Дата11/09
Тема урока: «План местности»
Цель: - сформировать представление о плане, его признаках и свойствах, научить отличать план от рисунка, учить читать план (за условными знаками видеть местность, пользоваться масштабом, определять направления сторон горизонта, расположение объектов относительно сторон горизонта и друг друга);
- создать условия для совершенствования умения сравнивать, делать выводы, общаться друг с другом на деловой основе;
- воспитывать аккуратность, ответственное отношение к своей учебной деятельности.
Оборудование: план местности, карандаш, линейка, стирки, спичечные коробки или кубики, метровая линейка или рулетка.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка задач на урок
Учитель показывает практическую значимость умения читать план местности.
- Мы попали в незнакомый город или другую незнакомую местность. Но у нас есть план этой местности. Что же это такое? Как им пользоваться? Что мы можем узнать с помощью его? На эти вопросы мы сегодня и найдем ответ.
3. Изучение нового материала
- Что же такое план?
На партах у школьников лежат кубики или спичечные коробки или другие подобные предметы. Учитель показывает рисунок этих предметов (на доске или на листе бумаги) и спрашивает детей:
- Что это такое?
- Как мы смотрим на предмет, чтобы получить его рисунок? (Сбоку).
А дальше учитель просит учащихся взять кубик (коробок), положить на лист бумаги и обвести его контур карандашом.
- Что получилось? (Квадрат, прямоугольник).
- Посмотрите сверху на предмет? Какую фигуру мы видим?
- Сравните полученные фигуры. (Они одинаковые.)
- Чертеж на бумаге и есть план коробка (кубика).
- Можно ли по полученному чертежу узнать размеры спичечного коробка (кубика)? Какие? (Длину и ширину).
- Как нам получить план стакана, (ластика)? (Поставить на бумагу и обвести контур дна.)
- Что мы получим? (Круг).
- Эту же фигуру мы видим, когда смотрим на стакан сверху?
- Сделаем вывод, что же такое план?
Учитель обобщает высказывания детей и помогает им сделать вывод о том, что план – это чертеж предмета, на котором он виден так, как мы видим его сверху.
- План небольшого предмета вычертить просто. А как начертить план, например, стола или парты, нашего класса? Посмотрите сверху на свою парту, на учительский стол (кто-то из учащихся выходит и смотрит).
- Что мы видим? (прямоугольник)
- Значит, на бумаге у нас должен получиться прямоугольник?
- Но какого размера?
- Такой большой прямоугольник мы не сможем нарисовать на листе наших тетрадей. Что нужно сделать?
Учащиеся делают вывод, что нужно уменьшить.
- Во сколько раз?
Учитель отмечает, что для того, чтобы вычертить план большого предмета пользуются масштабом. Чтобы начертить план стола, нужно определить размеры стола: длину и ширину. Учитель называет размеры (или измеряет прямо на уроке) стола: (например, длина –100 см, ширина — 50 см ) и предлагает уменьшить размеры стола в 5 раз.
- Что нужно для этого сделать?
- Какие уменьшенные размеры у нас получатся? (длина – 20 см, ширина – 10 см).
- Но это тоже не очень удобные размеры для чертежа в тетради!
Предлагается уменьшить размеры в 10 раз.
- Как теперь сделать чертеж стола на бумаге? (Начертить прямоугольник со сторонами в 10 см (длина) и 5 см (ширина)).
Учащиеся вычерчивают план стола.
- А как узнать по чертежу настоящие размеры стола? (Размеры сторон прямоугольника умножить на 10, т.е. на столько, во сколько раз уменьшали).
- Сделайте вывод о том, что же нужно сделать, чтобы вычертить план больших предметов. (Уменьшить в определенное количество раз.)
- Вычерчивая план стола, мы пользовались масштабом.
Термин записывается (заранее) на доске или выставляется соответствующий трафарет со словом, обращается внимание на правописание и произношение термина.
- Что же такое масштаб? Найдите и зачитайте ответ в учебнике.
После чтения учебника, учитель организует анализ прочитанного:
- Что показывает масштаб?
- Как записывается масштаб?
