Урок повторения и обобщения по теме:
«Односоставные предложения»
Цели урока:
Образовательные:
- обобщить знания учащихся об односоставных предложениях
- показать их роль как средства художественной выразительности в произведениях художественной литературы
Развивающие:
- способствовать развитию навыков логического мышления
- развивать творческое мышление и воображение
- развивать навыки анализа художественного текста
Воспитательные:
- прививать чувство любви к русскому языку и русской литературе
- воспитать в учениках чувства прекрасного, вызвать интерес к творчеству Гоголя.
Оборудование: портрет Гоголя, иллюстрации к комедии «Ревизор», карточки с текстами, тестовые задания.
Слова: «Мои мысли, мои труды будут принадлежать России» (на доске)
Эпиграф к уроку: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок».
Н. В. Гоголь
Ход урока.
I.Организационный момент.
Сегодня мы обобщим сведения об односоставных предложениях,
покажем на уроке свои умения находить односоставные предложения в тексте и определять их вид.
Работая над односоставными предложениями в течение нескольких уроков, вы, я думаю, уже увидели их особую красоту, так как односоставные предложения обладают удивительной эмоциональностью.
II. Проверка домашнего задания.
Выписать к уроку высказывания о русском языке.
- Любите и изучайте русский язык. (Горький)
- Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. (Тургенев)
- Нам дан во владение самый богатый, меткий. Могучий и поистине волшебный русский язык истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (Паустовский)
Какой общей мыслью объединены все эти высказывания?
(С русским языком можно творить чудеса. Русский язык необыкновенно богат о разнообразен.)
- А вот послушайте, что говорил Гоголь о красоте русского языка.
(чтение эпиграфа к уроку)
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок.
Н. В. Гоголь
- Чем интересна первая часть этого предложения в плане синтаксиса?
(Односоставное определённо–личное предложение)
III. Обобщение и систематизация знаний.
1.Фронтальный опрос.
Как отличить двусоставное предложение от односоставного?
Сколько основ в сложном предложении, если оно состоит из односоставного и простого двусоставного предложений?
Какие типы односоставных предложений вы знаете?
Как отличить односоставное определенно-личное предложение от односоставного неопределенно-личного?
Как отличить безличное предложение от назывного?
Какова роль односоставных предложений в письменной и устной речи?
2.Анализ текста (раздаточный материал)
А. С. Пушкин в одном из писем о «Вечерах на хуторе близ Диканьки» писал: «Сейчас прочёл «Вечера…». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая. Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов».
- Прочитайте тест выразительно.
- Расставьте знаки препинания и объясните постановку.
- Как можно определить жанр этого текста? (Письмо)
-Найдите определённо–личное предложение?
- Какое предложение называется определённо–личным?
- Где чаще всего используются определённо–личные предложения?
(Используются в разговорной речи, в лирике, дневниках, записях, письмах.)
И присудили сжечь его живого на виду всех. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и принялись тут же раскладывать под деревом костёр.
- Из какого произведения записан отрывок?
(Гоголь «Тарас Бульба»)
- Какому стилю отнесём этот текст?
(Художественный)
- Что автору помогает нарисовать столь пронзительную картину?( глаголы)
- В какой форме эти глаголы?
(Глаголы прошедшего времени множественного числа)
- Назовите тип этих предложений? (неопределённо-личные)
- Почему автор не назвал того, кто производит эти действия?
(Не важен деятель, важно само действие.)
- Какие предложения называются неопределённо – личными? Где используются неопределённо–личные предложения?
3 Синтаксический разбор предложения.
Умную голову почитают смолоду.
- Что вы можете сказать об обобщённо – личных предложениях?
- Где они употребляются? Приведите свои примеры таких предложений?
Что испытывает человек, который впервые попал в огромный незнакомый город?
(Страх, испуг, удивление, восхищение….)
Примерно то же самое испытывал и Кузнец Вакула, герой «Ночи перед Рождеством», отправившийся в Петербург к самой царице за черевичками для Оксаны.
