Урок повторения и обобщения по теме: «Односоставные предложения»
Оценка 5

Урок повторения и обобщения по теме: «Односоставные предложения»

Оценка 5
doc
09.10.2022
Урок повторения и обобщения по теме: «Односоставные предложения»
открытый урок в 8 классе.doc

Урок повторения и обобщения по теме:

«Односоставные предложения»

 

 

Цели урока:

Образовательные:

- обобщить знания учащихся об односоставных предложениях

- показать их роль как средства художественной выразительности в произведениях художественной литературы

Развивающие:

- способствовать развитию навыков логического мышления

- развивать творческое мышление и воображение

- развивать навыки анализа художественного текста

Воспитательные:

- прививать чувство любви к русскому языку и русской литературе

- воспитать в учениках чувства прекрасного, вызвать интерес к творчеству Гоголя.

 

Оборудование:  портрет Гоголя, иллюстрации к комедии «Ревизор», карточки с текстами, тестовые задания.

 

Слова: «Мои мысли, мои труды будут принадлежать России» (на доске)

  

Эпиграф к уроку: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок».

                                                                                                           Н. В. Гоголь

 

Ход урока.

 

I.Организационный момент.

 Сегодня мы обобщим сведения об односоставных предложениях,

покажем на уроке свои умения находить односоставные предложения  в тексте и определять их вид.

Работая над односоставными предложениями в течение нескольких уроков, вы, я думаю, уже увидели их особую красоту, так как односоставные предложения обладают удивительной эмоциональностью.

II. Проверка домашнего задания.

 Выписать к уроку высказывания о русском языке.

- Любите и изучайте русский язык. (Горький)

- Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. (Тургенев)

- Нам дан во владение самый богатый, меткий. Могучий и поистине волшебный русский язык истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (Паустовский)

 

Какой общей мыслью объединены все эти высказывания?

 

(С русским языком можно творить чудеса. Русский язык необыкновенно богат о разнообразен.)

 

 - А вот послушайте, что говорил Гоголь о красоте русского языка.

              (чтение эпиграфа к уроку)

 

 

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок.

                                                                                                           Н. В. Гоголь

 

 

- Чем интересна первая часть этого предложения в плане синтаксиса?

 (Односоставное определённо–личное предложение)

 

III. Обобщение и систематизация знаний.

1.Фронтальный опрос.

Как отличить двусоставное предложение от односоставного?

Сколько основ в сложном предложении, если оно состоит из односоставного и простого двусоставного предложений?

Какие типы односоставных предложений вы знаете?

Как отличить односоставное определенно-личное предложение от односоставного неопределенно-личного?

Как отличить безличное предложение от назывного?

Какова роль односоставных предложений в письменной и устной речи?

 

 

2.Анализ текста (раздаточный материал)

 

        А. С. Пушкин в одном из писем о «Вечерах на хуторе близ Диканьки» писал: «Сейчас прочёл «Вечера…». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая. Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов».

 

- Прочитайте тест выразительно.

- Расставьте знаки препинания и объясните постановку.

- Как можно определить жанр этого текста?  (Письмо)

-Найдите определённо–личное предложение?

- Какое предложение называется определённо–личным?

- Где чаще всего используются определённо–личные предложения?

(Используются в разговорной речи, в лирике, дневниках, записях, письмах.)

 

 

      И присудили сжечь его живого на виду всех. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и принялись тут же раскладывать под деревом костёр. 

 

- Из какого произведения записан отрывок?                                                                                                                                                                             

                                                                           (Гоголь «Тарас Бульба»)

- Какому стилю отнесём этот текст?

                                                          (Художественный)

- Что автору помогает нарисовать столь пронзительную картину?( глаголы)

- В какой форме эти глаголы?

                                                (Глаголы прошедшего времени множественного числа)

- Назовите тип этих предложений? (неопределённо-личные)

- Почему автор не назвал того, кто производит эти действия?

(Не важен деятель, важно само действие.)

- Какие предложения называются неопределённо – личными? Где используются неопределённо–личные предложения?

 

3 Синтаксический разбор предложения.

 

Умную голову почитают смолоду.

 

- Что вы можете сказать об обобщённо – личных предложениях?

- Где они употребляются? Приведите свои примеры таких предложений?

 

Что испытывает человек, который впервые попал в огромный незнакомый город?

(Страх, испуг, удивление, восхищение….)

 

       Примерно то же самое испытывал и Кузнец Вакула, герой «Ночи перед Рождеством», отправившийся в Петербург к самой царице за черевичками для Оксаны.

 

 Давайте запишем, как об этом сказал Гоголь:

 

Ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели. 

 

- Что можно сказать о структуре этого предложения? Начертите схему?