- Как читать масштаб? (Одному сантиметру на чертеже соответствует 100 см в действительности или на местности.)
- Попробуйте записать масштаб, которым мы пользовались при вычерчивании плана стола (в 1 см – 10 см ) и прочитать его.
Тренировочные упражнения по формированию умения чертить план и пользоваться масштабом (по вариантам)
1 вариант.
Начертите план класса, длина которого 6 м, ширина – 4 м. Масштаб: в 1 см – 1 м.
2 вариант
(Учащимся предлагается план стола). Определите по чертежу размеры стола. Масштаб в 1 см– 10 см.
- Как вы будете выполнять задание?
Школьники выполняют задания самостоятельно в парах.
- Итак, мы узнали, что такое план отдельного предмета. Вычерчивают также планы и целой местности. Как вы думаете, что он будет собой представлять, как его получить. (Чертеж, вид сверху. Чтобы его получить, нужно пользоваться масштабом, т.е. уменьшить изображение. Наличие масштаба – это обязательный признак плана.)
- Рассмотрим таблицу «План местности», на которой изображены вид местности сверху, рисунок этой местности и план ее и сравним их.
На доске таблица «Сравнение рисунка и плана местности» (таблицу смотрите ниже), которая заполняется учителем в процессе выполнения учащимися практической работы. (Соответствующую таблицу учащиеся заполняют в своих рабочих тетрадях).
- Определите, где рисунок местности, где вид местности с самолета. Как это можно определить? Как мы видим предметы на рисунке и на фотографии с самолета? (на рисунке – сбоку, с самолета – сверху.)
- Как мы видим предметы на плане местности?
После этого заполняется первый пункт сравнительной таблицы.
- Как изображены предметы на фотографии, на рисунке? (Так, мы их видим.)
- Как изображены предметы на плане местности? Можно ли на плане узнать изображенные объекты? Какие предметы вы можете узнать? (Речку.)
- А вот другие предметы узнать на плане трудно, потому что изображены они с помощью особых условных знаков. Каждый предмет имеет свой особый знак. Условные знаки и их значение указано на плане.
- Определите, как обозначен на плане смешанный лес, луг, кварталы поселка, дорога.
- Найдите на плане с помощью условных знаков фруктовый сад, огород, школу.
После практической работы на плане заполняется второй пункт таблицы.
Для того чтобы установить следующее свойство плана, учитель просит учащихся:
- Определите расстояние от школы до смешанного леса. Где это можно сделать: на рисунке или плане? Почему?
Учитель сообщает учащимся масштаб плана местности, изображенного на стр. 15 учебника: в 1 см – 100 м (заметим, что масштаб в учебнике на плане не указан). Вначале просит прочитать масштаб. Далее выясняется, как определить требуемое расстояние на плане местности (с помощью линейки измеряется расстояние, полученное на плане расстояние в см умножаем на 100 м ). Сравнение масштабов позволяет сформировать у школьников представление о крупном и мелком масштабе (такое сравнение необходимо для формирования в дальнейшем представления о карте в процессе сравнения ее с планом).
Учитель предлагает запись двух масштабов и спрашивает, какой масштаб крупнее (или мельче): в 1 см – 10 м или в 1 см – 100 м. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, в каком случае больше степень уменьшения, т.е. при каком масштабе расстояние уменьшаются в большее количество раз.
Учащиеся под руководством учителя устанавливают, во сколько раз уменьшены размеры на плане по сравнению с местностью в первом случае и во втором. Для этого метры переводят в см, полученная величина будет показывать, во сколько раз уменьшены размеры на плане. В первом случае (при масштабе 1 см – 10 м) размеры на плане уменьшены в 1000 раз, во втором случае – в 10000 раз.
- Где будут объекты более крупными?
- Значит, какой масштаб крупнее? (в 1 см – 10 м).
С целью закрепления умения сравнивать масштабы, можно предложить еще пример:
- Какой масштаб мельче: в 1 см – 20 м или в 1 см – 200 м?
