КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН УРОКА ПОЗНАНИЯ МИРА
Предмет: Познание мира |
Школа: КГУ «Соколовская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями в развитии» |
|||||||||||||||||||||||
Дата: |
ФИО педагога: Чекунова Ирина Борисовна |
|||||||||||||||||||||||
Класс: 2 |
Количество присутствующих: Количество отсутствующих: |
|||||||||||||||||||||||
Тема урока: |
«Аль-Фараби» |
|||||||||||||||||||||||
Сквозная тема: |
Традиции и фольклор |
|||||||||||||||||||||||
Ссылка на подраз-дел программы: |
3.4. Выдающиеся исторические личности и деятели культуры |
|||||||||||||||||||||||
Цель обучения: |
2.3.4.1. рассказать о вкладе Аль-Фараби в развитие науки |
|||||||||||||||||||||||
Ожидаемые результаты: |
Все учащиеся смогут: - определять личностный смысл изучения темы урока; - понять, какой вклад внёс Аль-Фараби в развитие науки. Большинство учащихся смогут: - познакомиться с жизненным путём учёного Аль-Фараби и его творчеством; - понять необходимость обучения в школе, чтобы постичь основы наук; - переработать полученную информацию: найти ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Некоторые учащиеся смогут: - получить информацию из текста и иллюстраций учебника, обсуждают её, формулируют вопросы; - испытывать чувство уважения к деятелям науки прошлого. |
|||||||||||||||||||||||
Критерии успешности: |
Учащийся достиг цели, если: - объясняет значение вклада Аль-Фараби в развитие науки; - аргументирует своё мнение о важности обучения в школе для постижения основ наук; - рассуждает, делится своими рассуждениями с другими учащимися. Учащийся стремится достичь цели обучения, если: - понимает вклад Аль-Фараби в развитие науки; - принимает участие в рефлексивной деятельности. |
|||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей: |
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
|||||||||||||||||||||||
Тип урока: |
Урок изучения нового материала |
|||||||||||||||||||||||
Форма урока: |
Урок - интерактивная сессия |
|||||||||||||||||||||||
Методы и приёмы обучения: |
Приёмы «Ассоциации», «Словесный портрет», «Хочу спросить…», «Выдели главную мысль», «Фактическая информация», «Альбом», «Путь к вершинам знаний». |
|||||||||||||||||||||||
Ресурсы: |
Для учителя: доска, трактаты, иллюстрации, бумага А-4, портрет Аль-Фараби, карта древнего Отрара. Для ученика: учебник, рабочая тетрадь. |
|||||||||||||||||||||||
Языковая цель:
Ключевые идеи и слова |
- свободно выражать свою мысль; - участие в диалоге; - составлять словесный портрет учёного; - объясняет значение вклада Аль-Фараби в развитие науки. Наука, учёный, Аль-Фараби – великий учёный. |
|||||||||||||||||||||||
Межпредметная связь: |
Взаимосвязь с предметами: самопознание, казахский язык, литература, естествознание, музыка. |
|||||||||||||||||||||||
Предварительные знания: |
Как появилось земледелие? Скотоводство? Как звали предводителя гуннов? |
|||||||||||||||||||||||
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||
Этапы урока Время |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||||||||||||||||||||
Организационный этап. Психологический настрой на урок. 2 мин |
- Здравствуйте, ребята! Я хочу пожелать вам успехов на уроке и дать такое напутствие: На уроке будь старательным, будь спокойным и внимательным! Всё пиши, не отставая. Слушай, не перебивая. Говорите чётко, внятно, чтобы было всё понятно. Если друг стал отвечать, не спеши перебивать. (Учащиеся приветствуют учителя). |
|
||||||||||||||||||||||
Деление на группы 1 мин |
- Сегодня у нас необычный урок. Сейчас у меня на столе лежат картинки с изображением росточка и книги. Вы должны подойти и каждый выбрать свою картинку. (Дети подходят к столу и выбирают картинки). - Получились две малые группы: 1 группа «Великие учёные» 2 группа «Великие мыслители»