- Какие предложения называются безличными? Что для них характерно?

- Чем отличаются они от определённо–личных и неопределённо–личных?

 

      Вывод: Односоставные предложения могут входить в состав сложных.

 

 

Итак, мы назвали виды односоставных предложений с главным членом - сказуемым, сказали и об их отличительных чертах.

 

4. Творческая работа.

 Ребята, обратившись сегодня на уроке к творчеству писателя, мы видим, что Гоголь разный. Он заставляет нас  веселиться и плакать, восхищаться масштабностью столичного Петербурга и великого Днепра. Но Гоголь может и смеяться, причём смех его бывает не только добродушный, но порой  злой и беспощадный.

 - Над кем смеёмся в комедии «Ревизор»?

(над героями)

    По иллюстрации с помощью назывных предложений создайте описание комнаты Хлестакова в трактире. (5 -6 предложений.)

 - Проверяется 2 -3 работы.

            (Маленькая комната в гостинице. Посредине стол. У стены барская кровать. Выцветавшие обои с расплывшимся жирным пятнами. Полумрак)

  - Для чего служат назывные предложения?

 

 

 

5. Графический диктант.

Запишите порядковый номер, тип предложения.

1) Божественная ночь! Очаровательная ночь!(назыв)

2) Кругом ни звука.(безличное)

3) Неплатившего должника приковали цепью к пушке. (неоп.-лич.)

4) Вся ночь прошла в криках и песнях, славивших подвиги. ( двусоставное)

5) Принесите ему сейчас же башмаки самые дорогие, с золотом.(определённо – личное )

6) Пленникам сильно прискучило сидеть в мешках (безличное)

7) Вот и обожженное дерево и кусты терновника! (назывное)

8) Нет уз светлее товарищества.(безличное)

9) Возьми свои палки, да и колоти. (определённо – личное)

10) Что, кошевой, пора бы погулять запорожцам! (безличное)

 

 

   

6. Работа с разноуровневыми тестами (на основе материалов ГИА).

 

     1. ….Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? 2. Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади. 3.Остановился поражённый божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? ……4.  Эх, кони, кони, что за кони! 5. Вихри ли сидят в ваших гривах? 6. Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? 7. Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!..

Задание: Среди предложений 1 – 7 найдите сложные предложения, в состав которых входят односоставные. Напишите номера этих предложений.      (ОТВЕТ:3 7 ).

 

 

      1.Ужасно как хочется есть! 2.Так немножко прошёлся, думал, не пройдёт ли аппетит, - нет, чёрт возьми, не проходит.3. Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой.4. Пехотный капитан ….. 5.Всего каких-нибудь четверть часа посидел – и всё обобрал. 6.А при всём том страх хотелось бы с ним ещё раз сразиться. 7.Случай только не привёл.8. Какой скверный городишко!

монолог Хлестакова из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Задание: Среди предложений 1 – 8 найдите простые односоставные предложения. Напишите номер этого предложения.

    (ОТВЕТ:1. 4.6.8)

 

Подведение итогов.

Итак, мы вспомнили все виды односоставных предложений.

Помог нам в работе Н. В. Гоголь, великий русский писатель, в руках которого слово то искрится, как бриллиант, удалью и озорством, то надрывается от боли , скорби и плача, то удивляет нас множеством оттенков, как александрит. И все эти сокровища мы можем назвать своими, ибо Гоголь говорил: «Мысли мои, мои труды будут принадлежать России».

 

Домашнее задание. (Условно на три группы: 1 группа - сильные, 2 группа - имеющие хорошие знания, 3 группа – слабые учащиеся, имеющие удовлетворительные и неудовлетворительные оценки).

для учащихся III группы  упражнение №228 (переделать двусоставные предложения в односоставные по образцу);

для учащихся II группы: подобрать из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» односоставные предложения, указать их тип (не менее 7);

для учащихся I группы: написать мини-сочинение «Хлестаков в городе N»

«Город N», используя односоставные предложения и неполные, или составить предложения.

 

 

 


Урок повторения и обобщения по теме: «Односоставные предложения»

Урок повторения и обобщения по теме: «Односоставные предложения»

С русским языком можно творить чудеса

С русским языком можно творить чудеса

И присудили сжечь его живого на виду всех

И присудили сжечь его живого на виду всех

Итак, мы назвали виды односоставных предложений с главным членом - сказуемым, сказали и об их отличительных чертах

Итак, мы назвали виды односоставных предложений с главным членом - сказуемым, сказали и об их отличительных чертах

Задание : Среди предложений 1 – 7 найдите сложные предложения, в состав которых входят односоставные

Задание : Среди предложений 1 – 7 найдите сложные предложения, в состав которых входят односоставные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2022