, вызывая усиление секреции желудочного сока. Именно поэтому больным гастритом и язвенной болезнью не рекомендуется употреблять газированные напитки. Поэтому с точки зрения физиологии для устранения изжоги предпочтительнее такие лекарственные препараты, которые содержат не карбонаты, а оксид магния и гидроксид алюминия. Они также нейтрализуют кислоту, но углекислый газ при этом не выделяется. При чём гидроксид алюминия не только нейтрализует кислоту, но и образует гель, который обволакивает стенки желудка, равномерно распределяясь по всей его поверхности, и обеспечивает более продолжительное действие.
- Составьте химические формулы веществ, встречающихся в тексте. Укажи класс этих соединений. Составьте уравнения химических реакций.
- Можно ли запивать таблетки минеральной газированной водой?
- На основании данных в тексте составьте условие задачи и реши её
Задание №5. (слайд 4) ТБ! Посмотрите на вещества, которые находятся у вас на столе, какие правила ТБ мы должны соблюдать, работая с ними?
Как называются вещества, с помощью которых можно распознать вещества? (индикаторы). Какие вы знаете?
Не страшны кислоты мне,
Даже очень сильные.
Но в растворах щелочей
Становлюсь малиновым.
Ярче сока малин – кто я?
В щелочах я очень желтый,
А в кислотах очень красный.
И в среде нейтральной – цвет
Оранжевый, прекрасный.
Индикатор очень важный,
Как зовут меня?
Эта желтая бумажка
Всё покажет без труда:
Посинеет – в колбе щелочь,
Покраснеет – кислота!
Коль нейтральная среда –
Не изменит цвет тогда,
Мы за эти указания
Как зовём её? (универсальная)
В три пробирки налили кислоту, щелочь, воду. Определить какое вещество, в какой пробирке (составляем сводную таблицу и делаем вывод).
|
1. |
2. |
3. |
вывод |
лакмус |
|
|
|
|
метил-оранж |
|
|
|
|
фенол-фталеин |
|
|
|
|
Подведение итогов урока. Оценки. Ребята, вы сегодня хорошо поработали, всем большое спасибо! В конце нашего урока, я предлагаю оценить вашу работу и работу своих одноклассников.
1. https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2023/01/29/vecher-zanimatelnoy-himii-chudesa-svoimi-rukami [электр.ресурс. Дата обращения 18.03.2023г.]
2. https://znanio.ru/media/konspekt-obobschayuschego-uroka-po-teme-osnovnye-klassy-neorganicheskih-soedinenij-2791618 [электр.ресурс. Дата обращения 18.03.2023г.]
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.