|
Картинки с изображением книги и росточка |
||||||||||||||||||||||
Опрос домашнего задания 5 мин
|
- Прежде чем мы начнём изучение новой темы, давайте вспомним, что мы изучали ранее. (Дети выполняют тест по пройденному материалу). Тест 1 группа 1. Чем занимались люди из древних племён? 2. Как появилось земледелие? Как возникло скотоводство? 3. Почему с появлением земледелия и скотоводства люди стали жить лучше? 2 группа Соедини части, чтобы получилось верное предложение. 1. Аттила - ... а) называли Едилем. 2. Гунны вели - ... б) предводитель гуннов. 3. В казахских легендах Атиллу - ... в) кочевой образ жизни. Оценивание. Взаимопроверка. - Итак, мы с вами вспомнили, что мы изучали ранее, а теперь пришло время пополнить наш сосуд со знаниями новым интересным материалом. |
Карточки с заданием |
||||||||||||||||||||||
Вызов. Постановка проблемы. 7 мин
Полиязычие |
- Теперь я вам предлагаю в паре, затем в группе поговорить о том, каких знаменитых великих людей вы знаете. - Главный вопрос, который вам придётся обсудить, почему их все знают и помнят, а также объяснить их роль в развитии человечества. Обсуждение в группах. (Объясняют их роль в развитии человечества). |
На интерактив-ной доске фотографии знаменитых людей |
||||||||||||||||||||||
- А кому мы посвятим наш урок, вы узнаете, если отгадаете таблицу – шифр из цифр.
(Учащиеся с помощью алфавита расшифровывают слово и называют тему урока «Аль-Фараби»). - Тема нашего урока «Аль-Фараби». - Какие ассоциации вызывает у вас данное слово, имя? - Рассмотрите портрет Аль-Фараби. Как вы думаете, кто этот человек? Чем же он занимался? (Учащиеся высказывают свои предположения). - Аль–Фараби – гордость всей мировой науки и культуры. Его имя известно во всём мире. Его именем названы высшие образовательные учреждения, улицы. Талант его обширен и многогранен. Ғалым, учёный, scientist. |
Портрет Аль-Фараби
|
|||||||||||||||||||||||
Этап усвоения новых знаний 15 мин
Физкультми-нутка |
- Мы посвятим наш урок великому учёному, мыслителю и музыканту Востока; человеку энциклопедических знаний. Сегодня мы прикоснёмся только к трём вершинам его гения. - Откроем учебники, поочерёдно читаем текст. По ходу чтения обдумывайте вопрос, который относится к нашей теме. После чтения задайте вопрос классу, начав со слова: «Хочу спросить…» Ответить на ваш вопрос может любой ученик или, в случае затруднений, - учитель. На полученный ответ вы сообщаете своё эмоциональное отношение: «Я удовлетворён…» или «Я неудовлетворён, потому что…» Взаимооценивание. Творческая работа в группах. - Дальнейшая наша работа пройдёт в научных группах. 1 группа. Работа с экспертными листами. Учащиеся в течение 3 мин. должны ознакомиться с текстом. Затем на столах у учащихся заранее приготовлены вопросы. Ребята должны ответить на вопросы, подчёркивая правильные ответы по тексту. 2 группа. Найдите и обведите кружочками на карте Казахстана город, где родился учёный и города, где побывал Аль-Фараби. Взаимооценивание. - Для музыкального искусства Аль-Фараби сделал очень многое. Он изобрёл и сам сделал музыкальный инструмент ГИПЧАК, усовершенствовал древний инструмент Востока – АЛЬ КАНУН. Он не только работал над созданием музыкальных инструмен-тов, но и прекрасно владел игрой на них. Звуки АЛЬ КАНУНА вы сейчас послушаете. Возьмите конверт с заданием № 2. Откройте его. Вы можете увидеть музыкальные инструменты, которые изобрёл Аль-Фараби. - На какой казахский музыкальный инструмент похож гипчак? (На домбру).
- Давайте изобразим, как на нём играл Аль-Фараби. Поднимите левую руку вверх, а правой рукой перебирайте кистью по струнам (изображается игра). - На какой казахский инструмент похож аль-канун? (На жетыген).