Рассуждаем, как и в первом случае: устанавливаем во сколько раз уменьшены размеры в обоих случаях, сравниваем величины и получаем, что во втором случае размеры на плане уменьшены в большее количество раз – в 20000 раз, значит, этот масштаб мельче. На основании работы можно сделать вывод, что чем больше в записи масштаба вторая цифра, тем мельче масштаб, и наоборот. Нужно отметить, что на плане можно показать только небольшой участок земли.
- Очень важный признак плана – наличие стрелки, которая показывает стороны горизонта на плане.
Учитель показывает на плане местности стрелку, рисует ее доске, чтобы обратить внимание, как на ней обозначаются стороны горизонта.
- Стрелка всегда указывает на север. Значит, вверху на плане – север.
- Сами определите остальные стороны горизонта. (Противоположный конец стрелки указывает на юг, значит, внизу на плане – юг. Налево от северного конца стрелки – запад, направо – восток.)
Чтобы у школьников было сформировано представление о том, как на плане можно ориентироваться относительно сторон горизонта и как определять направления, организуются тренировочные упражнения:
- В каком направлении течет р. Быстрая? (Вначале с З на В, затем на Ю, Ю-З, далее на Ю – В.)
- В каком направлении проходит дорога?
- Что находится южнее: смешанный лес или луг?
- Где находится смешанный лес по отношению к поселку? (На С-З)
- Где находится пашня по отношению к поселку? (Одна на севере, вторая на западе)
- Сделайте вывод, где и почему можно определять направления сторон горизонта и расположение объектов относительно сторон горизонта.
Заполняется последний пункт сравнения плана и рисунка. В конечном виде сравнительная таблица выглядит следующим образом:
Таблица сравнения плана и рисунка
- С помощью таблицы сделайте вывод, чем отличается план от рисунка. (Видом сверху, наличием условных знаков, масштаба, стрелки, показывающей стороны горизонта.)
- Следовательно, основные признаки плана — вид сверху, наличие условных знаков, масштаба, стрелки.
- Что можно узнать на плане местности? (какие объекты находятся на местности, где расположены относительно сторон горизонта и друг друга, расстояние между объектами).
- Видеть предметы за условными знаками, определять расстояния, месторасположение объектов относительно сторон горизонта – это, значит, уметь читать план.
Слова учителя сопровождаются соответствующей схемой, которая выполняется на листе бумаги:
Читать план, значит:
- видеть за условными знаками изображенные предметы;
- пользоваться масштабом (или определять расстояния с помощью масштаба);
- определять стороны горизонта, расположение предметов относительно сторон горизонта и друг друга.
4. Закрепление изученного
Тест (выполняется письменно):
1. Назови букву правильного ответа.
План местности – это:
А) рисунок участка местности, на котором изображены предметы так, как мы их видим;
Б) чертеж небольшого участка местности, на котором предметы изображены так, как мы их видим сверху и с помощью условных знаков.
2. Вставь пропущенное, закончи предложение.
Признаки плана – это наличие стрелки, показывающей стороны горизонта, изображение предметов с помощью …, наличие ….
3. Чем план отличается от рисунка? Назови буквы с правильными ответами.
А) На плане можно измерять расстояния между предметами, так как все изображено в масштабе.
Б) На плане можно определять месторасположение предметов относительно сторон горизонта и друг друга.
В) На плане предметы изображены так, как мы их видим.
Г) На плане предметы изображены условными знаками.
4. Выбери букву с правильным ответом. Масштаб показывает:
А) во сколько раз расстояния, размеры предметов на плане уменьшены по сравнению с их настоящей величиной на местности;
Б) на сколько уменьшены расстояния на плане в сравнении с действительностью.
5. Сравни масштабы, назови, какой из них крупнее.
В 1 см – 5 м. В 1 см – 50 м.
5. Подведение итогов работы
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему учились?
- Что больше всего понравилось?
- Что было трудным? Почему?
- Довольны ли вы своей работой?
6. Домашнее задание:
Прочитать текст на стр…, выполнить задания 1 и 4 после текста, ответить на вопросы.
Для желающих: составить план школьного двора или своего дома с двором (своей квартиры).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.