Давайте запишем, как об этом сказал Гоголь:
Ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели.
- Что можно сказать о структуре этого предложения? Начертите схему?
- Какие предложения называются безличными? Что для них характерно?
- Чем отличаются они от определённо–личных и неопределённо–личных?
Вывод: Односоставные предложения могут входить в состав сложных.
Итак, мы назвали виды односоставных предложений с главным членом - сказуемым, сказали и об их отличительных чертах.
4. Творческая работа.
Ребята, обратившись сегодня на уроке к творчеству писателя, мы видим, что Гоголь разный. Он заставляет нас веселиться и плакать, восхищаться масштабностью столичного Петербурга и великого Днепра. Но Гоголь может и смеяться, причём смех его бывает не только добродушный, но порой злой и беспощадный.
- Над кем смеёмся в комедии «Ревизор»?
(над героями)
По иллюстрации с помощью назывных предложений создайте описание комнаты Хлестакова в трактире. (5 -6 предложений.)
- Проверяется 2 -3 работы.
(Маленькая комната в гостинице. Посредине стол. У стены барская кровать. Выцветавшие обои с расплывшимся жирным пятнами. Полумрак)
- Для чего служат назывные предложения?
5. Графический диктант.
Запишите порядковый номер, тип предложения.
1) Божественная ночь! Очаровательная ночь!(назыв)
2) Кругом ни звука.(безличное)
3) Неплатившего должника приковали цепью к пушке. (неоп.-лич.)
4) Вся ночь прошла в криках и песнях, славивших подвиги. ( двусоставное)
5) Принесите ему сейчас же башмаки самые дорогие, с золотом.(определённо – личное )
6) Пленникам сильно прискучило сидеть в мешках (безличное)
7) Вот и обожженное дерево и кусты терновника! (назывное)
8) Нет уз светлее товарищества.(безличное)
9) Возьми свои палки, да и колоти. (определённо – личное)
10) Что, кошевой, пора бы погулять запорожцам! (безличное)
6. Работа с разноуровневыми тестами (на основе материалов ГИА).
1. ….Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? 2. Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади. 3.Остановился поражённый божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? ……4. Эх, кони, кони, что за кони! 5. Вихри ли сидят в ваших гривах? 6. Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? 7. Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!..
Задание: Среди предложений 1 – 7 найдите сложные предложения, в состав которых входят односоставные. Напишите номера этих предложений. (ОТВЕТ:3 7 ).
1.Ужасно как хочется есть! 2.Так немножко прошёлся, думал, не пройдёт ли аппетит, - нет, чёрт возьми, не проходит.3. Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой.4. Пехотный капитан ….. 5.Всего каких-нибудь четверть часа посидел – и всё обобрал. 6.А при всём том страх хотелось бы с ним ещё раз сразиться. 7.Случай только не привёл.8. Какой скверный городишко!
монолог Хлестакова из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Задание: Среди предложений 1 – 8 найдите простые односоставные предложения. Напишите номер этого предложения.
(ОТВЕТ:1. 4.6.8)
Подведение итогов.
Итак, мы вспомнили все виды односоставных предложений.
Помог нам в работе Н. В. Гоголь, великий русский писатель, в руках которого слово то искрится, как бриллиант, удалью и озорством, то надрывается от боли , скорби и плача, то удивляет нас множеством оттенков, как александрит. И все эти сокровища мы можем назвать своими, ибо Гоголь говорил: «Мысли мои, мои труды будут принадлежать России».
Домашнее задание. (Условно на три группы: 1 группа - сильные, 2 группа - имеющие хорошие знания, 3 группа – слабые учащиеся, имеющие удовлетворительные и неудовлетворительные оценки).
для учащихся III группы упражнение №228 (переделать двусоставные предложения в односоставные по образцу);
для учащихся II группы: подобрать из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» односоставные предложения, указать их тип (не менее 7);
для учащихся I группы: написать мини-сочинение «Хлестаков в городе N»
«Город N», используя односоставные предложения и неполные, или составить предложения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.