- Давайте изобразим, как на нём играл Аль-Фараби. Поставьте ноги вместе. Представьте, что у вас на коленях лежит инструмент. Левая рука лежит на колене, а правой рукой пальцами щипайте струны (изображается игра). |
Учебник
Конверты с заданиями Приложение № 1: текст с вопросами;
Музыкаль-ные инструмен-ты ГИПЧАК, АЛЬ КАНУН
|
||||||||||||||||||||||
Этап понима-ния нового ма териала, 3 мин |
Выполнение заданий 1, 2 в тетрадях. |
Рабочая тетрадь |
||||||||||||||||||||||
Этап закрепления нового материала 5 мин |
Создание альбома об Аль-Фараби. Важным критерием для оценивания альбома, должна быть информация о вкладе Аль-Фараби в развитие науки. (Подбирают необходимые изображения для оформления альбома). Защита проектов.
|
|
||||||||||||||||||||||
Рефлексия. 1 мин |
Приём «Путь к вершинам знаний». - На каждом уроке вы поднимаетесь на вершину знаний. Оцените, как вы усвоили новый материал. Обведите в кружочек, на какой вершине вы находитесь. - Какие задания были наиболее интересными на уроке? Где могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке? Всё ли у вас получилось, как вы хотели? Почему? Чему бы вы ещё хотели научиться? |
Рабочая тетрадь |
||||||||||||||||||||||
Этап подведения итогов 1 мин |
- На сегодняшнем уроке мы познакомились с выдающейся личностью науки и культуры средневекового Казахстана, который внёс вклад не только в культуру и науку нашей страны, но и во всю мировую цивилизацию. Развитие духовности, науки ведёт людей благоразумию, созиданию, толерантности, ну и конечно, является залогом стабильного, единого, процветающего государства. - И в заключение нашего урока, хочу вам пожелать, верьте в свои силы и у вас всё получится. А примером для вас будет человек, который верил в себя и свои силы, это великий учёный, мыслитель, музыкант – Аль-Фараби. Он жил более 1000 лет назад, но его имя продолжает сиять в веках. |
|
||||||||||||||||||||||
Дифференциация |
Оценивание |
Здоровье и соблюдение ТБ |
||||||||||||||||||||||
В процессе работы учитель помогает строить учащимся монологическую речь, диалог на основе опорного плана и ключевых моментов. Находить информацию по различным источникам на заданную тему. Создавать альбом, используя фотографии, таблицы. |
Формативное оценивание: Самооценивание в тетради «Путь к вершинам знаний». Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом. Результаты наблюдения учителем качество ответов учащихся на уроке. |
Физкультминутка. Соблюдение гигиенических норм. |
||||||||||||||||||||||
Приложение № 1
Абу Насыр ибн Мухамед Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби родился в 870 г. в городе Отраре (Фараб) в семье военачальника, выходца из кыпчакской среды.С детства Абу Насыр увлёкся науками, к его счастью, в Отраре была богатейшая библиотека. Первоначально он получил образование у себя на родине на кыпчакском языке. Аль-Фараби изучал персидский, греческие языки, изучал научные трактаты на этих языках. Достигнув совершеннолетия, он отправляется в ведущие культурные центры, чтобы продолжить образование. Побывал в Шаше (Ташкенте), Самарканде, Исфахане, Хамадане и других городах. Долгое время он провёл в Багдаде – столице Халифата, центре развития науки и культуры того времени. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учёными и довольно быстро занимает среди них ведущее место. Аль-Фараби был учёным-энциклопедистом, внёсшим значительный вклад почти во все отрасли научных знаний. Его перу принадлежит более 150 трудов по философии, логике, математике, медицине, астрологии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, Аль-Фараби при жизни удостоился почётного звания «Второй учитель» (после самого Аристотеля). Именно на работах Аль-Фараби формировалась арабская средневековая наука.
Аль-Фараби родился в городе … (Отрар).
Отец Аль-Фараби был … (военачальником).
На каком языке Аль-Фараби получил образование? (кипчакском).
Количество трудов Аль-Фараби… (150)
Аль-Фараби называли вторым учителем после… (Аристотеля)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.